Уроки по йоге Патанджали




НазваниеУроки по йоге Патанджали
страница1/16
Дата публикации18.07.2013
Размер1.59 Mb.
ТипУрок
zadocs.ru > Астрономия > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

www.koob.ru


Уроки по йоге Патанджали


(Эккирала Кришнамачарья)
Уроки по йоге Патанджали, данные доктором Э. Кришнамачарьей

в Институте Планетарного Синтеза в Женеве в течение октября 1981 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ

Вещи случаются внезапно, особенно тогда, когда они значат нечто большее, чем то значение, которое мы им придаём. Когда мой Брат Рудольф Шнайдер впервые встретил меня в Женеве, мы узнали друг друга по той же самой работе, которая уже долго выполняется через нас. События сложились так, что он организовал Институт Планетарного Синтеза — это позволяло лучше осуществлять назначенную цель. Он предложил мне провести первую серию уроков по Патанджали под патронажем этого института. Эта серия из девяти встреч началась 16 октября 1981 г. Студенты, собиравшиеся в 8 утра, своим интересом только добавляли сияния утреннему солнечному свету. Лекции были записаны на магнитофон, расшифрованы на бумагу и посланы мне в Индию. Всё это курировала Рут Бруннер. Брат Рудольф предложил издать эти записи, и все мы надеемся, что они насколько возможно представят портрет Патанджали под тем углом, под которым он будет выглядеть естественно.
Я выражаю благодарность Рудольфу, Рут и братьям из World Teacher Trust, в Вишакхапатнаме, Индия, которые внесли свой вклад в работу по выпуску этой книжки.
Э. Кришнамачарья,

Вишакхапатнам, 22.VI.1982

УРОК 1

Утренние занятия в И.П.С., 16 октября 1981
Дорогие братья!
Я счастлив представленной вами возможности упрочить связь Планетарного Синтеза между нашими группами в Индии и Женеве. Связь эта была установлена и действовала уже в течении нескольких лет через моего брата Рудольфа. У нас сложилось понимание того, что эту связь следует поддерживать ради духовного слияния, которое является целью всемирной сети света доброй воли. Мы уже начали работать на внутренних планах сознания. Сегодня же это приняло вот такой вид, и я рад этому.
В нашей индийской группе сотрудники работают в своих семьях, находясь в той же самой осознанности, которая охватывает и мужа, и жену, и детей. Для World Teacher Trust в Индии работает около 4000 семей. Названия же групп существуют лишь для удобства распространения той же самой истины. Имена не должны указывать на какое-то большее различие. Теперь же мы образуем это объектное связующее звено в уже существующем субъектном потоке.
Я объясню кое-что, дав введение в науку йоги, которая даётся Патанджали и Бхагавад-гитой. Эта наука предполагает нужность и полезность индивидуальных усилий для того, чтобы подняться в истинное Я от деятельности не-я, то есть от низшего существа человеческого бытия.
В этом божественном творении всё естественно. Приход человека на эту Землю тоже естесвенен, поскольку он не задуман человеком. Этот процесс был запрограммирован, запланирован заранее, и он образует часть планетной работы этой Земли. Земля продолжает создавать свои царства: минеральное, растительное, животное и человеческое. Всё творение начинается с работы тех разумов природы, которых мы называем представителями царства дэв. В конце же мы обнаруживаем человеческое царство, в котором — и цветок, и плод эволюции нашей Земли. Потому дэвы ожидают, что люди соединят руки с царством дэв, став их помощниками и передовым отрядом. Эта роль, предназначенная человеку, называется на санскрите яджня. Пифагор называет это теократией. Для достижения этой цели человеческое существо и обучается дэвами нашей планеты.
Хотя всё и естественно, в человеческой эволюции имеет место очень тёмный кризис, который мы видим вокруг и внутри себя в форме нашего поведения. Мы знаем это также и из замечаний, сделанных в своих учениях Учителями Мудрости. Суть его заключается в следующем.
Как только происходит появление индивидуального ума, он начинает индивидуальную деятельность, которая должна в чём-то отличаться от деятельности природы. В результате человеческие существа создают на низших планах сознания реактивную природу, и нашим обязательным долгом становится нейтрализация этой природы и возвышение её до степени активной природы человеческого существования. Каждый должен совершить такую попытку, когда это необходимо — это значит, что он эту необходимость чувствует. Каждый чувствует свою необходимость, когда приходит время. И наоборот, как он почувствует необходимость — значит, время для него пришло. Пока эта попытка не предпринята, человек живёт на индивидуальном плане, пытаясь выяснить, в чём же он отличается от других. Когда она предпринята, наступает время практиковать йогу. Её практикуют, пока не будет найден верный путь, который для каждого может быть лишь один. Нет двух верных путей, как нет двух центров у круга.
Путь этот был известен людям, жившим в разных местах и в разные века, под разными названиями. Языки разнятся, цивилизации разнятся, разнятся и выражения. Оттого родилось столько имён, означающих тот же Путь. Когда люди из разных мест встречаются, они иногда испытывают трудности с различными терминами. Им нужно вырасти в своей осведомлённости до более близкого понимания и должного выравнивания терминов, и тогда опыт будет точно распознаваться. Пройдя через все эти трудности, нам нужно найти общее руководство, имеющее универсальную ценность, и освоить терминологию этой книги. Тогда мы сможем иметь общение на уровнях истины.
К счастью, у нас есть две книги такого рода — это Йога Сутра Патанджали и Бхагавад-гита. В этих двух книгах используется почти та же самая терминология. Слова 'йога', 'читта', 'прана' и т.п. применяются в обеих книгах, неся тот же смысл. Книга Патанджали содержит практические инструкции, которым нужно следовать, чтобы достичь совершенства в учёбе. Бхагавад-гита в дополнение к этому предлагает нам путь внешнего проявления высшего Я через низшие проводники человека, позволяющий жить жизнью этих высших ценностей. Она указывает, что наша жизнь должна быть выражением, изречением и внешним проявлением света души через наши слова, мысли и действия. Таким образом, в Бхагавад-гите мы находим дополнения к информации, данной в книге Патанджали. Однако в том, что касается практических инструкций, Патанджали даёт нам более ясный, подробный и практический метод, поскольку это именно учебник по практике йоги. Бхагавад-гита в этом отношении иногда бывает лаконичной.
Нужно сказать несколько слов введения в предмет йоги: очень немногие верно понимают первый афоризм Патанджали. Там используется слово 'анушасана', что означает наставления практического уровня, а вовсе не рассуждения. Многие переводят первый афоризм так: 'а теперь рассуждения о йоге', и это неверно. Это не рассуждения, а набор инструкций, которым нужно следовать. Там даётся то, что надо делать, а не описывается, что произойдёт, если мы это сделаем. Вот почему ни в какой из частей книги Патанджали или Бхагавад-гиты вы не найдёте ни объяснений о таких концепциях как кундалини или чакры, вводящих многих в заблуждение, ни даже самих этих названий.
Вся область применения йоги состоит в том, чтобы сделать деятельность нашей низшей природы более возвышенной и дать ей поглотиться в изначальное существование, чтобы с той же самой машиной человеческого строения можно было жить истинным бытием. После стадии понимания того, как он отличается от остальных, ученик начинает понимать, как он с ними един. (Вездесущность своего я известна под названием Единое Я). Когда-нибудь это преображение должно произойти с каждым. Тогда человек начнёт пробуждаться к этому факту. Это единственное верное предсказание в его гороскопе, единственно верное пророчество в мировых писаниях, данное для каждого. Обещано, что оно будет исполнено, и каждый когда-нибудь обнаружит, что оно исполнилось и для него. Необходима индивидуальная попытка, и это начало. Эволюция человека готовит для него склонность, побуждение к принятию индивидуального решения. Когда наступает время зрелости, каждый обнаруживает, что его тянет к той же попытке — поднять своё низшее я и утвердить в качестве себя самого Свет Высшего Я. В этот момент и возникает потребность в Науке Йоги. Даже после получения побуждения имеет место долгий процесс, в котором научный метод открывается методом многих проб и ошибок.
На протяжении предварительной эмоциональной фазы индивидуальная деятельность приводит ко многим благим попыткам поднять себя через политические, социологические, психологические и религиозные области. И при каждой такой попытке беда в том, что практикующий пытается сохранять идентичность своей работы отличной от работы других. Страдая от напряжённости благочестивого аристократизма, такая работа кончается неудачей, но она открывает новые виды, новые перспективы, чтобы выбрать нечто лучшее. И снова это — нечто лучшее согласно собственному выбору человека. Новая мантра, новая медитация, новая методика, другое писание и лучшая группа, которые дают ему обращение в новую религию или загоняют его в новый загон. Он переходит от метода к методу и не удовлетворён тем, что с ним происходит, поскольку это не отвечает его потребностям. Да, когда улучшение делается по его собственному выбору, оно не удовлетворяет. Причина в том, что выбор был сделан тем же самым умом, который с тех пор не стал лучше. Разные замки пробовались одним ключом. Недостаток соответствия всё превращает в тупик, где нет никакого выхода к истинной духовной свадьбе.* Каждый шаг даёт то или иное развитие, но это развитие на индивидуальном плане, или в лучшем случае ему дозволяется расшириться и на личностный уровень сознания. Под сводами этого слоя человек учится коммерциализировать свои добродетели. Дисциплине следуют, чтобы получить добродетели и выгодно продавать их. Вести себя как хороший человек, иметь хорошую репутацию, жить гладко — всё это понимается как некий более широкий инструмент, позволяющий вести дело более прибыльно. Он прививает себе хорошие привычки, чтобы выделяться среди других в лучшую сторону. И некоторое время такая торговля идёт ради денег, власти, а потом и ради более ужасной вещи — славы. И так продолжается, пока он не узнаёт, что он должен совершить попытку подняться, как птица. Тогда он ступает на верный путь, который и есть единственный. Он обнаруживает, что для таких названий как 'кундалини' и 'чакры' нет особой нужды, и отныне его корабль в безопасной гавани — у Патанджали и Бхагавад-гиты.
_________

* Здесь игра слов: deadlock — тупик, и wedlock — свадьба. Прим. пер.
Это не следует понимать так, что кундалини и шести чакр нет. Кундалини — символический термин, обозначающий определённый уровень сознания с его расширением через многие слои осознанности. Этот термин не указывает на нечто находящееся физически в основании позвоночника человека, точно так же как слова 'разум' и 'воля' не указывают на вещи, которые можно обнаружить при помощи рентгена в клетках мозга или в позвоночном столбе. Можете ли вы выявить электричество в любой электрической машине, или посмотреть на него? Вы можете узнать лишь его проявления в понятиях силы, света и звука. Вы можете также знать, как собрать генератор и пустить ток. И тем не менее, вы не можете показать — 'вот это электричество'. Аналогично вы не можете сказать — 'это кундалини'. В книге Патанджали вы найдёте инструкции по сборке вашего собственного генератора, а потому слово 'кундалини' там и не упоминается. Она для того, чтобы узнать, что делать, каков порядок действий, как медитировать, как осознавать, и как жить в осознанности — вот что даётся у Патанджали. Потому он предупреждает нас, что это книга наставлений, а не трактат, который содержит объяснения. Курс тренировки не оставляет времени на рассуждения.
Главная цель процесса, даваемого в Йога-сутрах Патанджали — это сознательный контакт с душой. Некоторые люди спорят о необходимости принятия решения, говоря, что всё предопределено и идёт естественным ходом. Какой же тогда смысл в попытке? Когда настанет время, мы её совершим. Таковы аргументы фаталистов. И тем не менее, это верно. Человек совершает попытку, когда для него приходит время, и происходит это именно потому, что время для него наступает, когда он чувствует, что эту попытку нужно совершить. Потребность в этой книге тоже имеет такой характер. Мы видим нескольких людей, которым не суждено быть привлечёнными ею, хотя она существовала уже тысячи лет. А поскольку мы упоминаем её, говорим о ней, садимся изучать её, мы собственно и можем узнать, что для нас наступило время. Мы чувствуем, что хотим лучшего понимания, лучшей жизни и лучшего опыта, пока для чего-то лучшего места уже не останется. Такие вопросы должны появиться, и такое решение должно быть принято, и потому они к нам и приходят. Такое состояние ума называется на санскрите джиджняса. Это слово значит импульс к тому, чтобы узнать, последовать. Когда все эти факторы встретятся в вас, и произойдёт совершение попытки. Точка перерастает в накал. Эта стадия называется на санскрите тапас, что Алиса Бэйли перевела как 'огненное устремление'.
До наступления этих двух состояний человек живёт в психической деятельности и считает её своей жизнью. Ум получает какие-то новые идеи, чтобы всё время пытаться применить их на практике. Человек старается узнать каких-то людей и посчитать их своими, а каких-то других счесть чужаками, одних записать в друзья, а других — во враги. Некоторым из них он нравится, а некоторым — нет. Он не сознаёт, что это — лишь его понимание, и в этом нет объективной истины. Если он обнаруживает, что перед ним враг, он не помнит, что враг — его собственные представления, а не тот человек, который перед ним стоит. Он не может осознать этот факт, если не соприкоснётся в йоге со 'своим' высшим Я, пребывающим в 'других'. Он видит мир согласно своему собственному впечатлению и образу самого себя, а не согласно его бытию. Это — психическое состояние, существование не-я, ложное существование. Это следует изменить, и должно произойти обращение. На первых порах, пока нет связи с высшим Я, это обращение невозможно, ибо всякий побуждается своими впечатлениями и отражениями, своими собственными образами. Это подобно состоянию человека, находящегося меж двух зеркал. Представьте на минуту, что ваша кожа — хорошо отполированное зеркало. И когда бы ни появился в комнате свет, вы будете видеть его на поверхности вашего тела, и когда бы ни приблизился к вам человек, вы его увидите там же. Прежде чем достигается йогическое соприкосновение, каждый живёт в таком вот состоянии умственной деятельности, которая есть лишь отражение. Истинная же деятельность мироздания ненаблюдаема. Сделайте паузу, дайте уму отдохнуть от этой отражённой деятельности. Тогда ум сможет собраться и достичь того состояния, в котором он сможет обнаружить истинную деятельность. (Понятно, что у него есть деятельность, к которой ум и принадлежал). Это начало практики йоги. Для этого нам нужно найти научный и безотказный метод, и найти его можно в книге Патанджали.
Низшее я, которое есть не-я, включает в себя ум, чувства и их деятельность. Оно иногда верит в какое-нибудь верование, а иногда не верит. Оно может оставаться скептиком несколько лет, десятилетий или целую жизнь. У ума лишь две альтернативы — верить или не верить. Это значит — верить в высшую осведомлённость или верить в низшую деятельность. На протяжении некоторых жизней человек верит, что всё высшее — это ложь и чепуха. Истина для него лишь то, что мы должны есть, когда голодны, спать, когда сонны, работать, чтобы получить пищу, одежду и кров. Даже это есть условная истина. Труд принимается таким человеком, потому что он должен есть и одеваться, а иначе в нём не было бы никакого смысла. Деятельность прилагается лишь к деловым, профессиональным, общественным, физическим и биологическим потребностям. Она служит им, подобно тому, как большой палец полезен в повседневной работе для других пальцев руки. Всё время бодрствования посвящается нуждам тела. Вот итог тысяч занятий и профессий, существующих в мире. Пока человек не соприкоснётся с йогическим уровнем сознания, он не найдёт лучшего смысла для своей деятельности и различных областей жизни. Если его попросить подумать о себе, он сможет думать лишь о своих потребностях, а не о себе самом. Он верит, что нет в жизни иного смысла, кроме как удовлетворять эти потребности. Когда однажды его нужды оказываются удовлетворены, оказывается, что нет смысла жить. Это то, что называется скептицизмом или атеизмом. Если вы попытаетесь показать настоящему скептику истинность новой науки и её приложение, то он послушает и ответит: 'но каково земное приложение вашей науки, когда я имею уже достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности?'. Через некоторое время этот парень теряет всякий интерес к жизни. Тогда он может начать думать, что всё предопределено судьбой. Нам что-то предопределено и предписано кем-то таким, кого мы не знаем. Он может называть его Богом или Дьяволом, и в этом нет разницы, поскольку он неизвестен. Когда он боится его, он называет его Дьяволом, а когда чувствует его благосклонность, то называет его Богом. Так, методом проб и ошибок, он дрейфует, проходя через многие рождения, пока не наткнётся на ту единственную вещь, которая верна. А причина этого в том, что всякий очень мало знает о том, что он называет своей жизнью, её сроком и вообще о том, что считает своим. Как я уже говорил, его знание включает лишь то, что требуется для жизни в окружающей среде. Данные, с которыми он работает, недостаточны, а инструменты (пять чувств и ум) слишком узки, чтобы получить знание. Физическое тело — лишь деревянный шкаф, в который помещаются ум и пять чувств. В нём есть машины, которые нужно снабжать топливом и водой, и из которых нужно выводить ненужные отходы, и это всё. В точности как в доме есть кладовая, кухня, ванная и туалет, так и тело содержит несколько помещений с тем же оборудованием. При помощи этих чувств мы можем видеть то, что снаружи нас, но не то, что внутри. Кроме того, они не являются ни самостоятельными, ни служащими самим себе. Ум — единственный инструмент, позволяющий нам видеть снаружи и внутри себя. Снаружи есть лишь немного вещей, и о них нам не нужно очень много знать, но они видятся множеством вещей, в которые мы вовлекаемся. Это сведения, с которыми человеческое существо было послано на землю, в 'Эдемский сад'. Дети божьи обходят этот сад, исследуя его методом проб и ошибок, всегда рискуя наткнуться на Древо Познания, которое есть причина искушения и падения. Человек не знает, где этот сад, как далеко он, и какой путь приведёт к саду. Его действия не основаны на какой-либо логике, более высокой, чем потребности в еде, питье, сне и сексе. И когда бы он ни получал впечатления из окружающей среды, в уме откладывается их образ. Ум подобен гипсу, воспринимающему и сохраняющему отпечатки. Изо дня в день количество впечатлений увеличивается целыми тысячами, и ум становится затемнённым, как фотопластинка, на которую было сфотографировано несколько тысяч пейзажей. Ум обусловлен этими навязанными ему образами. Каждая картинка даёт идею, побуждение что-то сделать. А совершение чего-либо вызывает перестановку существующих вокруг нас вещей. Он получает уже новую картинку, ведущую к новому стимулу. Это ведёт к цепи последствий, причин и результатов, где каждый результат становится новой причиной для обусловливания ума. Вот что называется самообусловленностью или кармой. И пока это не будет разрушено, нет никакой возможности узнать, что же такое бытие. Человек живёт в этой обусловленности подобно цыплёнку, не имея ни малейшего представления о том, каков мир.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки по йоге Патанджали iconВосемь лекций по йоге предисловие к изданию на английском языке
Алистер Кроули был одним из первых европейцев, изучавших и практиковавших йогу. В конце прошлого столетия то малое, что было известно...

Уроки по йоге Патанджали iconЙога-Сутры Патанджали Упрощенная латинская транскрипция (196 сутр)
Настоящая работа посвящена двум основополагающим текстам индийской религиозно-философской системы (даршаны) санкхья-йога, сложившейся...

Уроки по йоге Патанджали iconРезюме инструктора и преподавателя
Преподавание по авторским методикам телесно ориентированной терапии, Хатха йоге, Парной йоге, Цигун, Ушу и Тайцзи-цюань. Семинары...

Уроки по йоге Патанджали iconУчебно-методический комплекс Пермь 2012 Уроки разработаны Ситниковой...
Уроки разработаны Ситниковой Г. В. и организацией «За защиту зверей», г. Пермь. Уроки Доброты были апробированы в школе №145 г. Перми...

Уроки по йоге Патанджали iconПрограмма цикла кинопоказов «Уроки немецкого»
Приближается к середине Год Германии в России. Уже можно делать первые выводы, подводить некоторые итоги и извлекать уроки

Уроки по йоге Патанджали iconЮ. Силков. Лечение вегетососудистой дистонии методами йоги Много...
Много столетий назад автор «Йога-сутр» Патанджали уже упоминал болезнь как одно из препятствий для йогина, идущего к Истине. Его...

Уроки по йоге Патанджали iconЧеловечеству
Последние уроки жизни моего профессора проходили раз в неделю у него дома, в кабинете, возле окна, сквозь которое он мог наблюдать...

Уроки по йоге Патанджали iconУроки мастера Москва эксмо к 2003 ббк 88. 4 Ф39 Ф39 Moshe feldenkrais...
...

Уроки по йоге Патанджали iconСвами Вивекананда Афоризмы Патанджали Вступление
Раз это установлено, является вопрос: которое же состояние лучше – абсолютное или это, настоящее?

Уроки по йоге Патанджали iconБеседы по сутрам Йоги Патанджали
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов