Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология»




Скачать 191.14 Kb.
НазваниеПрограмма квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология»
Дата публикации06.04.2014
Размер191.14 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Психология > Программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Факультет психологии


«Согласовано»

_________________

Директор Департамента НПО

Аллаяров З.А.

«Утверждаю»

_______________

руководитель ООП

Нухова М.В.


ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ


Рекомендуется для
специальности 030301 - «Психология»

специализации «Социальная психология»

1. Цель практики:

  • освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и групповой деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

  • закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

  • освоение навыков решения практических задач;

  • формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

  • знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.


^ 2. Трудоемкость практики составляет 7 недель.
3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы.

В соответствии с учебным планом основной образовательной программы квалификационная практика по специальности 030301 «Психология» (специализация «Социальная психология») проводится на пятом курсе, в девятом семестре в объеме 7 недель, с 1.10 по 17.11.2012 г. Квалификационная практика проводится в различных учреждениях и организациях, где требуется квалифицированная работа специалиста-психолога.

Квалификационная практика предполагает подготовку студентов факультета психологии к профессиональной деятельности по проведению психодиагностической, психокоррекционной и психопрофилактической работы, а также способствует систематизации и обобще­нию полученных знаний, сформированных умений и навыков в процессе профессиональной подготовки в вузе. Практика должна обеспечить дидактическую последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных знаний и умений в области теоретической и практической психологии, привить студентам навыки самостоятельной работы по избранной профессии.

Данный вид практики проходят студенты после изучения дисциплин специальности. В ходе квалификационной практики происходит закрепление и совершенствование теоретических знаний и навыков их практического применения, полученных при изучении следующих дисциплин: «Введение в профессию», «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Психотерапия», «Педагогическая психология», «Психодиагностика», «Организационная психология».
^ 4. Требования к результатам практики

В результате прохождения практики студент должен:

Знать:

- содержание, формы и методы психодиагностической, психокоррекционной и психопрофилактической деятельности практического психолога в различных организациях;

- способы планирования и организации групповых и индивидуальных форм практической деятельности психолога в различных учреждениях и организациях;

- этические стандарты работы психолога.
Уметь:

- применять теоретические знания в практической деятельности психолога в зависимости от специфики поставленных задач;

- проводить индивидуальную и групповую психодиагностическую, психокоррекционную и психопрофилактическую работу в соответствие с на­учно обоснованными психолого-педагогическими принципами и требованиями ее организации в различных типах учреждений и организаций;

- управлять групповыми процессами в ходе тренинговой работы с персоналом различных учреждений и организаций;

- анализировать и выявлять эффективность собственной практической деятельности, а также деятельности своих коллег, и прогнозировать пути и направления её совершенствования и повышения эф­фективности;

- вести психологическую работу по исследованию отдельных сотрудников и группы в целом, научиться составлять психологический портрет сотрудника или коллектива;

- оценивать индивидуальные результаты эффективности консультируемых лиц и групп, а также выражать их в качественной и бальной форме;

- совершенствовать навыки собственной учебно-познавательной деятельности и вести научно-исследовательскую работу с целью накопле­ния эмпирического материала для написания курсовых и дипломных работ по психологии.

Владеть:

- навыками анализа и обобщения передового психолого-педагогического опыта и личного опыта практической деятельности с качественной оценкой его составляющих;

- навыками выявления новаторских, нетрадиционных форм и методов работы практического психолога и использовать их в собственной практике.
^ 5. Содержание квалификационной практики.

Виды работ:
1) Подготовительный этап.

Ознакомление с программой квалификационной практики, распределение по базам практики, подготовка плана работы на практике.
^ 2) Основной этап.

Ознакомительная, организационная, психодиагностическая, психокоррекционная, психопрофилактическая, исследовательская и аналитическая работа в организации.
3). Заключительный этап.

Подготовка отчетной документации по итогам прохождения квалификационной практики.
^ 6. Тематическое планирование практики


Дата

Содержание работы

Трудоемкость в часах

28.10

1) Подготовительный этап.

Проведение установочной конференции, постановка практических задач, инструктаж по порядку прохождения практики и ведению отчетной документации (ведение дневника практики, оформление и защита отчета по практике); подготовка методического обеспечения; организационные вопросы прохождения практики; оформление направления на практику, распределение по группам, составление списочного состава групп студентов, направляемых на практику.




1.10 – 10.11

2) Основной этап.

Ознакомительная работа.

Знакомство с учреждением или организацией, распорядком дня, правилами поведения, коллективом подразделения (отдела); конкретизация зада­ч практики, плана работы, ис­ходя из конкретной ситуации в данном уч­реждении, организации.

^ Организационная работа.

Разработка программы индивидуальной и групповой работы психолога в соответствии с поставленными задачами практики, а также запросами организации (учреждения).

^ Психодиагностическая работа.

Подбор психодиагностического инструментария, проведение индивидуальной и групповой психодиагностики, обработка полученных результатов и их анализ.

^ Психокоррекционная работа.

Проведение индивидуального консультирования по запросу клиента, либо в рамках научных интересов студента. Проведение тренинговой работы с группой.

^ Психопрофилактическая работа. Проведение психопрофилактической работы индивидуального и группового плана по выявленным в ходе диагностики и коррекции вероятностным проблемным зонам.

^ Аналитическая работа.

Присутствие на тренинговых занятиях других студентов, анализ их эффективности. Самоана­лиз своей практической деятельности.

^ Исследовательская работа студента в рамках его написания выпускной квалификационной работы

и с учетом запроса учреждения, в котором проводится практика.




11.11–23.11

3) Заключительный этап.

Подведение итогов практики, написание отчета, анализ эф­фективности практики, оценка результатов практики.





^ 7. Сведения о местах проведения практики
Квалификационная практика осуществляется на основе договоров с организациями, в которых должна функционировать психологическая служба или должен работать специалист-психолог, имеющий оборудованный кабинет, и ведущий систематическую практическую, научно-методическую и преподавательскую деятельность.

Основными базами практики являются: СОШ и средние специальные образовательные учреждения, социально-психологические центры, психологические службы МВД и МЧС.
^ 8. Перечень примерных заданий для выполнения в период практики
1) Психодиагностическая работа:

  • подбор психодиагностического инструментария в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • проведение индивидуального и группового психодиагностического исследования;

  • обработка и анализ полученных результатов;

  • самоанализ эффективности психодиагностической работы на основе сопоставления поставленных целей и задач и полученных результатов.


2) Психокоррекционная работа:

  • проведение индивидуального консультирования клиента в соответствии с его запросом или в рамках научных интересов студента;

  • составление психологической характеристики сотрудника на основе результатов индивидуальной психодиагностики, а также наблюдения за его поведением в ходе групповой работы;

  • разработка и проведение тренинговых занятий в коллективе в соответствии с запросом руководителя коллектива (коллектива) или в рамках научных интересов студента;

  • составление психологической характеристики группы (коллектива) на основе социометрических, референтометрических исследований, наблюдения, анкетирования, бесед и других методов;

  • самоанализ эффективности психокоррекционной работы на основе сопоставления поставленных целей и задач и полученных результатов.


3) Психопрофилактическая работа:

  • сообщение (краткое выступление) по современным проблемам психологической науки и практики применительно к деятельности организации (учреждения) на базе которого проходит практика.

  • проведение психопрофилактической работы индивидуального и группового плана по выявленным в ходе диагностики и коррекции вероятностным проблемным зонам.


4) Аналитическая работа.

Присутствие на тренинговых занятиях других студентов, анализ их эффективности. Самоана­лиз своей практической деятельности.
^ 5) Исследовательская работа студента в рамках его научных интересов и с учетом запроса образовательного учреждения.
Ориентировочная схема составления

психологической характеристики сотрудника
Характеристика
Сотрудника ___________________________ (Ф.И.О.)
1. Общие сведения о сотруднике (возраст, пол).

2. Характеристика трудового коллектива, членом которого являет­ся сотрудник (эффективность работы коллектива в целом, отношение к работе, трудовая дисциплина, наличие групповых норм и их характер, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, товарищество, коллективизм, система традиций коллектива).

3. Отношение сотрудника к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, авторитет сотрудника в коллективе, общительность и понимание других людей, отношение к от­рицательным социально-психологическим явлениям в коллективе - подсиживание, зависть, доносы и т.д.).

4. Направленность личности сотрудника (личная, социальная или деловая), характеристика осознанных мотивов: интересы, их глуби­на, широта, устойчивость; наиболее ярко выраженные трудовые мотивы; стрем­ление сотрудника, его намерения, мечты, идеалы.

5. Уровень притязаний (заниженный, адекватный или завышенный); соотношение самооценки и уровня притязаний; характерная для сотрудника оценка своих возможностей; требовательность к себе; отношение к крити­ческим замечаниям руководства и коллег; отношение сотрудника к саморазвитию и его выявление в различных видах профессиональной деятельности.

6. Сотрудник в профессиональной деятельности (отношение сотрудника к работе; выполняет работу добросовестно или недобросовестно; работает с интересом, без интереса; дисциплинированность; эффективность в работе по оценке коллег и руководства; общественная активность сотрудника).

7. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер преобладающих эмоцио­нальных реакций; преобладающее настроение сотрудника; степень его эмоциональ­ной возбудимости; быстрота протекания и смены эмоций; внешняя вы­раженность эмоциональных переживаний; эмоциональная устойчивость в напряженной установке и при неудачах; умение сдерживать эмоцио­нальные переживания и изменять их; волевые особенности: целеустрем­ленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настой­чивость, самообладание, моральная воспитанность воли и др.).

8. Темперамент (проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности: сила, уравновешенность, подвижность; выявление некоторых свойств темперамента: сензитивности, экстра-интервертированности, импульсивности, ригидности и т.д.).

9. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении: а) к работе, - исполнительность, активность, дисциплинированность, творческий подход и др. б) к коллективу и организации в целом, в) к коллегам по работе и клиентам.; г) к руководству организации; д) к самому себе – самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).

10. Характеристика семьи и семейных отношений сотрудника (состав семьи, куль­турно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к сотруднику).

Что сделано студентом-практикантом по профилактике, развитию и коррекции сотрудника через групповую работу, а также в результате индивидуального воздействия. Эффективность проделанной работы.

11. Выводы. Указать возможные линии коррекции в работе с данным сотрудником (со стороны руководства, коллег, а также со стороны самого сотрудника)
^ Ориентировочная схема составления

психологической характеристики коллектива
1) Характеристика организации как коллектива. Уровень ее развития и успешности. Связь с общест­венностью. Характер организационной культуры и е влияние на коллектив.

2) Официальная структура коллектива. Состав коллектива. Формальные и неформальные лидеры. Краткая характеристика лидеров.

3) Общая характеристика производственной деятельности коллектива.

4) Статус коллектива в организации.

5) Состояние трудовой дисциплины в коллективе, негласные нормы поведения в коллективе, традиции коллектива.

6) Организационные цели и личные потребности сотрудников.

7) Спло­ченность членов коллектива. Общественное мнение в коллективе.

8) Качественная и количественная характеристика межличност­ных взаимоотношений (на основе социометрии). Психология взаимоот­ношений сотрудников в микрогруппах. Дружеские пары.

9) Возрастные психологические особенности коллектива. Указать, какие психологические проявления сотрудников вы относите к возрастным особенностям.

10) Специфические черты данного коллектива, которые вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала.

11) Влияние социального окружения, руководства и клиентов на коллектив.

12) Какая работа проведена студентом-практикантом в коллективе, на достижение каких целей она была направлена.

13) Ваши предложения по особенностям организации работы в данном коллективе (для руководства и членов коллектива).


^ План психологического анализа тренинга
I. Психологическая цель тренинга

  1. Место и значение данного тренинга для деятельности коллектива. Формулировка цели.

  2. В какой мере учтены в целевой установке тренинга запросы руководителя коллектива (коллектива), либо научные интересы студента.

  3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, используемые техники и упражнения, а также стиль работы тренера отвечают поставленной психологической цели.


II.Содержание и структура тренинга

  1. В какой мере концепция, содержание и структура тренинга отвечают принци­пам развития и обучения в тренинге:

а) наличие графической концепции тренинга и ее соответствие целям тренинга;

б) соотношение информационной и практической части;

в) соотношение индивидуальной и групповой деятельности участников;

г) соотношение усвоения знаний в готовом виде и самостоятельного поиска;

д) степень поддержки тренером группы и участников при решении поставленных задач;

е) особенности мотивации участников к участию в тренинге, применяемые способы преодоления сопротивления участников;

ж) наличие клиентской технологии и ее соответствие целям тренинга;

з) психологический настрой в группе (умение поддержать атмосфе­ру доверительного, конструктивного общения, деловой контакт или дру­гие настроения).
III. Работа тренера

  1. Особенности самоорганизации тренера:

а) подготовленность к тренингу (степень овладения содержанием и структурными компонентами тренинга, степень осознания психологиче­ской цели и внутренней готовности к ее осуществлению, наличие тренерской технологии);

б) рабочее самочувствие, активность в начале тренинга и в процессе его осущест­вления (собранность, сонастроенность с психологической целью тренинга, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной це­ли, оптимистичный подход ко всему происходящему на тренинге, находчивость и т.д.).

  1. Стиль тренера и его соответствие ожиданиям группы.


IV. Организованность участников тренинга

  1. Соблюдение участниками правил работы в группе.

  2. Особенности взаимодействия в ходе тренинга.


V. Учет возрастных особенностей участников

  1. Как учитываются возрастные особенности участников при подготовке тренинга и в ходе его осуществления.



^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:
а) основная литература

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2011.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М., 2008.

  3. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. – М., 2008.

  4. Марасанов Г.И. Психология в организационном консультировании. М., 2009.

  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М., 2008.


б) дополнительная литература

  1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые приемы и техники. – Ростов, 2013.

  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 2004.

  3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2006.

  4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1999.

  5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб., 2004.

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. – СПб., 2002.

  7. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М., 2005.

  8. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – СПб., 2010.

  9. Корнилова Н.А. Методическое пособие «Реабилитируем стресс». – Уфа, 2009.

  10. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, тренинги, консультирование. – М., 2003.

  11. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., 2007.

  12. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2002.

  13. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. – М., 2008.

  14. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.

  15. Шмелева И.А. Введение в профессию Психология: Учебное пособие. – СПб., 2007.

в) программное обеспечение (не предполагается использование)

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы


  • http://psyjournals.ru – Журналы по психологии МГППУ

  • http://psychology.net.ru – «Мир психологии», научно-популярный информационно–психологический портал.
  • ^
    http://www.psychology.ru Психология на русском языке

  • http://www.psy.msu.ru/links/ – Психология в Интернете (МГУ)

  • http://koob.ru – Библиотека «Куб»


^ 10. Материально-техническое обеспечение практики:

  • аудитория для проведения установочных и итоговых конференций, с необходимым техническим оснащением для просмотра видео- и фотоматериалов, презентаций;

  • технические средства обучения: проектор; ноутбук; DVD-проигрыватель.


^ 11. Методические рекомендации по проведению практики
В период квалификационной практики реализуются все виды деятельности психолога, которые соответствуют специфике базового учреждения. А также проводятся исследования с использованием тех методов и методик, которые необходимы для реализации цели и задач практики.

Перед прохождением практики студентам необходимо внимательно изучить программу и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителями практики, к решению конкретных практических вопросов.

При прохождении практики студент обязан:

  • полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

  • подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

  • строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

  • нести ответственность за выполненную работу и её результаты.


Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями практики от организации и от университета.

Отчет представляется факультетскому руководителю практики организации для проверки (руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных индивидуальной программой практики). Результаты прохождения практики обсуждаются на конференции, проводимой кафедрой общей и социальной психологии, все присутствующие преподаватели, представители организаций, студенты имеют право задавать вопросы, связанные с научными и практическими результатами практики. Оценка выставляется научным руководителем с учетом отзыва руководителя практики от организации и итогов обсуждения на конференции.
12. Требования к промежуточной аттестации по практике.
^

Критерии оценки результатов практики


  1. Обязательное прохождение всех этапов практики, в том числе участие в установочной и итоговой конференциях.

  2. Качество выполнения всех заданий, предусмотренных содержанием практики.

  3. Овладение умениями и навыками, предусмотренными задачами и содержанием практики.

  4. Степень самостоятельности студентов при выполнении всех форм работы.

  5. Умение творчески применять теоретические знания в педагогической деятельности.

  6. Качество оформления и своевременность предоставления документации


Список отчётной документации:

  • журнал студента-практиканта;

  • схема, методики и результаты психодиагностического исследования;

  • план проведения индивидуальной консультации клиента;

  • программа тренинговых занятий с группой (коллективом);

  • самоанализ проведенной психодиагностической и психокоррекционной работы студента;

  • психологическая характеристика коллектива, составленная студентом на основе психодиагностического исследования и наблюдения;

  • психологическая характеристика сотрудника, составленная студентом на основе психодиагностического исследования и наблюдения;

  • конспект краткого выступления (сообщения) в рамках психопрофилактического направления;

  • подробный аналитический отчет о прохождении квалификационной практики с выводами и рекомендациями по ее совершенствованию;

  • общегрупповая презентация по итогам производственной практики (газета, видео- и фотосъемка, слайды и другие формы представления).


В отчете рекомендуется представить: анализ наиболее сложных и интересных направлений деятельности; указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики; изложение спорных, сложных вопросов, возникающих по конкретным задачам, и их решение. В отчете студент может выразить свое отношение к изученным материалам, к той деятельности, с которой он ознакомился в ходе практики.

По окончании практики студент-практикант составляет отчет и сдает его руководителю практики от ВУЗа одновременно с дневником, подписанным непосредственно руководителями от баз практики.

Отчет о практике и все материалы ее прохождения в соответствии с перечнем, данным в программе и методических указаниях, студент должен представить для проверки и анализа на кафедру. Защита отчета проводится на заключительной конференции, в сроки, указанные в приказе по проведению практики.

При оценке итогов работы студента на практике принимается во внимание отзыв руководителя практики от университета и качество отчета о практике.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030300 Психология № 759 от 21 декабря 2010 г.
Разработчики:

Макушкина Ольга Михайловна, к.психол.н., доцент кафедры общей и социальной психологии ______________

Бондаренко Геннадий Викторович, к.филос.н., доцент кафедры общей и социальной психологии ______________
Эксперт:

педагог-психолог Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники ______________ О.С. Чеховская
к.психол.н, психолог ГАУ Республиканский центр социально- психологической помощи детям, подросткам, молодежи ______________ Г.А. Шурухина


Программа утверждена на заседании кафедры общей и социальной психологии. Прокол № 3 от 30 октября 2012 года.

Зав.кафедрой общей и социальной психологии _______________М.В. Нухова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconМетодические указания по подготовке, написанию, оформлению и защите...
Выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по специальности 030301. 65 И направлению 030300. 62 «психология»

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconРабочая программа по практике преддипломной (квалификационной) Для специальности
Рабочая программа преддипломной практики составлена на основе Государственного образовательного стандарта согласно учебного плана...

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconПрограмма 2-ой производственной практики рекомендуется умц кгту им....
Задачей 2-ой производственной практики является приобретение студентами профессиональных навыков по специальности путем

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология»
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconДипломная работа по специальности 030301 «Психология» «Допущена к защите»
Направление коррекционной работы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconРабочая программа практики квалификационной
Преддипломная практика по специальности 060101 «Лечебное дело» является важнейшей частью практической подготовки студентов и проводится...

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconПрограмма учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента...
Программа учебной, экономической и практики менеджмента и преддипломной практики специальности 080504 «Государственное и муниципальное...

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconПрограмма преддипломной практики по специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Программа преддипломной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Управления 25 октября 2010г, протокол №3

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconРабочая программа Практики по профилю специальности для специальности 08010851 «Банковское дело»
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности...

Программа квалификационной практики рекомендуется для специальности 030301 «Психология» iconПрограмма второй производственной практики для студентов специальности...
Программа предназначена для практической подготовки студентов IV курса специальности 250201. 65 «Лесное хозяйство». Приведены цели...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов