Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)»




Скачать 125.85 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)»
Дата публикации21.08.2013
Размер125.85 Kb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > Военное дело > Рабочая программа
УТВЕРЖДАЮ
“ “ ______________ 2013 г.

Рабочая программа дисциплины
«Психология и педагогика (высшей школы)»

Москва

2013 г.


  1. Цели освоения дисциплины


Целью преподавания дисциплины является изучение аспирантами основ педагогики и психологии высшего образования. В результате изучения дисциплины у аспирантов должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие проводить групповые занятия в вузе по специальным дисциплинам на основе современных педагогических методов и методик; участвовать в разработке учебных программ и соответствующего методического обеспечения для отдельных дисциплин основных образовательных программ вуза, руководить научной работой малых студенческих групп и выполнять функции тьютора.

^ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы аспирантуры
В результате изучения настоящей дисциплины аспиранты должны получить знания, умения и навыки, имеющие не только самостоятельное значение как подготовка к преподавательской работе в высшей школе, но и обеспечивающие базовую подготовку для усвоения ряда последующих дисциплин в области менеджмента и работы с персоналом.

Дисциплина является дисциплиной по выбору аспирантов в образовательной составляющей аспирантской подготовки. При освоении этой дисциплины аспирантам необходимы знания, полученные при изучении таких учебных дисциплин подготовки бакалавров, как история, философия, русский язык и культура речи, производственный менеджмент. Освоение настоящей дисциплины необходимо как предшествующее педагогической практике.

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

готовность к проведению групповых (семинарских и лабораторных) занятий в вузе по специальным дисциплинам на основе современных педагогических методов и методик; способность участвовать в разработке учебных программ и соответствующего методического обеспечения для отдельных дисциплин ООП вуза; готовность осуществлять кураторство научной работы малых студенческих групп и тьюторство академических студенческих групп;

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать:

основные задачи, функции, мето­ды педагогики высшей школы; формы организации учебной деятельности в вузе

уметь:

проводить отдельные виды учебных занятий в вузе (практические и лабораторные занятия, руководство курсовым проектированием и т.п.) и осуществлять их методическое обеспечение

владеть:

базовыми навыками педагогической деятельности

^ 4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Вид учебной работы

Всего часов

Курс

^ Аудиторные занятия

54

1

Лекции

28

1

Практические занятия (ПЗ)

26

1










^ Самостоятельная работа

54

1

Подготовка к практическим занятиям

8

1

Написание реферата

36

1

Подготовка к зачету

10

1

Вид итогового контроля




Зачет

Общая трудоемкость час.

зач. ед.



108

3

108

3



п/п

Раздел

дисциплины

Семестр


Неделя семест-ра



Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)


1

Структура дисциплин психолого-педагогического цикла. Цели и технологии освоения дисциплины. Литература.



2




1



Лекция







2 час.






2

Основные требования к подготовке научно-технических кадров в современной высшей школе. Концепция системы непрерывного образования. Требования к профессиональной подготовке преподавателей в условиях демократизации и модернизации общества. Болонский процесс и отражение его тенденций в российской высшей школе.


2



2




Лекция



ПЗ,

подг.


5 час.






2




3



Лекция



ПЗ,

подг.





5 час.





3


Современные психолого-педагогические концепции обучения применительно к высшей технической школе: теория поэтапного формирования умственных действий; алгоритмизация обучения; программированное обучение; ассоциативно-рефлекторная теория; проблемное обучение; суггестопедия.

2

4


Лекция



ПЗ





4 час.

рейтинг

2

5


Лекция



ПЗ,

подг.






5 час.




2

6


Лекция



ПЗ





4 час.





4

Научно-методическая разработка лекционного курса в техническом вузе.


2


7


Лекция


ПЗ,

подг.




5 час.






5



Методика чтения лекций



2



8



Лекция


ПЗ,

подг., подг.

реф.





9 час.



рейтинг


6

Семинарские и практические занятия. Лабораторный практикум. Самостоятельная работа студентов. Производственная практика. Курсовое и дипломное проектирование. Продолженное и дополнительное образование.

2

9

Лекция


ПЗ,

подг.,

подг.

реф.




9 час.




2

10


Лекция


ПЗ,

подг.

реф.




8 час.






7

Дидактические принципы обучения в вузе. Современные методы обучения в высшей школе. Активизация и интенсификация обучения. Групповые формы учебной работы. Учебная деловая игра. Технические средства обучения (ТСО). Использование компьютеров в учебном процессе. Электронное, в том числе – дистанционное обучение.



2



11



Лекция



ПЗ,

подг.

реф.





8 час.






2



12



Лекция


ПЗ,

подг.,

подг.

реф.



9 час.



рейтинг



2



13



Лекция




ПЗ,

подг.

реф.




8 час.






8

Составляющие педагогического мастерства. Педагогические способности. Культура общения преподавателя со студентами. Педагогическая техника: постановка голоса, дикция, темпоритмы; управление эмоциональным состоянием, осанка, мимика, пантомимика, чувство юмора. Личность педагога, как фактор эффективности педагогического общения.


2


14


Лекция



ПЗ,

подг.,

подг.

реф.




9 час.





9



Функция педагогического контроля и его формы. Оценка и отметка. Принципы педагогического контроля. Проблема педагогических измерений. Методики проведения экзаменов. Тесты и шкалы как основные средства педагогического измерения. Основные требования к тестам, общественные и педагогические условия их эффективного применения. Надежность и валидность тестов. Новейшие методы компьютеризированного тестового контроля знаний и способностей личности.

2

15

подгот.

к зачету

подг.

реф.





9 час.





2


16


подгот.

к зачету


подг.

реф.





9 час.



рейтинг,

зачет



^ 5. Образовательные технологии
Лекции читаются с использованием средств статической проекции и компьютерного проектора.

4-х часовые практические занятия проводятся в форме организационно-деятельностных игр (ОДИ), посвященных обсуждению различных проблем педагогики и психологии высшего образования и вопросов организации высшего инженерного образования.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В течение семестра аспирант должен посещать лекции, участвовать в практических занятиях в форме ОДИ, написать реферат на выбранную им тему. Текущий контроль успеваемости производится преподавателем по балльно-рейтинговой системе.

^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие.- М.: «Феникс», 2006.-512 с.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб.пособие для техн. вузов.- 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Высш. шк., 2003.-325 с.

3. Красникова В П. Основы психологии: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: «Гелиос АРВ», 2004.- 160 с.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.:«ОЗОН», 2007.-153 с.

б) дополнительная литература:
1. Гомоюнов К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 206 с.

2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для вузов .- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: «Гардарика» 2000.- 519 с.

3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов.- М.: Просвещение, 2006. -320 с.

4. Мелецинек А. Инженерная педагогика. – М.: МАДИ, 1998.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
редактор CourseLab (www.courselab.ru), система тестирования ACT и др.

для обучающихся должен быть обеспечен доступ к базам данных, информационно-справочным и поисковым системам в области педагогики и психологии высшего образования.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Средства статической проекции и компьютерной проекции для использования при чтении лекций.

2. Классы с персональными компьютерами (ПК) для проведения групповых занятий (две подгруппы по 10-12 аспирантов на одного преподавателя), включенными в глобальную сеть Интернет и/или локальную сеть вуза.

Автор: профессор, д-р техн. наук Н.Н. Фомин
Программа одобрена на заседании кафедры «Радиоприемные устройства» от 30.11.2011 г. протокол № 4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconПрограмма дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)»
Ооп вуза; готовностью осуществлять кураторство научной работы малых студенческих групп и тьюторство академических студенческих групп...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика psychology and pedagogy

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconУчебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного...
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика»
Педагогика (модуль «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли»)

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология»
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа дисциплины для студента ( Syllabus ) по дисциплине...
Силлабус по дисциплине «Основы экономической теории» составлен на основании рабочей учебной программы

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа дисциплины «Психология профессионального образования»
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственными образовательными стандартами специальности 050501. 65 Профессиональное...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа учебной дисциплины
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 540600...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов