Согратль селение камнетесов




Скачать 73.38 Kb.
НазваниеСогратль селение камнетесов
Дата публикации14.02.2014
Размер73.38 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Астрономия > Документы
Согратль – селение камнетесов

«Среди камня рождается человек.

Камень всегда был его оружием и защитой,

камень – его жилище, камень – символ

каждой прошедшей жизни» - говорят в Дагестане

Камень на камень, камень на камень – так строится дом горца. Камень на камень – и следующий дом оперся на первый и встал выше. Камень на камень, камень на камень – веками складываются от подножия к вершине горные селения. Слышен звон – это обтесывают камень. Зачем? Для жилья, для очага, для дороги или для… смерти. И земля здесь – тоже камень. Камень звенит, камень поет в ущельях, камень свистит на вершинах, камень нежно шуршит, стекая вниз осыпями; камень рушится, гигантской глыбой отвалившись от родной скалы, потому что настало его время или земля вздохнула. Камень! Всюду камень…

В центральной горной части Дагестана, Андалале, на высоте 1600 м. находится аул Согратль (в переводе с аварского «у крепости»), с населением около 5 тыс. чел., известный как «селение камнетесов» Древние жители вынуждены были поселиться здесь, чтобы избежать междоусобиц с более крупными соседними обществами, а для защиты строили оборонительные крепости. И сейчас еще видны их фундаменты, а на хуторе Гургул рагIала сводчатые стены подземных казематов крепости Х-ХII вв.

Реки прорыв узкие и глубокие ущелья, образовали красивые водопады. Недалеко от аула есть месторождения охры, различных цветов: белого, желтого, розового, синего. Охрой для приготовления красок жители пользовались еще в древности (наскальные изображения в гротах), и применяли как побелку для жилищ.

В окрестностях много карстовых пещер, в трех из них обнаружены древние наскальные рисунки. А в пещере Чинна-Хитта каменный Солнечный календарь.32 символа находятся на противоположных стенах грота, расположенного в глубокой узкой котловине. Лучи Солнца при восходе проникают в грот в начале мая и покидают его в конце августа. Первой Солнце освещает фигуру трехрогой козы, означающей сроки выгона коз в горы; затем открывается фигура оленя, время его появления в долине и т.д. 22 июня открывается фигура «крест в Солнце» - день летнего солнцестояния. В начале июля освещаются рога диких и домашних животных - время земледельческих и скотоводческих работ. Рисунки, считаются самыми древними из обнаруженных в Дагестане. В долине также найдены статуэтки бронзового века, изображения женщины-матери, символизирующие плодородие (X-IV в. до н.э.)

Обособленность местности обусловили характер и обычаи, проживающих здесь горцев. Согратлинцы отличаются консервативностью, и с трудом поддаются переубеждению. Первый проповедник ислама, пришедший в Согратль, даже был убит (сейчас здесь место паломничества). По преданию, согратлинцы оказывали настолько упорное сопротивление исламу, что Абу-Муслим (руководитель миссионеров) сказал: «Если они так упорно сопротивляются, значит так же упорны будут в вере, когда ее примут». Другое предание гласит, что когда в Согратль пришел Абу Муслим с призывом принять ислам, жители, подумав, ответили, что они примут ислам, когда у них закончится запас соленых кабаньих ножек и вино, заготовленное впрок. Когда у них кончились указанные запасы, тогда они и приняли ислам.

По всеобщему признанию андалальцы отличаются особой воинственностью и храбростью. Эти качества особо ярко проявились в борьбе против полчищ Надир-шаха. Дагестанские народы, оказавшиеся под властью Ирана, в результате неудачных войн Турции и России, восстали против иранцев и разгромили их, убили брата Надира Ибрагим - хана, поставленного правителем Кавказа. Стремясь отомстить за брата и наказать непокорных, Надир-шах в 1741 г. с огромной армией, вторгся в Дагестан. Дагестанцы оказали Надир-Шаху упорное сопротивление, вплоть до последнего воина, способного носить оружие. До прихода в Андалал войска иранцев имели немало сражений с горскими аулами, которые стояли на пути. Ожесточенное сопротивление Надир-Шаху оказали казикумухцы во главе с Сурхай-ханом. Но несмотря на отчаянную храбрость, раздробленные горцы потерпели поражение и отступили в Аварию.

Лидеры мусульман в своих обращениях призвали горцев к священной борьбе против захватчиков и в Андалал круглосуточно шли люди со всего Дагестана. Легенда гласит, что Надир-Шах зная о воинственности андалальцев, послал в Согратль мешок проса. Горцы растолковали это как требование сдаться, с учетом количества войск Надир-Шаха и послали в ответ общипанного петушка, под которым, подразумевался Андалал, который расклюет все зерна. Решительное сражение произошло между селениями Чох, Согратль, Мегеб и Обох в местности «Хициб». В сражении участвовали представители почти всех народов Дагестана.

«А в долине Согратля герои сошлись,

Удальцы наши лакские собрались,

Акушинцы пришли и кюринцы пришли

Как потоки бурных весенних дождей,

Как в ущельях малые родники,

Наполняют сухое русло реки», — говорится в лакском эпосе.

А в аварской песне поется:

«По лугам Хициба, чистым от века,

Потекли потоки вражеской крови...»

Французский посол писал: «Надир-шах дал заманить себя в ловушку и попал в ущелье, где скрытые с двух сторон отряды горцев произвели ужасную резню». Личный секретарь Шаха Мехди-Хан Астрабади назвал Андалал «областью несчастий» куда иранцы пришли «в добычу врагам».

28 сентября 1741 г. ночью, шах поспешно отступил из Андалала. На месте, где были разбиты войска Надир-Шаха сейчас установлен мемориал «Ватан» (Родина).

Победа над грозным врагом привела к осознанию того, что горцы превосходят по мужеству и силе любых завоевателей и могут их победить при объединении. В легенде о поединке иранца и согратлинца говорится: «…Иранцы выставили богатыря в блестящих доспехах на белом коне. Навстречу ему вышел согратлинец Магомед-Гази, мать которого Айшат, провожая его, наказала помнить о родине, вручила клинок, и нож, чтобы у сраженного отцовским клинком врага вынуть из груди сердце. Высокомерный и самоуверенный иранец угрожал согратлинцу, что заплачет его мать, жена останется вдовой, а дети сиротами. Но Магомед-Гази вспомнив свой аул, как орел налетел на врага, одним ударом сразил его и вынул сердце. Сделав круг с гордо поднятой головой, кинул сердце в речку».

«... Кто сегодня струсит – с тем я не знаюсь,

Кто сегодня дрогнет - навек мой недруг

Борьба за свободу родины - долг каждого» - поется в народной песне.

Андалал был союзом свободных обществ, и не видел причины для присоединения к движению Шамиля. В 1836 г. на съезде обществ Нагорного Дагестана, в присутствии всех владетелей Дагестана и представителей Кавказского командования почетные граждане обществ, принесли присягу на верность российскому правительству. Первым был Андалал. Узнав об этом, Шамиль послал им письмо: “Я и вы - мы братья по религии. Две собаки дерутся, но когда увидят волка, то забыв свою вражду, вместе бросаются на него. Хотя мы враги между собою, но русские - волк наш, а потому прошу соединиться со мною и сражаться против общего врага. Если же вы не поможете мне, то Аллах моя помощь” ».

Однако Союз, прилагает все усилия для сохранения мира, который обеспечивает жителям привычный уклад жизни. В 1837 г. согратлинцы участвуют в сражении близ с. Гоцатль, против сторонников Шамиля, в котором они терпят поражение.

Однако спустя некоторое время Согратль активно включился в борьбу и стал одним из главных центров производства оружия и пороха в Имамате. А согратлинские мастера участвовали в строительстве крепостей. До конца остался верным Шамилю его наиб согратлинец Нурмагомед. Когда многие наибы в последние дни уходили от Шамиля, видя его обреченность, Нурмагомед с женой дали обет умереть около имама. Глубоким стариком он участвовал в восстании 1877 г. как артиллерист, был ранен.

Недостаток пахотных земель, обусловили стремление жителей к мастерству. Согратлинцы известны как искусные камнетесы. Рассказывают, что однажды казикумухский хан пригласил к себе известных мастеров: отца и сына и велел построить дворец. Долго трудились мастера, а когда дворец был готов, люди приезжали посмотреть на это чудо. Но повелитель сказал: «Я не хочу, чтобы кто-то другой имел подобный дворец» - и повелел отрезать мастерам руки. Старик не выдержал такого удара, потерял разум и вскоре умер, а сын поселился в Согратле и передал секрет своего мастерства местным каменщикам. С этих пор, согратлинцы стали лучшими мастерами – каменщиками и построили себе красивое белокаменное селение.

Согратль и Чох представляют архитектурную культуру Дагестана. Еще в XVII-XVIII вв. здесь сформировалась своя школа, о чем свидетельствуют строения в аулах Ругуджа и Корода (т.к. аулы Согратль и Чох были разрушены до основания). На них видны магические символы (кресты, круги, спирали, лабиринты), схематические изображения людей и животных.

Жилища согратлинцев – каменные трёхэтажные постройки с плоскими крышами. Первый этаж для скота, второй - жилой, а третий - сеновал. Есть дома из неотесанного камня, но с расписными воротами с узорчатыми карнизами. Под сводом арки устанавливали особый камень с надписями, содержащими всех предков, хозяев дома по мужской линии, исполненных арабской вязью. Такие камни вкладывались в лицевую стену практически каждого дома, и каждый из них - произведение искусства.

Старый Согратль славился и как аул искусных златокузнецов. В архивных списках знаменитых в то время златокузнецов, часовщиков, отливщиков бронзы, искусных оружейников немало имен согратлинских мастеров. Было распространено и производство бурок, составлявшее конкуренцию андийским.

Согратль был известен как центр арабоязычной культуры. Здесь проживали 60 алимов, составлявшие экзаменационную комиссию, для лиц, получавших духовное образование, а местном медресе обучались все сельские мальчишки. Среди арабо-мусульманских ученых получили мировую известность Мухаммед бен Сатмар и Хаджар Сатмар (ХV-ХVI в.), Али Риза (ХVI в.), шейхи Мустафа и Ахмед Будалав (XVII в.), Кудав Кади (XVII в.), Тинав Кади (ХVII-ХVIII в.), Махти-Магомед, Шапи-Хаджи, Шайтан Абдула и Алирза ас-Сугури (XIX в). Например, Махти-Магомед имел несколько трудов по математике, распространял в Дагестане греческую философию, логику, птолемеевскую астрономию и другие науки. Перевел с греческого на арабский язык ряд работ Платона и Аристотеля.

Во многих ближневосточных странах преподавателями были согратлинцы. Согратлинец Гаджи-Магомед - первый дагестанец, написавший на арабском языке поэму о движении Шамиля. Его имя значится на воротах мечети Ая-София в Стамбуле среди имен крупнейших мусульманских ученых. Первой женщиной – ученой в Дагестане была Марьям-Хаджияй Согратлинская. И сегодня Согратль остается очагом культуры в Дагестане.

Согратлинцы придерживаются т.н. «кодексов чести», невыполнение которых грозит лишением поддержки общества. Основное понятие для мужчины - «человек, которому можно верить», включает в себя: честь, достоинство, уважение к другим, особенно к старшим, скромность, взаимовыручка и т.д. На первое место согратлинцы ставят честность, отзывчивость, скромность и умеренность. Храбрость и бесстрашие подразумеваются сами собой. С детства горцев воспитывают готовыми к любому известию. Нельзя показывать в обществе свое горе и особую радость. Большую роль играет общественное мнение. Согласно одному из адатов, хулиган или сквернослов, публично в торжественной обстановке награждался специальным переходящим «призом», который он должен был повесить на видное место. Общественное порицание до сих пор считается важнее любого судебного или уголовного наказания.

Согратлинцев отличает консерватизм и скептицизм. Они с трудом меняют устои и уклад жизни, не верят тому, чего не видели сами. Старожилы рассказывают, что когда один ссыльный в Сибирь (после восстания 1877 г.), вернувшись домой рассказывал, что он был в местах, где полгода день, а полгода ночь, сельчане долго смеялись над ним. Однако если тот над кем смеялись, проявлял недовольство, то «шутками» его награждали постоянно. Чувство юмора стало своего рода защитой от жестокой жизни и постоянных потерь. А еще жители окрестных аулов говорят, что тот, кого «обманул» согратлинец, поймет это только через пару лет.

Горцев с незапамятных времен отличает взаимная ответственность. Один из законов Андалальского общества, гласил: «Если кто из наших больших селений учинит насилие над нашим малым селением, то все остальные селения нашего общества придут на помощь малому селению». Несмотря на то, что за окном XXI век, согратлинцы и сегодня придерживаются древних законов: гостеприимства, взаимопомощи, уважения к старшим, стремления к знаниям… - непреходящим ценностям горских народов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Согратль селение камнетесов iconПермакультура к пермакультуре 11. Календарь цветения медоносов
Хорошо, что наше селение вытянуто вдоль пойменного леса, регулярно подтопляемого Медведицей. Сочная и зеленая пойма позволяет заниматься...

Согратль селение камнетесов iconДжайва дхарма
На Бхарата-варши нет места замечательней, чем Гауда-деша. Жемчужиной же Гауда-деши является Шри Навадвипа-мандала. В одном из уголков...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов