Скачать 0.73 Mb.
|
Уроки 1 - 11 Урок 1. Наше творчество Вводный урок У. Первый урок нового учебного года мы по уже сложившейся традиции посвящаем чтению и обсуждению ваших сочинений. Какие сочинения мы будем читать сегодня? Д. Сочинения на тему «Секрет». Мы их специально для этого написали еще весной. У. Лучшие ваши работы вошли в журнал (показывает). Сейчас я вам прочитаю сразу пять сочинений. Послушайте их внимательно, а потом скажите: какое из них вам понравилось больше и почему. Сочинение Насти Друзья-щеночки Рудик и Трени не виделись два месяца. Однажды Трени пошел гулять. Вдруг он услышал знакомый визгливый лай Рудика. За кустами мелькнул его хвост. - Рудик! - Трени! - Где ты пропадал целых два месяца? - Пусти, дурак, хвост откусишь! - Слушай, Рудик, хочешь я тебе секрет открою? - Какой еще секрет? - Ты часто есть хочешь? - Очень. - Пошли в кусты! - Ну? - спросил Рудик, когда они со всего разбега врезались в кусты. - Знаешь место, где каждый год проталина в феврале появляется? - Да, там под землей теплый источник! - Ну вот, там охотники волка убили, шкуру содрали, а мясо оставили! - И что? - Я это мясо накрыл лопухами... И землей забросал. ^ - А какой ты секрет загадал? Голубой, золотой или вкусный? - Этого я тебе не скажу. Это тайна. - А какая - большая? А может, длинная? Ну, а где она есть? - А она у меня. - Ну, открой же ее. - Я открою ее, только сделай уроки. - Ну, я сделаю их. Ну, открой же секрет. - А ты сделай уроки... - Жаль. ^ Я и вся моя семья, то есть мама, папа, мой брат Алеша, гуляли в лесу. Я вдруг увидел колышек. А на колышке было написано: «Секрет». Я быстро начал копать в этом месте и вдруг нашел коробочку. На ней был замок. Но папа треснул по нему кулаком, и он отскочил. Я открыл коробочку, а там лежали две ручки, два раскладных ножа и один пистолет. Папа сказал: - Ну, для вас это просто счастье. А мама только покачала головой. ^ Я ежик. Когда я гулял в лесу, я встретил медвежонка он плакал. Я спросил, почему он плачет. Он сказал, что он знает один секрет, и об этом узнали чужие медведи и побили его. Я побежал в милицию и все им рассказал. Они нашли этот клад. Там лежали два поплавка, один глобус и четыре большие банки меду. ^ Это было в воскресный день. Я встал утром и решил посмотреть в окошко: вдруг во дворе кто-нибудь играет. И увидел, что там играет Колька. Я вышел во двор. У меня была одна вещь, я ее назвал «секретом». Колька увидел меня, он был нахальным парнем. И сказал: - Ты что тут делаешь? Я ответил: - Ничего. А у меня есть секрет. Колька был старше меня, он избил меня и отобрал секрет. ^ Итак, какое же из сочинений вам понравилось больше и почему? Саша. Мне больше всего понравилась работа Насти. Никто больше не придумал таких смешных имен. И у нее был диалог, и смешно было, что прикрыл лопухами и засыпал землей. ^ Щенята давно не виделись, встретились неожиданно. Сережа. Настино сочинение какое-то веселое. Мне нравится про зверей - они смешные. У. Вы смогли представить настроение, выраженное в этом сочинении? Лена. Даже можно представить себе, какие эти щенки. ^ Да, можно представить. А кому понравилось больше какое-нибудь другое сочинение? Алеша. Мне понравилось сочинение Максима, потому что интересно звучит, веселый диалог. Один герой хочет разгадать секрет... Какая-то тайна - длинная, короткая. ^ Зеленая, вкусная, золотая. А про секрет мы так и не узнали. Андрей. И мне тоже понравилось сочинение Максима - смешно: он спрашивает смешно. Алик. Оно смешное и непонятное. Кто разговаривал-то? Ира. Сын хочет узнать, и мама с ним говорит. Настя. "Сначала сделай уроки" - это кто же так скажет, если не мама?! ^ Здесь как-то так: сначала уроки, а потом узнаешь. А тайну не раскрыли. Данила. Любопытное такое. У. Секрет остался секретом. А чем это сочинение отличается от всех других? В чем секрет его формы? ^ Оно написано стихами. У. Легко ли почувствовать, что сочинение Максима написано не прозой, а стихами? Почему? Аня. Не просто, потому что стихи не совсем получились. У. А почему не совсем получились? Потому что рифм нет? Аня. Не поэтому. Бывают белые стихи без рифм. Дело в ритмическом рисунке. Стихотворные строки чувствуются – паузы в конце строк, а внутри строк повторяются ударные слоги – три или четыре. И когда их меньше в строках «Это тайна», «Жаль» – так это даже хорошо. Сменой ритмического рисунка подчеркивается выразительность, смысл этих слов. Но все-таки ритм внутри строк какой-то неровный. Наверное, потому, что иногда там проявляется, а иногда нет дополнительная ритмическая единица из трех слогов - два безударных, один ударный. У. Было бы неплохо, если бы Максим поработал еще над стихотворной формой своего сочинения. Оно от этого только бы выиграло. А кому из вас понравилось сочинение Андрюши? Павлик. Очень интересно и очень хороший клад. Саша. Настоящий мальчишеский клад. ^ Это автору действительно удалось передать. Маня. Смешно - как же папа так дал кулаком, что замок отлетел? Дима. На коробке замок. Как это? Алеша. Если спрятали, зачем же тогда писать «секрет»? ^ А кому понравилась работа про ежика и секрет медвежонка? Настя. Там хороший клад. Медвежонок всем может заняться, и полакомиться, и рыбу половить. И ежик смешной. И про лесную милицию. ^ Сначала медвежонку было грустно, а потом он обрадовался. Юля. Мне понравилось, что узнали о секрете. Дима. Тут звери. Ежик помогает медвежонку. И клад медведю очень нравится. ^ А не кажется ли вам, что тут чего-то не хватает? (Перечитывает сочинение Сережи.) Катя. Ежик побежал в лесную милицию... У. Ну и что? У зверей была своя жизнь, может быть и своя милиция. ^ Не говорится, что именно ежик побежал. У. Нет, Миша, говорится: «Я ежик». Ты, наверное, имел в виду, что есть только первая фраза о том, что герой - ежик, но получается так, что это мог быть любой другой зверь: и кролик, и лиса. Мы ничего не узнаем ни про ежиный характер, ни про его колючки, не узнаем ничего такого, что отличало бы героя-ежика от других лесных жителей. Правильно я тебя поняла? Миша. Да. Примечание. Сделанный учителем «перевод» мысли ребенка в понятное для всех детей высказывание - очень важная и нужная работа взрослого ведущего. ^ Диалог маленький. У. А разве в этом сочинении есть диалог? Мы же его только что перечитывали. Ты невнимателен. Павлик. Медведь мог и сам побежать в милицию. Миша. Зачем милиция? Он и так мог раскопать клад. ^ А почему милиция не наказала чужих медведей? У. У вас много интересных замечаний, а сочинение хорошее, интересное, доброе. А кому из вас понравилось сочинение Димы? ^ Медведь сильнее ежика. Это странно, что ежик спасает. У. Интересное наблюдение, но мы говорим уже о другом сочинении. Миша. Рассказчик-герой вышел во двор с секретом. У. И чем все закончилось? Миша. Его же и побили. ^ Какое настроение вызывает? Аня. Грустное. У. Остается немножко горький осадок, значит, автору удалось передать настроение своего рассказчика-героя. А теперь послушайте еще шесть сочинений и оцените их. Будьте внимательны - так много сочинений сразу сравнить трудно. ^ Пришла ночь, и маленький семилетний мальчик Володя уснул. Ему приснилось, будто светлый-светлый день, ярко светит солнце, и он поднимается по трапу в ракету. Вот он дошел. Ракету окружила толпа народа. Замахали, закричали: «Ура!» И вдруг ракета взмыла ввысь. И тут вдруг стало темно-темно, не видно было даже звезд. Затем стало светло, но небо было пасмурное. Он летел долго-долго, и вдруг ракета остановилась, она совершила посадку на звезду. Только он вышел, как его окружили прекрасные феи и стали ему служить. Что он ни попросит: конфеты, мороженое... Все они ему давали. Но он уже гостил у феи на звезде очень долго. Почти месяц, а солнце все не выходило. Везде были тучи. Он так соскучился по солнцу, что наконец сел в ракету и улетел. И вдруг, когда Володя взлетал, он проснулся. У него страшно болела голова. Мама сказала: «Ты болен и в школу не пойдешь». Володя остался в постели. За окном было пасмурно. Он никак не мог забыть свой сон. Он болел целую неделю. Когда наконец Володя выздоровел и пошел первый раз гулять, то тучи рассеялись и засветило солнце. Была прекрасная погода. Он весело шел по улице и думал: «Вот странный сон, я эту историю никому не расскажу. Это мой секрет». ^ Костя и Володя сидели на скамейке у забора и болтали ногами. Костя говорит: - Скучно, делать нечего. Володя говорит: - Конечно, делать нечего, если нечего. Давай заберемся на чердак и посмотрим, что там есть. - Давай. Они полезли на чердак. Костя полез первый, видит: темно и страшно. Он и говорит: - Володя, тут страшно, я здесь боюсь сидеть. Володя говорит: - А ты все равно лезь, не бойся. Костя залез на чердак и сел на досточку, из-под досточки вылезла крыса. Костя испугался и стал звать Володю: - Володя! Володя-я! Скорей сюда! Здесь крыса. Тьфу, брысь! Володя говорит: - Ты что, крысы испугался? - А что ты, конечно! И Володя залез, смотрит: крыса сидит как ни в чем не бывало и смотрит на Костю. Володя сказал: - Кыш, кыш, вон отсюда! Крыса скрылась, как будто ее здесь не было. Володя присел рядом с Костей и затих. - Знаешь, чем мне эта крыса показалась странной - она меня не кусала, а сидела и смотрела на меня. - Знаешь, Костька, ты мне со своей крысой надоел, фу, гадость. Так посидели они до вечера, а потом мама позвала ужинать и спать. Вечером, когда все спали, Костя проснулся от шороха и увидел крысу. Она смотрела на него так беспомощно. Костя подумал, что это их котенок Мурзик. Она потемнела и превратилась в огромное дерево с ветвистым стволом. Утром дерево исчезло и крыса убежала. За столом Володя спросил Костю, что с ним. Костя сказал: - Секрет. ^ Однажды пришла моя старшая сестра домой и принесла что-то в коробочке с дырками и напевала: «Для маленькой такой компании, огромный такой секрет». Я прибежал к ней и спросил, что в коробочке. Она пропела в ответ: «Огромный такой секрет». Она зашла в квартиру и спрятала коробочку. Я решил обязательно узнать, что это за «огромный такой секрет». Как только сестра ушла, я пробрался в комнату, нашел секрет, и вдруг звонок - мама пришла. Через день я опять нашел секрет, и опять мне не удалось подглядеть. Какой секрет непопадливый! Через день мне подарили щенка. ^ Я всегда прошу маму, чтобы она мне купила щенка, такого рыженького, симпатичного, кудрявого! Вот когда мама мне купит щенка, я его назову Раб... Нетушки! Это мой СЕКРЕТ! И буду его дрессировать, и когда наш класс пойдет в поход, он будет показывать свое искусство! Вот только мама говорит: - Вот ты купишь щенка, а мы поедем на зимние каникулы на Украину. А щенка?!! А вдруг бабушка заболеет? А я отвечаю: - А я дам кому-нибудь на недельки две! Кто может! И мама сдается и говорит: - Ну, ладно, ладно, куплю! А я вам больше ничего не скажу: ни как назову его, ни как дрессировать буду, ни чему учить буду. Ничего не скажу! Вот вам мой СЕКРЕТ. Вот только скажу, но наоборот, имя скажу одно: АГЯТОБАР. ^ - Какая большая коробочка! - закричала Катюша. - Ты откуда здесь? - спросила старшая сестра Лена и сердито посмотрела на Катю. - Я, я хотела посмотреть, что там в коробочке, - чуть не плача ответила Катюша. - Посмотреть, что в коробочке?!! - со злостью спросила Лена. - Да это же секрет - подарок для мамы... - А-а-а, - заплакала Катя, - а я хочу посмотреть мамин подарок. Я же не мама, мне можно. - Но ты можешь рассказать маме, тогда это будет неинтересно, - ответила Лена. - Ну, пожалуйста, покажи, я не расскажу, - просила Катя. - Нет, это секрет, а секреты нельзя показывать, - сказала Лена и пошла делать уроки. ^ Я однажды пошел гулять. Я пошел на плитки, которые не нужны для стройки. И увидел своего друга Лешу. Он сказал мне, что мальчишки на другой стороне задумывают какой-то секрет. И пошел проверить. И правда, на другой стороне мальчишки собрались в кучу, у них в руках был огромный ящик. Они поговорили и ушли. А оказалось - в ящике была простая обезьяна. ^ Кому больше других понравилось сочинение Ани про сон и фей? Зара. Это необычно. Лена. Не было солнца, когда болел, а когда выздоровел - солнце появилось. ^ И на звезду прилетел - хорошо придумано. У. И настроение у героя созвучно болезни. Настя. Все секреты открываются в конце, а тут - все рассказывается сразу. ^ А кому и почему больше понравилось cочинение Иры про крысу? Данила. Про то, как с этой крысой интересно... Тата. Сказочное. И все время думаешь: «А что дальше?» ^ Как-то страшно на чердаке. У. Автор хорошо передал настроение мальчика Кости? Максим. Описывает хорошо, как будто видишь своими глазами. Саша. Когда проснулся, увидел что-то необычное. Алеша. Ира сравнивает будничных людей, а этот с развитым воображением. И крыса смотрела так жалостно. ^ Кому понравилось cочинение Алеши про «огромный такой секрет»? Сережа. Так и не открыли, что это за крыса. У. Сережа, догоняй нас! Мы уже другое cочинение обсуждаем. ^ Мне понравилось, а почему - не знаю. Наташа. Потому что слова из мультфильма. Алеша. Ну и что? Она же знает эту песенку. Миша. Там щенок, а все не получалось подглядеть. У. Очень доброе cочинение, доброе любопытство РГ хорошо передано, ему все время не удается подглядеть, а потом вдруг - такое счастье. Кому из вас понравилось Олино cочинение про щенка? ^ Мне понравилось тем, что такие веселые слова: «нетушки». У. С помощью таких слов автору удается передать настроение рассказчика-героя. Интересный диалог, чувство ожидания. Андрюша, тебе какое cочинение понравилось больше? Андрюша. Про крысу. У. Таня, а тебе какое cочинение больше всех понравилось? ^ Тоже про крысу. У. Марина, а тебе? |
![]() | Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами | ![]() | Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами |
![]() | Урок настойчивости ценой в пятьдесят центов Необыкновенная власть ребенка Все, что нужно, — это одна глубокая идея «Невозможный»... | ![]() | Урок Простейшие способы задать вопрос и получить ответ из Информационного поля |
![]() | Урок восемнадцатый. Когда судьба вас прополощет, как грязное белье (Избавление от комплекса неудачника) | ![]() | Задачи урока: научиться применять формулу объёма куба и прямоугольного параллелепипеда |
![]() | ![]() | Настало утро, и золотые блики молодого-солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря | |
![]() | Настало утро, и золотые блики молодого-солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря | ![]() | Урок Арифметический квадатный корень. Корень n-степени. Свойства корня. Преобразование выражений содержащих корень. Исключение иррациональности... |