Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности




НазваниеТема Введение в психологию. Психологическая структура личности
страница1/10
Дата публикации18.08.2013
Размер1.55 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Тематика курса

Тема 1. Введение в психологию. Психологическая структура личности.

1. Введение в психологию. Зарождение психологии, основные этапы развития. Особенности психологических знаний.

2. Предмет, методы, отрасли психологии.

3. Органические предпосылки развития личности. Особенности психического отражения.Асимметрия полушарий и особенности психи­ческих процессов.

4. Основные отечественные и зарубежные теории личности.

Тема 2. Психологическая структура личности. Структур­но-функциональная организация нервно-психической деятельности.

1. Психологическая структура личности. Понятия человек, ин­дивид, личность, индивидуальность субъект и объект деятельности и их соотношения.

2. Понятие о направленности личности. Потребности, ин­тересы, установки мировоззрение и идеалы личности.

3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.

4. Функциональная морфология нервной системы.

5. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную дея­тельность НС. Понятие управления в психической деятельности.

Тема 3. Психические процессы и свойства личности: ощущение

и восприятие.

1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.

2. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.

3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.

4. Классификация основных видов восприятия

5. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия.

Тема 4. Психические процессы и свойства личности: представ­ление, память и мышление.

1. Память, ее виды. Характеристика узнавания, запоминания, сохранения и воспроизведения.

2. Характеристика видов памяти.

3. Представления. Их классификация, свойства и функции.

4. Общая характеристика мышления. Операциональные компонен­ты мышления.

5. Интеллектуальные особенности личности и качества ума.

Тема 5. Психические процессы и свойства личности: язык и

речь.

1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы ре­чи.

2. Классификация видов речи.

3. Речевые свойства личности.

4. Воображение и его виды.

5. Приемы творческого воображения.

Тема 6. Психические процессы и свойства личности: эмоции и

воля.

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств и эмоциональные свойства личности

3. Эмоциональные проявления и их разновидности

4. Воля и волевые свойства личности

Тема 7. Температмент и характер

1. Темперамент, теории, объясняющие разделение людей по темпераментам.

2. Краткая характеристика темпераментов (по И.П.Павлову):

3. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками лич­ности.

4. Характер, его структура. Индивидуальное и типическое в характере.

Тема 8. Способности. Социальные роли личности. Субъект и ситуация.

1. Способности, их классификация, уровни выраженности.

2. Природа способностей и их развитие.

3. Личность и ее социальные роли

4. Субъект и ситуация. Понятие о локусе контроля и психоло­гических барьерах.

Тема 9. Классические типологии личности

1. Психоаналитическая типология

2. Типология конституциональных различий У.Шелдона

3. Типология Юнга

4. Типология Э.Фромма

5. Акцентуации характера

Тема 10. Психология конфликта

1. Психологическая совместимость.

2. Сущность конфликта и его структура

3. Классификация конфликтов и их причины

4. Типология поведения личности в конфликте

5. Динамика конфликта и управление им
Тема 1

Л — 1

Тема. Введение в психологию. Психологическая структура лич­ности.

1. Введение в психологию. Зарождение психологии, основ­ные этапы развития. Особенности психологических знаний.

2. Предмет, методы, отрасли психологии.

3. Органические предпосылки развития личности. Особен­ности психического отражения.Асимметрия полушарий и особенности психических процессов.

4. Основные отечественные и зарубежные теории личности.

Рекомендуемая литература.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1997.

Немов Р.С. Книга 1. Общие основы психологии. — М., 1998.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999.

Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000.

Психология как наука: основные этапы ее становления. Психо­логия в системе других наук. Предмет психологии. Что такое пси­хика. Мир психических явлений человека. Особенности психического отражения. Отрасли психологии, их взаимосвязь. Основные задачи и трудности изучения психологии.

Принципы построения психологических исследований. Методы сбора фактического материала. Первичная статистическая обработка материалов исследования.

^ 1. Введение в психологию. Зарождение психологии, основ­ные этапы развития.

Представление человека о психических явлениях изменялись в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся пред­мет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На пер­вом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике (рис. 2.1). Рассмотрим более подробно каждый из них.

Рис. Основные этапы развития психологической науки

Само название изучаемой нами науки психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.

Изучение и объяснение души является первым этапом в станов­лении психологии. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказа­лось не так-то просто. Представители идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самосто­ятельно, независимо от материи. Они видят в психической деятель­ности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощуще­ния и представления, либо как некоторое загадочное проявление "абсолютного духа*, "мировой воли", "идеи".

Материалистическое понимание психики отличается от идеалис­тических воззрений тем, что с этой точки зрения психика — вто­ричное, производное от материи явление.

Так, Гераклит (530- 470 гг. до н. э.) и Демокрит (460-370 гг) считали, что душа — это материальное вещество, которое сос­тоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.), величайший древнегречес­кий ученый, выделил растительную, животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика психики человека, и пси­хическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями, поступками.

Впоследствии понятие "душа" все более сужалось до отражения преимущественно идеальных проблем человека. Основы такого пони­мания души были заложены в Древней Индии. Так, в текстах Вед (II тыс. до н. э.) обсуждалась проблема души прежде всего как эти­ческая. Утверждалось, что для достижения блаженства необходимо совершенствования путем правильного поведения.

Этические аспекты души впервые наиболее ярко были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) — Платоном (427-347 гг. до н. э.). По его мнению, душа существует наряду с телом и неза­висимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божествен­ное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тлен­ное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом.

Рене Декарт (1569-1650). Согласно его представлениям, зна­ния должны строиться на непосредственно очевидных данных; снача­ла надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств.

Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту " Мыслю

- значит, существую".

Причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он утверждает, что существуют две независимые друг от друга категории — материя и дух.

В истории психологии это учение получило название "дуа­лизм".

Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и

У. Джемс.

Во второй половине 15 века возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания.

Причем сознание можно было, по мнению психологов тех дней, изучать человеческий мир с помощью только одного метода — инт­роспекции.

Идеологом метода интроспекций был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение — ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли).

Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная пси­хология была господствующим направлением. И именно в рамках дан­ного направления и конце XIX в. стал весьма широко использовать­ся метод интроспекции.

Считалось, что в сознании непосредственно отражается причин­но-следственная связь психических явлений.

В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория.

Бессилие "психологии сознания" перед многими практическими задачами привело к возникновению во втором десятилетии XX в. нового направления психологии — бихевиоризма. Предметом психоло­гической науки становится поведение. Это направление и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете психологии.

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к ок­ружающей его среде.

По мнению Уотсона определенное внешнее воздействие вызыва­ет у человека определенную ответную безусловную (врожденную) ре­акцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций.

Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограничен­ность схемы "S-R" для объяснения поведения людей. Один из предс­тавителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему су­щественную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или "промежуточные переменные" — V, в результате схема приобрела вид: "S-V--R". Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула.

Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение оперантного обусловливания, которое заключается в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и операнткое обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека.

И наконец, на 4 этапе, психология стала изучать факторы, закономерности и механизмы функционирования психики, возникло множество различных школ (К.К.Платонов, Маслоу, Роджерс, Эриксон).

^ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Отцом русской психологии и физиологии по праву считают И. М. Сеченова (1829-1905).

И. М. Сеченов распространил принцип рефлексов на деятельность головного мозга. Тем самым психическое рассматривалось как явле­ние, детерминированное внешними условиями.

В работе "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченов писал, что психическая деятельность — рефлекторная. Рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено-это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено, — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, пред ставления, чувства и т. д.). Третье, конечное, звено-внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаи­мосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Психика — централь­ное звено рефлекса.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование реф­лекторной теории дано в трудах И. П. Павлова об условных рефлек­сах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельнос­ти.

С.Л.Рубинштейн внес существенный вклад в развитие психоло­гической науки (теория взаимосвязи деятельности и психики).

Большой практический и теоретический вклад внесен психоло­гами в период Великой Отечественной войны. Это прежде всего сов­местная с медиками работа по восстановлению психического здо­ровья раненых (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б. Г. Ананьев), обучения летному делу (К. К. Платонов, Л. М. Шварц). Большое теоретическое значение имела работа Б. М. Теплова "К вопросу о практическом мышлении", в которой был дан анализ ума полководцев, показано единство теоретического и практического интеллекта человека.

Особенностью развития психологии в последние десятилетия яв­ляется ее превращение в многоотраслевую науку.

^ Особенности психологических знаний

При характеристике психологии как науки следует отметить не­которые особенности психологических знаний.

Во-первых, это знания о явлениях, которые непосредственно присущи каждому из нас.

Во-вторых, психологические знания характеризуются несовпа­дением их житейского и научного смысла.

Третья особенность психологических знаний — важность их для для самопознания и самовоспитания.

Необходимо отметить, что в жизни мы часто пользуемся психо­логическими знаниями. Однако обыденные и научные знания различа­ются.

Дать схему.

2. Предмет, методы, отрасли психологии.

Предмет психологии.

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. ^ Предметом психологии являются законо­мерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен­ности. Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних пе­реживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблю­дению и именуемых психикой.

^ Основные задачи и трудности изучения психологии.

Основной задачей психологии является изучение психики в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне человека и животных.

Психология изучает процессы, состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его форми­рования как активного деятеля социального прогресса.

^ Принципы психологии:

- принцип детерминизма. Этот принцип означает, что все пси­хические явления причинно обусловленные объективной действитель­ностью.

- принцип единства сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность понимается как ус­ловие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека.

- генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количест­венно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный мо­мент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

^ Принципы построения психологических исследований.

- Объективность изучения психических явлений. Этот принцип прежде всего означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения.

Принцип объективности также требует, чтобы используемые в исследовании методы и позиция самого исследователя не влияли на получаемые результаты.

Убедительным доказательством соблюдения принципа объектив­ности является получение одинаковых результатов не только при повторном проведении исследования, но и при использовании разных методов разными исследователями.

- Изучение психических явлений в их развитии. Важным прин­ципом построения психологических исследований является изучение

психических явлений в их развитии.

- Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в госу­дарствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе.

Аналитическое изучение человека позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности, а синтетическое — дает возможность выявить взаимосвязь всех от­дельных психических проявлений и найти то устойчивое, что харак­теризует человека в целом.

^ Методы исследования, применяемые в психологии

Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмот­ренным принципам, помогает его правильная организация.

Существует следующая классификация методов, используемых при проведении психологических исследований:

- методы организации исследований (лонгитюдный, сравнитель­ный);

- методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наб­людение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естествен­ный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);

- методы обработки материала (качественный и количественный анализы).

^ Этапы проведения психологического исследования.

Проведение конкретных психологических исследований может быть весьма различным. Однако обычно большинство из них включает в себя некоторые общие этапы.

Так, любое исследование имеет следующие этапы:

1) подготовительный (первый) этап исследования, в ходе ко­торого изучается литература по интересующему вопросу и проводит­ся первичное знакомство с испытуемыми. Наиболее часто для этого используют такие методы, как наблюдение, беседа, анкета.

Этот этап завершается определением предмета исследования, основных его гипотез и разработкой исходных позиций построения методики.

2) Второй этап — это этап создания методики исследования. Здесь определяется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнительный и возможные их сочетания), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится необходимое экс­периментальное оборудование.

3) Третий этап — основной сбор фактического материала с по­мощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.

4) Четвертый этап — качественный и количественный анализ ма­териалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.

^ Психология в системе других наук

Человек изучается в различных дисциплинах

- как представитель биологического вида

- как член общества

- как субъект деятельности

Исходя из этого, психология имеет тесные связи со следующи­ми науками:

- биологическими (биология, антропология, анатомия, эмбрио­логия и т.д.)

- гуманитарными (философия, педагогика, социология, история)

- техническими (эргономика, инженерная психология).

^ Отрасли психологии, их взаимосвязь Психологическая наука на современном этапе развития предс-

тавляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин.

Отдельные области психологии тесно связаны между собой.

Различают следующие отрасли психологии:

^ Общая психология исследует наиболее общие закономерности пси-

хической деятельности взрослого нормального человека.

Возрастная психология изучает закономерности психического раз­вития человека в различном возрасте.

^ Педагогическая психология исследует психологические основы

обучения и воспитания.

Психология труда исследует психологические основы трудовой де­ятельности.

^ Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии че­ловека с машиной.

Космическая психология занимается вопросами волевой и мо­ральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием ме­тодов обучения и тренировки.

^ Военная психология занимается психологией человека в военной обстановке

Психология спорта разрабатывает психологические основы обуче­ния и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортив­ных навыков и умений.

^ Психология искусства рассматривает психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведе­ний.

^ Социальная психология изучает психические проявления различ­ных социальных общностей, характер взаимоотношений людей в груп­пах, положение личности в них.

^ Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психо­логическими аспектами следствия, а также психологические особен­ности личности преступника, мотивы преступления, психологию зак­люченного, психологические основы перевоспитания преступников.

^ Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного.

Патопсихология исследует различные формы нарушения нормаль­ной психической деятельности людей.

Имеется несколько направлений в этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга); тифлопсихо­логия (изучает психологию людей, не имеющих зрения или слабови­дящих); сурдопсихология (исследует психологические особенности, связанные с на рушением слуха).

^ Сравнительная психология изучает психику животных.

3. Органические предпосылки развития личности. Особен­ности психического отражения.Асимметрия полушарий и особенности психических процессов.

Психика возникает только на определенном этапе развития ма­терии. До появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст которой исчисляется милли­ардами лет. Первые живые существа появились только несколько миллионов лет назад.

Материальной основой психики является деятельность цент­ральной нервной системы. При этом, по мере усложнения строения нервной системы усложнялась и психическая деятельность.

Этапы развития Н.С.:

1) простейшая н.с. — сетевидная — у кишечноплостных (гидра, медуза, актиния) — форма поведения (недифференцированные реакции

на различные раздражители);

2) ганглиозная (цепочная) Н.С. — у насекомых (возможны обо­нятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения). (Сен­сорная стадия развития психики).

3) ЦНС (у позвоночных животных) — возможно целостное отра­жение предмета (Перцептивная стадия развития психики).

^ Формы поведения животных

- Инстинкт (врожденная видовая форма поведения; для него х-но 1)шаблонность, 2) жесткая детерминация, 3) они вызываются строго определенными раздражителями.)

- Навык (индивидуально приобретенная форма поведения) (вы­рабатывается в течение жизни, изменяется при изменении обстанов),

и интеллектуальная форма поведения (отражаются взаимосвязи между предметами, имеет подготовительный этап).

^ Особенности психического отражения.

Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых матери­альных тел приводит к их взаимным изменениям.

Чем же характеризуется психика как отражение?

К особенностям психического отражения относятся:

- это активный процесс (носит характер взаимодействия)

- любое воздействие преломляется через внутреннее состояние того, кто отражает;

- психическое отражение носит опережающий характер;

Основными функциями психики человека являются:

- отражение действительности;

- сохранение целостности организма;

- регуляция поведения

Все эти функции в целом способствуют адаптации.

Рис.

Органическими предпосылками развития личности является дос­таточный уровень развития центральной нервной системы и включе­нность человека в систему социальных отношений (Маугли и т.п.).

Необходимо отметить, что в настоящее время доказано, что особенности деятельности коры головного мозга накладывает су­щественный отпечаток на проявления психики.

Так, в настоящее время известен такой феномен, как ассимет­рия полушарий. Левое полушарие в своей работе выступает как ве­дущее в в осуществлении речевых и других связанных с речью функ­ций (чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логичес­кого мышления, произвольной речевой регуляции психических про­цессов и состояний). Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

Правое полушарие отвечает з целостное восприятие объекта и выполняет функцию глобальной интеграции образа.

Левое полушарие функционирует на основе аналитического под­хода, осуществляя отображение предмета, формируя отдельные части психического образа.

Необходимо отметить, что в восприятии внешнего мира задейс­тсвованы оба полушария. Нарушение работы любого из них может привести к потере контакта человека с окружающей действитель­ностью.

4. ^ Основные отечественные и зарубежные теории личности

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Структура личнос­ти включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

ОНО — руководствуется принципами удовольствия и проявля­ется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.

Я — разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с прици­пом реальности.

Сверх-Я — основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.

Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, кото­рые разрешает и регулирует Я . Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, ра­ционализация, вытеснение, регрессия).

2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Ак­тивность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы спо­собствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс непол­ноценности компенсируется и стимуляцией собственных способнос­тей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (сов­падение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).

3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).

4. Теория личности Э.Фрома. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являют­ся такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.

5. Теория психосоциального развития Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжает­ся гармоническое и наоборот.

6. К.К. Платонов понимал под личностью биосоциальную струк­туру, имеющую следующие составные части : 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самос­тоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).

8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического раз­вития общества (социологизаторская концепция личности).

Концепция личности К.Хорни. Человеком управляют две тенден­ции — стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Су­ществует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;

2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротичес­кая покорность (больного).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconТема: "Психологическая структура личности"
Цель: Расширение представлений о социально-психологических подходах к изучению личности. Ознакомление с зарубежными и отечественными...

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconО в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова...
Тема психологическая диагностика как наука тема классификации психодиагностических методов тема стандартизованные методы психодиагностики...

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconТема: Введение в общую психологию
Между уровнем развития нервной системы живого существа и сложностью его взаимодействия с внешним миром зави­симость

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconАлексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconАлексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconЛичность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность»....
Понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». – Структура личности. – Типологии личности. – Нарушения личности

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности icon3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
Маслов Ю. С. Введение в языкознание оглавление предисловие Введение. Что такое н наука о языке? Глава I. Сущность языка: его общественные...

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconТехнологическая карта по дисциплине
Умк по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconВ детском возрасте
Проблемам формирования личности ребенка, проводившиеся в лаборатории воспитания Института психологии апн СССР. На основе этих исследований...

Тема Введение в психологию. Психологическая структура личности iconФетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов