Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма»




НазваниеКонспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма»
страница1/4
Дата публикации07.03.2016
Размер0.62 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Туризм > Конспект
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»


Кафедра «Туризм и гостеприимство»

Краткий конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма»
Направление подготовки 100400.62 Туризм по профилю «Технологии и организация туроператорских и турагентских услуг»


Разработчик

к.э.н., доцент____________Кузьминых К.А.
Дата обновления: 22.03.2014 г.

Краткий конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма»
Тема 1. Сущность и функции инновационной деятельности (лекция).

1.1. Жизненный цикл и функции инноваций (СР).

1.2. Инновационные процессы (ПР).
Инновации и инновационная деятельность традиционно пред­ставляются как направление научно-технического прогресса (вы­сокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связан­ный с внедрением результатов научных исследований и разрабо­ток в практику. Однако смысл и содержание понятия «иннова­ция» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не толь­ко охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в ка­честве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, тех­нологические процессы, новые услуги и новые подходы к удов­летворению социальных потребностей.

В оксфордском толковом словаре понятие «инновация» (inno­vation) разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что иннова­ция — это существенная смена функции производимого, состо­ящая в новом соединении и коммерциализации всех новых ком­бинаций, основанных на использовании новых материалов и ком­понентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

К этому можно добавить, что инновация — это новый про­дукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), кото­рое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потреб­ности и одновременно принести доход предпринимателю.

Факторы, определяющие инновационное развитие:

  • рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);

  • среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);

  • кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

  • ресурсы (природные, производственные, финансовые, науч­но-технические, технологические, инфраструктура).

Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним отно­сятся:

  • усовершенствование или создание новых материалов, обору­дования, технологических процессов, продуктов, услуг и мето­дов, коренным образом изменяющих или существенно улучшаю­щих эффективность экономики;

  • изменения в социальной структуре для повышения социально­го статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов;

  • модификации сложившейся системы управления, позволяю­щие улучшать деятельность предприятий и организаций и способ­ствующие адаптации к меняющимся условиям.

Все нововведения в технике, технологии, экономике, управ­лении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном со­четании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.

Документально оформленный результат исследований, разра­боток или экспериментальных работ по повышению эффективно­сти какой-либо сферы деятельности является новшеством (нова­цией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.

Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобре­тает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация — конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-техниче­ского или другого вида эффекта, востребованного обществом. Ины­ми словами, инновация — это конкретный результат любой сози­дательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно от­личающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей.

Инновационный цикл (рис. 1) включает в себя период созда­ния новации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что нов­шество может использоваться для создания инноваций неодно­кратно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появ­ления новации.

^ Период создания новации включает стадии зарождения (осозна­ние потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в произ­водство, эксперимент).

^ Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммер­циализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.

Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода нова­ции или фазе жизненного цикла.

В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с мо­мента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения из­менений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая на­правленность продукта с ориентацией на определенного потре­бителя, примерное наполнение туристского продукта.

После формирования идеи будущего продукта изучаются воз­можности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и допол­нительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презен­тация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конку­рентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и вне­дрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (прове­дение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.



Рис. 1. Схема инновационного цикла
Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в своей деятельности активно при­менять эту инновацию.

Основные функции инноваций:

  • они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффектив­ности производства, сокращают различного рода затраты;

  • повышают уровень жизни каждого человека и общества в це­лом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

  • помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддер­жанию равновесия между спросом и предложением, между про­изводством и потреблением;

  • являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятель­ности.


Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-техни­ческого потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стра­тегии и качества управления деятельностью, гибкости производ­ственных систем и использования ресурсов.

Инновационная активность проявляется через инновационные процессы — целенаправленную деятельность по созданию, осво­ению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, тех­нологических и организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновацион­ные процессы — перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управле­ния — многообразие областей нововведений.

^ Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных и государственных структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании матери­альных благ, но производящих особые потребительные стоимос­ти, необходимые для функционирования и развития производ­ства.

^ Инновационный потенциал. Инновационное развитие каждой страны зависит от интеллектуального, духовного, нравственного и творческого потенциала общества. Базовыми составляющими такого потенциала являются развитие науки, уровень и качество образования населения, а сам инновационный потенциал опре­деляется долей затрат на финансирование научно-исследователь­ских расходов в валовом национальном продукте.

Деятельность является инновационной, если в нее привносят­ся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе.

Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности.

Она представляет собой комплекс мероприятий по разработ­ке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерци­ализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерно­сти развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские и тех­нологические разработки, инвестиционные, коммерческие и про­изводственные мероприятия подчинены одной главной цели — созданию новшества.

Инновационная деятельность в отличие от обычной производ­ственной характеризуется:

  • большим риском при коммерциализации инноваций (до 50 %); необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конк­ретных результатов принять решение о прекращении работ;

  • сложностью установления зависимости результатов от затра­ченных ресурсов и размеров инвестиций (в первый период вне­дрения инновационная продукция может не давать никакой при­были, а затем прибыль резко возрастает).

^ Инновационная инфраструктура. Производственная, научно-техническая и инновационная деятельность тесно связаны меж­ду собой, однако формирование инфраструктуры каждого вида деятельности характеризуется специализированными организа­ционными элементами и механизмами их функционирования. Процесс развития инновационной инфраструктуры начинался с создания отдельных лабораторий, технопарков и инкубаторов наукоемких технологий. В последние годы создается инфраструк­тура науки, соответствующая требованиям рыночной экономи­ки: наукограды, особые экономические зоны и специальные финансовые структуры; система высшего образования. Развива­ется сфера наукоемких услуг — инжиниринг, лизинг, консуль­тирование.


Тема 2. Современные организации социально-культурной и туристической деятельности (лекция).

2.1. Экономическое развитие общества и предпринимательской деятельности (СР).

2.2. Примеры прогрессивных туристических организаций (ПР).
Впервые описание качеств, необходимых предпринимателю, появилось в работах французского экономиста Жана Батиста Сея, который считал, что предприниматель должен выделяться стрем­лением создавать новые способы производства и управления, при этом понимать людей и рисковать. Это лицо, которое «перемеща­ет ресурсы из области низкой производительности и низких дохо­дов в область высокой производительности и прибыльности».

С тех пор трактовка понятия «предприниматель» не претерпела значительных изменений, хотя по мере развития общества ме­нялся не только тип, но и психология предпринимателя. Вначале он владел и управлял своим капиталом, совмещая эти функции с личным производительным трудом. Со временем стал организато­ром производства, не всегда являясь владельцем капитала.

Нынешнее представление о предпринимателе и его функциях сложилось только к середине XX в. Современный предпринима­тель преследует цели: стремится к экспансии, расширению своего бизнеса, выживанию в условиях конкурентной борьбы и передаче своего дела наследникам.

Еще на рубеже XIX—XX вв. деятельностью предприятий и фирм начинают управлять менеджеры — люди, которые, работая в ус­ловиях нестабильности рынка и неопределенности возможных результатов, берут на себя бремя рисков и добиваются успеха, выступая в качестве преобразователя и созидателя в осуществлении проектов, в том числе национального и международного значения.

Помимо изменений в социальной базе предпринимательства происходит также расчленение и специализация, вместо одного появляются несколько типов предпринимателей:

  • поставщик капитала — финансист;

  • поставщик нового знания — «изобретатель» технической или маркетинговой идеи;

  • поставщик организационной схемы — эксперт (юрист или эко­номист), предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия;

  • поставщик управленческих технологий — менеджер, разраба­тывающий структуру внутренних и внешних связей нового пред­приятия.

Конечно, возможно совмещение некоторых функций, однако с течением времени оно все более затрудняется даже на средних предприятиях. Люди, способные выполнять непростые предпри­нимательские функции, должны обладать определенными каче­ствами: интуицией и чутьем на новые нестандартные пути; энер­гией и волей, чтобы отказаться от устоявшихся порядков и пре­одолевать инерцию экономических и социальных процессов.

Профессор Даремской школы бизнеса в Англии Алан Гибб счи­тает, что предприниматель — это энергичная личность, демонст­рирующая определенные черты и стандарты активного поведения и мышления, причем обычно в сфере деловой жизни.

По утверждению известного американского специалиста по управлению Питера Друкера (1909 — 2005), предприниматели ви­дят экономический ресурс там, где другие его не замечают. Они «пытаются создать новые и отличные от старых ценности, пре­вратить «материалы» в «ресурс» или облечь существующие ресур­сы в новую и более продуктивную форму». В основе предпринима­тельской деятельности лежит систематизированная инновацион­ная деятельность, т.е. поиск и использование новых возможнос­тей удовлетворения желаний и потребностей человека.

Предприниматель, по Й.Шумпетеру, должен соединять, ком­бинировать факторы производства; он ищет новые формы его организации, усовершенствования в коммерческих комбинациях.

Речь идет о функции, осуществляемой периодически разными субъектами, которая неразрывно связана с новшествами. Пред­приниматель не обязательно сам изобретает «новые комбинации», часто он заимствует чужой хозяйственный опыт. Мотивами его деятельности являются: саморазвитие личности, достижение ус­пеха, преодоление трудностей.

Участие предпринимателя в инновационных процессах опре­деляет его психология. Во-первых, он имеет склонность к твор­честву, созиданию и инновациям. Это позволяет ему постоянно искать новые идеи и стремиться к их внедрению у себя на пред­приятии. Во-вторых, предприниматели испытывают жажду экс­пансии и расширения своей деятельности. В-третьих, им присущ хозяйственный оптимизм — они всегда верят в удачу своего дела. В-четвертых, при отсутствии достоверной информации о буду­щем необходимо обладать такими чертами, как расчетливость и аналитический стиль мышления. Тогда можно оценить вероятнос­ти различных исходов (благоприятных и неблагоприятных), пре­образуя неопределенность в предпринимательский риск.

Подчеркивая роль предпринимателя в инновационном процес­се, И.Шумпетер исходил из теории, что исходное положение экономической системы — чистое равновесие. По его мнению, в условиях рыночной экономики предприниматель-новатор высту­пает движущей силой изменений, возмущающих равновесие эко­номической системы. При внедрении инноваций привычный порядок взаимоотношений нарушается действиями предприни­мателей-новаторов, которые вытесняют «консерваторов» с поля экономических взаимодействий и занимают освободившиеся про­странства.

Однако и «новаторы», и «консерваторы» выполняют в хозяй­ственной деятельности определенную позитивную функцию. На­личие «консерваторов» позволяет выявить и определить новацию. Кроме того, они обеспечивают сохранение сложившихся стан­дартов до того момента, пока под влиянием «новаторов» не начнет происходить переход к новым стандартам, которые постепенно становятся все более привлекательными.

Модель поведения «новатора» при внедрении новаций требует большего денежного обеспечения по сравнению с консерватив­ной. Издержки «новатора» складываются из затрат на поиск и об­работку информации, на заключение контрактов по разработке новой идеи, на производство продукта и продвижение его на рын­ке, а также на возможное внедрение новой организационной фор­мы. «Новатор», несмотря на убытки в начальной фазе, за счет роста объема продаж и расширения рыночных ниш успешно дви­жется в сторону повышения уровня рентабельности. С течением времени «новатор» может превратиться в «консерватора» или рас­крыть новаторский потенциал в смежных областях.

Общая величина издержек «консерватора» ниже издержек «но­ватора». Однако, чтобы «защитить» рыночную нишу, вести под­держивающую рекламу, компенсировать расходы на дорожающие ресурсы при сохранении цен на выпускаемые изделия без сокраще­ния объема продаж, «консерватор» движется в сторону снижения уровня рентабельности. У него появляются две перспективы — превратиться в «новатора» или, сохранив свою консервативную модель, уйти с рынка.

Названные факторы регулируют число «новаторов» и «консер­ваторов» в экономике (существенное влияние на этот процесс оказывают непредсказуемые сдвиги в институциональной струк­туре и мероприятия экономической политики), определяют мо­дель их поведения (табл. 1.3).

На уровне отдельно взятой компании или фирмы проблема эволюции системы «новатор — консерватор» сводится к их сосу­ществованию в рамках одной экономической организации. При этом осваиваются новые продукты и рынки, а также выпускается «старая» продукция. Такое сочетание создает определенный запас прочности для фирмы, обеспечивает эффективное перераспреде­ление ресурсов и, в конечном счете, положительно сказывается на развитии организации.
Таблица 1

Модели поведения агентов в экономической эволюции


Параметры

«Новаторы»

«Консерваторы»

Цель

Реализация новых

Сохранение прежних




идей, технологий,

позиций в области идей,




продуктов

технологий, продуктов

Область приложения

Новые направления

Эксплуатация старых

усилий и результат

деятельности,

значительно

сфер, форм и методов.




и постоянно

Стабильная или сокращающаяся




расширяющиеся

деятельность в процессе конкуренции с «новаторами»

Интервал

1. До превращения

1. До выхода из

функционирования

в «консерватора».

хозяйственного поля




2. До внезапного

(банкротства) или изменения




банкротства в процессе

вида деятельности.




конкуренции с «новаторами»

2. До превращения




и «консерваторами»

в «новатора»

Издержки модели

Невысокие при

отлаженном

Значительные или постоянно

поведения

денежно-кредитном

увеличивающиеся




механизме




Устойчивость

Высокая — за счет

Низкая — за счет роста

к изменениям

новизны реализуемых проектов

издержек


Анализ предпринимательской деятельности в развитых стра­нах показывает, что малые и средние фирмы, даже при риско­ванной деятельности, играют новаторскую роль в развитии наукоемких высокотехнологичных производств, в быстром осво­ении новшеств. Крупные корпоративные структуры также тяго­теют к инновациям, поскольку имеют для этого большие мате­риальные и финансовые возможности для освоения базовых, стратегических новшеств.

Тема 3. Инновационное развитие организаций социально-культурной и туристической индустрии как основа повышения их эффективности (лекция).

3.1. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта (СР).

3.2. Глобализация экономики и влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме (ПР).

В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов. На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситу­ация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международ­ные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления иннова­ций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой страны имеется несколько характерных черт:

  • растущие потребности населения в знакомстве с образом жиз­ни в других регионах и приобретении новых знаний;

  • насыщение многих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций);

  • опасность потери квоты рынка во въездном туризме;

  • обострение конкуренции, рост предложений стандартизован­ных глобальных продуктов;

  • необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, анало­гичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);

  • гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможно­стей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения по­требностей самых требовательных туристов;

  • технологическая революция и экспансия услуг в экономике;

  • переход от экономики предложения к экономике спроса.

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торгов­ле услугами (ГАТС), в туристской сфере развивается инноваци­онная деятельность по трем направлениям.

1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в сис­теме и структуре управления, включая реорганизацию, укрупне­ние, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновле­ние и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональ­ной экономической и финансовой деятельности (внедрение со­временных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчи­вость положения и развития предприятия).

2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потреб­ности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), на­правленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные пре­имущества.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых ин­формационных и телекоммуникационных технологий и современ­ных форм организационно-управленческой деятельности.
Тема 4. Основные направления инновационного развития организаций социально-культурной и туристической сферы (лекция).

4.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения. Развитие информационных технологий (СР).

4.2. Формирование команд для развития инноваций (ПР).
В организации путешествий первыми предпринимателями были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках това­ров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки лю­дей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

В античном мире путешествия в подавляющем большинстве случаев были связаны с выполнением государственных задач, тор­говлей, просветительством. Были и другие причины для путешест­вий: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых, лечение и, наконец, поиски приключений.

В те далекие времена путешествия были рискованным делом. Люди передвигались из одного места в другое водным или сухо­путным путем, часто преодолевали капризы стихии, подверга­лись другим опасностям (нападения разбойников, дорожные ава­рии и др.).

Для быстрого и надежного передвижения людей по суше были необходимы дороги, поэтому уже в Римской империи было раз­вернуто их строительство, создавалась специальная инфраструк­тура для обслуживания путешествующих. На всех римских доро­гах, в зависимости от рельефа местности и расстояния между го­родами, через каждые 12 или 18 римских миль имелись станции. Они были двух видов.

Первый (mutations) — привалы для смены лошадей, мулов, волов, отдыха в тавернах-ночлежках.

Другой вид — место отдыха (mansiones), где принимали путе­шественников, имеющих официальные документы на право пу­тешествия. Кроме смены лошадей, мулов и волов здесь в распоря­жении путешественников были постоялый двор, конюшня, тележ­ные мастерские, услуги ветеринаров, конюхов, плотников, возчиков. Вооруженные стражники поддерживали порядок и защи­щали путешественников от бандитов.

Для передвигавшихся по дорогам существовали путеводители (itineraria adnotata), схематические карты с символами (picta), обо­значавшими реки, озера, морские маяки, места, оборудованные для перемены лошадей, остановок для ночлега и привалов для военных отрядов. Стоили такие путеводители весьма дорого. Не­давно испанские археологи нашли четыре глиняные таблички для путешественников (tesserae asturianae), на которых указаны назва­ния городов и расстояния, их разделяющие.

Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные ме­ста для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживав­шим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis), которое гарантировало обслу­живание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую по­мощь при возникновении споров, и даже организацию прилич­ных похорон в случае смерти владельца документа в другом госу­дарстве.

Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предва­рительные контакты с доверенными людьми в зарубежных стра­нах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт госте­приимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на терри­тории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких до­говоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального изве­щения о своем намерении.

Образование молодого привилегированного римлянина не счи­талось завершенным до осуществления поездки в какую-либо стра­ну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков. Римская знать путешествовала на крупных парусных кораблях (до 150 м длиной и водоизмещением до 1 000 т), на которых имелись все условия для комфортного путешествия. Менее обеспеченные римляне путешествовали на грузовых судах, которые направлялись для закупки товаров. Такие поездки были практически безопасными, так как император Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) создал несколько специальных постоянных эскадр во­енных кораблей для охраны морских путей на Средиземном море.

Мотивация путешествий в те времена была почти такой же, как и в настоящее время. Римская знать посещала различные стра­ны с целью ознакомления с их достопримечательностями и для получения образования, оздоровления на минеральных и термаль­ных источниках (некоторые из них сохранились до сих пор). Рим­лян по праву можно считать родоначальниками туристских поез­док с целью отдыха и лечения.

Естественно, что такие поездки сопровождались развлечения­ми, охотой, посещениями храмов и религиозных мест, экскурси­ями, дегустацией знаменитых вин, что популярно и сейчас. Звали в дорогу спортивные состязания, большие игры гладиаторов, ус­траиваемые морские сражения. Большой популярностью пользо­вались Олимпийские игры в Греции, охота на крупных животных в Египте, поездки в горы.

Как видим, во времена античного Рима уже существовали раз­личные формы организации поездок обслуживания путешествен­ников, создавалась инфраструктура, способствовавшая успешно­му перемещению людей из одного места в другое.

Развитие международной торговли в Средние века привело к созданию в городах специальных мест для проживания купцов и хранения товаров. В XII в. в Новгороде, который являлся крупным торговым центром, находились иноземные и русские гостиные дво­ры: Готский, Немецкий, Датский, Шведский, а также Псковский и Тверской. Здесь находило пристанище значительное число торго­вых людей. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические до­кументы, Немецкий гостиный двор, например, был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек. Уже тогда в Новгороде по­явились правила поведения и торговли иноземных купцов, кото­рые назывались «скра», что означает «книга законов», или «судеб­ник». Вся жизнь гостиных дворов была строго регламентирована едиными правилами проживания, внутреннего распорядка, пове­дения, торговли, взаимоотношений с местным населением.

Соответствующие статьи оговаривали порядок: «ни один само­стоятельный купец не должен иметь более двух подручных, спя­щих при нем; если у него их больше, то пусть сам смотрит, где их пристроить». Оплата услуг за проживание была фиксированной, в зависимости от сроков пребывания. Запрещено было тревожить постояльцев ночью, устанавливалось определенное время приня­тия пищи для всех постояльцев. Те, кто не являлся в назначенное время к столу без уважительных причин, платили денежный штраф. Гостиные дворы охранялись днем и ночью всеми купцами без исключения (даже живущими вне территории двора), за уклоне­ние от дежурства устанавливался штраф. За услуги переводчика должны были платить не меньше 8 гривен серебра. Руководил го­стиным двором и следил за порядком староста, который пред­ставлял гостиный двор в отношениях с местными властями.

В первой половине XIX в. предпринимательскую деятельность в туризме связывают с именем Томаса Кука. Об истории создания и развития «конторы Кука» в Англии опубликовано много работ. Он был новатором в искусстве вовлечения людей в путешествия, правильно оценив возможности строящихся железных дорог и эко­номических решений английского правительства (в 1840-х гг. проф­союзы добились ежегодных отпусков для рабочих и низших слоев среднего класса), заключил контракт с управлением железных до­рог на регулярную поставку пассажиров, получив взамен право на скидки на железнодорожные билеты.

Т.Кук стал организовывать путешествия для посещения вы­ставок, знакомства с достопримечательностями других стран.

Томаса Кука называли «Наполеоном экскурсий». Его турист­ская фирма в 1860 г. открыла свои филиалы в Италии (Неаполь и Палермо) и туристические агентства в Брюсселе, Кельне, Пари­же, Вене, Каире. В местах, посещаемых туристами, существовала четкая система предоставления услуг через частных лиц. Сотруд­ничество с ними осуществлялось по правилам рыночной конку­ренции: при сдаче в наем помещений, распространении путево­дителей, рекламных материалов и печатных изданий; продаже сувениров, лекарств; предоставлении услуг переводчиков и про­водников (гидов).

Т. Кук активно использовал расширившиеся возможности мор­ского и речного транспорта — организовал перевозку туристов из Англии в США и в обратном направлении. С 1869 г. агентство Кука занималось организацией туристских круизов по Нилу. Туристский бизнес, организованный Т. Куком в Египте, был выгоден не только ему, но и принес значительные доходы Египту, способствовал развитию экономики страны.

Во второй половине XIX в. в Европе туристским бизнесом за­нимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Гол­ландия, с 1876 г.). Однако компания «Томас Кук и сын» далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана но­вым идеям и методам туристского обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К но­вациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, вклю­чающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), вве­дение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специ­альный департамент, который занимается продвижением и мас­совой продажей «чеков Кука» путешественникам.

Другим примером инновационной деятельности является ра­бота туристской фирмы, уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. Свою дея­тельность фирма начинала с открытия в 1878 г. в центре Милана туристского агентства, которое осуществляло поездки в дилижансе на местные озера и путешествия по ним. В 1899 г. владельцем фирмы стал Д. Соммарива, разработавший конкретный план орга­низации туристского бизнеса.

Наряду с групповыми поездками агентство стало организовы­вать путешествия для индивидуальных туристов. Д. Соммарива при­думал и внедрил гостиничный талон (coupons d'hotel), который выдавался клиенту после оплаты поездки и гарантировал разме­щение в гостинице и предоставление завтрака. Стали практико­ваться поездки «forfait» по заранее установленной и оплаченной цене за все заказанные услуги.

В России еще в 1777 г. Вениамин Генш в приложениях к газете «Московские ведомости» представил «План предпринимаемого путешествия в чужие края» — первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы. План предусматривал организацию поездки группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, а затем путешествие в Швейцарию, Италию и Францию для оз­накомления с искусством этих стран и фабричным делом. Усло­вия путешествия оговаривались специальным контрактом.

В апреле 1885 г. была издана книга под названием «Первое в России предприятие для общественных путешествий во все стра­ны света Леопольда Липсона». Она начиналась с утверждения: «Путешествие обществами в сущности не составляет ничего но­вого, так как все вообще постоянные средства сообщения, как-то: почта, железные дороги, общественные кареты, существуют благодаря общественной предприимчивости. Нижеозначенная кон­тора, однако же, учреждает нечто новое специально для России». Причиной, побудившей Липсона организовать это предприятие, были достаточно известные «выгоды, представляемые различны­ми заграничными конторами для общественных путешествий», которые не использовались в России. К сожалению, сведений о деятельности конторы Л. Липсона в архивах пока не найдено.

Предпринимательской деятельностью в России занималось и Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), основанное в 1895 г. Оно заключало договора с владельцами гостиниц, которые дава­ли возможность членам общества останавливаться в них на льгот­ных условиях. К 1900 г. на территории России было учреждено 14 комитетов ОВТ, открылись представительства в 135 городах как в России, так и за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Милан, Мюнхен, Париж и др.). Были заключены 12 договоров с заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Гер­мании, Италии, США. В 1901 г. на базе ОВТ было создано единое Российское общество туристов (РОТ).

1890—1917 гг. — период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних ком­мерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса — гостиницы, кафе, специализирован­ные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный ха­рактер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосре­доточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России рабо­тало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн человек. Анализ предпринимательской деятельности в области туризма показывает, что ее развитие непосредственно связано с техноло­гическими укладами. Туризм стал развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомо­бильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились са­молеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сот пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специ­альные рейсы для перевозки только туристов — чартерные рейсы. Сейчас человечество накануне организации космических турист­ских экспедиций.

Создание команды.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconТемы курсовых работ по дисциплине «Менеджмент в индустрии гостеприимства»...
Традиционное и стратегическое управление на предприятиях в индустрии гостеприимства

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconБыла освоена древними египтянами еще в эпоху Первой династии
Дахаб был просто группой прибрежных оазисов, которой и оставался вплоть до конца 80х лет прошлого века. Именно волна развития туризма...

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconКонспект урока по литературе Тема. Теория Раскольникова
Образовательная: рассмотреть теорию Раскольникова и выяснить, насколько она жизнеспособна; закреплять знание материала по роману,...

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconКонспект урока по литературе Тема. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони
Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; закреплять...

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconКонспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»
Опорный конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» для студентов 2 курса (3 семестр) сгф для направления 101100. 62 «Гостиничное...

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconОсновные понятия инновационного менеджмента. Современные подходы...
Уважаемые одногруппники, желаем удачи в подготовке к гос экзаменам. Здесь вы найдете практически весь материал для успешных ответов...

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconКафедры Института управления на транспорте, в индустрии туризма и
Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления», которая будет проводиться 22-23 мая 2013...

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconВ истории развития туризма принято выделять четыре этапа
Второй мировой войны современный этап массовый социальный туризм; формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса...

Конспект материала по дисциплине «Инновации в индустрии туризма» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы московский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов