Предисловие к русскому изданию




НазваниеПредисловие к русскому изданию
страница1/12
Дата публикации02.08.2013
Размер2.43 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Сандра Ингерман.

Возвращение души.

Восстановление разбитого на части Я.




ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Так сложилась моя судьба, что в 1993 году известный американский антрополог и исследователь шаманизма Майкл Харнер пригласил меня в Америку пройти интенсивный курс обучения шаманским практикам. Как практикующий психолог, я всегда интересовалась этнопсихологией, антропологией и древними технологиями работы с душой и энергией человека. Майкл Харнер был и остается для меня человеком, открывшим мне дверь в мир Силы, мир знания и пока­завшим мне мой путь в жизни.

Основной тренинг вел сам Майкл, но вот однажды, во время двух выходных дней перед нами появилась обаятельная женщина по име­ни Сандра. Сначала после мощной фигуры Майкла Харнера мы вос­приняли появление хрупкой девушки как временную и не очень адек­ватную замену, — ну что же, профессору тоже надо отдыхать. Но постепенно, проникая все глубже в метод работы Сандры Ингерман, я начала осознавать, насколько она глубоко и проникновенно ориен­тируется в том, что называется душой человека. И, хотя в русском языке есть поговорка — «чужая душа — потемки», для Сандры это не совсем так.

Сандра способна почувствовать состояние души другого человека, увидеть то, что когда-то давно — может быть, даже в детстве — травмирова­ло эту душу, поймать, нащупать этот давний след и, буквально идя по этому следу, прийти к тому моменту, где душа еще была целостной. И затем, оттолкнувшись от этой матрицы, восстановить целостность его души.

В процессе обучения у Сандры я осознала, что Душа абсолютно материальна, что это не запредельная субстанция, о которой мы ни­чего не знаем. Хотя наукой тщательно изучается тело — строение органов, тканей, клеток и даже ДНК, но, оказывается, Душа — точно такое же пространство реального функционирования человека, как и его тело. Однако если тело — материальную оболочку души — мож­но видеть и изучать в обычном состоянии сознания, то войти в прос­транство души можно только во время шаманского путешествия и, произведя там необходимую работу, вернуть душе ее утраченную силу.

Причины потери души многообразны, и ситуации, с которыми мне с тех пор приходилось работать, были также совершенно различны, начиная от потери близкого человека, расставания с возлюблен­ным и заканчивая «киданием» в бизнесе.

Приведу только один пример. Я очень хорошо его запомнила, ведь это был один из первых моих случаев возвращения души.

Ее привезли на машине, и она вошла в кабинет, буквально держась за стену. История ее оказалась достаточно банальной. У нее был молодой человек, он говорил много слов о любви, о том, что «они будут жить вместе всю жизнь и умрут в один день»... Она влюбилась в него. У нее был уже опыт неудачного брака, и ей, как и положено всякой нормальной девушке, хотелось личного счастья. К моменту их зна­комства у него очень плохо шли дела, в бизнесе было много проблем, вплоть до полного разорения.

Как я увидела во время работы, она так сильно «включилась в него», что буквально энергией своей души стала питать не только его самого, но и его бизнес. Человек — единая энергосистема, его нельзя отделить от того, чем он занимается, это закон сохранения — и дела. У молодого человека очень быстро поправились, к нему пришел успех, он заработал много денег, ему предложили партнерство за грани­цей, в Швейцарии. Уезжая, он сказал, что это ненадолго, что он скоро за ней приедет и т. п.

С тех пор она его не видела.

Ко мне девушка попала уже в тяжелейшей депрессии, что усугубилось абортом — к моменту его отъезда она была уже беременна, хотя еще и не знала об этом. А также еще и тем, что она осталась без работы.

Когда они встретились, у нее была хорошая работа, но он хотел, чтобы она всегда была рядом, и ей пришлось уйти с работы... В результате — нет работы, неудачная беременность и тяжелейшая депрессия. Девять месяцев она просто лежала. С ней случилось то, что мы на нашем языке» называем «тотальной потерей души». Каждый день она просыпалась с мыслями о нем... и о самоубийстве. Зачем ей жить... нечем жить... Ведь человек живет душой, тело — всего лишь сосуд для души. И если сосуд опустошается, то жить незачем и нечем.

Когда я начала работать с ней по методу^ Возвращения Души, описанном в данной книге, то к стандартной двухчасовой беседе психо­лога с пациентом добавился небольшой 15-минутный сеанс. Переме­ны же были кардинальными. Во время сеанса я как наяву увидела этого мужчину — на нем было надето что-то военное с патронташем; когда он распахнул полы кителя, там во все отверстия патронташа были вставлены упаковки с ее душой. Я первый раз в жизни видела такую картину — так много упаковок с душой, будто склад какой-то... Молодой человек был такой цветущий, полный энергии, весь в упа­ковках с душой моей подопечной — а она была совершенно пуста. Тело всего лишь сосуд, и при тотальной потере души остается только пустая оболочка. После сеанса передо мной стоял уже совсем другой человек.

В практике возвращения души очень важно зацепить этот след, найти, куда душа действительно ушла, и затем — ее вернуть. Более подробно все это вы узнаете из этой книги.

Когда она снова у меня появилась, это была уже счастливая, улы­бающаяся молодая женщина, а не потухшая и лишенная жизненной силы, как та, которую я встретила в первый раз. Мы провели повтор­ный сеанс, где нужно было проверить, не осталось ли каких-то частей ее души у того человека. Ведь это именно ее душа, и нужно вернуть ее именно к ней, именно в то физическое тело, откуда она была утеряна, вернуть своему владельцу. Это очень важно понимать, когда вы буде­те читать эту книгу.

Спустя некоторое время после двух сеансов я узнала, что у девуш­ки вновь появилась работа и что с ней хочет восстановить отношения ее прежний муж. Появился рядом с ней и новый молодой человек, который за ней ухаживает, но я убедительно ее просила быть поаккуратней и так безоглядно не спешить отдавать часть своей души, как она это сделала прежде. И вот ее слова: «Алина, я все это помню, было такое, но у меня абсолютное ощущение, что это было не со мной». Это типичный пример эффективного возвращения души. Человек пом­нит травмирующую ситуацию, но он примиряется с ней, он ее прини­мает, нет резкой эмоциональной окраски.

Прошло восемь лет. За этот период в нашей работе было проведе­но множество сеансов по возвращению души с огромным количест­вом людей. Каждый раз, когда я занимаюсь этой практикой, я не устаю удивляться ее эффекту. И должна сказать, что это вовсе не мистика — это, скорее, «технология», согласно которой непремен­ным результатом бывает восстановление душевной энергии, техно­логия, которая реально помогает людям в жизни. С другой стороны, работая с тонким планом души человека, я никогда заранее не знаю, каков будет результат, но каждый раз с замиранием сердца жду чу­да — и чудо происходит!

И всякий раз в моей душе звучат слова благодарности Сандре Ингерман, человеку, посвятившему меня в эту практику. Книга, ко­торая сейчас перед вами, — тоже посвящение в практику возвраще­ния души — и большой подарок русскому читателю.

Алина Слободова

Часть 1

Глава 1




Утрата души
Какая польза от человека,

если он приобретет целый мир,

но потеряет собственную душу?

Иисус Христос
Чтобы получить как можно больше от этой книги, очень важно добраться до некоего места глубоко внутри, места, где вы сможете отличить истину от «болтовни разума». Для этого я советую вам проделать простое упражнение, которое я использую вот уже много лет, чтобы помочь клиентам увидеть разницу между интуицией и вмешательством разума1.




Упражнение

Удобно расположитесь на стуле. Закройте глаза, сделайте четыре глубоких вдоха и выдоха и попробуйте расслабиться как можно полнее. Теперь подумайте о чем-то таком, что вы любите, о чем-то очень простом — цвете, цветке, пище.

^ Скажите себе: «Я люблю...» Повторите эти слова. Просто прочувствуйте ощущения, возникающие в вашем теле, когда вы говорите себе правду.

Затем встаньте и ненадолго займитесь чем-нибудь. Если вы дома, сделайте что-нибудь по дому. Если вы вне его, просто походите немного. После этого вернитесь на место, сядьте и закройте глаза. Опять четыре раза глубоко вдохните и выдохните. А теперь солгите себе. Скажите: «Я ненавижу...» (о том же, что, как вы только что сказали, вы любите). Повторите фразу «Я ненавижу...» и попытайтесь прочувствовать, что делает ваше тело, когда оно слышит ложь.
Если я слышу ложь, у меня в области солнечного сплетения начинает трепетать красный флажок. Когда я слушаю кого-нибудь или что-то читаю, я могу судить, правда это или ложь, по тому, появляется красный флажок или нет. Если я пытаюсь принять какое-либо решение, а мой разум не перестает вмешиваться в этот процесс со своей болтовней, я говорю себе, что именно я намереваюсь сделать, и затем наблюдаю за появлением красного флажка. Если его нет, я продолжаю действовать, пусть даже мой разум брыкается и вопит.

По рассказам других людей, когда они, выполняя это упражнение, говорили правду, тело окутывалось потоками тепла, или покрывалось гусиной кожей, или по всему телу ощущались покалывания; вас может охватить ощущение покоя или просто станет хорошо на сердце.

В ответ на ложь в груди или в солнечном сплетении появляется напряжение, может возникнуть какой-то конкретный цвет перед мысленным взором или болезненные ощущения в теле.

В этой книге я буду говорить о месте, которое находится очень глубоко внутри. Я буду взывать к вашей сущности, стараясь пробудить и оживить ее. Обыденный разум не всегда сможет понять, что я пытаюсь сказать. Иногда я даже буду пробовать обойти разум, чтобы ваше собственное внутреннее знание могло участвовать в процессе исцеления.

Во время чтения обращайте внимание на кинестетические сигналы, или ощущения тела, с помощью которых ваши более глубокие чувства говорят «да», после этого продолжайте чтение.

Независимо от того, получите вы возвращение души или нет, эта книга станет для вас исцеляющей. Из нее вы узнаете, как мы утрачиваем свои жизненные силы и сущность, оставаясь разделенными на части, и как можем принять сознательное решение начать жизнь, которая позволит нам реализовать свои возможности.

Все мы тратим огромное количество психической энергии в поисках утраченных частей себя. Мы делаем это бессознательно самым различным образом: мечтаем и фантазируем, пробуем многочисленные духовные пути, вступаем в отношения, которые отражают наши собственные недостающие части.

В наше время большинство людей не ощущают себя полностью целостными, не ощущают, что они целиком «здесь». Немногие из нас живут в полноте своих возможностей. Когда мы осознаем это, у нас появляется желание вернуть жизни былую интенсивность и ту близость, которыми мы уже наслаждались когда-то.

Мы стремимся полнее вернуться «домой» — к себе и к тем, кого мы любим.

Существует техника, которая позволяет справиться с этим общечеловеческим затруднением, но в современном обществе эта техника почти полностью забыта. За десятки тысяч лет практика, известная как шаманизм, принесла исцеление людям, принадлежащим к самым разным культурам по всему миру. С точки зрения шаманизма, одной из главных причин наших болезней является утрата души.

Слово душа имеет несколько значений. Здесь я использую его для обозначения нашей жизненной сущности, или, согласно «Оксфордскому словарю английского языка» — «принципа жизни, обычно рассматриваемого как нечто отличное от тела; духовных аспектов в противоположность чисто физическим».

В соответствии с этой трактовкой наш язык также рассматривает душу как место, где обитают эмоции, ощущения или чувства.

Придерживаясь такого представления о душе, мы можем задаться вопросом, что же влечет утрату этой жизненной сущности. В древности такого рода потерю приписывали тому, что душа испугалась чего-то, заблудилась или была похищена. Сегодня нередко оказывается, что к утрате души привели такие травмы, как инцест, изнасилование, потеря любимого человека, хирургическое вмешательство, катастрофа, болезнь, выкидыш, аборт, стресс, пережитый в бою, или пагубная привычка.

Основная предпосылка здесь такова: когда мы получаем травму, часть нашей витальной сущности отделяется, чтобы выжить в этом испытании, спасаясь бегством от невыносимой боли.

Травмирующими могут быть разные факторы, и у каждого человека это происходит по-своему. Утрату души вызывает именно то, что данный человек воспринимает как травму, даже если другой не видит в этом событии ничего травмирующего.

В настоящее время психология предоставила нам основную модель работы с болезненным чувством неполноты и оторванности, которые многие из нас испытывают. Мы можем тратить годы на психотерапию или посещение групп самопомощи, пытаясь обнаружить свои травмы и обрести целостность.

Имея степень магистра психологии, я применяла многие из известных методов, но опыт показал, что психотерапия пригодна только для тех частей нашей души, которые «остаются дома».

Если же часть нашей витальной сущности улетела, как можно вернуть ее обратно?

В поисках ответа на этот вопрос я обратилась к древнему духовному пути шаманизма. И я отыскала мощные техники, позволяющие вернуть части жизненной энергии, которая в противном случае годами оставалась бы вне досягаемости.

В этой книге мы исследуем шаманское положение о том, что часть необходимой нам жизненной энергии может отделиться и затеряться в «необычной реальности». Мы будем совершать путешествия вместе с шаманом-практиком, когда он в измененном состоянии сознания входит в необычную реальность, отыскивая утраченные части души.




^ Примеры утраты души

Хотя сам термин утрата души, возможно, и незнаком вам, примеры этого явления хорошо известны под другими названиями. Умирает любимый супруг, ребенок или друг, и оставшийся в живых на какое-то время «теряет силы». Появляется ощущение, будто свет исчез из нашей жизни, мы живем словно лунатики. Или, придя в себя после сложной хирургической операции, мы ничего не чувствуем, как будто никак не можем отойти от анестезии. Клиент, попавший в серьезную автомобильную аварию, рассказывал, что ощущал себя «вне прост­ранства».

Человек, вовлеченный в оскорбительные интимные отношения, возможно, и сознает, что заперт в губительной западне, но чувствует себя слишком слабым и бессильным для того, чтобы уйти. Либо при разрыве отношений у него возникает ощущение, как будто что-то, принадлежавшее ему, осталось у партнера. Одна моя ученица после семинара призналась, что с тех пор, как она порвала со своим другом, она чувствует себя так, как будто «частица ее еще с ним».

Душа может покинуть ребенка, если он чувствует себя нелюбимым или покинутым своими родителями. У одного из моих клиентов утрата души последовала из-за постоянных окриков родителей, у другого — из-за резкой физической боли в результате падения с велосипеда. Душа может покинуть тело, когда человек переживает физическое или сексуальное насилие. В каждом из таких случаев травмированный человек в буквальном смысле «спасается бегством», чтобы пережить тяжкое испытание. Часто признаком утраты души может служить болезненность в детстве, а также серьезное или хроническое заболевание.

Литература полна описаний «внетелесного» опыта после болезни или несчастного случая. Если говорить о менее серьезных ситуациях, то многим при получении какого-нибудь удара приходилось испытывать ощущение, будто какая-то их часть на время отрывается от осознанной реальности. Обычно для описания такого состояния употребляется слово шок. Это нормальная реакция, и сама по себе она не вызывает особого беспокойства. Но часто по причинам, которые мы не до конца понимаем, отделившаяся часть нашей сущности оказывается не в состоянии вернуться.

И что же получается в результате? «Я здесь не весь, — рассказывал один из моих клиентов. — Часть меня наблюдает все с помощью разума, но я отделен от эмоций». Люди, испытавшие, что такое утрата души, нередко говорят об ощущении некой фрагментированности или нехватки важной части себя. Это характерно для людей, страдающих диссоциацией. (В клинической терминологии под диссоциацией понимается отделение целых сегментов личности от основного блока сознания, в результате чего возникают чувства отчужденности и деперсонализации.)

Еще один признак утраты души — провалы памяти. Я часто работала с мужчинами и женщинами, не имевшими воспоминаний о событиях, произошедших, когда им было от семи до девяти либо от двенадцати до четырнадцати лет. Или же человек может восстановить в памяти факт получения травмы, но не может припомнить сопутствующие детали. Однажды я работала с мужчиной, перенесшим перелом руки, но он не помнил ощущения какой-либо боли в момент происшествия. А ведь сломанная рука болит. Очень болит! С точки зрения шамана, та часть моего клиента, которая была не в состоянии выдержать боль, попросту покинула его. Я работала с женщиной, которая знала, что стала жертвой инцеста, но весьма смутно припоминала подробности, включая и сам акт. Она годами посещала психотерапевта, пытаясь вернуть воспоминания, но часть ее, хранящая эти воспоминания, ушла, и таким образом нужная информация была ей недоступна.

Другим симптомом утраты души является хроническая депрессия. Случается, что фрагментированность человеческой сущности не дает возможности создать путь к радости. Жизнь растрачивается на исследование путей — часто негуманных — для приобретения чувств и опыта, которые дают ощущение цели, хотя и ложной. Вместо способности следовать за душой в ее путешествии такой человек часто ощущает подавленность и опустошенность.

За разводом или смертью обычно следует период, наполненный горем. Через некоторое время жизнь восстанавливает некое сходство с нормальной. Если человек не может преодолеть эмоциональную травму, нанесенную разлукой, у меня в солнечном сплетении появляется красный флажок: возможно, кусочек человеческого «Я» утрачен?

Физическое нездоровье также может свидетельствовать об утрате души. Иногда мы заболеваем потому, что отдали свою силу. Вселенная не терпит пустоты: если в нас недостает какой- то части, болезнь может заполнить ее место. Крайний случай утраты души —кома.

Так или иначе, большинство из нас в той или иной степени испытывают утрату души. Одни люди глубже травмированы жизнью, они могут казаться вообще «безжизненными». К другим жизнь была добрее, и, возможно, у них не было необходимости защищать себя так сильно. Однако независимо от тяжести травмы, большинство знакомых мне людей очень хотели бы полнее ощущать свою энергию и связь с жизнью. Возвращение души необходимо каждому, кто хочет углубить связь со своим внутренним миром, с любимыми, с землей.




^ Моя собственная утрата души

Задолго до того, как я освоила шаманские техники и стала работать с сотнями клиентов, мне самой пришлось пережить утрату души. Знакомство с шаманской традицией «раненого целителя» я начала не с изучения теории или наблюдения за другими людьми, а с попытки разобраться с собственными страданиями. Чтобы дать вам более глубокое представление о том, как ощущается утрата души, я хочу описать именно собственный опыт.

В детстве я была всем довольна. Я даже не знала, что бывает иначе. Сколько я помню себя, я всегда испытывала глубокую любовь к природе. Мне доставляло наслаждение петь или насвистывать мелодии птицам и облакам. Каждый день по дороге из школы домой я останавливалась у большого дуба, росшего перед нашим домом, и пела ему песни. Я проводила счастли­вые часы в своей комнате, сочиняя рассказы и рисуя картины. Мне нравилось ходить в школу и играть с друзьями на улице. Я любила своих родителей.

Когда я стала подростком, что-то изменилось. Столкнувшись с физической и эмоциональной неразберихой периода полового созревания, я потеряла физическую координацию, которой наслаждалась в детстве. Запутавшись в попытке понять, кто я есть и где в этом мире мое место, я согрешила и этим грехом был пропитан мой ранний опыт.

Такого рода стрессы вряд ли можно отнести к числу необычных для юности, но, по-видимому, я пережила больше, чем обычную потерю, и по мере того, как я взрослела, жизнь не становилась легче. У меня никогда не оставалось излишков энергии. Я постоянно боролась с хронической депрессией и чувством физического истощения. Я уже больше не знала здорового ощущения «быть в теле».

У меня вошло в привычку, наблюдая за людьми, задаваться вопросом: неужели они чувствуют себя так же плохо, как и я? Ощущают ли все они эту неприятную отделенность от тела?

Ощущают ли они себя в стороне от жизненного потока? В детстве я знала, что есть другой способ существования в этом мире, но у меня не было ни малейшего понятия, как вернуться в это состояние. И часто мне казалось, что жить не стоит.




^ Попытка воссоединения

Будучи человеком самостоятельным, я никогда не стремилась к психотерапевтической помощи и полагалась только на себя. Вероятно, на каком-то подсознательном уровне я знала, что мой кризис в основе своей был духовным. Я разыскивала священную связь с жизнью, которую я утратила.

Когда эта связь разорвана, люди часто прибегают к алкоголю и другим наркотикам, изменяющим сознание. Как дитя 1960-х, я полагала, что наркотики могут помочь заполнить пустоту. Под воздействием психоделиков я вновь однажды на мгновение почувствовала, что жизнь священна, и ощутила, как во мне опять разгорается любовь к Богу.

Но одной из связанных с наркотиками проблем было то, что я уносилась так далеко от времени и пространства, что не могла переводить свои впечатления в понятия обычной жизни. То, что я испытывала под действием наркотиков, было слишком далеко от простого удовольствия спеть песню дереву по пути из школы или ощутить себя живой и связанной со своим телом. Другой неизбежной проблемой, связанной с наркотиками, было возвращение к повседневной жизни. Когда исступление восторга улетучивалось, я проваливалась в темноту. Снова и снова моя попытка убежать от депрессии уводила меня с пути истинного.

Мой последующий опыт работы в качестве консультанта и руководителя семинаров показал, что выпавшие на мою долю испытания не были чем-то необычным. История изгнания из рая Адама и Евы не дает покоя художникам и писателям Запада: она задевает нас за живое потому, что воскрешает в памяти архетип грехопадения, через которое проходит каждый из нас.

Каждый из нас и каждый по-своему изгоняется из рая. Говоря языком шамана, мы утрачиваем свои души.

Все мы сталкиваемся с утратой души, и у каждого эта утрата происходит единственно возможным для него способом. Некоторые грехопадения менее драматичны, чем мое. У меня был опыт долгого счастливого детства, и я хорошо знала, какой радостной может быть жизнь. Одни меньше меня терзаются от контраста между тем, что возможно, и тем, что есть. Другие, осознавая свою духовную изоляцию, приходят к «темной ночи души», как трактуют это состояние христианские мистики.

Мое собственное путешествие за утраченной душой приводило меня к самым разным духовным поискам. Ответ я нашла в древней традиции шаманизма и, в частности, в современном возрождении шаманских техник, возглавляемом антропологом Майклом Харнером, моим учителем и наставником. Эти техники могут сосуществовать с самыми разными религиозными верованиями. Возвращение утраченных частей моей собственной души вернуло мне целостность. Я испытала такую радость и полноту жизни, какие мне вряд ли когда-нибудь придется испытать.
^ Путь шамана

Изучая памятники материальной культуры, ученые пришли к выводу, что шаманские культуры уходят своими корнями в глубину веков, когда люди еще не начали записывать свою историю. Хотя искусство, мифология, законы, экономика и социальные нравы этих культур различны, они обладают неко­торыми общими чертами. В шаманской культуре все проникнуто Духом. Благополучие каждой отдельной формы жизни зависит от ее духовной гармонии с другими формами. Отсутствие равновесия или смещение в духовной сущности живого существа может повлечь за собой его ослабление и болезнь.

Для шаманов всего мира болезнь всегда означала непорядок в состоянии духа: утрату души или уменьшение жизненно важной духовной энергии. Если душа полностью покидает пациента, он умирает. Из этого следует, что, если шаман сможет вернуть утраченные части души, гармония и благоденствие человека будут восстановлены. Шаман совершает такое возвращение в измененном состоянии сознания. Мирча Элиаде, историк религии, пишет:

Главной функцией шамана в Средней и Северной Азии является магическое целителъство. В этом регионе в целом существует несколько концепций относительно причины болезни, но в значительной степени преобладает концепция «похищения души». Болезнь приписывается тому, что душа «заблудилась» или была похищена, а лечение сводится в итоге к тому, чтобы ее найти, поймать и заставить возвратиться в тело больного... Только шаман «видит» духов и знает, как их изгнать; только он распознает бегство души и может в состоянии экстаза догнать ее и возвратить в тело2.
Слово шаман происходит из языка сибирского племени тунгусов и означает «тот, кто видит во тьме». Шаман использует свою способность видеть «острым глазом» или «сердцем» для путешествий в скрытые духовные миры, чтобы получать информацию и производить действия, способные исцелить человека или общину.

Кроме похищения, или кражи, души, некоторые шаманские культуры связывают утрату души с вмешательством призраков, а также других человеческих существ. Согласно Элиаде, в Южной Америке, как в Андах, так и в долинах Ама­зонки, шаманы считают, что душа может отправиться в скита­ния от испуга или может быть похищена духом или при­зраком3.
^ Современные причины утраты души

Как современный шаман-практик, я разделяю многие верования и понятия, сложившиеся в шаманской традиции. Для меня, как и для древних шаманов, все творения наполнены Духом. У людей, животных, растений, минералов — у всех есть своя духовная сущность, с которой мы можем общаться и взаимодействовать. Когда в этих живых созданиях присутствует вся их духовная сила, или душа, они излучают жизненную энергию. Любое создание, дух которого полностью дома в своем теле, ощущает полный резонанс с таким же духом в других живых существах. И напротив, если какое-либо создание утра­чивает часть духовной сущности, наступает глубокое истощение и отчуждение от остального мира.

Я встречаю множество людей, которые, как оказывается, страдают от утраты своей духовной сущности, или души: по существу, почти каждый из них страдает от чувства незавершенности и пустоты. Они ощущают, что им недостает каких- то частей самих себя и что у них отсутствует глубокая связь с жизнью. Некоторым такое чувство незавершенности и отчужденности причиняет большие страдания. Большинство же, кого чувство недостаточной полноты жизни не покидает длительное время, часто прячут свою боль, глуша ее наркотиками, развлечениями, неумеренным сексом или другими пагубными пристрастиями.

Хотя я и разделяю традиционный шаманский взгляд на утрату души, но не всегда могу согласиться, что это результат похищения ее злым волшебником или бродячим духом. Однако мне, как женщине, живущей сегодня, не приходится долго искать современные эквиваленты классических представлений. Инцест, физическое насилие, изнасилование, потеря любимого человека, несчастный случай, опыт участия в войне, серьезная болезнь, хирургическое вмешательство — все это может привести к «катапультированию души» из тела. Сталкиваясь с различного рода стрессами, чувствительная человеческая душа может «бежать» из тела и никогда туда не вернуться.

Иногда мы в шутку говорим о некоторых людях: «У него не все дома». Но это вовсе не шутка. Лишь немногие из нас полностью дома, а некоторые настолько тяжело травмированы, что у них фактически почти никого нет дома.




^ От диссоциации к потере души

Современная психология, как и шаманизм, признает, что части личности могут отделяться от нее, и человек отдаляется от собственной сущности. Многие современные терапевтические представления учитывают тот факт, что в случае слишком сильной травмы некоторые жизненно важные части могут отделиться, чтобы ослабить травмирующее воздействие.

В своей книге «Healing the Shame That Binds You» («Лечение чувства стыда, который вас связывает») Джон Брэдшоу разъясняет, что жертва инцеста «покидает тело из-за невыносимой боли и унижения». Для Брэдшоу, как и для других популяризаторов психологии, диссоциация психики является защитным механизмом, когда «травма настолько глубока, а страх настолько ужасен, что человеку необходимо немедленное облегчение страданий»4.

Современная литература по психологии изобилует примерами подобного отделения от тела в моменты стресса. Женщины, подвергшиеся изнасилованию, рассказывают, как они наблюдали за происходящим из удаленной точки на потолке. Месяцы и даже годы спустя после травмы они все еще рассказывали, что им казалось, будто они находятся «не в своем теле».

Ветераны вьетнамской войны через много лет после возвращения из Вьетнама начинали заново переживать болезненные эпизоды времен войны, которые они «забыли». Достаточно было какого-то звука, запаха или зрительного образа, чтобы эти воспоминания становились пугающе живыми, иногда более реальным, чем сама жизнь. Эти незваные переживания часто сопровождались горем и гневом, диссоциировавшимися во время давно пережитой травмы.

До этого момента психология и мой подход к возвращению душиу можно сказать, шли рука об руку. Где же начинается их расхождение?

Для психологов отделившиеся части души затеряны в обширном неопределенном регионе, называемом подсознанием. Это место кишит отделившимися воспоминаниями, запретными примитивными порывами, архетипическими религиозными образами — каждый психолог судит об этом в зависимости от своей подготовки. В случае диссоциации (отделения) задача психолога заключается в том, чтобы помочь пациенту восстановить утерянный опыт. Чтобы помочь пациенту получить доступ к утраченным частям своего Я, используется работа со снами, фантазиями, свободными ассоциациями или гипноз.

Для психолога природа и топография места, куда направляются отделившиеся части личности, не представляют особого значения. Под подсознанием понимается неопределенное место, куда не проникает свет рационального сознания и откуда клиент с помощью психотерапевта должен извлечь отделившееся содержимое.

Для шамана же вопрос, куда отправились отделившиеся части, крайне важен для успешного лечения. В миропонимании шамана, когда жизненно важные части покидают человеческое Я, они уходят не в неопределенные, бесхозные земли, а продолжают свое параллельное существование в необычных мирах. Части души могут оказаться в ловушке в каком-нибудь ужасном месте необычной реальности или же могут отыскать более приятные миры, где им захочется остаться.

В любом случае важной частью процесса исцеления является возвращение утраченных частей из необычных миров и водворение их в тело пациента. Знание топографии необычной реальности становится решающим для успешного излечения.

Подобно искателям приключений на труднопроходимых земных территориях, шаман для успешной работы должен знать, как правильно вести себя в необычных мирах. Чем полнее его карта территорий необычных реальностей, тем больше у него шансов на успех.

Здесь было бы полезно сравнить, как работают психолог и шаман.

Представьте себе, что оба занимаются женщиной, страдающей расщеплением личности (психологическое состояние, когда в одном человеке сосуществует несколько независимых личностей).

Психолог, возможно, скажет, что женщина была жестоко травмирована и это привело к диссоциации или разобщению частей личности. Он может предположить, что эти отделившиеся части содержат воспоминания или характерные черты личности, выражение или ощущение которых небезопасно для данной пациентки.

Но с этого момента психолог может рассматривать свою работу как помощь пациентке в возвращении этих утраченных частей из ее собственного подсознания путем медленного их обнаружения и объединения. Наверняка психолога не очень- то интересует, на самом ли деле эти отделившиеся части живут в параллельной реальности, а если и так, то какова природа этой параллельной реальности.

Хотя я согласна, что такой вид восстановительной работы чрезвычайно важен, мой интерес, как шамана-практика, был бы направлен совсем на другое.

Где находятся эти части сейчас?

Как я могу вернуть их пациентке?

Вот вопросы, которые интересуют меня больше всего. Знание необычной реальности, скрупулезно собранное во время предыдущих путешествий, поможет мне сделать намечаемое путешествие наиболее целесообразным и эффективным.
^ В поддержку концепции утраты души

Уместность понятия утраты души в современных условиях жизни не избежала внимания некоторых психологов-новаторов. Так, например, Джин Ахтерберг в статье «Раненый целитель» пишет:

Утрата души в шаманской терминологии считается самым мрачным диагнозом, поскольку именно в ней они видят причину болезни и смерти. Однако в современной медицинской литературе Запада о ней даже не упоминается. Тем не менее нам становится все яснее, что то, что шаман называет «утратой души», — а именно, нанесение травмы нетронутой сердцевине, то есть сущности человеческого существа, — проявляется в отчаянии, уязвимости иммунной системы, заболевании раком и в других очень серьезных расстройствах. Похоже, утратой души сопровождаются также разрыв отношений с любимым человеком, крушение карьеры, разрушение других важных привязанностей5.

Многие психотерапевты, последователи Юнга, заметили соответствие между концепцией утраты дуиш и тем, что делают они. Так, Мари фон Франц, известный аналитик, пишет:

Сегодня для окружающих нас людей утрату души можно рассматривать как психологический феномен повседневной жизни. Утрата души может проявляться в виде внезапных приступов вялости и апатии, из жизни исчезает радость, все начинания терпят крах, человек ощущает внутреннюю пустоту и бессмысленность бытия6.




Проверьте симптомы

Возможно, в процессе чтения у вас появилось желание получить краткий перечень признаков, свидетельствующих об утрате души. В этом вам помогут приведенные здесь вопросы. Чтобы определить, имела ли место утрата души у вас, и если да, то как это проявилось в вашей жизни, вы должны ответить на следующие вопросы:


  1. Находили ли вы когда-нибудь, что вам трудно сохранять «присутствие» в своем теле? Возникало ли у вас ощущение, что вы находитесь вне своего тела и наблюдаете за ним со стороны, как в кино?

  2. Ощущаете ли вы временами апатию, оцепенение или притупление чувствительности?

  3. Страдаете ли вы хроническими депрессиями?

  4. Есть ли у вас проблемы с иммунной системой или, может быть, у вас понижена сопротивляемость болезням?

  5. Страдали ли вы в детстве хроническими заболеваниями?

  6. Наблюдаются ли у вас провалы памяти, когда речь идет о вашей жизни после пяти лет? Ощущаете ли вы, будто попросту вымарали из своей жизни память о каких-либо значительных травмах?

  7. Приходится ли вам бороться с пагубными привычками, например с пристрастием к алкоголю, наркотикам, пище, сексу или азартным играм?

  8. Приходится ли вам ловить себя на том, что вы ищете во внешнем мире что-то такое, что могло бы заполнить внутреннюю пустоту?

  9. Было ли вам трудно продолжать свою жизнь после развода или смерти близкого человека?

  10. Страдаете ли вы синдромом расщепления личности?


Если вы дадите утвердительный ответ хотя бы на один из этих вопросов, вероятно, вы имеете дело с утратой души. Важные части вашей сущности, вашего внутреннего Я могут оказаться недоступными для вас. Если это так, то их жизненная энергия и способности тоже временно недоступны. С моей точки зрения, утраченные части продолжают существовать в необычной реальности, откуда их можно вернуть только с помощью шаманских средств.
В этой главе мы обсудили древнее понятие утраты души и его связь с проблемами современной жизни. К счастью, шаманизм не только ставит диагноз и описывает широко распространенную проблему, но и предлагает мощное средство исцеления. В следующей главе мы изложим основные положения шаманской практики возвращения души, которая, как показывают последние клинические исследования, применима сегодня не меньше, чем на заре человечества.

Души бродят по Вселенной

Утраченные или похищенные

Отрезанные от любимых

Лишенные любви

Мягко, бережно

Мы зовем их обратно к себе

Разыскивая в темных уголках

Вдувая их в жизнь

своим дыханием

Мы приветствуем

их дома

Эллен Джафф Битц




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к русскому изданию
Нам хочется получить в подарок изыс- канно подобранный букет, цветочную композицию в красивом оформлении, а

Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к русскому изданию
...

Предисловие к русскому изданию iconМаркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3
Предисловие к первому изданию 1884 года предисловие к четвиртому изданию 1891 года

Предисловие к русскому изданию iconОтец Арсений Показать содержание Содержание Предисловие к четвертому...
Воспоминания об отце арсении и его духовных детях, беседы отца арсения, записанные кирой бахмат

Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к русскому изданию
Она лишь принимала новые и еще более агрессивные формы: экономические, политические, культурные, военные. Цель ее по-прежнему в том,...

Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к русскому изданию книга
Книга адресована всем, кто заинтересован в разоблачении лжи: политикам и бизнесменам, врачам и юристам, психологам, педагогам, менеджерам,...

Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к русскому изданию книга
Книга адресована всем, кто заинтересован в разоблачении лжи: политикам и бизнесменам, врачам и юристам, психологам, педагогам, менеджерам,...

Предисловие к русскому изданию iconСтанислав Гроф За пределами мозга Предисловие к русскому изданию
Москве, а также принять участие в программе экспериментального изучения неврозов у обезьян в Сухуми. В ленинграде я выступил с докладом...

Предисловие к русскому изданию iconСтанислав Гроф За пределами мозга Станислав Гроф За пределами мозга...
Москве, а также принять участие в программе экспериментального изучения неврозов у обезьян в Сухуми. В ленинграде я выступил с докладом...

Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к электронному изданию

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов