Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»




Скачать 379.13 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
страница1/4
Дата публикации03.12.2013
Размер379.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Гжельский государственный

художественно-промышленный институт
Кафедра гуманитарных, социально-экономических

и естественнонаучных дисциплин


ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ

СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

Методические рекомендации и контрольные задания

для самостоятельной работы студентов,

заочно обучающихся по специальности

100103 «Социально-культурный сервис и туризм»


Гжель

2006
Составитель: Курбанова В.Ф., доцент кафедры ГСЭЕД.

Рецензенты:

Суходолова Е.П., доцент кафедры ГСЭЕД, Заслуженный учитель РФ.

Русович-Югай Н.С., кандидат технических наук.


Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цели, задачи курса и т.д.), тематический план, содержание курса, методические рекомендации, вопросы для подготовки к экзамену, перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения.
Методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин ГГХПИ.


Протокол № _______от ______200 ____г.
Зав. кафедрой _______________________

«____»_____________________200 ____.г

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации дисциплины «Документационное обеспечение управления социально-культурным сервисом и туризмом» предназначены для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» и составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для данной специальности, утверждённого 27.03.2000 № 293 св/сп.

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью курса «Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме» является изучение документа, систем документации, организации документирования и делопроизводства, составляющих основу информационных процессов в системах социально-экономического управления.

Задачами курса являются:

Ознакомление студентов с законодательной и нормативной базой, методическими разработками и основной научной литературой по курсу. Изучение теории и практики организации документационного обеспечения управления на предприятиях, организациях и учреждениях.

^ 2. Место дисциплины в учебном плане

«Документационное обеспечение управления социально-культурным сервисом и туризмом» - является дисциплиной специальности и одной из обязательных для ряда специальностей гуманитарного сервиса. Она взаимосвязана с курсами «Информатики», «Компьютерные системы делопроизводства», «Управление в сфере СКСиТ», «Организационного проектирования», «Проектирования документационно-информационных систем» и другими.

^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив курс, студент должен:

знать:

  • историю развития документа, способы и средства документирования;

  • законодательные и нормативно-методические материалы по организации делопроизводства;

  • основные термины и определения делопроизводства;

  • организационную структуру, штатный состав персонала служб делопроизводства;

  • методы классификации, состав унифицированных систем документации;

  • правила составления и оформления документов с использованием как традиционных, так и современных компьютерных информационных технологий;

  • организацию документооборота, контроля исполнения документов и информационно-справочной работы с использованием современных компьютерных информационных технологий;

  • организацию оперативного хранения документов в делопроизводстве и основы архивного хранения документов;

  • методы рационализации делопроизводства и внедрения новых автоматизированных информационных технологий.

уметь:

  • организовывать, планировать и контролировать работу службы делопроизводства (документационного обеспечения управления);

  • использовать современные методы организации и совершенствования управленческого труда работников службы делопроизводства;

  • правильно составлять документы;

  • унифицировать, проектировать формы документов, системы документации, внедрять унифицированные системы документации в практику;

  • оформлять документы в соответствии с требованиями государственных стандартов;

  • организовывать повышение квалификации сотрудников в области делопроизводства.

^ 4. Аннотация курса

Предмет изучения дисциплины – система внутренних и внешних связей, возникающих в процессе создания и функционирования системы делопроизводства в социально-культурном сервисе и туризме.

Обучение данной дисциплине строится на сочетании лекций, практических, лабораторных и индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы студентов.

По заочной форме обучении по данной дисциплине начитываются лекции, проводятся практические занятия, выполняется 1 контрольная работа студентами. Итоговый контроль знаний – экзамен.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам.
^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

1. Предмет, содержание и задачи курса. Источники и литература.

2. История развития системы государственного делопроизводства. Основные понятия и терминология документационного обеспечения управления.

3. Нормативно-методическая база делопроизводства.

4. Государственная система документационного обеспечения управления.

5. Основные свойства, функции и признаки документа.

Структура документа:

  • ГОСТ Р 6.30-2003. Формуляр документа.

  • Правила оформления реквизитов документа.

  • Бланки документов.

6. Системы документации:

  • Система организационно-распорядительных документов. Правила оформления организационно-правовых документов.

  • Правила оформления распорядительных документов.

  • Правила оформления информационно-справочных документов.

7. Организация и технология документационного обеспечения управления.

  • Служба документационного обеспечения управления.

  • Документооборот. Потоки документов.

8. Организация хранения документов и обеспечение их сохранности.

9. Основные направления совершенствования документационного обеспечения управления.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины. Источники и литература

Документ – объект документоведения. Роль документа в жизни человека и общества. Документы в сфере права и управления. Влияние научно-технического прогресса на развитие документа. Современные виды и требования к документам. Место документоведения в системе знаний. Взаимосвязь с другими фундаментальными и прикладными научными дисциплинами.

Связь документоведения с практикой. Роль и задачи документоведения в совершенствовании процессов управления. Обзор источников и литературы по развитию делопроизводства.

^ Методические рекомендации

Начать изучение темы и вообще данной дисциплины с понятий «делопроизводство» и «документ», и что в основе управленческой деятельности любой организации (от министерства до небольшой организации) лежат процессы получения информации, её обработки, принятия решений, доведение его до сведения исполнителей.

Предметом изучения дисциплины является система внутренних и внешних связей, возникающих в процессе создания и функционирования системы делопроизводства. Зафиксированная на бумаге либо на магнитном диске информация необходима во всех сферах материального и нематериального производства, в быту, в науке, в образовании. Любой вид деятельности человека порождает документы. Актуальность знания документоведения и владения делопроизводством сегодня, как никогда, велика и постоянно возрастает.

Документы имеют различный «цикл жизни». Вначале идёт интенсивная работа по их подготовке, созданию, согласованию. Затем документы приобретают соответствующую юридическую силу и вводятся в документооборот. После исполнения документов они сдаются в архивы, а малозначащие после кратковременного хранения уничтожаются. По истечении времени часть документов снова может попасть в работу уже как историческое или культурное наследие.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Предмет и содержание дисциплины.

  2. Понятие «делопроизводство».

  3. Понятие «документ».

  4. Понятие «документирование».

  5. Организация работы с документами.

Литература: (1, 2, 3, 6, 7).

Тема 2. История развития системы государственного делопроизводства. Основные понятия и терминология документационного обеспечения управления

Делопроизводство в Древнерусском государстве. Приказное делопроизводство. Система коллежского делопроизводства. Система министерского «исполнительного» делопроизводства.

Организация делопроизводства в 1917 - 1945 гг. Современное делопроизводство.

Основные понятия в области документационного обеспечения управления, их эволюция, терминология. ГОСТ Р 51141 - 98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

^ Методические рекомендации

Студенты должны знать, что делопроизводство в Древней Руси (11-15 вв.) было тесно связано с дипломатическими отношениями и необходимостью оформления правовых документов- договоров с государствами, переписку, купчих грамот, завещаний и т.д.

Следует помнить, что до 15 века только сложились определённые традиции создания документов, которые затем переросли в правила. Система государственного делопроизводства начинает складываться только в середине 15 века- развитие Московского княжества в государство. Создание первых государственных учреждений – приказы или присутственные места. Создание Петром 1 двенадцати коллегий дало название коллежскому делопроизводству.

В начале 19 века были созданы первые министерства. Смена государственной системы в 1917 году потребовала быстрой перестройки концепции управления страной в целом, аппарата государственных учреждений, а следовательно, и смены системы делопроизводства. Во второй половине 20 века была разработана обширная законодательная база в области делопроизводства, созданы система стандартов по документации, Единая государственная система документации, общесоюзные классификаторы, унифицированные системы документации. Для ознакомления с основными терминами и определениями делопроизводства рекомендуется для изучения ГОСТ Р 15141-98.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Делопроизводство в древней Руси.

  2. Приказное делопроизводство.

  3. Коллежское делопроизводство.

  4. Министерское делопроизводство.

  5. Делопроизводство в первой половине 20 века.

  6. Делопроизводство во второй половине 20 века.

Литература: (1, 3, 5, 6).

Тема 3. Нормативно-методическая база делопроизводства. Государственная система документационного обеспечения управления (ГС ДОУ)

Состав нормативно-методической базы делопроизводства. Законодательные акты. Нормативные документы. Государственные и отраслевые стандарты на унифицированные системы документации. Государственная система документационного обеспечения управления. Литература. Монографии. Периодические издания. Справочные и методические издания.

^ Методические рекомендации

Изучая данную тему, студенты должны усвоить, что делопроизводство основывается на законах, требованиях, нормах и рекомендациях по работе с документами. Нормативно-правовая база устанавливает правила оформления и технологию работы с документами, требования к обеспечению сохранности документов, порядок передачи документов в архив, регулирует работу службы делопроизводства (ДОУ) и вопросы внедрения информационных технологий.

В настоящее время в соответствии с федеральной целевой программой разрабатывается новая редакция ГСДОУ – системы положений, определяющих основные правила работы с документами в организациях. Система ориентирована и на коммерческие структуры. Она будет состоять из двух частей: нормативной и методической. В нормативной части, как и в существующем сегодня документе, определяются основные задачи и функции, правовое регулирование деятельности службы документационного обеспечения в организации, её примерная структура; порядок подготовки и оформления документов; все этапы работы с ними: доставка, прохождение, обработка, учёт. Регистрация, контроль исполнения, информационно-справочная работа, оперативное хранение документов,, поиск документов и информации; подготовка документов в архив; порядок проведения экспертизы ценности документов; организация хранения документов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Законодательное регулирование документационного обеспечение управления.

  2. Нормативно-методическое регулирование делопроизводство.

  3. Государственная система документационного обеспечения управления.

Литература: (1, 2, 3, 6).

Тема 4. Основные свойства, функции и признаки документа

Соотношение понятий «информация» и «документ». Связь информации и документа. Роль информации в социальных и экономических процессах. Информация как основа принятия управленческого решения.

Возникновение документа, его назначение. Правовой, управленческий, исторический аспекты в определении документа. Расширение понятия «документ» с развитием науки и техники. Изменение понятия «документ» в условиях автоматизации управления. Электронный документ. Определение документа в государственных стандартах.

Свойства и функции документа. Информационная природа документа. Социальный, правовой и исторический характер документа. Понятие оригинала. Черновики и беловики текстовых документов. Понятия «копия». Виды копий, определяемые способом их воспроизведения. Полифункциональность документа. Способы документирования. Фото,-кино,-фоно,-теледокументирование. Носители информации. Классификация организационно-управленческих документов.

^ Методические рекомендации

Изучая эту тему, студенты должны усвоить, что документ имеет две сущности – информационную и материальную, которые и определяют его свойства – информативные и эксплуатационные. Информативное свойство документа – это его способность передавать информацию. Сюда относятся актуальность, достоверность, полнота информации, её доступность и другие. К эксплуатационным свойствам документа относятся долговечность, прочность документа и способность противостоять различным воздействиям – механическим, световым, биологическим, неблагоприятным факторам окружающей среды. Эксплуатационные свойства определяют сохранность документа, которая зависит от материального носителя и средств письма.

Документы многофункциональны. Эти функции делятся на общие и специальные. Основными общими функциями документов являются: информационная (фиксация, хранение и передача информации); коммуникативная (передача, обмен информацией); социально-культурная (документы, представляющие социальное и культурное значение, передающие культурные традиции и системы ценностей). Специальными функциями документов являются:

- правовая (одни документы являются источником права, другие могут быть доказательством в юридической сфере); организационная (установка правовых отношений); управленческая (решение управленческих вопросов и принятие решений на основе документированной информации); обучающая (передача знаний между людьми и поколениями); познавательная (получение и передача знаний для дальнейшего изучения процессов и явлений); мемориальная (передача исторических сведений об отдельных людях или обществе, документы, являющиеся историческим наследием). Признаками документа являются: оригинальность, подлинность, копийность.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Свойства документов.

  2. Функции документов.

  3. Признаки документа.

  4. Классификация организационно-управленческих документов.

Литература: (1, 2, 3, 6).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной...
Сивов В. П., преподаватель спец дисциплин колледжа ггхпи, заслуженный учитель РФ

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма и методические рекомендации преддипломной практики по специальности...
Программа и методические рекомендации (преддипломной) практики предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма производственной практики
Программа производственной практики для студентов III курса специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / сост. Е....

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические указания по выполнению курсовых и выпускных квалификационных...
Н. А. Балюк. Итоговая государственная аттестация. Выпускная квалификационная работа. Учебно-методический комплекс. Методические указания...

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма и методические указания по выполнению контрольной работы...
Целью дисциплины является подготовка специалистов по сервису, владеющих основными знаниями и навыками по разработке и использованию...

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconСахалинский государственный университет
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconО закреплении тем курсовых работ и назначении научных
Утвердить темы дипломных работ студентов 5 курса специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм в 2012/2013 учебном году...

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРасписание летней экзаменационной сессии специальность 100103 «Социально-культурный...

Методические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной работы студентов, заочно обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПояснительная записка 3 II план практики 8 III задания на практику...
Программа практики разработана кафедрой государственного и муниципального управления

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов