Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны»




НазваниеМетодическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны»
страница1/9
Дата публикации19.08.2013
Размер0.98 Mb.
ТипМетодическое пособие
zadocs.ru > Астрономия > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВЕТЫ

ЛЕСНЫМ РОБИНЗОНАМ


Сыктывкар

2005
Советы лесным робинзонам: Методическое пособие. Сыктывкар, Коми РЭЦ ДО, 2005.

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны»


Для учителей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, экологов, учащихся, занимающихся подготовкой к участию в конкурсах «Лесные робинзоны» и робинзонадам.

Составитель - С.А.Верещагин


^ Составитель будет признателен всем заинтересованным лицам за отзывы, замечания и пожелания по содержанию пособия.

Наш адрес: 167983, Республика Коми, Сыктывкар, ГСП – 3,

ул. Печорская, 30. Коми РЭЦ ДО.
Факс: (8212) 312848

Тел.: (8212) 430565; 431341; 312848
Копирование и некоммерческое распространение приветствуется.

Ссылка на источник при перепечатке обязательна.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конкурс «Лесные робинзоны» для учащихся 5-7 классов проводится на городских и республиканских слетах юных экологов с 1996 года. За это время выработались критерии оценки ответов школьников, объем и качество знаний, умений и навыков, которые требуются от конкурсантов. Данное пособие предназначено для учителей, готовящих участников конкурса «Лесные робинзоны». В нем мы постарались определить требования к содержанию каждого из 4 этапов конкурса и дать рекомендации по изучению тех тем, которые вызывают наибольшие затруднения при подготовке.

В результате усвоения содержащегося в пособии материала участники должны знать:

  1. Виды костров. Способы добычи огня. Источники питания в дикой природе и приготовление пищи.

  2. Ориентирование на местности: по карте, по компасу, по местным признакам и т.д. Выбор места для обустройства укрытий в природе. Предсказания погоды по местным признакам.

  3. Сбор, переработка, хранение съедобных дикорастущих и лекарственных растений.

  4. Ядовитые растения и грибы.

  5. Неотложные действия в экстремальных ситуациях. Последовательность действий при оказании первой помощи при: переломах, ожогах, обморожениях, травмах головы, вывихах. Подача сигналов бедствия.

  6. Полезные растения РК.

^ Участники должны уметь:

1.Применять дикорастущие лекарственные съедобные растения и распознавать ядовитые.

2. Проводить неотложные действия в экстремальных ситуациях:

быстро и эффективно оказать первую медицинскую помощь; выбрать оптимальную последовательность действий; определить место нахождения;

сделать убежище; развести огонь; добыть животную и растительную пищу.

3. Ориентироваться на местности.

4. Подавать сигналы бедствия.

Содержание этапов конкурса

^ «ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ»

1 Этап – Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу, по Солнцу и по местным признакам. Подача сигналов бедствия. Предсказание погоды.

2 Этап – Обустройство жизни в лесу: укрытия; обращение с огнем; простейшие плавсредства и самодельный инвентарь.

3 Этап – Источники питания в дикой природе. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи.

4 Этап – Неотложные действия в экстремальных ситуациях. Дикорастущие лекарственные растения. Ядовитые растения и грибы.
^ ЭТАП №1 «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА ПО КОМПАСУ И БЕЗ НЕГО; ПОДАЧА СИГНАЛОВ БЕДСТВИЯ, ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ»

А) «Ориентирование на местности»

Потеря ориентировки — одна из самых распространенных причин чрезвычайных происшествий. Самое первое и главное, что должны сделать люди, потерявшие ориентировку — остановиться.

При наличии у заблудившейся группы карты и компаса можно порекомендовать: поднявшись на возвышенную, с хорошим обзором, точку местности, (в крайнем случае, влезть на высокое дерево), оглядеться по сторонам, выделить заметные ориентиры (реки, озера, горные хребты, холмы, скалы, просеки, речные долины и т. п.) и, оценив их взаимное расположение, характеристики (высоту, площадь и т. п.), расстояние между ними, положение относительно сторон света, проидентифицировать местность с картой.

При отсутствии карты следует на куске бумаги, картона, в крайнем случае, обрывке ткани, одежде, бересте, просто на земле попытаться вычертить план-схему окружающей местности. Нанести по памяти, с соблюдением масштаба, наиболее крупные ориентиры. Поставить точку последних верных координат. Далее совместными усилиями всех участников похода возможно более подробно вспомнить свой путь. Какой курс выдерживали в последние часы? С какой стороны светило солнце или дул ветер (если компас потерян)? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок и какая была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встретились на пути? Примерно на такие вопросы должны ответить заблудившиеся. Всю информацию следует перевести на язык топографии и на полученной карте-схеме восстановить нитку предполагаемого маршрута.

Установив приблизительно свое местоположение, нужно наметить маршрут дальнейшего движения. Лучше всего вернуться назад. Можно также попытаться выйти к «вечным» ориентирам, которые перепутать невозможно,— большой реке, крупному горному хребту и т. п.

В ситуациях, когда у потерявших ориентировку людей нет с собой компаса, нет карты и, главное, нет опыта аварийного ориентирования, это единственная возможность стопроцентно выйти к людям. Точечные ориентиры — лесные кордоны, небольшие поселки, становища пастухов и пр. — можно миновать не заметив.

При работе с картой, равно как при составлении примитивной карты-схемы местности, потерпевшим нужно твердо знать некоторые топографические знаки.

Прежде чем отправляться в путь, карту либо нарисованную примитивную карту-схему местности, необходимо сориентировать по сторонам света. Проще говоря, надо узнать, где находится Север.

^ Определение сторон света

Компас. Быстрее и надежней всего установить направление на Север и вычислить свой маршрут можно с помощью компаса. На Север укажет магнитный, помеченный красной, синей, либо флуоресцентной краской, конец стрелки. Градусная шкала поможет перевести на язык цифр и зафиксировать выбранное направление. В практике путешествий работа с картой и компасом обрастает многими объективными и субъективными сложностями. Чтобы разобраться в них, лучше обратиться к специальной литературе, посвященной ориентированию.

В экстремальных условиях обращаться с компасом следует особенно осторожно — хранить во внутреннем кармане или под одеждой на крепком шнурке. Носить компас в наружных карманах или на руке опасно, так как в подобном положении его легко потерять или разбить защитное стекло. Если компас сломался, следует отыскать и сохранить магнитную стрелку, с помощью которой всегда можно изготовить импровизированный компас из подручных материалов.

^ Самодельный компас. Проще всего нацепить компасную стрелку на острие вертикально поставленной иголки и дождаться, когда она развернется в линии север — юг. Но в этом случае будет очень сложно ориентироваться в градусном отсчете. Поэтому желательно сохранить не только стрелку пришедшего в негодность компаса, но и шкалу, которую можно с помощью нити или смолы прикрепить к плоскому куску коры или пенопласта. В центр импровизированного компаса ушком вниз надо воткнуть небольшую иголку или острую, сухую рыбью кость, на которую надеть стрелку.

Подсказать направление на Север может ^ Млечный Путь — густая россыпь мелких звезд, пересекающая небо широкой полосой я ориентированная в линии север — юг. Но этот способ грешит приблизительностью.

^ По солнцу. Днем поможет сориентироваться солнце. Если в местный полдень встать спиной к солнцу, то тень укажет на север, соответственно юг будет сзади, восток — по правую руку, а запад — по левую. Иначе говоря, самая короткая тень от предмета указывает на север, и, одновременно, самая короткая тень «отбивает» полдень.

^ По солнцу и часам. Довольно известен способ определения сторон света по солнцу и часам. Для этого надо, поворачивая часы в горизонтальной плоскости, направить часовую стрелку на солнце. Минутная и секундная стрелки в работе не задействуются, и поэтому на них можно не обращать внимания. Биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой «2» на циферблате укажет направление на юг. Причем до полудня юг будет справа от солнца, а после полудня — слева.

Ориентирование по часам и солнцу дает хорошие результаты в умеренных широтах, особенно зимой, менее точно — весной и осенью. Летом, когда солнце высоко стоит над горизонтом, ошибка может достигать 20 — 25°. В южных широтах описанные способы лучше не применять.

В приполярных районах летом северная сторона неба наиболее светлая, южная — самая темная. Этот способ в недавнем прошлом широко использовали полярные летчики.

^ По местным приметам. При невозможности ориентирования по солнцу и звездам, например, из-за сильной облачности, можно попытаться определить направление на север по местным приметам.

Искать «компасные» приметы нужно только на отдельно стоящих растениях и предметах. В густолесье, в ущельях, оврагах и других складках и перегибах рельефа, в буреломе любые признаки смазаны, выражены нечетко, грешат приблизительностью.

Наиболее ценную, с точки зрения аварийного ориентирования, информацию дают отдельно стоящие деревья, пни, камни, растения и пр., расположенные на открытых, ровных площадках — посреди больших полян, на опушках, лугах, так как там они меньше подвержены воздействию местного микроклимата.

Достаточно серьезным средством ориентирования могут служить деревья. Нередко с северной стороны деревьев кора бывает грубее, темнее, с большим количеством трещин. С южной — эластичней, суше, имеет более светлый оттенок. Особенно это заметно на стволах таких широко распространенных пород, как береза, сосна, лиственница, осина. Например, у березы со стороны, обращенной к югу, кора мягче, чище, белее. У деревьев хвойных пород северная сторона ствола более темная.

Мох любит сырость, тень, норовит спрятаться от прямых солнечных лучей за стволом и, значит, указывает на север. Точно так же мох располагается на отдельных камнях, пнях, на скалах, на стенах старых деревянных и каменных строений.

Весной травянистый покров более развит и густ на северных окраинах полян, лучше прогреваемых солнцем. В жаркий период лета наоборот: с северной стороны полян трава выгорает, жухнет, а с южной, затененной, бурно растет.

На северных склонах выпавшая утром роса сохраняется дольше. Весной стаи перелетных птиц летят на север, осенью — на юг. Помочь сориентироваться могут лесные просеки. В больших лесных массивах обычно просеки ориентируются в направлении север — юг и запад — восток. Нумерация кварталов лесных массивов идет с запада на восток и далее на юг. Поэтому ребро между двумя наименьшими цифрами обычно указывает на север. Но этот способ требует многократного подтверждения, так как иногда, квартальные столбы устанавливаются небрежно или случайно сдвигаются.

Наиболее точны способы определения сторон света, связанные со стаиванием снежного покрова ранней весной. Почва оголяется раньше на склоках, обращенных к югу, за счет более интенсивного нагрева. В оврагах, лощинах, отдельных ямах быстрее оттаивает северная сторона, попадающая под прямые солнечные лучи.

^ По культовым сооружениям. Определенную помощь в ориентировании могут оказать встретившиеся на пути развалины культовых сооружений, которые, согласно законам религии, точно ориентированы по сторонам горизонта. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни — на запад. Если присмотреться к кресту, венчающему купол, то можно заметить, что нижняя перекладина расположена косо. Опущенный конец перекладины обращен к югу, а приподнятый — к северу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconЛесные культуры
Лесные культуры: воспроизводство лесных ресурсов [Текст]: Учеб пособие / И. В. Сухов, А. И. Чернодубов, А. И. Журихин, В. М. Максимов,...

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconКнига знакомит с этикетом написания письма на английском языке, некоторыми...
С 88 Письма по-английски на все случаи жизни: Учебно-справочное пособие для изучающих английский язык / Худож. А. М. Гусаров.— Спб.:...

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconНурсубин М. С., Валиев А. А. Программирование и офисные приложения...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников всех специальностей, изучающих предметы «Информатика», «Информатика и...

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельного написания выпускной квалификационной работы магистерской диссертации....

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников всех специальностей, изучающих предметы «Информатика», «Информатика и...

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconМетодические указания и нормативно-справочные материалы к выполнению...
Методические указания и нормативно-справочные материалы к выполнению выпускной квалификационной работы [Текст] / А. Э. Ахмедов, И....

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Данный материал содержит рекомендации по структуре и тематике заданий школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии,...

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconМатериалы для переплётов и скрепления книжных блоков. Переплётные покровные материалы
Эти материалы также призваны придавать красивый, привлекательный вид продукции, соответствующий ее содержанию, поэтому они должны...

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconМетодическое пособие к выполнению курсового проекта №3 «Одноэтажное промышленное здание»
В приложении приведены примеры выполнения чертежей, справочные данные для подбора конструктивных элементов и стандартные условные...

Методическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к содержанию этапов конкурса «Лесные робинзоны» iconМетодическое пособие Сургут 2010 департамент образования и науки...
Методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов