Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь




НазваниеН. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь
страница1/15
Дата публикации01.03.2014
Размер1.44 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Н. В. Новоторцева

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЛОВАРЬ

Угебное пособие

Издание 4-е, переработанное и дополненное

Санкт-Петербург 2006

Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с.

В словарь вошли краткие сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья, основные понятия коррекционной педагогики и специальной психологии и смежных наук; включено более 600 терминов. Пособие предназначено студентам педагогических вузов, может быть использовано педагогами, психологами, родителями.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В предлагаемом вниманию читателей словаре содержатся краткие сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях их развития, воспитания и обучения. Кроме основных сведений из области коррекционной педагогики и специальной психологии, словарь включает необходимые понятия из смежных наук — педагогики, психологии, лингвистики, медицины.

Словарь является учебно-справочным изданием, предназначен прежде всего студентам педагогических вузов.


^ ТОЛКОВАНИЕ ТЕРМИНОВ

А

Абазия (от греч. а — начальная часть слова со значением отрицания, basis — ходьба)— неспособность ходить при заболеваниях нервной системы.

Абилитация — система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

^ Абсанс (от франц. absense — букв, отсутствие) — кратковременное отключение сознания (наблюдается при эпилепсии).

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — мысленное вычленение того или иного свойства конкретного предмета или явления и отвлечение от остальных его свойств. А. совершается уже в процессе восприятия применительно к чувственным свойствам предметов (например, выделение формы и отвлечение от цвета или наоборот). Более высокая форма А., неразрывно связанная с первой, — вычленение все более существенных свойств объектов познания, выявление его природы. Именно эту форму А. имеют в виду, когда говорят об отвлеченных, абстрактных понятиях.

Своеобразие А, у детей с отклонениями в психофизическом развитии, по сравнению с нормальными, наиболее заметно в младшем возрасте, а затем оно постепенно сглаживается в процессе их компенсаторного развития, направляемого специальной педагогической работой. При этом успешнее А. формируется у детей с нарушениями деятельности органов чувств (с недостатками зрения, слуха). Наибольшие трудности в абстрагировании испытывают умственно отсталые дети.

Абулия (от греч. а — отрицательная частица, bule - воля) — психопатологический симптом, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от причины А. может быть кратковременным или же периодически возвращающимся длительным болезненным состоянием, а также началом психического заболевания. Поэтому следует обратить особое внимание на необъяснимо возникшую у ребенка безучастность, бездеятельность, рассеянность, отсутствие интереса к окружающему. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях, психоневрозах. А. не следует смешивать со слабоволием, являющимся следствием недостатков воспитания.

Автоматизация (от греч. automates — самопроизвольный) звука — этап при коррекции неправильного звукопро-изношения, который следует за постановкой звука. С точки зрения высшей нервной деятельности А.з. есть ; введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — слова и фразы и в самостоятельную речь. Основа образования навыка правильного произношения достигается применением специальных упражнений.

Автоматизм (от греч. automates — самопроизвольный) действий — выполнение отдельных действий, входящих в состав более сложной деятельности, без произвольной, сознательной их регуляции. Физиологической основой А.д. являются как безусловные рефлексы, так и условные (динамические стереотипы). А.д. лежит в основе образования навыков и привычек. В процессе обучения и воспитания аномальных детей применяются специальные упражнения, направленные на автоматизацию отдельных действий. Они необходимы, например, при коррекции дефектов звукопроизношения у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи и при обучении слепых письму по Брайлю.

^ Автоматизм оральный (от греч. automates — самопроизвольный; от франц. oral < лат. os(oris)— рот) — усиление сосательных рефлексов, свойственных раннему детскому возрасту. А.о. вызывается постукиванием у угла рта, по подбородку, по спинке носа, прикосновением к губам и другими способами. Автоматизм речедвигательный (от греч. automates — самопроизвольный) — кинетический автоматизм в пределах речедвигательного аппарата: вынужденные движения языка, глотки — без речи или непроизвольный речевой акт.

^ Авторитарное воспитание (от лат. auctoritas — власть, влияние) — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Аггравация (от лат. aggravatio — отягощение, утяжеление) — преувеличение больным симптомов болезни, С явлением А. чаще приходится встречаться в судебно-психиатрической экспертизе. А. у детей не всегда носит осознанный характер. Наблюдается при расстройствах слуха (преувеличивается степень понижения слуха), при истерии иногда проявляется в заикании; у олигофренов — в психической недостаточности; у детей с органическим нарушением ц.н.с. — в нарушении внимания, памяти, счета и др. А. определяется путем клинического обследования, педагогического наблюдения за ребенком, а также и дополнительными лабораторными исследованиями. В процессе правильного воспитания А. у детей может быть снята или уменьшена. У детей-олигофренов преодоление явлений А. требует большого труда и времени.

Агейзйя (агевзйя) (от греч. а — отрицательная частица, geusis —вкус) — потеря вкусового ощущения. Может распространяться на все виды вкусовых ощущений или на некоторые из них. Расстройство вкуса, определяемое в передних двух третях языка, указывает на поражение волокон тройничного нерва; расстройство вкуса, определяемое в задней трети языка, говорит о поражении языкоглоточного нерва.

Аглоссия (от греч. а — отрицательная частица, лат. gldssa — язык) — отсутствие языка. А. — очень редкая врожденная аномалия. Отсутствие языка, естественно, обусловливает резкое нарушение произношения, однако относительная внятность речи может быть сохранена за счет компенсаторного участия других органов артикуляции. Например, при произнесении переднеязычных звуков [д], [т], [н] кончик языка заменяется нижней губой, втягиваемой под верхние зубы.

Агнатия (от греч. а — отрицательная частица, gnathas — челюсть) — врожденное отсутствие нижней челюсти.

Агнозйя (от греч. а — отрицательная частица, gnosis — познание) — нарушение процессов узнавания, наступающее нередко при поражении высших отделов коры головного мозга. Наблюдается зрительная, слуховая, тактильная и другие виды А. Так, зрительная А. возникает при поражении затылочных отделов коры головного мозга. А. проявляется в том, что человек, не теряя остроты зрения, при сохранении элементарной чувствительности и сознания оказывается не в состоянии узнать предмет при зрительном восприятии или осмыслить картину в целом, а воспринимает лишь их фрагменты.

Слуховая (акустическая) А. возникает при поражении височных отделов головного мозга, выражается в потере способности узнавать предметы по характерным для них звукам: часы по тиканью, колокол по звону, собаку по лаю и т. д. Слух при этом может быть сохранен или ослаблен настолько незначительно, что это не объясняет возникновение А. Понимание речи при слуховой А. также нарушено.

При тактильной А. больной с закрытыми глазами не может узнать на ощупь знакомый предмет, несмотря на сохранение чувствительности. Открыв глаза, он тотчас же узнает предмет. Такая форма А. обнаруживается при поражении теменной области мозга.

Агностические расстройства в комплексе с другими симптомами имеют большое значение для определения местонахождения очага болезни. Лечение основного заболевания и специальные приемы обучения могут компенсировать дефекты восприятия при А.

Агорафобия (от греч. agora — площадь, phobos — страх) — навязчивая боязнь площадей.

Аграмматйзм (от греч. agrarnmatos — нечленораздельный) — ошибки в грамматическом оформлении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций (импрессивный А).

А. — общее нарушение грамматического строя речи, может проявляться как в устной, так и в письменной речи; степень и формы недоразвития или нарушения взаимосвязанных звеньев, грамматического строя речи зависят от причин, вызвавших его. У детей А. как проявление недоразвития грамматического строя речи в разных формах наблюдается при алалиях; у взрослых — как нарушение сформированного грамматического строя речи при афазиях (см.). Педагогическая работа по преодолению А. строится с учетом причин, вызвавших его, и осуществляется как одна из сторон работы по восстановлению нарушенных речевых Систем и общего развития речи.

Аграфия (от греч. а — отрицат. частица и лат. grapho — пишу) — невозможность письма или потеря этого навыка вследствие недоразвития или нарушения психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова при сохранности интеллекта и отсутствии расстройства координации движений руки или кисти. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины в доминантном полушарии.

^ Агрессивное поведение (от лат. aggressio — нападение) — враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А,п. носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий. По мере социальной адаптации ребенок осваивает общественно приемлемые способы разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей. Склонность к А.п. свидетельствует о недостатках воспитания, в ряде случаев является симптомом психических расстройств.

Агрипния — бессонница.

Адаптация (от лат. adaptio — приспособление) — морфо-физиологическое приспособление организмов к конкретным условиям существования^ Способностью к адаптации обладает как организм в целом, так и отдельные органы; напр., А. глаза — приспособление глаза к различным условиям освещения, А. слуха — изменение восприятия звуковых раздражителей во время или после действия звука какой-либо постоянной интенсивности. В А. принимают участие центральные и периферические механизмы нервной системы.

^ Адаптация профессиональная (от лат. adaptatio — приспособление) — процесс социального, профессионального психофизиологического приспособления к новым условиям трудовой деятельности, внутриколлективным отношениям и т. д.

^ Адаптация социальная (от лат. adaptatia — приспособление, и socium — общество) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А.с. детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии. Этим обусловлено значение коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии.

^ Аденбиды, аденоидные разращения (от греч. aden — железа, eidos — вид) — патологическое разрастание носоглоточной миндалины, находящейся в своде носоглотки.

А. чаще всего наблюдаются у детей 4—8 лет, нередко они вызывают патологические изменения верхних дыхательных путей и органа слуха. Основной симптом А. — затруднение носового дыхания. У детей, страдающих А., рот почти всегда открыт, очень часто развивается хронический насморк. При больших А. изменяются голос и речь (гнусавость).

Лечение А. — хирургическое. Показанием к операции служит не столько величина А., сколько вызванные ими нарушения в организме (резко выраженное нарушение ротового дыхания, заболевание ушей, понижение слуха, хронический ринит).

Адинамия (от греч. а — отрицательная частица; dyna-mis — сила) — чрезмерная слабость, понижение умственной деятельности, неподвижное положение в постели, болезненная апатия. А. общая наблюдается при тяжелых инфекциях, интоксикациях и голодании. А. отдельных органов может наступать в результате нервного торможения и влияния разнообразных факторов, действующих депрессивно на органы.

А. у детей может возникнуть после черепно-мозговой травмы, а также после инфекционных заболеваний.

^ Азбука для слепых — рельефно-точечный шрифт по системе Брайля, принятый для письма и чтения слепых. (Врайль Луи (1809—1852) — французский тифлопедагог, изобретатель азбуки для слепых (1829). В 3-летием возрасте потерял зрение. Получил образование в Парижском национальном институте слепых, по окончании которого (1827) был оставлен при нем в качестве преподавателя.) Основой для построения азбуки в шрифте Брайля служит шеститочие. Все буквы этого шрифта отличаются друг от друга количеством и расположением входящих в них точек.

Для обучения чтению и письму по системе Брайля применяется в качестве учебного - пособия рассыпная рельефная азбука. Пособие имеет вид плоского ящика, внутри, в верхней части, разделенного слева направо на узкие длинные (по ширине ящика) прямоугольные строчки. Эта часть ящика представляет собой наборное полотно для раскладки букв рассыпной азбуки и составления из них слогов, слов и коротких предложений.

Нижняя часть ящика представляет собой «кассу». Она разделяется на клетки по числу букв алфавита, в каждую из которых помещается несколько экземпляров пластинок с определенной буквой.

Буквы рассыпной азбуки изображаются рельефными точками на небольших деревянных или пластмассовых пластинах прямоугольной формы. Внизу на каждой пластинке имеется зарубка, ориентируясь на которую слепой ученик придает правильное положение буквам при их восприятии и раскладке.

Работа с рассыпной азбукой развивает осязание, уточняет движения рук слепого, облегчает процесс звуко-буквенного анализа и синтеза слов и тем самым подготавливает учащегося к успешному овладению чтением и письмом по системе Брайля.

Акалькулйя (от греч. а — отрицание, лат. calculation — счет, вычисление) — недоразвитие или нарушение способности счета при сохранности узнавания цифр и написания их под диктовку. А. возникает вследствие , органического поражения ц.н.с. А. наблюдается при очаговых и диффузных корковых поражениях.

^ Акинезия, акинез (от греч. akinesia — неподвижность) — невозможность произвольных движений вследствие параличей, неподвижности суставов или болей. Причиной А. могут быть и психогенные факторы, например при истерии. Лечение зависит От характера основного заболевания.

Акромегалия (от греч. dkron — конечность, megas — большой) — непропорциональный чрезмерный рост конечностей (кисти, стопы) и других частей тела (костей лицевого черепа, губ, языка). А. обусловлена повышенной функцией передней доли гипофиза (тех его клеток, которые выделяют гормоны роста), опухолями, травмами, инфекциями головного мозга. При А. нарушается обмен веществ. А. возникает в любом возрасте (чаще в 20—25 лет). Характеризуется медленным прогрессирующим течением.

Акроцефалия (акрокефалия) (от греч. akros — самый высокий, kephale — голова) — форма черепа и головы имеет вид башни («башенный череп»), лоб прямой или покатый вследствие неправильного роста головного мозга в высоту и неравномерного зарастания швов свода черепа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconОбщее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология,...
Кор пед можно рассм-ть как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в кач-ве самостоятельной науки

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconПланы лекционных занятий Лекция Специальная педагогика и психология...
Лекция Специальная педагогика и психология как наука. Основные категории специальной педагогики и психологии

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconПрограмма собеседования с абитуриентами, поступающие на сокращенный...
«Бакалавр специального (дефектологического) образования (специальная психология)»)

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconМетодические указания и планы семинарских занятий по дисциплине «психология и педагогика»
Методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика» /Авт сост. Т. Д. Стульник, Д. И. Пономарева. – М.: Изд-во маи, 2008....

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconСпециальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,...
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями...

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2009 удк психология и педагогика. Раздел «Педагогика»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconСпециальная психология. Вопросы к тестированию
Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных...

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconСпециальная психология. Вопросы к тестированию
Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных...

Н. В. Новоторцева коррекционная педагогика и специальная психология словарь iconМетодические рекомендации по организации учебно-исследовательской...
«Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов