Скачать 7.61 Mb.
|
Bhagwan Shree Rajneesh BEYOND ENLIGHTENMENT Talks given to the Rajneesh International University of Mysticism Rajneesh Foundation 1986 Бхагван Шри Раджниш ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ Беседы, проведенные в Раджнишевском Международном университете мистицизма Содержание ВВЕДЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ ЕСТЬ ТОЛЬКО ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ САМА ПО СЕБЕ НЕВИННОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ СВЕТОМ НЕТ НИКАКОГО ДРУГОГО ПУТИ, КРОМЕ ЖИЗНИ В КОНЦЕ НЕТ НИКАКОГО СЛОВА ВАШИ ВОПРОСЫ ПОКАЗЫВАЮТ ВАШ ПУТЬ ОТ НЕВЕЖЕСТВА К НЕВИННОСТИ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ИСТИНОЙ НАПОЛОВИНУ ВАША СОЦИАЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ — РАСЩЕПЛЕНИЕ НА ЗОРБУ И БУДДУ БЕЗРАЗЛИЧИЕ К УМУ ЕСТЬ МЕДИТАЦИЯ УЧИТЕЛЬ — ЭТО ЗЕРКАЛО Я ОТВЕЧАЮ НА ВАШИ ВОПРОСЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УБИТЬ ИХ ГАРМОНИЯ... МЕСТО РОЖДЕНИЯ ЛЮБВИ ТРИ СТАДИИ ПОСВЯЩЕНИЯ: СЛУШАТЕЛЬ, УЧЕНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ НЕПОРОЧНЫЙ ПОДХОД НЕ БУДЬТЕ МИССИОНЕРОМ, БУДЬТЕ ОТКРОВЕНИЕМ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ТАЙНА, НЕ ПОДДАЮЩАЯСЯ ОБЪЯСНЕНИЮ ВОСХОЖДЕНИЕ В ЛЮБОВЬ... ПАРТНЕРСТВО В МЕДИТАЦИИ ТОЧКА БЕЗ ВОЗВРАТА МЕДИТАЦИЯ — МУЖЕСТВО БЫТЬ БЕЗМОЛВНЫМ И ОДИНОКИМ БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ТВОРЧЕСКОМУ ЧЕЛОВЕКУ ВСЕПРИЯТИЕ... ЛЕКАРСТВО ОТ СТРЕМЛЕНИЯ ЧЕМ-ТО СТАТЬ АРБУЗ И НОЖ ЗАБЫТЫЙ ЯЗЫК СЕРДЦА ДЕСЯТЬ HE-ЗАПОВЕДЕЙ ВОСТОЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НАУКА О ДУШЕ ТЫ ЕСТЬ ТО, ЧТО ТЫ ИЩЕШЬ АЛХИМИЯ ПРОСВЕТЛЕНИЯ ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ В БЕЗМОЛВИИ – ЭТО ВАШ ДРУГ ПОКА ВСЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕ Я БЕЗУМЕН, НО ВЫ ЕЩЕ БЕЗУМНЕЕ! ВЫ — НАБЛЮДАТЕЛЬ, А НЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ОТБРАСЫВАНИЕ СОДЕРЖАЩЕГО, ОБНАРУЖЕНИЕ СОДЕРЖИМОГО ИСТИНЕ ПРИХОДИТСЯ ЖДАТЬ... НО ЖДАТЬ НЕ ВЕЧНО Введение В одной из бесед, содержащихся в этой книге, Бхагаван говорит: «Жизнь прекрасна, ибо в ней есть так много такого, что не может быть объяснено... ибо в ней есть измерения, которые вы можете все время исследовать, и все же никогда не прийти к объяснению. Вы можете переживать многое, и все же даже то, что вы пережили, не может быть переведено в слова». Любая попытка представить одну из книг Бхагавана является, в известном смысле, попыткой объяснить необъяснимое. Это было бы легким делом, если бы Бхагаван был учителем в обычном понимании этого слова. Он не учитель. Это было бы трудным, но не таким уж безнадежно невозможным делом, если бы у Западного мира было хотя бы самое смутное представление о том, что такое просветленный учитель, духовный учитель, Учитель, мастер. У него такого представления нет. Для западного ума просветление имеет какое-то отношение к Веку Разума, а учитель — к рабам (английское master имеет основные значения: а) хозяин, господин; б) учитель; в) мастер, знаток своего дела). Нелепа сама идея связывания этих понятий с тем, что происходит в присутствии Бхагавана. Тридцать две беседы в этой книге представляют тридцать два вечера, проведенных в присутствии Бхагавана. Строки на страницах этой книги полны поэзии, проникновения в сущность явлений, ясности, света. Они приправлены смехом, и время от времени ударом дзэнской палки. Они безмерно прекрасны, но они не присутствие Бхагавана. А опыт пребывания в присутствии Бхагавана принадлежит к миру того, что не может быть выражено словами. Возможно, какой-то намек может быть дан, могут быть описаны некие краски, некий аромат, некий привкус. Но если вы захотите систематизировать это и изложить в научном трактате, вы окажетесь в затруднении. Прежде всего, если вы спросите у десяти разных людей или у ста разных людей, каждый из них скажет вам что-то свое. Для одного присутствие Бхагавана будет подобно яркому свету дня, наполненного смехом и игривостью. Для другого это будет безмолвие и покой звездной ночи. Сладкий ли он аромат жасмина или резкий запах сосен? Чашка ли он чая или бокал кока-колы? Манго или слива? Возможно все это и даже много больше. Бхагаван не школьный учитель. Его присутствие не имеет ничего общего с ответами на вопросы людей. Поэтому, естественно, вы не обнаружите, что его ученики имеют некоторый общий объем знаний, который они будут повторять, когда вы будете задавать им вопросы. Но все же... Почему столь много разнообразия? Почему так много оттенков? Почему так много различных попыток описать то, что должно было бы быть одним и тем же переживанием? Это несколько сложнее... Что сказать о необъяснимом? Это принадлежит к сфере неописуемого. Бхагаван не такой просветленный учитель, какими были другие просветленные учителя. В этой книге он говорит об этом, и чтобы показать это, он использует слова «за пределами просветления». Я могу лишь попытаться описать то, что, как я понимаю, он имеет в виду, исходя из моего собственного переживания его присутствия... или его отсутствия, как это можно назвать по-другому. Присутствие Бхагавана позволяет мне переживать мое присутствие. Присутствие в смысле ощущения себя дома, в смысле гармонии с тем, что есть, в смысле наполненности и переполненности своей собственной уникальностью, своей собственной индивидуальностью, своей творческой силой. Его отсутствие позволяет расцветать моему отсутствию. Отсутствию в том смысле, что никуда не надо идти, в том смысле, что я не отличаюсь от звезд, деревьев и океанов, в том смысле, что у меня нет никакого личного плана, который надо выполнить для того, чтобы занять свое особое место во вселенной. С таким же успехом я могла бы сказать, что присутствие Бхагавана провоцирует мое отсутствие или что его отсутствие провоцирует мое присутствие. Каким-то образом это одно и то же. Возможно, Бхагаван — первый просветленный учитель в истории, который оказался способным быть катализатором для трансформации жизней столь многих различных типов людей. Он говорит: «Выйти за пределы просветления — значит, выйти за пределы индивидуальности и слиться с вселенной...» В прошлом, чтобы быть с другими просветленными учителями, человек должен был каким-то образом соответствовать индивидуальности учителя. Ученик Будды должен был быть типом, соответствовавшим Будде; ученик Джалаледдина Руми должен был быть суфийским типом; ученик Сосана должен был нести в себе семя индивидуальности, которая могла расцвести в атмосфере дзэна. Бхагаван — универсальный садовник. Роза вы или маргаритка — его присутствие достаточно богато, чтобы обеспечить как раз тот вид питания, который необходим для того, чтобы вы расцвели. Вишня вы или дуб — его отсутствие достаточно обширно, чтобы позволить вам протянуть ваши ветви в небеса настолько высоко, насколько вы отважитесь. ^ Беседа 1 ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ ЕСТЬ ТОЛЬКО ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ 3 октября 1986 г., Бомбей Возлюбленный Бхагаван, что есть за пределами просветления? Маниша, за пределами просветления есть только запредельность, Просветление — последняя стоянка. За его пределами исчезают все границы, исчезают все переживания. Переживание приходит к своему пределу в просветлении; это наивысший пик всего, что прекрасно, всего, что бессмертно, всего, что блаженно, — но это переживание. За пределами же просветления нет никакого переживания вообще, ибо переживающий исчез. Просветление не только пик переживания, но и тончайшее определение вашего бытия. За его пределами есть только пустота, ничто; вы не вернетесь снова к той точке, через которую нужно перешагнуть. Переживание, переживающий, просветление — все оставлено позади. Вы — часть огромного ничто, которое бесконечно. Это — то ничто, из которого выходит все Существование, это утроба матери; и это — то ничто, в котором все Существование исчезает. Наука знает нечто аналогичное; нечто аналогичное просто обязано быть. Духовное переживание относится к внутреннему миру, а наука — это исследование внешнего. Но и то и другое суть крылья одного и того же Существования, — направленное внутрь и направленное вовне, — они всегда имеют сходные основные моменты. В этом столетии ученые пришли к странному выводу, что некоторые звезды внезапно исчезают... а звезды — вещи не маленькие; они не такие маленькие, какими кажутся вам. Они выглядят маленькими, потому что находятся так далеко, на расстоянии миллионов световых лет, но они огромны. Наше солнце — это звезда, но заурядная, среднего размера. По сравнению с землей наше солнце огромно, но по сравнению с другими звездами оно представляет собой небольшую, средних размеров звезду. Есть звезды, которые в тысячу раз больше нашего солнца. И в этом столетии у нас впервые появились соответствующие наблюдательные приборы и мы были весьма сильно озадачены: внезапно звезда исчезает, не оставляя после себя даже следа. Такой огромный феномен — и даже никаких следов: в каком направлении он исчез? Звезда просто перешла в ничто. Это случалось неоднократно. Потребовалось почти двадцать лет для того, чтобы разобраться с этим новым феноменом: у Существования есть черные дыры. Их нельзя видеть, но они обладают огромным притяжением. Даже самая большая звезда будет втянута в черную дыру, если окажется в радиусе ее притяжения. И как только звезда втягивается в черную дыру, она исчезает. Это абсолютная смерть. Мы можем видеть только следствие, мы не можем видеть черную дыру; мы только видим, что одна звезда исчезает. После того как теория черных дыр стала почти общепринятой теорией, ученые стали задумываться над тем, что должно быть нечто вроде белой дыры — просто обязано быть. Если возможно, что в некой гравитации, магнитной силе, огромная звезда просто исчезает из Существования... Мы знали, что каждый день рождаются звезды. Откуда они появляются? Никто не задавался этим вопросом раньше. Фактически, рождение мы всегда принимаем как само собой разумеющееся; никто не спрашивает, откуда появляются младенцы. Смерть же мы никогда не принимаем, ибо мы так сильно боимся ее. Во всей истории человечества нет ни одной философии, которая бы размышляла над тем, откуда появляются младенцы, но есть множество философий, размышляющих над тем, что значит быть мертвым, куда продолжают исчезать люди, что случается после смерти. За всю мою жизнь я повстречал миллионы людей, и ни один человек не спросил, что происходит перед рождением, - и тысячи спрашивали, что происходит после смерти. Я всегда думал, почему рождение принимается без всяких вопросов. Почему смерть не принимается таким же образом? На протяжении столетий, почти три столетия, мы знали, что звезды рождаются каждый день — большие звезды, огромные звезды — и никто не поднимал вопрос: «Откуда появляются все эти звезды?» Но когда мы узнали о черных дырах и увидели, что звезды исчезают, тогда второй вопрос стал почти абсолютной необходимостью. Если черные дыры могут втягивать звезды в ничто, тогда должно быть нечто вроде белых дыр, где вещи... звезды появляются из ничего. Это мне напомнило... Мулла Насреддин подал заявление на вакантную должность на корабле. Его пригласили для собеседования. В комнате сидели капитан и старшие офицеры корабля. Вошел Мулла. Капитан спросил: «Если на море шторм, бушует ветер, волны вздымаются как горы, что вы будете делать, чтобы спасти корабль? Корабль бросает как щепку...» Мулла Насреддин сказал: «Тут нет большой проблемы: я просто брошу большой якорь, чтобы придать кораблю устойчивость, несмотря на ветер и волны. Тут нет большой проблемы». Капитан снова спросил: «Предположим, надвигается еще более высокая волна и корабль вот-вот будет потоплен; что вы будете делать?» Мулла сказал: «Ничего — еще один большой якорь». Капитан посмотрел на него и спросил в третий раз: «Предположим, это сильнейший тайфун и спасти корабль невозможно. Что вы будете делать?» Мулла сказал: «Ничего, то же самое — большой якорь». Капитал сказал: «Откуда вы берете все эти большие якоря?» Мулла ответил: «Из того же самого места. Откуда вы берете эти огромные волны и сильные ветры? Оттуда же и я. Вы продолжаете доставать волны и ветры, а я будут продолжать доставать все больше и больше якорей». Если в Существовании есть дыры, в которых вещи просто исчезают в не-существование, тогда должны быть и дыры, через которые вещи возникают из ничего, — нужно лишь немного воображения. Ученые еще не работали над этим. Мое предположение таково: черная дыра подобна двери; с одной стороны это черная дверь, черная дыра — вещи попадают в нее и исчезают в ничто. А с другой стороны туннеля — это та же самая дверь: только с другой стороны — это белая дыра, вещи рождаются вновь, обновленные. Это та же самая утроба матери. За пределами просветления вы входите в ничто. Исчезает переживание, исчезает переживающий. Остается только чистое ничто, предельное безмолвие. Возможно, это цель каждого человеческого существа, которая рано или поздно должна быть достигнута. Мы еще не знаем, есть ли белая дыра или нет, — но она должна быть. Раз за пределами просветления вы входите в ничто, то должна быть и возможность выхода из ничто — обновленным, освеженным, светящимся — на совершенно ином уровне. Ибо вещи не уничтожаются, вещи могут только переходить в состояние покоя, вещи могут только погружаться в глубокий сон. Затем утром они снова пробуждаются. Именно так продолжается Существование. На Западе эта идея так никогда и не возникла за две тысячи лет истории философии. Они лишь размышляют об этом мироздании: «Кто создал это?» и попадают в беду, потому что, каким бы ни был ответ, он неизбежно порождает еще больше вопросов. У нас на Востоке есть концепция кругов существования и не-существования, подобно смене дня и ночи. За творением следует «антитворение», все погружается в ничто, подобно тому как за днем следует ночь и все погружается во тьму. И период будет таким же: сколько длится творение, столько же будет длиться и период покоя; и снова будет творение, но более высокого порядка. И это будет продолжаться от вечности до вечности - творение, антитворение, творение, снова антитворение, — но каждый раз, утро еще более прекрасное. Каждый рассвет является еще более красочным, еще более живым; птицы поют еще чудесней, цветы становятся еще больше, они источают еще больше аромата. И Восток проявил огромное мужество, приняв идею о том, что это будет продолжаться вечно. Никогда не было никакого начала и не будет никакого конца. После просветления вы должны исчезнуть. Мир оставляется позади, тело оставляется позади, ум оставляется позади; только ваше сознание, как индивидуальность, все еще существует. Выйти за пределы просветления — значит, выйти за пределы индивидуальности и слиться с вселенной. Таким образом, каждый индивид будет продолжать двигаться в ничто. И в один прекрасный день все Существование переходит в ничто — и великий покой, великая ночь, глубокое, темное чрево, великое ожидание рассвета... И так случалось всегда, и каждый раз вы рождаетесь на все более и более высоком уровне сознания. Просветление — это цель человеческих существ. Но те, кто просветлены, не могут оставаться статичными: они должны будут двигаться дальше, они должны будут изменяться. И теперь им осталось избавиться только от одного — самих себя. Они насладились всем. Они насладились чистотой индивидуальности, теперь они должны насладиться исчезновением индивидуальности. Они увидели красоту индивидуальности, теперь они должны увидеть исчезновение и его красоту, и безмолвие, которое следует за ним, и ту бездонную безмятежность, которая следует за ним. Возлюбленный Бхагаван, в тот вечер, когда Вы говорили об эго и о том, как при наличии осознанности можно увидеть, что его не существует, я поняла, что никогда не придавала особого значения осознанности. Для меня быть с Вами всегда означало - любить Вас так сильно, как только я могу, стремиться к Вам и стараться быть как можно ближе к Вам. |
![]() | Просветления и показать это переживание в такой перспективе, которая могла бы прояснить его природу как для тех, кто прошёл через... | ![]() | Концепция просветления в учении Д. Т. Судзуки: теория и практика вопрошания Содержание |
![]() | Беларусь физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, а также юридические лица и организации,... | ![]() | Москве, а также принять участие в программе экспериментального изучения неврозов у обезьян в Сухуми. В ленинграде я выступил с докладом... |
![]() | Возможно ли, что на своем эволюционном пути в какой-то момент в будущем все человечество может достичь просветления? В какой точке... | ![]() | Люк Рейнхард написал захватывающее драматическое воспроизведение эст-тренинга, литературизированное воссодание событий четырёх дней.... |
![]() | В «Бхагавад-гите», классическом произведении индийской духовности, сказано, что из тысяч людей, отправившихся на поиски просветления,... | ![]() | Джай (Jai)) это ветвь растафарианства основанная на учениях Сиддхартхи Гаутамы, а также других пробужденных и просветлённых. Основа... |
![]() | Какие ловушки поджидают искателя просветления в гуще современной повседневной жизни? Главная и самая опасная из них — «духовный материализм»,... | ![]() | Запрещается показывать изученные приемы за пределами школы, использовать их можно только при самообороне, в случае неизбежности |