«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию




Название«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию
страница1/19
Дата публикации19.02.2014
Размер2.86 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Национальный аэрокосмический университет

им. Н.Е. Жуковского

«Харьковский авиационный институт»


М. Е. Жидко
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ

Учебное пособие

Часть 1


Харьков «ХАИ» 2004

ББК 88.5
Введение в психологическую антропологию, М.Е. Жидко. – Учеб. пособие. – Харьков: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2004. - с.
В учебном пособии подробно рассмотрены вопросы возникновения и развития психологической антропологии, становления ее предмета, охарактеризованы основные направления, школы и подходы.

Для студентов гуманитарных и психологических факультетов, а также для слушателей специальных курсов психологического профиля. Может быть также использовано как дополнительный материал для курсов «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология личности», «Культурология», «Социология» и т.п.


Ил. Табл. Библиогр.: 445 назв.


Рецензенты: д-р психол. наук, проф. А.К. Дусавицкий,

д-р психол. наук, проф. Е.Ф. Иванова
© Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт», 2004 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

4

1. Общая характеристика и структура современной антропологии. Место и роль психологической антропологии в современной антропологии………………………………………………………………



7

2. История развития психологической антропологии. Основные подходы и школы…………………………………………………………


19

2.1. Зарождение психологической антропологии……………

19

2.2. Школа «КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ»: подходы к исследованию моделей взаимодействия культуры, личности, «национального характера» и «картины мира»……………………………...


30

2.3. Когнитивная антропология: исследование символических систем и когнитивных процессов………………………………...


116

2.4. Создание культурной психологии ………………………...

139

Библиографический список……………………………………………..

214

ВВЕДЕНИЕ

Антропология держит перед человеком большое зеркало и дает ему возможность посмотреть на себя во всем его безграничном многообразии.

К.К.М. Клакхон

«Зеркало для человека»


В общем-то, дети мои, прихожане мои, мы с вами составляем интересную команду. Мы имеем наглость пытаться раскапывать тайны, являющиеся, по сути дела, загадками наших собственных жизней… А в этом, если как следует поразмыслить, есть свой риск. Это все равно что разбить зеркало, чтобы посмотреть, что там, за слоем амальгамы… Ну, как, дорогие мои, у вас еще не начали бегать мурашки по спине?

^ Артуро Перес-Реверте

«Фламандская доска»

Дисциплина «Антропология» достаточно давно появилась в учебных планах факультетов и кафедр, готовящих психологов. Традиционно этот предмет доверялся читать либо биологам, либо философам, расставлявшим соответственно своему видению акценты в глобальной «науке о человеке» (так переводится с греческого этот термин). В результате психологи выходили с определенным «креном» в ту или другую сторону, оставляя «за скобками» вопросы собственно психологической антропологии и получая частичные ответы на них либо в рамках других учебных курсов (культурологии, религиоведения, психолингвистики, этнопсихологии т.п.), либо путем самообразования. Последний путь в силу отсутствия четкой изначальной методологической позиции нередко таил в себе опасность отсутствия систематичности и односторонности получаемого знания1.

Кроме того, к сожалению, при всем обилии разнообразной антропологической литературы можно констатировать недостаточное количество учебников и монографий по психологической антропологии. Это не является следствием определенного отношения к антропологии в нашей стране. Для сравнения: только в 1984 г. выходит первый в мире сборник работ представителей самых разных научных школ и направлений, который можно считать собственно трудом по психологической антропологии. Далее следует перерыв на восемь лет, и в 1992 г. издается объемная работа «Новые направления в психологической антропологии», а в 1994 г. – «Настольная книга по психологической антропологии». В России первое учебное пособие по психологической антропологии [22] было издано в 1993 г. и за прошедшие 10 лет при достаточно активном использовании в психологическом лексиконе этого словосочетания, вышло всего несколько работ [158, 246, 309 и др.], посвященных данной тематике (при этом некоторые из них являются переизданием антологий работ западных специалистов). В Украине специальные работы, посвященные психологической антропологии, вообще отсутствуют.

Таким образом, на сегодняшний день, с одной стороны, создается ситуация авторской свободы (естественно, ограниченной формальными рамками учебного процесса), позволяющей строить курс в зависимости от личностных и профессиональных логики и предпочтений преподавателя и потребностей специализации данных студентов, с другой же – ситуация предметной неопределенности, в связи с котором происходит взаимоподмена курса психологической антропологии курсом общей антропологии для психологов или рядом частных курсов (социобиологии, исторической антропологии, экологической и медицинской антропологии и даже истории психологии).

Настоящее учебное пособие представляет собой попытку выстроить курс именно психологической антропологии с позиций ознакомления студентов с историей, основными этапами, научными направлениями и школами психологической антропологии, общими теоретическими вопросами и проблемами, а также прикладными исследованиями, имеющими важное значение для психологической практики. Соответственно, пособие состоит из трех частей, каждая из которых согласуется с логикой и структурой целостного изложения и в то же время представляет собой самостоятельное произведение: 1) - «Становление психологической антропологии. Основные школы, концепции и идеи», где будут изложены история формирования концепций и школ психологической антропологии, а также весь спектр ее современных идей; 2) - «Антропологические основы современного общества и поведения человека», в которой будут затронуты вопросы антропологических корней агрессивности, сексуальности, социального устройства и поведения, а также влияния культуры на психические процессы и 3) - «Прикладная психологическая антропология: психиатрия, психотерапия, педагогика», где будут рассмотрены проблемы культурной нормы и патологии, а также педагогические и психологические практики первобытных и традиционных культур.

Автор считает своим приятным долгом поблагодарить всех, кто был причастен к созданию учебного пособия.
^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ

АНТРОПОЛОГИИ. МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

АНТРОПОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Клайд К.М. Клакхон в своей книге «Зеркало для человека: введение в антропологию» дает следующее определение: «Антрополог – это человек, достаточно сумасшедший для того, чтобы изучать своего ближнего» [124, с. 28]. Это как нельзя лучше подчеркивает актуальность антропологии в наше время, когда вся логика развития европейской технологической цивилизации свидетельствует об острой потребности в пересмотре и углублении наших представлений о человеке и человеческом бытии (в том числе и путем их соотнесения с неевропейскими традициями) и важности методологической разработки новых подходов к осмыслению проблемы человека [64, 71, 183, 266, 287, 316, 341]. При этом, как отмечает все тот же К.К.М. Клакхон, «благодаря своей широте, вариативности методов и медиативной позиции, антропология, без сомнения, играет главную роль в интеграции наук о человеке» [124, с. 22].

Учитывая, что в гуманитарном знании именно человек является «мерой всех вещей» (можно сказать, что практически любая теория в гуманитарном знании, будь это история, литературоведение или философия, детерминируется неким явным или скрытым представлением о человеке), антропологию сегодня можно охарактеризовать как некоторую целостную метасистему относительно автономных дисциплин с общим предметом — человеком и особо функционирующими границами между собой (некоторые из них гибки и подвижны, другие – наоборот, неизменяемы и непроницаемы, а через третьи возможно только избирательное проникновение). В связи с этим принято говорить об определенной исходной маргинальности антропологического знания: любая субантропологическая дисциплина существует как бы в постоянной «пограничной» ситуации междисциплинарного пространства, на грани пересечения множества плоскостей рассмотрения человека, что определяет не только ее полифоничность, но и аффективную напряженность.

С.П. Гурин [78] выделяет в структуре современной антропологии несколько уровней знания: теоретическая антропология (философская антропология); социально-культурная антропология (культурно-историческая антропология) и прикладная антропология.

Философская антропология ставит вопрос о человеческом бытии и пытается построить общую теорию человека [166]. Поскольку ее задачей является попытка обнаружить антропологические инварианты и универсалии, фундаментальные основания человеческого бытия, то в ней применяют наиболее общие понятия и категории, определяющие представления о человеке.

Социально-культурная антропология – наука, в которой исследуют конкретные феномены человеческого бытия в их культурно-историческом контексте. Ее метод — от факта к теории, сравнительный анализ феноменов человеческого бытия в различных культурах и исторических эпохах.

Прикладная антропология ориентирована на применение результатов теоретических исследований в конкретных исторических, экономических, организационных и прочих ситуациях.

Поскольку предметное поле антропологии до сих пор находится в стадии постоянного расширения и уточнения, антропологическое знание может быть структурировано как по предмету, объекту исследования, так и по методу, методологическому инструментарию, и эти схематические представления антропологического универсума могут не совпадать между собой [110]. Поэтому приведем некоторую удобную для целей нашего изложения классификацию, позволяющую в самых общих чертах охарактеризовать каждый из антропологических подуровней и дать основные библиографические ориентиры.

Философско-методологические основания современной философской антропологии были разработаны в основных направлениях неклассической философии. В этом отношении ХХ век принес поиск новых теоретических оснований и исследовательских подходов к антропологии [108, 233].

Начало неклассической антропологии было положено еще в философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Штирнер, Г. Зиммель, А. Бергсон и др.), в которой стали исследовать противоречия и парадоксы мировоззрения и социальных, культурных, религиозных, этических ценностей в контексте общего бытия человека.

В подхватившей и развившей эти идеи философии персонализма и экзистенциализма (С. Кьеркегор, Л. Шестов, Н.О. Лосский, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Э. Мунье, Г. Марсель, М. Унамуно, Э. Левинас, Н. Аббаньяно, О.Ф. Больнов, К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих, Э. Жильсон, Ж. Маритен) акцентировано внимание на промежуточном характере человеческого бытия (бытие-между) и противопоставлении неподлинного (предметного) и подлинного (аутентичного) существования (экзистенции) [24, 139, 349]. Многие сформулированные в экзистенциализме понятия (иное, ничто, абсурд, проект, трансценденция и т.п. [310, 302]) открыли новое измерение не только в философской теории человека, но и в конкретных психологических и художественных практиках западной культуры ХХв. [325].

Философские разработки психоанализа и постфрейдизма позволили связать социально-культурные явления с теми процессами, которые связаны с глубинными пластами человеческой психики [172, 224, 290]. Ученые, занимающиеся психоанализом предприняли попытку выявить латентные (скрытые, замаскированные) структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании и сверхсознании, расшифровать символический язык бессознательного [2, 194].

^ В феноменологии предпринята попытка выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования - «жизненный мир» (Э. Гуссерль) и «когнитивный стиль» (А. Шюц) и др., с подчеркиванием неразрывности и в то же время взаимной несводимости сознания и предметного мира.

^ Основными понятиями герменевтики были вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология (В. Дильтей) и понимающая антропология (М. Мерло-Понти). В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь-теперь» (Х. Гадамер). Понимание предваряет всякую человеческую деятельность в качестве предпонимания. Интерпретация — это прояснение уже заведомо данного экзистенциального содержания, воссоздание смысла (М. Хайдеггер). Методология понимания с самого начала встроена в его онтологию. С одной стороны, за конфликтом интерпретаций кроется различие способов экзистенций. С другой стороны, текст способен проецироваться вне себя и «порождать» мир [228].

Центральной проблемой лингвистической антропофилософии является язык и его роль в различных сферах человеческого бытия [50, 74, 215, 259, 312]. Соотношение языка и мышления изучались в когнитивной антропологии (Дж. Остин, Х. Конклин, С. Брунер, У. Гудинаф, Ф. Лаунсбери). В этнолингвистике (Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф) показано, что специфика языка обусловливает специфику духовной культуры. Проблему «язык и общество» рассматривали в социолингвистике (А. Мейе, В. Матезиус, Т. Фрингс), в которой исследовалась связь языковых и социокультурных систем [42, 81, 176, 346].

В символической (Э. Лич, В. Тэрнер, Э. Сепир) и интерпретативной антропологии (К. Гирц) [1] изучались стратегии символизации, символика власти и государства, символ и миф, мифы и ритуалы. Человек представал как «животное символическое», а феномены общественного и личного бытия — как «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос [20, 23, 26, 45, 60, 65, 118, 122, 126, 154, 155, 164, 167, 196, 205, 265, 269, 336, 339; 345, 332]. Предметом символического интеракционизма (Дж. Мид, Ч. Кули) было символическое содержание социальных взаимодействий и целостном человеческом «Я», его личностном самоопределении в микросоциальном окружении.

В структурной антропологии [146, 147] (Э. Дюркгейм, М. Мосс, Б. Малиновский) изучали соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза, исследовала и структуры бессознательного [232], эпистемы (М. Фуко), познавательные практики (Р. Барт). В структурной антропологии используют морфологический, структурный и функциональный анализ. Морфологический анализ основан на многообразии феноменов человеческого бытия, форм и способов деятельности человека. В структурном анализе исследуют логическую организацию человеческого мышления, языка и поведения, выявляют внутреннюю структуру различных систем и отношений, вычисляют наименьшие элементы и минимальные пары. Функциональный анализ использует аналогию между обществом и организмом, выделяет различные функции отдельных элементов внутри целого некоторой системы.

В семиотике (Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч.У. Моррис, Р. Барт, У. Эко) культура и человеческое поведение рассматриваются как знаковые системы [243, 347]. Новые подходы к исследованию антропологических проблем разработаны в семиотике мифологии (К. Леви-Строс, Ж. Дюмезиль), семиологии Р. Барта и психоаналитической семиотике Ж. Лакана. Семиотические методы используют в структурной поэтике, где исследуются знак, символ, высказывание, текст (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Я. Пропп, К. Мелетинский) [103, 121, 219, 220]. Семиотический подход применяют в психологии и педагогике (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Особый интерес при этом представляет изучение особых состояний сознания (В.В. Налимов [187-190], Д.Л. Спивак [251, 252]).

Большую эвристическую ценность для антропологии имеют методологические подходы, сформулированные в рамках постмодернизма [17, 18, 82, 106, 143] (М. Фуко, Ж. Деррида, М. Бланшо). Предлагая нетрадиционные методологические основания и используя методы, маргинальные по отношению ко всем предшествующим подходам, исследователи этого направления анализируют все то, что лежит вне структуры, относится к ее изнанке, то пространство, где структура размыкается в контекст. В постмодернистской антропологии происходит детерриториализация и маргинализация социокультурного пространства, децентрация (расщепление) социальных субъектов1.

Следует отметить усиление антропологического акцента в современной религиозной философии, как католической (Э. Жильсон, Ж. Маритен, Г. Марсель), так и протестантской (К. Барт, Р. Бультман, Д. Бонхоффер, П. Тиллих, Р. Нибур, А. Швейцер). Можно также выделить религиозно-философское направление в антропологии (Г.Э. Хенгстенберг, И. Лотц, Ф. Хаммер, М. Бубер). В работах православных философов и богословов наиболее целостная христианская концепция человека представлена у С.С. Хоружего, И. Мейендорф и В.Н. Лосского.

Следует также выделить институциональную антропологию, в которой исследуют место человека в общественной системе и его роль в социальных институтах, и динамическую антропологию, изучающую траектории индивидуального и общественного бытия, человеческую судьбу и динамику культуры. Динамический подход используется в энергетической концепции культурных систем (Л. Уайт) и в синергетике (И. Пригожин, Г. Хакен).

Проблематика биологической, физической и медицинской антропологий, с одной стороны, пересекается с социально-культурной антропологией, так как естественнонаучные и медицинские проблемы всегда вписаны в некоторый социокультурный контекст и по-разному решаются в различных исторических ситуациях, а с другой стороны,, служит основой для обобщений философской антропологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию iconМетодическое пособие для студентов, магистров и аспирантов
О. В. Ковалевская. – Харьков. Национальный аэрокосмический университет «Харьковский авиационный институт», 2004

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию icon«Харьковский авиационный институт»
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Интересные и весьма поучительны экономические заповеди содержатся...

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию iconПедагогическая антропология
Лекция первая. Введение в педагогическую антропологию

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию iconМосковский авиационный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию icon1991-1997 галереи и выставочные залы г. Казани
Родился в 1964 году в г. Йошкар-Ола Республики Марий-Эл. Окончил Казанский Авиационный Институт в 1987 году. Живописью занимается...

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию iconКонкурс рекламы и р r «А dvertising and pr assistant»2013 положение...
Организатор). Организационные партнеры конкурса — Союз предпринимателей Харьковской области (спхо), Харьковский национальный университет...

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию iconКонкурс технических проектов «Business-Tech project assistant» 2013...
Организатор). Организационные партнеры конкурса — Союз предпринимателей Харьковской области (спхо), Харьковский национальный университет...

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию iconАнкета волонтера на Международный авиационный праздник авиашоу «Общее небо»

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию iconВведение в курс философии государственный комитет российской федерации...
И. канд филос наук, доцент; Обухов В. Е. доцент канд филос наук; Моисеева Т. П. канд филос наук, доцент; Семенов С. Н. доцент, канд...

«Харьковский авиационный институт» М. Е. Жидко введение в психологическую антропологию iconПрограмма в процессе образования задействованы статусы обучающий...
Типы социальных институтов a институт семьи и бракаB политическийC институт религии d институт образованияE экономический

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов