Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника»




Скачать 191.67 Kb.
НазваниеЛитература B. C. Мухина «Психология дошкольника»
Дата публикации23.07.2013
Размер191.67 Kb.
ТипУрок
zadocs.ru > Военное дело > Урок

Дата




Группа




Длительность

90 минут

Раздел

Развитие личности дошкольника

Тема

Развитие мотивов поведения детей дошкольного возраста и формирование самосознания ребёнка в дошкольном возрасте

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

  1. Дать знания по вопросу об основных типах мотивов поведения дошкольника, об их изменении на протяжении дошкольного детства. Заострить внимание на формирование нравственных мотивов поведения и на формирование соподчинения мотивов - главном новообразовании к концу дошкольного детства. Сформировать у учащихся понятие о самосознании и самооценки детей, причинах завышенной и заниженной самооценок и путях выявления самооценки у детей.

  2. Закрепить материал по теме: « Условия развития личности»

  3. Развивать у учащихся умение переносить имеющиеся знания из других тем для доказательства данного вопроса

  4. С формировать профессиональный исследовательский интерес к изучаему вопросу, воспитывать желание находить индивидуальный подход к каждому ребёнку и продумывать пути влияния на отдельных детей ( с завышенной, заниженной самооценкой)

Литература

B.C. Мухина «Психология дошкольника». Журнал «Дошкольное воспитание» - № 2- 1958г. Н.Е.Анкудина «О развитии самосознания детей».



Наглядный материал

Таблица «Типы мотивов поведения дошкольника»

Организационный

момент

Ход урока

Отметить готовность класса к уроку, отсутствующих.

- Что было задано на дом? Сейчас проверим, как вы поняли этот материал.

Опрос:

Вопросы классу:

1. Письменный

1 .Как влияют взрослые на развитие личности дошкольника?

2. Индивидуальный

(устный)

2. В чём заключается влияние группы сверстников на

ребёнка?

3. Устно

индивидуально,

расписать

вопросы, (3 чел

письменно)

3. Как влияет деятельность на развитие личности

дошкольника?

4. Фронтальный




На опрос 20 минут




2 вопрос

Перед тем как задать вопрос дать установку учащимся, при ответе приводить свои примеры.

1. В чём

заключается

влияние группы

сверстников на

развитие

личности ребёнка,

как в детском

обществе это

происходит.

Анализ ответов.




А сейчас откройте тетради и напишите новую тему.

Тема: Содержание мотивов поведения дошкольника.

Формирование системы мотивов.




План:

1. Определение мотивов поведения.




2. Виды мотивов поведения дошкольника.

2. Раскройте

а) мотивы, связанные с интересом детей к миру

понятие

взрослых

конформности и

б) игровые мотивы



как оно

в) мотивы установления и сохранения +

изменяется на

взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

протяжении

г) мотивы самолюбия и самоутверждения.

дошкольного

д) познавательные и соревновательные мотивы

возраста.

е) нравственные мотивы

3. Расскажите, как

ж) общественные мотивы.

3. Формирование соподчинения мотивов как

изменяется

важнейший показатель новообразования в развитии

оценка, которую

личности.

дают дети своим




сверстникам на

- Вспомните, что такое мотив?

протяжении

(Мотив - это побуждение к деятельности, связанное

дошкольного

с удовлетворением определённой потребности).

возраста.




Дать понятие

Мотивы поведения изменяются на протяжении всего

популярит,

дошкольного возраста.

непопулярит.

Один и тот же поступок, совершенный детьми

Роль воспитателя 3-х

разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины.

летний ребёнок

- Прочитайте пример на странице 153 и объясните

бросает курам

причины действий детей, почему так поступили.

крошки, чтобы

(По тому, что младшие дошкольники действуют под

посмотреть, как они

влиянием ситуации, а старшие дошкольники

сбегаются и клюют, а

действуют осознанно.

6 летний, чтобы

Для детей дошкольного возраста типичны ряд

помочь матери по

мотивов поведения.

хозяйству.




Мотив записать

1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как




взрослые. Это выражается в сюжетно - ролевых играх: например в сюжетно - ролевой игре «Семья» дети берут на себя роль взрослых ( папы и мамы) и разворачивают сюжет игры, подражают взрослым.

Эти мотивы нужно использовать и в воспитательных целях. Например, ребёнку говорят: « Ты ведь большой, а большие одеваются сами», этим самым вызывают самостоятельность.

2. Постоянно проявляются в поведении детей

игровые мотивы, которые связаны с интересом к






самому процессу игры. Эти мотивы тесно связаны с игровой деятельностью и стремление действовать как взрослый. Любое дело ребёнок может превратить в игру. Например, ребёнок, поев несёт тарелку, непроизвольно превращает её в руль.

3. Большое значение в поведении детей имеют мотивы установления и сохранения

Может потащить стул

положительных взаимоотношении со взрослыми и другими детьми.

Послушайте и объясните поведение ребёнка, когда он продолжает выполнять поручение взрослого, например, поливка цветов, несмотря на то, что товарищи зовут его играть в «Войну» . Почему? ( ребёнок дорожит хорошим отношением к нему).

Чем старше ребёнок, тем важнее для него отношение к нему сверстника.

Младшие дети могут не поделиться игрушкой, а у старших детей уже возникает потребность в совместной игре и они сообща играют с игрушками.

Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводит к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий становится одним из действительных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатии тех сверстников, которые им нравятся, и которые пользуются популярностью в группе.

4. Для детей дошкольного возраста типичны мотивы самолюбия самоутверждения, они начинают проявляться в раннем возрасте, когда дети отделяю себя от других людей. Взрослый для них образец поведения.

Взрослые воспитывают ребёнка, предъявляют требования и добиваются их исполнения. И ребёнок, хочет, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли и его желание.

Одним из примеров проявления самоутверждения является стремление исполнять главной роли в играх.

из - под другого

Дети не любят брать на себя роли детей, для них

ребёнка. Пример из

привлекательнее роль взрослого. Младшие и средние

Мухиной.

дошкольники приписывают себе все известные им




положительные качества. Например, преувеличивая



Вопрос к учащимся.

свою смелость, силу, ребёнок говорит: «Я - солдат, потому, что я сильный и смелый». Стремление к самоутверждению может приводить к отрицательным проявлениям.

Откройте страницу 154, просмотрите примеры.

Здесь мы тоже сталкиваемся с мотивом самоутверждения, который принимает форму капризов - стремлении обронить на себя всеобщее внимание взять вверх над взрослыми. Капризными - как правило, становятся ослаблением, которые не могут удовлетворение стремление к самоутверждению в общении со сверстниками.

5. С усложнением деятельности детей возникают новые виды мотивов - познавательные и соревновательные.

В три - четыре года, какие дерти обычно задают вопросы (Что это? А как, зачем?)

Как вы думаете,

А в пять - шесть лет, какие вопросы преобладают?

почему ребёнок ломает

(почему?)

игрушки?

Эти вопросы не всегда выражают их познавательный интерес, большая часть их задаётся для того, чтобы привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним с возникшим переживание. Чаще всего это происходит с детьми младшего и среднего возраста.

Только под постепенным влиянием взрослых ребёнок начинает все больше и больше интересоваться, окружающим стремиться к тому, чтобы узнать что - то новое.

В младшем возрасте дети проявляют интерес к тем знаниям, которые им нужны в игре, и в практической деятельности. И лишь к старшему дошкольному возрасту это интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребёнка.

Ребёнок 3 -4 лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. И игры младших дошкольников не имеют соревновательного характера,






в играх, особенно дидактических, их действие выполняют сообща, а не по очереди. У старших дошкольников появиться новая форма мотивов - стремление выиграть, быть первым.

Некоторые игры так и называются « Кто первый?» «Кто самый меткий» и тд. Они вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревновании не включают.




Пример. Конструирование. Потом как бы соревнуются . у кого дальше улетит?




Дети постоянно сравнивают, свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.




6. Особое значение в развитие мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребёнка к другим людям. Нравственные мотивы изменяются и развиваются на протяжения всего дошкольного детства.

Для младших дошкольников выполнение общепринятых правил поведения выступает лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, окружающими его, поступают в соответствие с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым и детям, которым он симпатизирует. Так ребёнок делиться игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует, кто ему нравится.




В старшем возрасте дошкольникам нравственное поведение детей распространяется на широкий круг людей, не имеющих с ребёнком непосредственной связи.

Это связанно с осознанием детьми нравственных норм и правил.




4 - летний мальчик на вопрос почему нельзя драться с товарищами, ответит «Драться нельзя, а ото попадёшь в глаз». У старших дошкольников ответ другого порядка: « драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».






В старшем дошкольном возрасте дети уже оценивают поступки литературных персонажей.

5 летний Боря, прослушав рассказ «Косточка» Льва Толстого сказал: «Ему стыдно стало, и он заплакал. Он папе не правду сказал. Так нехорошо».




7. Большое место также занимают общественные мотивы - желание сделать что - то для других людей, принести им пользу.

Уже младшие дошкольники могут выполнить несложное задание, чтобы доставить удовольствие другим людям, например салфеточку в подарок маме.

Это для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию.




По собственной инициативе выполнить работу для других дети начинают значительно позднее - с 4,5 лет они понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим.

Если младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручение взрослый, они отвечают:

« Мама велела?»




У старших дошкольников ответы носят иной характер. «Я люблю маму, поэтом помогаю», «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним».




В играх младшие дошкольники заботиться только о собственном успехе, в то время как старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всех команде.




У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью взрослому, или детям - другим детям.




Прочитайте пример на странице 157 и объясните его.




III. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: один из






приобретают более важное значение для ребёнка, чем другие. Это происходит по тому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитие личности дошкольника, это главное приобретение в личности ребёнка, которое проявляется в старшем дошкольном возрасте. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, ребёнок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. А если у ребёнка преобладают мотивы, заставляющие получать личное удовольствие, демонстрировать превосходство над другими, то это может привести к серьёзным нарушениям правил поведения. Здесь уже потребуются специальные воспитательные меры, направлены на перестройку неблагоприятно складывающихся черт личности.




В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраивают в системе.

Ребёнок может отказаться от привлекательной игре ради более важного для него, хотя, возможно и более скучного занятия, одобряемого взрослым.

Вопросы для заключения

  • Что такое общественные мотивы?

  • Что такое нравственные мотивы?

Запишите тему: «Формирование самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста».






План:

  1. Определение самосознания

  2. Как происходит формирование самооценки у детей.

  3. Что влияет на самооценку ребёнка

  4. Пути выявления самооценки ребёнка.

Особая форма

Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей

сознания и

личности, своего «Я», как физического, духовного и

самосознания

общественного существа. Самосознание - это знание и в то же

позволяет

время отношение к себе, как к определённой личности.

человеку

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то

выделить

есть в том, как ребёнок оценивает, свои достижения и

себя, своё «Я»

удачи, свои качества и возможности. Правильное осознание

из окружения

своих умений является не только средством и условием

думать о себе

успешного обучения, но и имеет также большое

своих

воспитательное значение как фактор формирования лучших

качествах

качеств личности, например скромности.

способностях.

Предпосылка развития самосознания - отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но в это время ребёнок осознает только сам факт, что он существует ничего не зная о себе, стремясь быть как взрослый, не учитывает своих реальных возможностей. Это особенно явно обнаруживается в период кризиса 3-х лет.

Вопрос к учащимся

Как это обнаруживается?

У младших дошкольников также еще нет правильного мнения о себе, оценивают себя только положительно, как самых умных, самых ловких, часто даже не зная, в чем они заключаются. Для младших детей умный это, прежде всего послушный, тот, кто не шалит, не мешает заниматься. В этом возрасте авторитет воспитатель для них непререкаем, поэтому воспитатель не должен только хвалить их по всякому поводу.

Младшие дети искренне доверчивы, склонны подражать взрослым и друг - другу, оценивания действия детей воспитатель дает им критерии самооценки.

Для того чтобы правильно оценивать себя ребёнок должен сначала научиться оценивать других людей. А это происходит далеко не сразу.

Вначале оценивая сверстников, ребёнок просто повторяет мнение, высказанное о них взрослыми.

Например, Саша (хороший, потому что так говорит



Вопрос к классу

воспитатель). А самостоятельная оценка ребёнком других людей первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется например, в оценке поступков персонажей рассказать, сказок. Любой поступок положительного героя оценивается как хороший, плохого как плохой.

Прочитайте пример на стр 159. как вы считаете почему ребёнок ответил именно так? ( постепенно оценка поступков и качеств персонажей начинает строится на понимании ситуации).

По мере усвоения нормы правил поведения они становятся мерками, которыми пользуется ребёнок в оценке других людей.

Средний возраст это возраст «почемучек», когда они начинают отмечать «правдашнее» и «неправдашнее», и них возникает критическое отношение к действиям взрослых.

Они начинают противопоставлять себя другим детям . неправильная оценка их поступков и действий со стороны воспитателя может вызвать недоверие детей к нему. Но умением сравнивать себя другим ребёнком овладевает к старшему дошкольному возрасту.

Например, дети среднего возраста отвечают на вопрос «Кто лучше всех поет песенки в группе», Марина говорит? « Галя и я , хорошо Лена поет, а Г аля и я немножко. Я немножко хорошо и Галя немножко хорошо». Вера на вопрос: «кто лучше всех умеет дежурить?» отвечает. «Все ребята хорошо дежурят, все лучше». А вот у детей старшего возраста отношение к себе и другим детям становится более сознательным. Они обращают внимание на разнообразные стороны личности своих товарищей, с которыми ребёнок постоянно сравнивает самого себя.

Вот пример: «Самый хороший из мальчиков у нас Женя. Они никого не обижает, он за маленьких заступает, он всегда ругает тех, кто у них игрушки отбирает». «Самый умный Илюша он может считать до тысячи. Он знает много улиц, он знает много сказок и рассказов».

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно.

Зато на вопрос «Кто хуже тебя рассказывает, рисует, дежурит?» - дети охотно отвечают .

Старшие дети более самокритичны в оценке себя.

Вот ответы детей на вопрос «Что ты умеешь хорошо делать?»






5 - летние дети, как правило отвечают: « все умею хорошо делать». Ответы детей 6-7 лет: « Я умею хорошо делать: в шашки играть, еще хорошо умею петь, стихи рассказывать. 2. «Хорошо я умею делом заниматься , лепить хорошо умею, потом похуже рисовать. 3. «Танцевать умею на музыкальных занятиях, рисовать, но только то, что по заданию, а если как просто, то я не могу выдумать». Их может обижать, не заслуженна похвала, потому что они способны сами сравнивать и оценивать свою работу с работами других детей.

Следовательно, старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства, и недостатки учитывают к ним со стороны окружающих. А это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения.

Вопрос 3

3- а). Самосознание - свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и, главным образом, от условий его жизни, восприятия и обучения.

Вопрос к учащимся

- Что влияет на самооценку ребенка? Материальное положение? Прочность семьи?

Внешность ребёнка влияет. Количество времени, которое проводят с детьми родители?

Примеры

(Каждый вопрос обговорить с учащимися, учащиеся делаю выводы).

5. Записывайте пути выявления самооценки ребёнка.

Косвенные:

1 .Оценка ребёнком продуктов своей деятельности.

  1. Отношение к своим ошибкам

  2. В беседе, какой ты сейчас, каким будешь через 10 лет.

  3. Через оценку об успехах других детей

Прямые методы:

  1. Расставить детей группы и себя по успешности деятельности, поставить каждого и себя на определенное место.

  2. Проба французского психиатра де Гриозпа.

| В индивидуальной беседе с ребёнком нарисовать на бумаге три






кружка:




«Воспитатель» «Я» «Товарищи»




От каждого должен опустить линию. Кто из вас умный - опустить самую длинную, кто глупый - короткую, кто средний - среднюю.




Итак, самооценка определяет процесс усвоения ребёнком правил поведения, умение оценивать собственное проведение.




Самооценка оказывает влияние на активность ребёнка, на отношение его со сверстниками.




- Что такое самооценка?




- Как изменяется она на протяжение детского возраста?




- Как можно выявить самооценку. Важно отношение родителей к вещам.




Домашнее задание стр 152 - 160

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconПетровский А. В., Ярошевский М. Г. П 30 Психология: Учебник для студ...
Рао в. С. Мухина; доктор психологических наук, академик рао в. В. Рубцов Петровский А. В., Ярошевский М. Г

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconЛитература дьяченко О. М. и др. Психическое развитие дошкольника....
Это пери­од овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и...

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconЛитература (по темам лекций 1 6)
Первин Л, Джон О. Психология личности. Теория и исследования, М., 2000 (гл. 7, 8)

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconЛитература: Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т м., 1990
Семинарские занятия и самостоятельная работа студентов по курсу психология (1 курс)

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconПрограмма развития доу
Психолого-педагогические подходы к социально-нравственному воспитанию дошкольника. 23

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconЛитература: Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб пособие. М., 2001
Основные категории детей, подростков и юношества, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconКонспект лекций Ст преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии...
Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология. – Спб.: Питер

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconПсихология Общая психология
Само слово «психология» произошло от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (слово, учение, наука)

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология»
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...

Литература B. C. Мухина «Психология дошкольника» iconИнтегральная психология
У36 Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер; Пер с англ под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов