Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование




НазваниеМетодика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование
страница1/20
Дата публикации19.07.2013
Размер2.46 Mb.
ТипТематическое планирование
zadocs.ru > Спорт > Тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Содержание

Особенности развития представлений об окружающем мире дошкольников
с нарушениями зрения 2

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5

Содержание требований программы, примерное тематическое планирование,
конспекты занятий для детей первого года обучения 7

Содержание требований программы, примерное тематическое планирование,
конспекты занятий для детей второго года обучения 25

Содержание требований программы, примерное тематическое планирование,
конспекты занятий для детей третьего года обучения 49

Содержание требований программы, примерное тематическое планирование,
конспекты занятий для детей четвертого года обучения 80

^ Нашему другу и учителю Любови Ивановне Плаксиной посвящаем

Особенности развития представлений об окружающем мире дошкольников с нарушениями зрения

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих имеют свои специфические особенности (Л.И. Плаксина). Изучив практические действия детей с нарушениями зрения, Л.И. Плаксина делает вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Также отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и желания непосредственного контактирования с объектами.

Изучение детей старшего дошкольного возраста показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются (Е.В. Селезнева). В результате исследования автором установлено, что у детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступательной зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. Почти отсутствует ориентация на обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность.

В ряде дошкольных образовательных учреждениях г. Челябинска были проведены исследования особенностей предметных представлений, а также представления о человеческом облике (мимика, проявление эмоций) у дошкольников с косоглазием и амблиопией и нормальным зрением (Л.А. Дружинина).

Были использованы диагностические методики, разработанные Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, и другими с некоторой их модификацией. Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых представилась возможность определить уровень их представлений об окружающем мире. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 4-х до 5 лет, с 5 до б лет, с 6 до 7 лет.

Детям 4—5 лет было предъявлено 12 заданий.

Назови сходные предметы одним словом и расскажи, для чего они нужны (машина,

автобус, самолет..., валенки, сандалии, туфли..., стул, табуретка, кресло...).

Подбери игрушки одного цвета, формы, материала (все деревянные, железные, стеклянные, а также разного цвета и формы).

Лото на классификацию предметов (транспорт, мебель, посуда, одежда).

Расскажи, зачем и как нужно следить за полостью рта и за волосами.

Детям 5—6 лет было предъявлено 17 заданий.

Назови форму, цвет, вспомни вкус продукта, который я назову или покажу (лимон, конфета, яблоко, арбуз, соль).

Определи и назови предметы внутри одного рода (посуда: чайная, столовая, кухонная; мебель: для кухни, комнаты и спальни) и их функциональное назначение.

Назови электроприборы, которые ты знаешь, определи, для чего они нужны (по предъявленным картинкам).

Расскажи о профессиях воспитателя, повара и прачки. Изобрази такую же эмоцию, какая нарисована на картинке. Детям 6—7 лет было предъявлено 17 заданий.

Опиши основные признаки предмета, назови его назначение, правила использования и хранения, расскажи все о ножике и ножницах.

Сгруппируй предметы по существенным признакам. Объясни, почему сгруппировал именно так (мебель, инструменты, продукты).

Назови и расскажи о предметах быта, об умении пользоваться ими по памяти. Такие же задания мы попросили выполнить дошкольников с нормальным зрением. Таким образом, предложенные методики позволили определить:

• особенности предметных представлений об окружающем мире, а также представлений
о человеческом облике (мимики, проявления эмоций).

Задания предъявлялись детям в игровой форме и поэтапно.

Оценка полученных результатов осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:

  • дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно были отнесены к первому уровню;

  • ко второму уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок при выполнении задания);

  • к третьему уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.

При группировке сходных предметов по назначению и названию дети 4-5 лет правильно узнавали и называли предметы, а о назначении данных предметов говорили, исходя из имеющегося практического опыта.

Ответы по данному заданию у детей с нарушенным и нормальным зрением были однотипными: «машина, автобус, самолет, чтобы ездить, летать, возить людей».

При группировке предметов по форме, цвету и материалу было выявлено, что все дети среднего дошкольного возраста правильно называют предметы. Дети с нарушением зрения долго разглядывали игрушки, присматривались к ним, просили разрешения потрогать руками. Чаще отмечали форму мелких игрушек, а в крупных игрушках ее не замечали. Путали предметы, изготовленные из твердой пластмассы и дерева.

Дети с нормальным зрением быстро определяли форму и цвет игрушек, самостоятельно и правильно определяли материал, из которого они изготовлены.

Ответы детей с нарушением зрения на предложение рассказать об уходе за волосами и полостью рта были неполными, дети ограничивались тем, что говорили «чищу щеткой и водой», «чищу волосками от щетки». Часть детей вообще отказывались отвечать на этот вопрос.

Дети с нормальным зрением давали подробные ответы: «утром чищу зубы, на щетку выдавливаю пасту, закрываю колпачок и кладу на место, чищу зубы, чтобы они были белые и не болели». Дети часто говорили название своей зубной пасты, очень подробно рассказывали, как они чистят зубы и зачем им это надо. Дети с нарушением зрения на вопрос: «Как ты ухаживаешь за волосами?» — отвечали: «не знаю», «мою мочалкой и водой», «голову надо мыть, а то будет голая». Дети с нормальным зрением отвечали на вопросы более подробно и уверенно, описывали процесс ухода за волосами: «мою шампунем и водой, вытираю, потом расчесываю, мне помогает мама или делаю это сам».

При определении формы, цвета, вкуса предъявленного овоща дети с нарушением зрения 5 — 6 лет практически не называли фиолетовый и коричневый цвета, путали оранжевый цвет с красным, к форме овощей приглядывались, прибегали к помощи руки, путали круглую и овальную, прямоугольную и овальную формы. Называли вкус продукта по памяти. Мы предложили детям вспомнить, какие на вкус лимон, арбуз, соль, конфета, яблоко. Дети путали вкус лимона, называя его горьким, или отказывались называть его вкус. Вкус соли они определили так: горькая, кислая. Дети с нормальным зрением не допускали ошибок при определении формы и цвета. В единичных случаях не могли вспомнить вкус соли, говорили, что она не сладкая, а горькая и кислая.

При определении умения группировать предметы и дифференцировать их внутри одного рода (посуда: чайная, столовая, кухонная) дети с нарушением зрения правильно группировали предметы, но испытывали затруднения при дифференцировке внутри одной группы. Многие дети долго смотрели на посуду, думали, на вопрос педагога: «Как можно распределить посуду?» — ответить не могли. Тогда вопрос изменили: «Покажи, из какой посуды пьют чай?», после этого дети показали на чашки и блюдца. Аналогично определили кухонную и столовую посуду. Всем была необходима словесная помощь педагога. Детям с нормальным зрением помощь педагога нужна была в единичных случаях, с заданием они справлялись правильно и самостоятельно.

Анализ знаний детей об электроприборах и их необходимости в быту показал, что дети с нарушением зрения правильно называли электроприборы, но на вопрос, для чего они нужны, отвечали однотипно, не давали развернутого ответа. Большинство детей не знают, для чего нужен холодильник, используют слова «замораживать молоко», «размораживать», а для чего — не знают. Дети с нормальным зрением отвечают на вопросы полностью и развернуто: «пылесос нужен, чтобы пылесосить ковер, чтобы не было мусора, чтобы было чисто», «плита нужна, чтобы жарить, варить, печь, а потом кушать». Дети понимают необходимость использования холодильника: «чтобы хранить продукты, чтобы они не испортились и не сгнили, чтобы не кисло молоко».

У детей с косоглазием и амблиопией наблюдается обеднение предметно-практического опыта. Отвечая на вопросы: «Для чего нужны воспитатель, повар, прачка, чем они занимаются в детском саду?» — дети с нарушением зрения рассказали следующее: «воспитатель нужен, чтобы ухаживать за детьми; чтобы смотреть за детьми; чтобы дети не баловались; воспитывать детей; чтобы ходить гулять; чтобы командовать; просто нужен». В двух случаях дети не ответили на данный вопрос. Дети с нормальным зрением давали следующие ответы: «воспитатель вместо мамы, когда мама на работе; воспитатель учит детей всему; воспитывает детей, чтобы они хорошими были». Дети с нарушенным и нормальным зрением о необходимости в детском саду повара говорили одинаково: «нужна, чтобы обед варить; кушать готовить; овощи варить; чтобы мы кушали», Среди обследованных детей с нарушением зрения только три ребенка ответили, что прачка стирает белье в детском саду, остальные не смогли ответить на этот вопрос. Дети с нормальным зрением на вопрос отвечали вопросом: «Это которая лечит нас; которая моет?» — остальные дети ответили «не знаю».

При выполнении задания на распознание и определение эмоционального состояния по пиктограмме и умение изобразить данную эмоцию на своем лице дети с косоглазием и амблиопией легко узнавали пиктограммы, на которых были изображены радость, горе, страх. Пиктограмму, обозначающую зло, узнали только два ребенка. Дети смогли на своем лице изобразить радостное настроение, горе и страх изобразить затруднялись, показывали только выражением глаз, мимика оставалась спокойной. Изобразить зло не смог никто. Дети с нормальным зрением правильно распознавали пиктограммы, почти не делали ошибок. Изобразить мимическое проявление зла могли не всегда, остальные мимические позы изображали правильно.

На предложение описать основные признаки предмета, рассказать о его назначении, правилах использования и хранения (нож и ножницы) дети обеих групп рассказывали правильно и развернуто, например, «это ножик, он сделан из металла, а ручка его деревянная, им можно резать хлеб, овощи, колбасу, мясо, хранить его надо в специальной подставке. Обращаться с ножом нужно аккуратно, так как можно порезаться». Надо отметить то, что дети с нарушением зрения говорили, что с ножом и ножницами нужно обращаться аккуратно, так как можно поранить глаза, а дети с нормальным зрением говорили, что можно порезать руку, палец, и только два ребенка вспомнили о глазах.

О предметах быта, техники и умению ими пользоваться дети с нарушением зрения отвечали, исходя из своего практического опыта. В качестве примера: «телефон нужен для того, чтобы звонить и общаться друг с другом, телевизор необходим для того, чтобы смотреть мультики, новости и разные другие передачи». Дети с нарушением зрения узнают и называют электроприборы, рассказывают об их назначении в быту: «на плите варят суп и жарят картошку», «швейная машина шьет платья», «будильник, чтобы зазвенел рано утром», «телефон, чтобы попросить о помощи». На вопрос о том, как пользоваться тем или иным прибором, дети затруднялись ответить. С помощью наводящих вопросов дети с нарушением зрения пытались

С каждым годом содержание материала расширяется и усложняется. На втором году добавляется раздел - обучение детей движению на улице.

На третьем и четвертом году обучения раздел ребенку о себе самом дополняется программными материалами — ребенку об окружающих людях.

Основными задачами социально-бытовой ориентировки являются:

  1. Расширять детские представления о предметном мире, учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния и осязания), понимать их назначение, учить правилам использования и хранения.

  2. Закреплять знания детей о местах расположения различных помещений детского сада, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения, в зависимости от их назначения.

  3. Дать представления о некоторых видах труда в промышленности, в сельском хозяйстве и на транспорте, учитывая местные условия. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

  4. Дать понятие о предметах бытовой техники и познакомить с правилами безопасности во время пользования ими.

  5. Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения, дать представления о многообразии специального транспорта.

  6. Организовывать для детей прогулки, экскурсии в ближайшее окружение (парк, лес, магазины, улицы города)

  1. Учить детей быть наблюдательными за явлениями природы. Бережно к ней относиться.

  2. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах.

  3. Развивать культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Содержание программы по социально-бытовой ориентировке основано на указанных выше задачах.

^ Раздел программы «Предметные представления» включают в себя усвоение дошкольниками с нарушениями зрения признаков и свойств предметов, их формы, цвета, величины и пространственного положения. Детей учат подбирать и группировать предметы по их признакам и назначению, делать обобщения и дифференцировать предметы внутри одного рода. При обследовании предметов детей приучают использовать все анализаторные системы.

В помещении детского сада дети должны самостоятельно ориентироваться в групповой комнате, а также знать, где расположен стол, за которым ребенок сидит во время занятий, а также во время приема пищи.

Дошкольников знакомят с правилами хранения игрушек в групповой комнате. Ребенок должен знать, где расположена спальная комната и его кроватка. Детей приучают в своем шкафчике правильно раскладывать одежду.

В помещении детского сада находить кабинет врача, заведующей, кухни.

Дошкольников знакомят с бытовыми приборами и учат пользоваться ими.

^ Приобщение к труду взрослых включает в себя, в первую очередь, создание условий для посильного участия детей в труде взрослых, а также воспитания бережного отношения к результатам их труда.

У детей формируют представления о некоторых видах труда.

^ Наблюдения и поведение детей на улице предусматривает наблюдения за поведением людей на улице, за транспортом и светофором. Большое значение имеет проведение экскурсий. Детей знакомят с сезонными изменениями в природе, общественными заведениями, их работой, с правилами пользования (в магазине делают покупки, здесь играть нельзя и т. д.), наблюдать за поведением людей на улице, их внешним видом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование iconТеория и методика развития речи детей дошкольного возраста
Содержание пособия разработано на основе требований государственного образовательного стандарта к подготовке специалистов в области...

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование iconПояснительная записка календарно тематическое планирование «Основы...
Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10– классов разработана в соответствии с Государственным...

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование iconОпределение условий реализации программы. Проведение проектного анализа....
Актуальность программы. Заинтересованные стороны. Краткая характеристика программы

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование iconПояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено...
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой для 1 -4...

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование iconАнтинаркотическая программа «городской округ город Бор территория без наркотиков» 2012 год I
Рассмотрение программы на расширенном межведомственном совещании, обсуждение вопросов реализации программы с участием непосредственных...

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование icon«утверждаю» Директор муниципального учреждения социально-психологической...
Настоящее положение разработано в целях реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Работа с детьми и молодежью по месту...

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование icon...
«Развитие познавательных интересов и интеллекта дошкольников игровыми технологиями в процессе реализации образовательной области...

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование iconПроекта программы партии новой формации, они неразрывно связаны между...
Три статьи предваряют сегодняшнюю публикацию проекта программы партии новой формации, они неразрывно связаны между собой, раскрывая...

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование iconРабочая программа дисциплины
Программа разработана с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы...

Методика работы с детьми по реализации программы социально-бытовой ориентировки в условиях индивидуального и дифференцированного подходов 5 Содержание требований программы, примерное тематическое планирование iconМетодическое пособие ( Windows xp) Ростов-на-Дону 2013 Содержание...
Начальные сведения: компьютер, устройства, программы. Запуск и завершение работы. Клавиатура и мышь

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов