Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика»




НазваниеУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика»
страница1/19
Дата публикации02.08.2013
Размер2.66 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА




Раздел «ПЕДАГОГИКА»

Часть 2
Учебно-методическое пособие


Барнаул 2011


УДК

Колмогорова Н.С., Сивцова А.В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» Часть 2. Учебно-методическое пособие.– Барнаул: Изд-во АГАУ, 2011. – … с.
Учебное пособие включает общие теоретические сведения по темам дисциплины «Психология и педагогика» (раздел «Педагогика»), вопросы для самопроверки, темы рефератов, список литературы для самостоятельного изучения. Учебное пособие призвано помочь студентам в организации самостоятельной работы по освоению основных теоретических положений изучаемых курсов, а также в саморазвитии и самопознании личности.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений АГАУ, изучающих курсы «Психология и педагогика», «Психология и педагогика высшей школы», «Общая и профессиональная педагогика», «Основы психологии и педагогики общения», преподавателей, а также для всех тех, кто интересуется психологией и педагогикой, кто хочет добиться успеха в учебе, бизнесе и личной жизни.

Рекомендовано к изданию методической комиссией Факультета гуманитарного образования АГАУ (протокол № ____ от ________________).


Рецензенты: Жарикова Л.И., канд. пед. наук, доцент АлтГПА

Кудаков С.В., канд. пед. наук, доцент АГАУ
© Колмогорова Н.С., Сивцова А.В., 2011

© Алтайский государственный аграрный университет, 2011

ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшняя жизнь с ее новым образом мыслей и действий, создающая множество психологических и экономических трудностей, требует от человека мобилизации всех его нравственных, физических и психических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, преодолеть сложившиеся обстоятельства и, прежде всего, самого себя. Каждый, кто стремиться полноценно прожить жизнь, добиться успехов во всех сферах деятельности должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя (если это необходимо), уметь налаживать взаимоотношения с людьми.

Для эффективного профессионального и личностного становления человеку необходимы психолого-педагогические знания, так как они являются неотъемлемой частью общей и профессиональной культуры человека. В связи с этим образовательным стандартом предусмотрено изучение студентами таких дисциплин как: «Психология и педагогика», «Психология и педагогика высшей школы», «Общая и профессиональная педагогика», «Основы психологии и педагогики общения», «Психология инженерного труда» и т.д.

Предлагаемое издание включает в себя краткий курс педагогики, и является методическим руководством по изучению дисциплины «Психология и педагогика», «Психология и педагогика высшей школы» (раздел «Педагогика»). Пособие включает следующие темы: «Теоретические и методические основы обучения (дидактика)», «Теоретические и методические основы воспитания», «Педагогический контроль и оценка качества образования». Пособие предназначено для студентов всех специальностей дневного и заочного отделений. Данная разработка поможет студентам ориентироваться во всем многообразии учебной литературы по данному предмету, позволит эффективно готовиться к семинарским занятиям и выполнять творческие и научные работы. Вопросы для самопроверки, предложенные в конце каждой главы, позволят студентам более осмысленно подходить к изучению теоретического материала, развивать способность анализировать, мыслить самостоятельно.

Для качественного усвоения знаний по педагогике необходимо не только изучать различные теоретические источники (учебную литературу, первоисточники, периодическую печать), но и выполнять практические задания (тесты, наблюдения, эксперименты), а также самостоятельно и под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой (подготовкой реферативных работ и тематических докладов).
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Теоретические и методические основы обучения (дидактика)

1.1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Сущность процесса обучения

1.2. Цели и задачи процесса обучения

1.3. Дидактические закономерности и принципы обучения

1.4. Дидактические теории и концепции обучения в средней и высшей школе

1.5. Основные педагогические системы и современные педагогические технологии, применяемые в средней и высшей школе

1.6. Методы и приемы обучения

1.7. Средства обучения

1.8. Стили обучения

1.9. Формы организации учебной деятельности в средней и высшей школе

1.10. Основы организации умственного труда учащихся и студентов. Условия применения компьютера в процессе обучения в средней и высшей школе
2. Теоретические и методические основы воспитания

2.1. Сущность воспитания и его роль в формировании личности

2.2. Теории и модели воспитания

2.3. Цели, задачи и содержание воспитания

2.4. Закономерности и принципы воспитания

2.5. Методы, формы и средства воспитательного воздействия

2.6. Технологии воспитания, применяемые в средней и высшей школе

2.7. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания

2.8. Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций
3. Педагогический контроль и оценка качества образования

3.1. Понятие качества образования

3.2. Особенности педагогического контроля качества усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса в средней и высшей школе

3.3. Психологические различия учебной оценки и отметки

3.4. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования в средней и высшей школе

3.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур

3.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся

3.7. Педагогическое тестирование. Преимущества и недостатки тестового контроля знаний.
^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Список использованной литературы
1. Теоретические и методические основы обучения (дидактика)


    1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Сущность процесса обучения


^ Важнейшая и непроходящая задача любого учебного заведения – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, то есть содержанием образования. Все это требует осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки методических умений и навыков.

Обучение является основной категорией педагогики, самым важным и надежным способом получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

В процессе обучения идет движение от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний специально организованный процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся), то есть обучение включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание (деятельность учителя – «руководство учением») – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение (деятельность ученика) целенаправленный процесс усвоения учениками содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми, то есть усвоения знаний, приобретения навыков и умений для дальнейшей практической деятельности. В широком понимании учение – это овладение разнообразным общественным опытом в его обобщенном виде.

Учебно-познавательная деятельность является неотъемлемой частью учения, которая включает в себя:

• овладение системами знаний и оперирование ими;

• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения – умениями и навыками;

• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Познавательная деятельностьэто единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Следует отметить, что преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний – он развивает и воспитывает, то есть осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Обучение, преподавание и учение – являются основными категориями дидактики.

Дидактика это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику – методику обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Установленная двусторонность в обучении предполагает определение субъектов образовательного процесса. Необходимо отметить, что педагог и ученик (ученики), каждый из которых, представляя некий общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса.

Совокупный субъект, представлен в каждой образовательной системе, учреждении:

  • администрацией (ректорат, деканат);

  • преподавательским коллективом (кафедра);

  • ученическим сообществом (учебные группы).

Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется:

  • нормативно-правовыми актами;

  • программными документами.

Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные объединенные цели, но с разграничением функций и ролей.

Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поэтому успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Протекание педагогического процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся (хотя оно имеет место), сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она ни протекала. Исходя из этого можно дать более развернутое определение процесса обучения.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально присутствовать на занятиях.

Поскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскрытию этих понятий.

Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом – выступает как предмет усвоения. Знание в полной мере относится к учебному познанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладение носит специфический характер и выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизводить и применять на практике, то есть сделать индивидуальным достоянием каждого обучающегося. Вот почему знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике; готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.

Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности – это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности.

Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Скажем, лентяй, который не хочет как следует работать, вряд ли достигнет больших успехов в овладении знаниями. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Специальные способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, особую сообразительность в математике, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству.

Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам.

Закономерным свойством учебного процесса является его целостность, которая для реальной педагогической практики означает единство образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения. Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения:

  1. Образовательная функция. Основной смысл этой функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. При этом знания; умения; навыки составляют основу обучения и выступают со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.

^ Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано формированием навыков учебной деятельности: работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

  1. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

  1. Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение».

^ Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость – это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения; индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность – результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

  • различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

  • запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

  • степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

  • темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

  • уровень образованности или профессионального мастерства;

  • готовность повысить образование.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2009 удк психология и педагогика. Раздел «Педагогика»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconМетодические указания и планы семинарских занятий по дисциплине «психология и педагогика»
Методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика» /Авт сост. Т. Д. Стульник, Д. И. Пономарева. – М.: Изд-во маи, 2008....

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011
Курашева С. В. Теоретическая педагогика: учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета. – г. Тара:...

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconМетодические рекомендации по организации учебно-исследовательской...
«Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие предназначено для руководителей и специалистов...
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей и специалистов детских домов и интернатов, реализующих в практике технологии...

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconКурс лекций учебное пособие составитель С. С. Бакшиханова Улан-Удэ...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного форм обучения отделения «Дошкольная педагогика и психология»...

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconН. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь
Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. — 4-е изд., перераб и доп....

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности «социальная педагогика»
Учреждение образования «белорусский государственный педагогический университет имени максима танка»

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconУчебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению
П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб...

Учебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова А. В. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» iconУчреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по курсу культурологии. 2-е изд дополн. / Н. С. Юлаева, Л. Г. Апёнышева, О. П. Пономаренко. – Барнаул:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов