Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие




Скачать 101.36 Kb.
НазваниеКласс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие
Дата публикации16.12.2013
Размер101.36 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Астрономия > Документы

Спирина Е.В. Практикум по зоологии позвоночных

Класс Птицы
Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие.

Оборудование и материалы.

  1. Свежеумерщвленные голуби.

  2. Готовые препараты: 1) вскрытая птица; 2) пищеварительная система; 3) инъецированная кровеносная система; 4) органы выделения-5) органы размножения; 6) головной мозг.

  3. Таблицы: 1) общее расположение внутренних органов; 2) пищеварительная система; 3) органы дыхания; 4) кровеносная система; 5) органы выделения; 6) органы размножения самца и самки; 7) головной мозг

  4. Набор препаровальных инструментов: скальпель, ножницы, пинцет, препаровальная игла, булавки канцелярские.

  5. Ванночки.

  6. Стеклянные трубочки с оттянутым носиком, соединенные с резиновой грушей.

Голубей можно заменить воронами, курами или другими птицами таких же размеров.

Усыпление птицы производят следующим образом: за 20-0 мин до начала занятий птицу помещают в плотно закрывающийся сосуд (стеклянный цилиндр или ведро с плотно закрывающейся крышкой), в который предварительно кладут комок ваты, обильно пропитанной хлороформом или эфиром.

Дать объяснение следующим понятиям: теплокровность, клюв, опахало, очин, линька, крестец, цевка, зоб, воздушные мешки, яйцо, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, птенцовые птицы, кочующие птицы, оседлые птицы, перелетные птицы.

^

Класс Птицы (Aves)


Общая характеристика класса. Птицы - высокоорганизованные теплокровные животные, приспособленные к полету. Благодаря большой численности и широкому распространению на Земле они играют исключительно важную и многообразную роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Известно свыше 9 тыс. современных видов птиц.

^ Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие:

  1. Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета - крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения.

  2. Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла.

  3. Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями. Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди - килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы. В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы.

  4. Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы - грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета - машущий и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты.

  5. Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта. Это достигается благодаря отсутствию зубов, участию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода - зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию.

  6. Органы дыхания - легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.

  7. Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы - теплокровные животные с постоянной температурой тела.

  8. Органы выделения и виды конечных продуктов азотистого обмена такие же, как и у пресмыкающихся. Отсутствует лишь мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы.

  9. Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными формами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.

  10. Птицы раздельнополы, большинству видов свойственен половой диморфизм. У самок развит только левый яичник. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое. Птицы большинства видов откладывают яйца в гнезда, обогревают их теплом своего тела (насиживание), вылупившихся птенцов выкармливают. В зависимости от степени развитости вылупившихся из яиц птенцов выделяют гнездовых и выводковых птиц.

^ Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные (Vertebrata)

Надкласс Четвероногие (Tetrapoda)

Класс Птицы (Aves)

Надотряд Типичные, или Новонёбные птицы (Neognathae)

Отряд Голубеобразные (Columbiformes)

Представитель - сизый голубь (Columbia livia var. domestica)
Ход работы

  1. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения голубя. Зарисовать: общее расположение внутренних органов (рис. 183-184); головной мозг (вид сверху) (рис. 188); схему кровеносной системы (рис. 185-186).

  2. Изучить строение перьев птиц. Рассмотреть его основные части: ствол, опахало. Зарисовать строение контурного и пухового перьев (рис. 176-179). Составить коллекцию перьев птиц.

  3. Изучить особенности скелета птиц. Зарисовать: череп (вид сбоку); скелет поясов конечностей (рис. 189-192).

  4. Изучить строение куриного яйца. Зарисовать куриное яйцо в разрезе
    (рис. 193).

  5. Выявить особенности экологических групп птиц.






^ Рис. 176. Типы перьев:

1 - контурное перо; 2 - пуховое перо; 3 - собственно пух; 4 - нитевидное перо; 5 - щетинка; 6 - контурное перо с побочным стержнем (глухаря)


Рис. 177. Строение контурного пера:

1 - опахало; 2 - очин; 3 - ствол; 4 - нижнее отверстие;

5 - верхнее отверстие; 6 - пуховая часть опахала

^ Рис. 178. Схема строения опахала контурного пера:

1 - очин; 2 - опахало; 3 - ствол; 4 - бородки первого порядка; 5 - бородки второго порядка; 6 - крючочки



Рис. 179. Группы маховых перьев:

1 - первостепенные маховые; 2 - второстепенные маховые; 3 - третьестепенные маховые; 4 - крылышко



Рис. 180. Схематический рисунок строения клюва хищной птицы:

1 - надклювье; 2 - подклювье; 3 - восковица; 4 - ноздря




Рис. 182. Мышцы груди и крыла птицы:

1 - большая грудная мышца;
2 - двуглавая мышца; 3 - трехглавая мышца- 4-5 - сгибатели кисти;
6-7 - сгибатели пальцев



^ Рис. 183. Расположение внутренних органов у вскрытого голубя:

1 - трахея; 2 - левое легкое;
3 - пищевод; 4 - зоб;
5 - железистый желудок;
6 - мускульный желудок;
7 - тонкий кишечник;
8 - клоакальное отверстие;
9 - сердце; 10 - воздушные мешки


^ Рис. 184. Схематический рисунок вскрытого голубя:

1 - пищевод; 2 - зоб;
3 - железистый желудок;
4 - мускульный желудок;
5 - печень;
6 - двенадцатиперстная кишка; 7 - поджелудочная железа; 8 - тонкая кишка;
9 - толстая кишка;
10 - слепая кишка;
11 - селезенка; 12 - трахея; 13 - легкие; 14 - сердце;
15 - почки; 16 - клоака





^ Рис. 185. Схема артериальной системы птицы:

1 - правая дуга аорты; 2 - правая безымянная артерия; 3 - правая общая сонная артерия; 4 - наружная сонная артерия; 5 - внутренние сонные артерии; 6 - подключичная артерия;
7 - правая грудная артерия;
8 - кишечная артерия; 9 - спинная аорта; 10 - левая почечная артерия;
11 - правая бедренная артерия;
12 - правая седалищная артерия;
13 - правая подвздошная артерия;
14 - хвостовая артерия; 15 - общая легочная артерия; 16 - сердце;
17 - легкие; 18 - мускульный желудок; 19 - почки. В темный цвет окрашены сосуды, несущие венозную кровь

^ Рис. 186. Схема венозной системы птицы:

1 - правая яремная вена; 2 - правая подключичная (плечевая вена); 3 - правая грудная вена; 4 - правая передняя полая вена; 5 - общая легочная вена; 6 - хвостовая вена; 7 - подвздошная вена;
8 - правая почечная вена; 9 - правая бедренная вена; 10 - правая воротная вена почек; 11 - задняя полая вена; 12 - копчиково-брыжеечная вена;
13 - надкишечная вена; 14 - воротная вена печени; 15 - левая печеночная вена;
16 - почки; 17 - печень; 18 - сердце;
19 - легкие; 20 - желудок. Вены, несущие артериальную кровь, заштрихованы




^ Рис. 187. Мочеполовая система самца (А) и самки (Б) голубя: 1 - левый семенник; 2 - надпочечники; 3 - правый семяпровод;
4 - семенной пузырек; 5 - левая почка;
6 - правый мочеточник; 7 - левый яичник;
8 - левый яйцевод; 9 - воронка яйцевода;

10 - матка; 11 - рудимент правого яичника; 12 - клоака

А Б

2 1 1 10



^ Рис. 188. Головной мозг голубя сверху (А), снизу (Б) и со вскрытым боковым желудочком и удаленным мозжечком ): 1 - обонятельные доли переднего мозга; 2 - большие полушария переднего мозга; 3 - эпифиз; 4 - зрительные бугры промежуточного мозга; 5 – хиазма зрительных нервов; 6 - воронка с гипофизом; 7 - зрительные доли среднего мозга; 8 – мозжечок; 9 – продолговатый мозг; 10 - полосатые тела; 11 - ромбовидная ямка




19 7 9 23 11 10 6 4 5

Рис. 189. Череп домашнего гуся сбоку (А), сверху (В) и его нижняя челюсть (Б):

1 - боковая затылочная кость; 2 - затылочный мыщелок; 3 -верхняя затылочная кость; 4 - левая теменная кость; 5 - межтеменная кость; 6 - лобная кость;
7 - носовая кость; 8 - чешуйчатая кость; 9 - слезная кость; 10 - крылоклино-видная кость; 11 - глазоклиновидная кость; 12 - основная клиновидная кость; 13 - передняя клиновидная кость; 14 - рострум; 15 - сошник; 16 - квадратная кость; 17 - нёбная кость; 18 - крыловидная кость; 19 - межчелюстная кость;
20 - верхнечелюстная кость; 21 - скуловая кость; 22 - квадратно-скуловая кость; 23 - обонятельная кость; 24 - зубная кость; 25 - сочленовная кость;
26 - угловая кость; 27 - надугловая кость

^ Рис. 190. Скелет голубя:

1- грудина; 2 - киль птицы;
3 – крючковидные отростки ребер;
4 – лопатка; 5 – коракоид;
6 – ключицы; 7 – плечевая кость;
8 – локтевая кость; 9 – лучевая кость; 10 – пряжка; I; II; III – кости пальцев; 11 – подвздошная кость; 12 – лобковые кости; 13 – седалищные кости;
14 – бедренная кость; 15 – большая берцовая кость; 16 - малая берцовая кость; 17 - цевка, 18 - пальцы ноги

^ Рис. 191. Пояса конечностей птиц: А - плечевой пояс и грудина чайки; Б – тазовый пояс утки; 1 – ключицы (вилочка); 2 – коракоид;
3 – лопатка; 4 – киль грудины;
5 – ребра; 6 – подвздошная кость; 7 – седалищная кость; 8 – левая лобковая кость; 9 – вертлужная впадина




^ Рис. 192. Скелет задней конечности голубя (А) и части скелета задней конечности его птенца (Б), формирующие цевку:

1 - бедро; 2 - большая берцовая кость; 3 - редуцированная малая берцовая кость; 4 - цевка; 5 - сросшиеся проксимальные элементы предплюсны, прирастающие в дальнейшем к большой берцовой кости; 6 - сросшиеся дистальные элементы предплюсны, прирастающие в дальнейшем к проксимальным концам плюсневых костей; 7 - срастающиеся кости плюсны
^ Рис. 193. Схема строения яйца птицы: 1 – халазы; 2 – скорлупа; 3 - воздушная камера; 4 – наружная подскорлуповая оболочка; 5 – жидкий белок; 6 – плотный белок; 7 – зародышевый диск; 8 – светлый желток; 9 – темный желток

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные признаки класса птиц. Почему самых разных (по строению, образу жизни) птиц относят к одному классу?

  2. Какие особенности строения птиц связаны с приспособлением к полету?

  3. Благодаря чему сидящие или спящие птицы не падают с веток?

  4. Объясните, почему птицы употребляют большое количество пищи?

  5. В чем выражается усложнение строения головного мозга птиц по сравнению с пресмыкающимися и земноводными?

  6. Чем различаются птенцовые и выводковые птицы?

  7. Каковы особенности поведения птиц в период размножения?

  8. Какие приспособления развились у птиц, обитающих в лесу?

  9. Назовите черты приспособленности водоплавающих птиц к среде обитания. Ответ обоснуйте примерами.

  10. Каковы отличительные особенности хищных птиц?

Вопросы для подготовки и обсуждения

  1. Черты сходства птиц и пресмыкающихся.

  2. Характеристика возможных предков птиц среди рептилий.

  3. Общие черты в строении археоптерикса и птиц, а также их различия. Почему ареоптерикса считают не прямым предком птиц, а боковой ветвью в их эволюции?

  4. Адаптивная радиация птиц в конце мелового – начале третичного периода и появление современных птиц.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconТип Хордовые
Изучить внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся на примере Ящерицы (вскрытие ящерицы)

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconТип Хордовые
Изучить внешнее и внутреннее строение костной костистой рыбы на примере Окуня речного (вскрытие рыбы)

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconХарактеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. Внутреннее...
Опорно-двигательная система. Скелет состоит из 3-х ча­стей: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей и их поясов

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconКласс птицы к классу птицы
К классу птицы относятся теплокровные позвоночные животные, приспособленные к полету. Птицы — высокоорганизованные позвоночные, широко...

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconПлан семинарского занятия №1
Цель занятия Изучить особенности, современное состояние и тенденции развития страховых рынков зарубежных стран. Рассмотреть необходимость,...

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconО II республиканском интернет-конкурсе «Птицы Башкирии» Сезон Лето/Осень...
Республики Башкортостан к проблемам охраны и изучения птиц, сохранение биоразнообразия нашей республики

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconО II республиканском интернет-конкурсе «Птицы Башкирии» Сезон Зима/Весна...
Республики Башкортостан к проблемам охраны и изучения птиц, сохранение биоразнообразия нашей республики

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconТема: патобиохимия сердечно-сосудистой системы и
Цель занятия: изучить особенности метаболизма при некоторых заболеваниях мышечной ткани и сердечно-сосудистой системы, биохимическую....

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconВопросы к экзамену по литературе 11 класс Литература начала XX века....
Проза начала XX века. И. А. Бунин. Тема любви в прозе Бунина (на примере одного рассказа из цикла «Темные аллеи»)

Класс Птицы Цель занятия. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц (на примере голубя) и их видовое разнообразие iconТема: иммунопатобиохимия
Цель занятия: изучить причины, следствия и молекулярные механизмы возможных патологических процессов в клетках крови

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов