Исследование личностной сферы




Скачать 57.32 Kb.
НазваниеИсследование личностной сферы
Дата публикации19.06.2013
Размер57.32 Kb.
ТипИсследование
zadocs.ru > Психология > Исследование
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГАМ И РОДИТЕЛЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ

Школьная успешность ребенка зависит от многих факторов, главными из которых является уровень развития когнитивной и личностной сферы. Практически подтверждено, что факторами дезадаптации подростков, с различными эмоционально-личностными расстройствами к ситуации учебной деятельности являются дисгармоничные когнитивные стили, высокая межличностная конфликтность и агрессивность, повышенный уровень тревожности, а также ярко выраженные акцентуации характера.

Таким образом, целью работы педагогов-психологов является выявление детей «группы риска», у которых имеются личностные предпосылки к сниженной школьной неуспеваемости подростков с эмоционально-личностными расстройствами.

Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи:

1. ^ Исследование личностной сферы. Определение уровня личностной организации подростков. Выявление у подростков-школьников наиболее ярко выраженных акцентуаций личности.

Наблюдения показывают, что у неуспевающих подростков-школьников наблюдаются наиболее ярко выраженные акцентуации личности. Результаты исследования эмоциональной и познавательной сферы подростков свидетельствуют о том, что в среди неуспевающих учеников выявлены искажения морально-ценностного плана в структуре их личности, серьезные дефекты в иерархии потребностей, что свидетельствует о сниженных интересах и зависимостях, об уплощенности, неразвитости эмоциональной сферы, проявляющихся в симптомах алекситимии, затруднениях в опознавании и дифференциации эмоций, неадекватности содержательной и эмоциональной стороны ассоциативных образов.

Так же подтверждено, что степень выраженности акцентуаций характера у неуспевающих подростков примерно в 1.5 раза выше, чем у успевающих подростков.

Исследование склонности к агрессии и конфликтности у младших подростков дезадаптированных к ситуации учебной деятельности показало, что у неуспевающих учеников уровень позитивной агрессии оказался примерно в 1.8 раз выше, чем у успевающих подростков, уровень негативной агрессии – в 1.7 раз выше, а уровень конфликтности в 1.5 раз выше, чем у подростков, обладающих хорошей успеваемостью.

Уровень тревожности среди слабоуспевающих детей в 1.15 раз выше, чем у успешных учащихся.

В подростковом возрасте черты характера шизоидного типа выступают с особой яростью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте ("не знаю о чем еще говорить") нередко побуждают к еще большему уходу в себя. Все это препятствует психолого-педагогическому воздействию на подростка.

Проведенные исследования показали, что у высоко акцентуированных подростков уровень негативной агрессии выше в 1.5 раза, чем у подростков со средним уровнем выраженности личностных акцентуаций. Это говорит о том, что у неуспевающих, высоко акцентуированных подростков ярко выражены черты агрессии: задиристость, драчливость, озлобленность, жестокость. У них наблюдается повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Также в среде неуспевающих учеников обнаружена значимая положительная корреляция негативной агрессии и конфликтности. Это говорит о том, что высокая диструктивная агрессивность как устойчивая личностная характеристика оказывает резко негативное воздействие на уровень и качество межгрупповых отношений.

Также, доказано, что у неуспевающих подростков уровень конфликтности в 1. 3 раза больше чем у успешных подростков. Это свидетельствует о том, что высокий уровень конфликтности в сочетании с высоким уровнем агрессивности оказывают существенное влияние на успеваемость подростков в школе.

Высокая тревожность у неуспевающих подростков дезорганизует когнитивную деятельность. Это приводит к импульсивному непродуманному принятию решений, что также не способствует успешной адаптации к ситуации учебной деятельности. Проведенными исследованиями было выявлено, что у неуспевающих школьников уровень тревожности в 1.2 раза выше, чем у подростков группы нормы. Во влиянии тревожности на школьную успешность проявляются общие закономерности влияния тревожности на результативность деятельности. Как известно, устойчивая тревожность способствует успешности в относительно простой для человека деятельности и препятствует — в сложной. Неудовлетворенность своими отметками тревожные школьники объясняли самыми разными причинами — от «несправедливости» учителя до «слу­чайности» хорошей оценки.

Главные причины — ожидаемое отношение к этой оценке родителей и понимание оценки как отношения к себе учителя.

2. ^ Исследование индивидуальных когнитивных стилей каждого учащегося. В данном случае каждый когнитивный стиль рассматривается в качестве психологической черты высшего порядка, включающий в себя не только когнитивные, но и мотивационные, эмоциональные и другие личностные характеристики:

- Исследование учащихся по шкале полезависимость/поленезависимость. Существуют различия уровней полезависимости в группах подростков с разной степень успеваемости. В группе неуспевающих учеников уровень полезависимости ниже, чем среди успешных в 1.33 раза. Это свидетельствует о том, что у неуспевающих подростков преобладает поленезависимый когнитивный стиль. Такие подростки действуют с большей степенью самостоятельностью, игнорируя мнение других.

По параметру когнитивных были выявлены достоверные различия уровня полезависимости. Уровень полезависимости в 1.3 раза выше в среде подростков с хорошей успеваемостью. Необычным результатом явилось то, что неуспевающие подростки более поленезависимы, чем успешные подростки. Возможно, это можно объяснить тем, что поленезависимые личности ориентированы на свою точку зрения, свои внутренние установки, что в свою очередь препятствует психолого-педагогическим воздействиям. Такие подростки редко учитывают мнение педагогов. Также высокая агрессивность, по данным некоторых литературных источников, не улучшают ситуацию.

- Исследование подростков по шкале интернальности, как способности принимать ответственность за свои действия на себя. Очень интересны данные по исследованию интернальности учащихся. Уровень интернальности у неуспевающих подростков в 1.2 раз ниже, чем у успешных подростков. Т.е. подростки дезадаптированные к ситуации учебной деятельности менее интернальны, а значит они не склонны принимать ответственность на себя.

Выявлено, что интернальные личности не склонны к необдуманным действиям, более рациональны, и соответственно лучше адаптируются в различных ситуациях.

Интернальность это параметр, который говорит о том, что человек не склонен к примитивной проекции. Человек принимает ответственность за свои провалы на других. Высокая отрицательная корреляция конфликтности и интернальности свидетельствует о том, что высокоагрессивные личности имеют тенденцию к низкому уровню личностной организации, не способны принимать ответственность за свою судьбу, склоны к внешне обвинительным паттерным поведениям. Все вместе взятое понижает социальную адаптацию.

- Исследование по шкале импульсивность/рефлективность с целью выявления склонности у подростков к формам делинквентного поведения и агрессивности. Уровень импульсивности у неуспевающих подростков в 1.2 раза выше, чем в среде успевающих учеников. Т.е. дети дезадаптированные у ситуации учебной деятельности склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию, при этом гипотезы выдвигаются без достаточного принятия во внимание степени их правдоподобия, решения принимаются без тщательного обдумывания, они делают много ошибок, отвечая быстро, их деятельность отличается маленьким латентным периодом. Подростки с хорошей успеваемостью, наоборот, решения принимают на основе предварительного тщательного анализа характеристик альтернативных стимулов, а гипотезы уточняются с учетом степени их правдоподобия.

3. Проведение специальной патопсихологической диагностики (в случае необходимости).

И, наконец, самым важным этапом в работе с детьми является психокоррекционная помощь, которая включает в себя индивидуальные и групповые занятия с детьми. А так же проводятся консультации родителей с целью повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование личностной сферы iconИсследование От любой другой сферы человеческой деятельности наука...
От любой другой сферы человеческой деятельности наука отлича­ется своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная...

Исследование личностной сферы iconКонтрольная работа №2
На металлической сфере радиусом R=10 см находится заряд q=1 нКл. Определить напряженность е электрического поля: 1) на расстоянии...

Исследование личностной сферы iconПроблема развития мотивационной сферы ребенка
Излагая исследование мотивов учебной деятельности школь­ников, мы будем называть мотивами все побудители этой дея­тельности

Исследование личностной сферы iconИсследование психологических аспектов приспособительного поведения...
Новый подход к изучению особенностей эмоциональной сферы у больных неврозами и неврозоподобной шизофренией}

Исследование личностной сферы iconПеречень вопросов к теоретическому Государственному экзамену по судовождению на 2011 г
Ск-95, wgs-84. Географическая система координат на поверхности эллипсоида и сферы: широта, долгота, отшествие. Длины дуг меридианов...

Исследование личностной сферы iconИсследование на тему «Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения»
Современная проблематика обеспечения конкурентоспособности сферы образования. Модели функционирования рынка образовательных услуг....

Исследование личностной сферы iconСостояние инновационной сферы и направления инновационного развития красноярского края
Текущее состояние краевой сферы инноваций и причины низкой инновационной активности

Исследование личностной сферы iconВнучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Исследование личностной сферы iconИсследование: установление контакта с сопротивлением 75 Самостоятельное...
Седона-метод: Избавьтесь от эмоциональных проблем и живите так, как всегда мечтали. 1

Исследование личностной сферы iconИсследование: установление контакта с сопротивлением 64 Самостоятельное...
Седона-метод: Избавьтесь от эмоциональных проблем и живите так, как всегда мечтали. 1

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов