Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению




НазваниеУчебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению
страница1/18
Дата публикации03.02.2014
Размер2.65 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА


Серия «Педагогика: в помощь студенту»




Учебное пособие

Тамбов

2008
УДК 371 (075.32)

ББК 74.00я73 Печатается по решению

П 86 редакционно-издательского совета

ТГУ имени Г.Р. Державина


Авторский коллектив:

Бескровная О.В. (лекции 6, 10, 20, 25); Кондратьева Г.В. (лекции 7, 8, 13, 23);

Кравченко М.Б. (лекции 12, 14, 21); Макарова Л.Н. (лекции 9, 17, 19);

Прокудин Ю.П. (лекции 2, 3, 11, 16); Терещенко Г.Ф. (лекции 1, 15, 24);

Шаршов И.А. (лекции 4, 5, 18, 22).
Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Н.И. Исаева,

доктор педагогических наук, профессор Л.С. Подымова

Редколлегия:

^ Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов (отв. ред.),

О.В. Бескровная, Г.В. Кондратьева, Ю.П. Прокудин, Г.Ф. Терещенко


П 86 Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова; Федеральное агентство по образованию; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Спектр, 2008. – 148 с.
Основная задача учебного пособия состоит в том, чтобы помочь студентам и учащимся подготовиться к экзамену по психологии и педагогике. Его содержание соответствует базовому курсу «Психология и педагогика» государственного образовательного стандарта. Все вопросы раскрыты в соответствии с ведущими тенденциями развития отечественной научной школы.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, учащихся профильных классов, а также для системы повышения квалификации работников образования. Оно может быть использовано на всех ступенях системы непрерывного образования в самостоятельной работе, экстернате, дистанционном обучении.
УДК 371 (075.32)

ББК 74.00я73

© Педагогика: в помощь студенту, серия, 2003

© Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2008
Предисловие
При создании учебного пособия авторы опирались на фонд основных учебников по психологии и педагогике для студентов: Н.В. Бордовской, А.А. Реана (2007); В.Н. Дружинина (2005); В.М. Кроль (2005); В.Г. Крысько (2007); Э.В. Островского, Л.И. Чернышовой (2007); П.И. Пидкасистого (2005); И.П. Подласого (2006); В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова (2006); В.А. Сластенина, В.П. Каширина (2006); А.М. Столяренко (2004).

Учебный материал пособия отражает утвердившиеся в науке подходы, определения, психологические и педагогические выводы. Аналитическое изложение материала везде сопровождается авторской оценкой. В некоторых случаях авторы дают свое понимание теоретических вопросов на основе анализа психолого-педагогической литературы и современных социально-культурных и образовательных процессов.

Цель предлагаемого учебного пособия – систематизация изученного материала перед экзаменом. Оно содержит две части, отражающие основные психологические и педагогические теории, идеи, факты, изучаемые в обязательном для всех специальностей вуза курсе «Психология и педагогика». Подобное построение учебного материала позволяет рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых психолого-педагогических проблем и дает возможность читателям с помощью сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников.

Студенты могут плодотворно использовать данное пособие, работая с ним в разных режимах: от ориентировочного знакомства с предметом до сдачи экзамена.

Желаем успехов!

Часть 1.

ПСИХОЛОГИЯ

^ КАК НАУКА О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Лекция 1.

ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ.

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в 18 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное место между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, разрабатываемых совместно с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленным в системе чувственных и умственных образов этого мира (А.В. Петровский).

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Человек – биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в индивидуальном развитии, в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она предоставлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, в которых человек наощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения, прежде всего, своей случайностью, неорганизованностью и бесплановостью. В них редко производится учет всех существенных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекание его. Бесчисленные житейские психологические наблюдения нередко аккумулируются в пословицах, поговорках и представляют определенный интерес для изучения. Но сущность научного наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении их причин.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение – дело дальнейших наблюдений. Существенно важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Особенностями научного наблюдения являются его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные способности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?);

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменит реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией. Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Например, есть данные о том, что необъективность наблюдателя возрастает, когда мужчины исследователи судят о поведении женщин и наоборот.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение – эффективный метод психологического исследования. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной жизни. Поэтому разрабатывается множество специальных приемов, направленных на повышение качества наблюдения, уровня надежности его результатов (т.е. соответствия их реальности). Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод занимает особое место в деятельности психолога. В исследовательской и психодиагностической практике беседа используется как основной и как дополнительный метод. Беседа предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды беседы: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Как основной метод исследования или психодиагностики беседа может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только общий план беседы и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возможны и промежуточные формы.

Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых, «открытых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение двух ближайших часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

В одних случаях содержание беседы полностью определяется психологом. Ему принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он добивается, чтобы каждый как можно полнее отвечал на поставленные вопросы. Такая беседа называется управляемой. Чем более беседа стандартизирована, тем больше она управляема.

В других случаях, напротив, задача психолога – создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабо управляемая беседа. Умение взять инициативу – ценный диагностический показатель. Здесь также могут быть различные варианты.

Психолог, проводящий беседу, с помощью специальных средств создает особые условия для разговора, позволяющие собеседнику говорить раскованно, свободно выражать свою точку зрения. Самое важное здесь – умение слушать собеседника. Этой цели служат техники, которым психолог специально обучается. Однако не менее чем техника, психологу необходимы подлинная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.п.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Однако главным методом психологического исследования и инструментом получения новых психологических фактов и объективного научного познания является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Завоевавший права в психологии лишь на протяжении последних ста лет, он в настоящее время служит основным поставщиком психологических знаний и основанием для многих теорий. Различают три основных вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

Лабораторный эксперимент протекает в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий.

Для проведения эксперимента используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистические достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводят эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Конечно, это ограничивает возможности исследователя, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым. Естественный эксперимент широко применяется, например, в социальной, педагогической психологии, психологии управления.

Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк
Экономика: учебное пособие / Е. Г. Гужва, М. И. Лесная; под ред. М. И. Лесной; спбгасу. – спб. 2011. – 203 с

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73
Основы государства и права: Учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГУ, 2008. – 108 с

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие Москва, 2008 удк 621. 395. 34 Ббк 32. 881 Баскаков...
...

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие • проспект* Москва 2011 удк 343. 2/. 7(075. 8) Ббк...
Уголовное право России в схемах и определениях: учебное по- у26 собие. — Москва: Проспект, 2011. — 200 с. 18Вм 978-5-392-01691-4

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля Орел 2007 удк...
Пахарь Л. И. Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. ­­– Орел: Издательство огу, 2007. –...

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2012г Печатается по решению кафедры...
Печатается по решению кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», протокол №10 от 27. 04. 2012 г

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие рекомендуется для студентов всех форм обучения неэкономических...
В учебном пособии изложен курс экономической науки в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины "Экономика" нормативного...

Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению iconУчебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты
Охватывает все стороны нашего бытия, харак

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов