Психология как наука. Предмет психологии




НазваниеПсихология как наука. Предмет психологии
страница1/7
Дата публикации23.08.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

  1. Психология как наука. Предмет психологии.

Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта — совершенно разные реальности, так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или события и воспоминания о них.

Любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, математический анализ и применять полученные знания на практике.

Ситуация изменилась в середине XIX в., когда Огюст Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию - науку об обществе, вместо философии истории - историческую науку, а вместо философской антропологии - психологию - науку о душе (хотя сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ XVIII в. Христиан Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г. немецкий ученый Вильгельм Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре И. М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком Адольфом Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Френсисом Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект. Развитие психологии привело к появлению различных школ.

^ 1.1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

В. Вундт выделял высшие и низшие психические процессы. К высшим он относил те процессы, которые связаны с сознательным синтезом. Для их изучения был предложен метод интроспекции (самонаблюдение за собственными состояниями сознания). Однако скоро выяснилось, что интроспекция не дает объективной информации. Причем данные, получаемые с ее помощью, не поддаются статистическому анализу. Все это привело к осознанию того факта, что в отличие от других наук особой трудностью (и, пожалуй, основной) для психологии является определение ее предмета. Преодоление возникшего кризиса привело к тому, что разные школы в психологии давали разные определения ее предмета.

Так, бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных, опосредующих это поведение через отношения «стимул - реакция». Условные реакции являются основной единицей анализа видимых проявлений психики, которые действуют рефлекторно, по образному выражению И. М. Сеченова, как звенья какой-либо машины. Механизм образования условных реакций наблюдаем, его можно выразить через систему законов, и он доступен математическому анализу. Это перспективное направление, основанное на учении И. П. Павлова, развивается и в настоящее время.

Другим направлением поиска выхода из кризиса в том же русле стала глубинная психология, которая берет свое начало в психоанализе Зигмунда Фрейда. Ее отличие от бихевиоризма состоит в том, что она сохранила метод интроспекции, хотя и применила его к исследованию неосознаваемой психики. Согласно концепции 3. Фрейда, психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное.

3. Фрейд придерживался взглядов, основанных на обнаружении и изучении жесткой связи между причиной и следствием в психической жизни человека.

Следующее направление психологии, которое основывается на принципе детерминизма и теории отражения, получило название рефлективной психологии. Само ее название происходит, по-видимому, от одного из вариантов перевода слова «рефлекс»: reflexus - отражение (лат.). В то же время эта (иногда называемая «марксистской») психология считает предметом своего изучения сознание, рассматривая его как отражение объективной действительности в мозгу человека. Это позволило внести в психологию культурно-историческое измерение и развить теорию формирования высших психических функций.

По другому пути пошла понимающая психология, основанная немецкими философами Вильгельмом Дильтеем и Эдуардом Шпрангером. Своим предметом понимающая психология считает не изучение причинно-следственных связей психической жизни, а их понимание путем соотнесения с миром культурно-исторических ценностей. Ярким представителем понимающей психологии является швейцарский психолог Карл Густав Юнг.

Наиболее популярной школой в настоящее время является когнитивная психология. Она принадлежит к научной, а не к понимающей традиции. Предметом психологии в ней считаются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Начало когнитивной психологии положила генетическая теория швейцарского психолога Жана Пиаже и гештальтпсихология, развивавшаяся в Германии в 30-е годы XX столетия.

Несмотря на все различия существующих взглядов, можно дать предельно обобщенное определение предмета психологии. Предметом психологии является психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.
^ 1.2.Понятие о психике. Психика и деятельность.

Любые исследования в области психологии имеют своей конечной целью определение природы психического.

Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется. Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Это неизменное никогда не доступно чувственному восприятию и в то же время сообщает миру вещей существование. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа.

Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру существования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, форма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать эквивалент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бытие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа — это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела. И в самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, «знает», куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному. Например, для Л. С. Выготского это мир культуры, депонированной в знаках. «Всякая психическая функция, - пишет он, — возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интропсихическая». То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации, т. е. погружения знака и способа его употребления в натуральную функцию. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определили психику как способ организации живого тела. Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика — это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осуществляющая высшую нервную деятельность; а взятая с точки зрения социальной детерминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе.

Таким образом, психика объективна, она имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собственную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной относятся: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.

Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается. Только в процессе взаимодействия, общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, в процессе деятельности формируется и развивается психика.

Деятельность - система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности.

Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности. С другой, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности. Благодаря психическому деятельность субъекта приобретает опосредованный характер. Психическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает его ориентацию на будущий результат. Субъект, обладающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия.

С развитием деятельности как в фило-, так и в онтогенезе усложняются формы ее опосредования, формы психического отражения. Наивысшей из них, присущей только человеку, является сознание.

Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее задачи и мотивы.

В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру. Процесс интериоризации означает не «перекладывание» внешней деятельности во внутренний план, а формирование (от латинского forma - устройство, структура, система организации чего-либо) внутренней деятельности в процессе осуществления внешней. Возможен и обратный процесс - экстериоризация — разворачивание внутреннего плана деятельности вовне.

В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы деятельности соотносятся с ее предметным содержанием - мотивами, целями и условиями. Деятельность всегда подчинена мотиву -предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель. Цель, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним.

В психологии выделяют различные виды деятельности: предметно-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую и др. Основным из них, влияющим на формирование личности человека, в отечественной психологии признавалась трудовая (предметно-практическая) деятельность. Эта идея восходит к трудовой теории антропогенеза, разработанной в XIX в. немецкими философами на основе теории Ч. Дарвина.
^ 1.3. Взаимосвязь психологии с другими науками


Наука

Общая с психологией проблема

История

Психология современного человека как продукт развития материальной и духовной культуры Психологические портреты известных людей различных эпох и особенности их ситуативного поведения Проблема личности в истории

Философия

Личностный смысл и цель жизни Мировоззрение Политические пристрастия Моральные ценности Сущность и происхождение сознания Природа высших форм мышления Мировоззренческий аспект взаимовлияния личности и общества Методологические вопросы научного исследования психики Познание человеком окружающего мира

Социология

Методы исследования личности и взаимодействия людей Психологические особенности национальностей и народов Психологические аспекты политики государства в той или иной сфере Формирование социальных установок Психологические механизмы социализации личности (социальная адаптация, идентификация, конформность и др.)

Педагогика

Процессы передачи и усвоения знании Диагностика способностей Профессиональная ориентация Воспитание нравственных качеств личности Создание эффективных средств обучения

Медицина

Взаимовлияние психосоматических и соматических факторов Психодиагностика ранних стадий заболеваний Методы психотерапевтического лечения

Взаимодействие психологии с другими науками приводит к появлению целого ряда «пограничных» научных дисциплин. Это не удивительно: научные психологические знания нужны везде, где требуется учет психологических особенностей отдельных людей и человеческих взаимоотношений. Вряд ли историк, слабо разбирающийся в вопросах психологии личности, сумеет объективно оценить роль личности в исторических зигзагах человечества. Промахи будут сопровождать работу следователя, опирающегося в своих действиях исключительно на знание Уголовного кодекса. Так появились историческая, юридическая, политическая, социальная, экономическая, этническая, медицинская, инженерная, военная психология, психология спорта, искусства, религии, семьи и брака и др.

Большинство лауреатов Нобелевской премии напрямую связывают проблемы раскрытия тайн наблюдаемых (но не объяснимых с позиций методологии современной науки) явлений с изучением процесса мироздания. По словам М. Планка, великие научные идеи внедряются не столько путем постепенного убеждения оппонентов, сколько за счет постепенного вымирания оппонентов и освоения новых идей растущими поколениями. Бывают, конечно, и исключения. Так, Э. Циолковский рекомендовал искать следы зарождения Человека не на Земле, а в Космосе. В конце своей жизни А. Эйнштейн признал ограниченность своей теории по причине ее несоответствия истинному, но еще не осознанному человечеством мирозданию и утверждал (хотя и без конкретизации), что законы Вселенной несут в себе отпечаток Высшего Разума.

• Проблема общей теории психологии. Разрешение этой проблемы естественным образом увязано с формированием мировоззрения, адекватного реальности. Теория, основанная на системе постулатов, уже не в состоянии объяснять многие феномены на уровне достоверности, необходимой для практики.

• Проблема поиска объективных законов, описывающих существенные, функционально необходимые, устойчивые, покоряющиеся связи между психическими явлениями. Здесь важно установить области их применения, систему ограничений, накладываемых на их «власть».

• Проблема механизмов психической деятельности, позволяющих раскрыть самые существенные стороны действия психических закономерностей.

• Проблема выделения категорий и понятий (таких, как «общение», «отражение», «деятельность»), способствующих интеграции психологических знаний, подготовке базы для создания общей теории психологии.

• Проблема изучения конкретных процессов, состояний,свойств психики (от простейших ощущений до сложных мотивов и измененных состояний сознания). Состояние знаний вданной проблеме характеризуется наличием ряда конкурирующих позиций, ни одна из которых не в силах доказать свою полную объективность.

• Проблема продвижения в практику результатов психологических исследований в виде «человеческого фактора».Практика - мощный стимул развития психологии. В последнее десятилетие это направление получило значительное развитие в отечественной психологии в связи с ростом конкуренции товаров и услуг на мировом рынке.

Общая психология — теоретико-экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй и др. (рис. 1.3).





^ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИКИ, ПРИНЦИПЫ, КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ


ЛИЧНОСТЬ


Рис.1.3. Структура общей психологии

Результаты, полученные в рамках общей психологии, ложатся в основу изучения всех остальных отраслей психологии. Общая психология - это не просто «классика» психологии вообще.

Занимаясь основополагающими проблемами, закономерностями процессов познания и исследованием свойств личности, общая психология неустанно отслеживает результаты, получаемые в смежных областях знаний и в специальных отраслях психологии. Научный продукт общей психологии - фундаментальные знания, касающиеся общего взгляда на важнейшие явления психической жизни, методологических подходов к познанию сущности психики и методов ее исследования. По образному выражению Р. Хохлова, «фундаментальные знания - это знания не расчетчика, а теоретика, не клерка от науки, а мыслителя, творца. Овладевая фундаментальными знаниями, специалист поднимается на высочайшую ступень понимания предмета, откуда уже открываются магистрали науки, ее самые оживленные перекрестки, открываются горизонты будущих открытий».
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология как наука. Предмет психологии icon1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии....
...

Психология как наука. Предмет психологии iconВопрос Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии
Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала...

Психология как наука. Предмет психологии iconВопросы по социальной психологии для итоговой государственной аттестации...
Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными

Психология как наука. Предмет психологии icon1. Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать,...
Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции...

Психология как наука. Предмет психологии iconВ опрос Предмет и задачи психологии. Психология —
Психология — это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности

Психология как наука. Предмет психологии iconУчебное пособие оглавление глава предмет, история и основные направления...
Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука

Психология как наука. Предмет психологии iconПреподаватель: Листик Е. М. к психол н., доцент Вопросы для подготовки к экзамену
Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка. Предмет и задачи детской психологии

Психология как наука. Предмет психологии iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «Социальная психология»
Предмет социальная психология. Роль социальной психологии как науки. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии

Психология как наука. Предмет психологии iconПреподаватель: к пс н., доцент Каданкова Н. Н. Вопросы к экзамену:...
...

Психология как наука. Предмет психологии iconТест №1 по дисциплине «Общая психология» Психология как самостоятельная наука оформилась
Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов