Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм»




НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм»
страница1/4
Дата публикации31.08.2013
Размер0.76 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

100200.62 «Туризм»



Санкт-Петербург

2007 г.

ББК88.53

УДК316.6

Р60
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой психологии.

Протокол от 10 октября 2007 г. №2.
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.
Родионова Е.А.

Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 67 с.

Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению психологии делового общения, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, словарь терминов по дисциплине. Курс знакомит студентов с основными понятиями, категориями, явлениями, связанными с практическими проблемами социального и делового взаимодействия. Учебно-методический комплекс написан на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальностям 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 032001.65 «Документоведение и документальное обеспечение управления», 080504.65 «Государственное муниципальное правление». Также данный УМК может быть использован для направления 100200.62 «Туризм» и специальности 030602.65 «Связи с общественностью».




© СПб Академия управления и экономики, 2007

© Е. А. Родионова, 2007
СОДЕРЖАНИЕ



^

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология делового общения»


4



Методические указания по изучению тем учебной дисциплины

17



Методические указания к семинарским и практическим занятиям

32



Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

48



Методические указания по выполнению контрольных работ

55



Порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине, содержание контролирующих материалов

57



Глоссарий

65


^ 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОНО-

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    1. Цели и задачи изучения дисциплины


Курс «Психология делового общения» предусматривает изучение особенностей психологического взаимодействия специалистов через призму этических категорий и норм поведения; определение особенностей коммуникативного поведения, закономерностей бесконфликтного общения с учетом свойств и психического потенциала личности.

Изучение программного материала должно способствовать теоретической и практической подготовке специалиста в области психологических знаний и коммуникативных умений, этики профессионального взаимодействия.

Целью изучения дисциплины «Психология делового общения» является формирование у студентов представлений об основных понятиях, категориях, явлениях, связанных с практическими проблемами социального и делового взаимодействия.

Предметом изучения дисциплины «Психология делового общения» процесс направленного развития умений взаимодействия в процессе делового и личностного общения.

^ Задачи обучения:

  • сформировать у студентов представления о теоретических и прикладных проблемах психологии делового общения;

  • познакомить студентов с методами и формами социального воздействия в процессе делового общения;

  • сформировать умение использовать психологические знания в сфере делового общения.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • знать основные термины и их определения, основные положения применяемых теорий, общие особенности делового общения как социокультурного института и как вида деятельности;

  • иметь представление о социально-психологических процессах в деловом общении, о средствах общения и информационных каналах в организации, барьерах общения, о влиянии изменений в организации на требования к людям, параметры человеческих отношений, нормы организационной культуры;

  • уметь применять психологические знания для успешного ведения переговоров, деловых бесед;

  • владеть методами и приемами целенаправленного воздействия в процессе делового межличностного общения.




    1. ^ Организационно-методические указания


Дисциплина «Психология делового общения» входит в цикл дисциплин специализации (ДС). Преподавание дисциплины базируется на знаниях полученных при изучении курсов «Философия», «Общая психология», «Социология». «Человек и его потребности», «Психологический практикум», «Психодиагностика».

В сою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы в ходе изучения курса «Этикет и протокол делового общения», а также практической деятельности специалиста.

Изучение курса предполагает сочетание нескольких форм обучения: лекций, семинарских и практических занятий и самостоятельной работы.

Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых.

На практических занятиях студенты знакомятся с методами и формами обучения и воспитания. На семинарских занятиях обсуждаются проблемные вопросы педагогики.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, готовятся к семинарским занятиям и экзамену.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Структура общения и его составляющие

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Понятие общения. Виды общения. Деловое общение. Три Стороны общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Средства общения: вербальные и невербальные. Искусство общения. Коммуникативные приемы и навыки.

^ Тема 2. Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы, уровни, стадии

Понятие управленческого общения. Формы управленческого общения. Принципы управленческого общения. Уровни и стадии управленческого общения. Функции коммуникаций. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Причины неэффективных коммуникаций. Преодоление коммуникативных барьеров.

Подготовка к выступлению. Риторическая тренировка. Телефонные разговоры. Письменная речь. Личная корреспонденция. Работа над рекламным текстом. Публицистика.
^ Тема 3. Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологическая характеристика группы

Понятие делового общения. Компоненты делового общения. Понятие группы. Виды групп. Состав групп, структура. Понятие "малая социальная группа". Факторы развития группы. Стадии и уровни развития группы. Процессы дифференциации и интеграции. Коллектив, его основные характеристики. Закономерности групповой деятельности. Стили руководства: директивный (авторитарный), демократический и либеральный. Стили руководства (К. Левин), концепция Д. Макгрегора, системы Р. Лайкерта, управленческая решетка Блейка и Моутона. Ситуационные подходы (модель Фидлера, "путь-цель" Митчела и Хауса).

Построение конструктивных взаимоотношений с подчиненными. Индивидуальный стиль руководства. Решение практических задач делового общения в группе.
^ Тема 4. Психология эффективного переговорного процесса

Понятие о переговорном процессе. Шкала социальной дистанции. Семь оснований переговорного процесса. Модели поведения в переговорах. Методы достижения согласия в процессе переговоров. Коснструктивные модели ведения переговоров. Стили взаимодействия в переговорах. Техника ведения переговоров. Типы «трудных» людей на переговорах. Ситуации, угрожающие успешным переговорам и психологически грамотное поведение ведущего.
^ Тема 5. Способы и правила разрешения конфликтов

Понятие о конфликте. Причины и стадии конфликта. Основные стили поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Применение административных мер и психологических подходов при разрешении конфликта. Методы профилактики и правила разрешения конфликта. Эффективные коммуникации и специфика переговорного процесса в условиях конфликта. Антистрессовая программа в конфликтных ситуациях. Институт медиаторства (посредничества) и его роль в разрешении конфликтов.

Заключение. Обзор изученного материала по дисциплине. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к зачету.
^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО СЕМЕСТРАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

(очная форма обучения – 5 лет)



п/п

Наименование темы

Распределение часов

Всего

Аудиторная работа

Сам.

работа

Лекции

Семинары

Практич.

занятия

5 семестр -144 часа

1

Структура общения и его составляющие




8




8

14

2

Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы, уровни, стадии.




4




6

12

3

Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологическая характеристика группы




8




8

14

4

Психология эффективного переговорного процесса




8




6

12

5

Способы и правила разрешения конфликтов




6




6

12




Зачет



















ВСЕГО:

144

34




34

76
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины экономика для специальностей
«Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 030501 «Юриспруденция», 040101 «Социальная работа», 031202...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Восток в мировой политике»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы антропологии» Специальность
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии июня 2009 года, протокол...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «История государства...
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программы...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс иркутск 2010 Автор: И. Б. Рябцева, старший...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Б3 Б. 5 «гражданское право»
...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconМетодические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных...
Н. А. Балюк. Итоговая государственная аттестация. Выпускная квалификационная работа. Учебно-методический комплекс. Методические указания...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс дисциплины История и теория конституционализма...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология делового общения 100200. 62 «Туризм» iconУчебно-методический комплекс дисциплины вв «социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социология» разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов