Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте




Скачать 89.98 Kb.
НазваниеГлозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
Дата публикации23.08.2013
Размер89.98 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы

Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте 


Актуальная задача современности — разработка компактной, но чувствительной схемы нейропсихологического обследования дошкольников, способной диагностировать детей с высоким риском появления трудностей последующего обучения в школе.

Задачи :

  1. Описание индивидуальных особенностей и диагностика состояния психических функций в норме и при различных отклонениях (атипи- ях) психического функционирования.

  2. Определение дефицитарного (несформированного) блока мозга (в Лу- риевском понимании термина), первичного дефекта и его системного влияния на другие психические функции, составляющие зону риска их выпадения (недоразвития) как в результате страдания данной функциональной системы, так и из-за нарушения (ослабления, недо­развития) ее связей с интактными функциональными системами.

  3. Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний централь­ной нервной системы, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования.

  4. Постановка топического диагноза органического поражения или дефи­цитарности (недоразвития, атипичного развития) мозговых структур.

  5. Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дизадаптации, школьной неуспе­ваемости и др.

  6. Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохран­ных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий, а также мето­дов профилактики развития и углубления дефектов.

  7. Разработка и применение систем дифференцированных и индивиду­ализированных методов восстановительного или коррекционно-раз- вивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта




  1. Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воз­действия: хирургического, фармакологического, психолого-педагоги­ческого, психотерапевтического и др.

Аспекты:

  • дифференциально-диагностический,

  • коррекционный, прогности­ческий

  • профилактический аспекты.

Центральными задачами нейропсихолога являются: выявления специфики дефицитарности (несформированности) психических функций на разных этапах онтогенеза и особенностей их компенсации, исследования динамики развития ВПФ, установления причин и разработки методов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости.

^ Основные исследователи, занимающиеся проблемой нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста: Э. Г. Симерницкая, Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, Т. В. Ахутина и др.,; Л. С. Цветкова,; А. А. Цыганок, М. С. Ковязина, Н. Г. Манелис,; А. В. Семенович, А. А. Цыганок,; Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева,; А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева.
Особенности подбора диагностического материала:


  • доступность (сложность)

  • знакомость;

  • привлекательность (наглядность, занимательность, способность привлекать внимание).

Материал обследования должен соответствовать жизненному опыту ре­бенка, так как всякая высшая психическая функция необходимо прохо­дит через внешнюю стадию развития (Л. С. Выготский, 1983).
(например, применение слишком сложного для дошкольников мате­риала сюжетных картинок могло привести к неправильному выводу о не- сформированности наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет, даже признанных по данным нейропсихологического обследования готовыми к школьному обучению (О. А. Гончаров, 1998). )

Стимульный материал для дошкольников должен выполняться пре­имущественно в четком цветном изображении. Предметы должны быть изображены как можно более просто и конкретно, без абстрактных дета­лей. При исследовании дошкольников неприменим буквенный и цифро­вой материал, за исключением детей, у которых процессы чтения и счета сформированы и автоматизированы в дошкольном возрасте.
^ Требования к процедуре обследования.
дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внима­ние на одном виде деятельности. Поэтому при проведении нейропсихологического обследования, особенно с 3-летними детьми, необходимо давать им возможность переключиться на другие активные виды деятельности после примерно 10-минутного тестирования. После такого перерыва ребенок мо­жет эффективно перейти к следующему этапу обследования.

^ В 4-5-летнем возрасте ребенок может удерживать внимание уже около 15 минут, после чего ему необходимо предоставить 5-10-минутный перерыв, желательно запол­ненный физическими упражнениями.

В 6-летнем возрасте ребенок в среднем может удерживать внимание на заданиях уже около получаса. Поэтому, об­следуя детей, необходимо выбрать наиболее информативные и времясберегающие методы, т. е. обеспечить компактность методики.
Для обеспечения возможности переключения в ходе обследования необ­ходимо чередовать разнородные задания, не предъявляя последовательно однотипные тесты.
Необходимо учитывать ограничения объема восприятия и внимания до­школьника. Поэтому нужно предъявлять каждую пару картинок отдельно, прикрывая листом бумаги остальные (например, при исследовании логикограмматических отношений), иначе внимание ребенка может соскальзывать.
инструкцию для маленьких детей нужно под­разделять на подынструкции для ограничения объема акустического вос­приятия и компенсации недостаточной сформированности процессов рече­вой регуляции.

Обследование маленьких детей лучше начинать в форме группового тестирования с элементами игры-соревнования (например: «Кто угадает пер­вым, что здесь нарисовано?»), а уже потом переходить к индивидуальному обследованию, отпустив других ребят побегать. (среди трехлеток есть много детей, которые не хотят или боятся участвовать в эксперименте, проводимом «чужими»)

Эти проблемы снимаются присутствием на обследовании (или части его) матери или, при обследовании в коллективе, двух-трех сверстников.
Игровая форма является лучшим видом тестирования, при классификации эмоциональных состояний, пробы на зрительно-предметный гнозис.
^ Проблема нормативов.
Большинство исследователей применяют нейропсихологические методы для исследования детей начиная с 6 лет (Т. В. Ахутина и др., 1997; О. А. Гончаров, 1998; Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, 2003б).

Однако есть данные о возможности применения Луриевских тестов при иссле­довании младших дошкольников.

В выборке Н. Г. Манелис минимальный воз­раст нейропсихологического исследования у детей составлял 5 лет, а в иссле­дованиях А. В. Семенович (2002) принимали участие уже малыши от 4 лет.

При исследовании двигательной сферы выполнение проб на праксис позы доступно уже 4-летним детям.

Значительные трудности вызывало у дошкольников выполнение проб на динамический праксис, ошибки наблюдались в обеих руках. Монолатеральные ошибки только в правой руке постепенно уменьшались с возрастом. Трудности при выпол­нении проб только в левой руке встречались приблизительно равновероят­но во всех возрастных группах вплоть до 7 (А. В. Семенович, 2002) или даже 10 лет (Н. Г. Манелис, 1999).

Дети в 5-летнем возрасте, по результатам Н. Г. Манелис, имеют не- сформированность межполушарного взаимодействия, что подтверждает проба на реципрокную координацию.

В 5-летнем возрасте дети испыты­вают особенно большие трудности при выполнении этой пробы правой ру­кой, а с 6 лет ошибки чаще всего наблюдаются в левой руке.

По данным А. В. Семенович, проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется только к 8 годам.

Пробы на пространственный праксис и оптико-конструктивная де­ятельность недоступны дошкольникам, однако к 6 годам появляются эле­ментарные возможности воспроизведения структурно-топологических и координатных элементов рисунка при сохранении метрических ошибок (А. В. Семенович, 2002). К 5 годам появляется возможность рисования ти­пичных пространственных гештальтов (квадрат, прямоугольник) (Н. Г. Манелис, 1999).

При исследовании зрительного восприятия дети 4-5 лет безошибочно опознают реалистические изображения и большинство перечеркнутых изображений, но иногда отмечается замедленный подбор сло­ва-наименования. Эти трудности (перцептивно-вербальные ошибки) сохра­няются и у 6-7-летних детей (Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, 2003б).

Интерпретация одноактных сюжетных картинок («Разбитое окно», «Прорубь») была затруднена вплоть до 7 лет, в то время как описание се­рийных изображений — до 9 лет. (ошкольникам в пробе на составление рассказа по серии сюжетных картинок последовательность должна быть задана заранее.)

Объем слухоречевой и зрительной памяти достигает 5-6 элементов к 5 годам, но до 7 лет сохраняются трудности удержания правильной последовательности элементов, а до 9 лет — повышенная тормозимость следов после интерферирующей деятельности.

Фонематический слух и понимание логико-грамматических отношений формируются, по данным Н. Г. Манелис и А. В. Семенович, не ранее 7 лет.
Проблема нормативов в детской нейропсихологии очень сложна, так как психические процессы и мозг ребенка находятся в состоянии развития, которое, характеризуется неравномерностью, индивидуальным темпом и гетерохронией. Каждый год жизни ребенка мо­жет давать как количественные, так и качественные сдвиги в характеристи­ках психического функционирования, «качественно особые, специфиче­ские отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация разви­тия); определенную иерархию видов деятельности и ее ведущий тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности» (Т. И. Алиева и др., 2001).
Этапы

Диагностический этап

  1. Беседу с целью определения сформированности фразовой речи.

  2. Пробу на праксис позы пальцев и простой вариант пробы на динами­ческий праксис.

  3. Рисунок простых фигур: круг и квадрат (копирование).

  4. Называние реальных изображений (листы 2-3 Альбома).

  5. Показ реальных изображений по слову-наименованию (листы 2-3 Аль­бома).

  6. Запоминание одной серии из 3 реальных изображений и выбор их среди дистракторов.

  7. Запоминание серии из 5 слов.

  8. Счет до пяти с внешней опорой.

  9. Исключение понятий (2 первые картинки пробы «четвертый лишний»

при внешнем речевом подкреплении — листы 5-6 Альбома).

Схема и количественная оценка данных

нейропсихологического обследования ребенка

Обследование начинается с беседы с ребенком, задача которой установить контакт с ним, а также получить данные по общей характеристике его пси­хического функционирования. Затем у детей от 4 лет определяется с помо­щью вопросов и специальных проб (приложения 2 и 3) межполушарная организация психических функций.

^ Общая характеристика ребенка

Во время стандартизированной беседы с ребенком, вопросы которой в ходе апробации дифференцированы по возрасту (приложения 1-3), оценивает­ся состояние трех областей психического функционирования:

  • ориентировка в месте, времени, в некоторых своих личных данных;

  • критичность;

  • адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.

Симптомы

  1. Незнание времени года (у детей старше 5 лет).

  2. Незнание места нахождения.

  3. Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания).

  4. Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.

  5. Отказ от задания и общения с обследующим.

  6. Несформированность чувства дистанции (трогает волосы или одежду обследующего, некорректно называет его).

  7. Расторможенность, общее возбуждение, невозможность усидеть за столом даже 10 минут.

  8. Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех без видимых по­водов.

  9. Симптомы агрессии или самоагрессии.

  10. Напряженность, растерянность, тревожность.

  11. Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в ре­зультатах обследования.

  12. Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания (по сравнению с нормативными данными в корректурной пробе для каж­дой возрастной группы).

  13. Несформированность избирательности в корректурной пробе:

  1. Смешения перцептивно близких фигурок.

  2. Смешения перцептивно далеких фигурок.

  1. Отвлечения от выполнения задания (паузы более 10 секунд).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconЖ. М. Глозман А. Ю. Потанина А. Е. Соболева
Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconЛитература B. C. Мухина «Психология дошкольника»
Развитие мотивов поведения детей дошкольного возраста и формирование самосознания ребёнка в дошкольном возрасте

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте icon1. п одборка книг о кошках для чтения в дошкольном возрасте
Абрамцева, Н. Котенок и солнышко; Как кошка на дачу собиралась; Лужица; Серая Кошка; Ночная сказка; Кошка и кукушка

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconПсихологические особенности детей и подростков
Изменения самосознания приводит к переоценке ценностей. В этот период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные...

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconРеферат по психологии на тему: «Развитие мышления в дошкольном возрасте»
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым...

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconМетодика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики...
Ознакомление дошкольников с произведениями книжной графики начинается в младшем дошкольном возрасте

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconДошкольном образовательном учреждении Зарегистрирован в Минюсте РФ...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении...

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconПредраковые заболевания молочной железы. Диагностика. Лечебная тактика
Рак молочной железы: клинические формы, стадии процесса, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconВопросы к курсовому экзамену по дисциплине «Инфекционные болезни»...
Брюшной тиф: этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте iconЭкзаменационные вопросы для студентов 4 курса лечебного факультета...
Почечная колика. Причины, патогенез, диагностика, дифференциальная диагностика и принципы купирования почечной колики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов