Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „




Скачать 398.85 Kb.
НазваниеМетодика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „
страница1/4
Дата публикации26.08.2013
Размер398.85 Kb.
ТипУрок
zadocs.ru > Астрономия > Урок
  1   2   3   4
Лб. №6. Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури (розділ „Гімнастика”)

1. Методика навчання ходьбі в початкових класах. Програмові вимоги.

2. Методика навчання бігу в початкових класах. Вимоги з програми.

3. Методика навчання стрибків в початкових класах. Вимоги з програми.

4. Вправи зі скакалкою. Методика навчання.

5. Ігрові естафети: види, добирання, організація

МЕТОДИКА НАВЧАННЯ ХОДЬБІ В ПОЧАТКОВИХ КЛАСАХ

Вимоги з програми


1 клас: ходьба: пересування на носках; з високим підніманням стегна; у напівприсіді; у присіді; на внутрішніх і зовнішніх частинах ступні; з різним положенням рук;

2 клас: ходьба: з подоланням перешкод; широкими кроками; з прискоренням; з випадами; з утриманням правильної постави; із зупинками за сигналом; у присіді; з різним положенням рук; з підстрибуванням;

3 клас: ходьба: зі зміною довжини і частоти кроків та напрямку руху; з високим

4 клас: ходьба і біг «протиходом» і «змійкою»; стройовий крок;

Ходьба является естественным и прикладным упражнением. Во время ходьбы в работе участвуют большие мышечные груп­пы, благодаря чему усиливается деятельность дыхательной и кро­веносной систем. Ходьба в строю организует и дисциплинирует учащихся. Одной из задач школы является обучение детей правильной. экономной и красивой ходьбе.

Обучение ходьбе проводится как при прохождении элементов строя и гимнастических перестроений, так и в специальное время, выделяемое для ознакомления с различными видами ходьбы.

На смену довольно часто встречающимся у детей топтанию, шарканью, ходьбе в развалку, на слишком выпрямленных или согнутых ногах, с опущенной головой и плечами, с выставленным вперед животом должна прийти легкая, непринужденная, ритмич­ная ходьба с хорошей координацией движений рук, ног, тулови­ща и правильным положением головы.

Чтобы дети приобрели правильные навыки в ходьбе, их надо учить с I класса передвигаться в строю свободно, без напряжения, в определенном темпе и ритме, начиная движение с левой ноги. Позднее это позволит ученикам уверенно ходить в ногу. В I классе следует практиковать ходьбу имитационного харак­тера: «Как ходят гуси?», «Как ходит медведь?», «Как ходит кош­ка?», «Как кошка крадется?» и т. д. При обучении ходьбе рекомендуется ходьба на носках, при­гнувшись, крадучись, широкими шагами, с высоким подниманием бедра, приставными шагами, скрестно, с носками, развернутыми наружу и повернутыми внутрь. Эти задания выполняются о раз­ном темпе.

Правильная ходьба характеризуется следующим: положение тела должно быть свободным, естественным, без какого-либо на­пряжения; голова и туловище держатся прямо; плечи развернуты и отведены назад; движения ног и рук свободные, перекрестные (с движением вперед правой ноги выносится вперед левая рука).

Обучая ходьбе, учитель обращает большое внимание на пра­вильное положение туловища, постановку ног и движение рук. Ходьба с различными исходными положениями рук является, с одной стороны, средством усложнения ходьбы, а с другой — изо­лирующим движение рук и, таким образом, содействующим сосредоточению внимания детей на постановке ног, правильном по­ложении туловища. Большое значение при обучении передвижению в строю имеет ритмическая ходьба. Надо стремиться к тому, чтобы дети умели ходить в определенном темпе и с изменениями темпа. Для этого рекомендуется вести индивидуальный подсчет (учителем) или кол­лективный или сочетать тот и другой, а также применять хлопки в ладоши, постукивание палкой о пол, метроном, музыкальное сопровождение и пение.

Последовательность обучения:

  1. Имитационная ходьба.

  2. Ходьба пригнувшись, ходьба на носках, крадучись.

  3. Ходьба на носках — ноги прямые.

  4. Ходьба на наружных сторонах стопы.

  5. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, к плечам, па голову, за голову, за спину, вперед, в стороны, вверх).

  6. То же, что и 5, но ходьба на носках.

  7. То же, что и 5, но с движениями рук.

  8. Чередование обычной ходьбы с ходьбой на носках.

  9. Чередование обычной ходьбы с ходьбой на носках, изменяя положение рук: четыре шага — руки на поясе, четыре шага на носках — руки за голову и т. д.

10. Ходьба широким, свободным шагом в определенном темпе, с правильной осанкой.

П. Ритмическая ходьба с подсчетом учителя.

  1. Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши. Напри­мер, на каждый третий счет дети делают хлопок в ладо­ши или на каждый третий и четвертый счет дети два раза хлопают в ладоши.

  2. Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом. Напри­мер, учитель ведет подсчет и говорит «раз-два», дети продолжают «три-четыре».

  3. Ходьба в различном темпе, с замедлениями и ускорениями (под счет, хлопки).

  4. Ходьба на носках в «коридорчике» шириной 20 см, обозна­ченном линиями, перешагивая через предметы (мячи, кубики, пал­ки, скакалки).

  1. Ходьба с подниманием бедра.

  2. Ходьба в «коридорчике» с высоким подниманием бедра.

  3. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

  1. Ходьба на носках в «коридорчике» с высоким подниманием бедра.

  1. Ходьба в различном темпе в «коридорчике».

  2. Ходьба длинными шагами.

  1. Ходьба с изменением длины шагов в соответствии с темпом (чем реже темп, тем длиннее шаг).

  1. Ходьба с изменением частоты шагов.

  2. Ходьба с изменением длины и частоты шагов.

  1. Ходьба с носка (гимнастическим шагом).

  2. Ходьба с сохранением темпа и увеличением длины шагов.

Нагрузку во время ходьбы можно увеличить за счет дополни­тельных движений руками, увеличивая время беспрерывного дви­жения, а также чередуя ходьбу с бегом и дополнительными зада­ниями, применяемыми учителем в соответствии с программой для каждого класса школы.

^ МЕТОДИКА НАВЧАННЯ БІГУ В ПОЧАТКОВИХ КЛАСАХ

1 клас: біг: з високим підніманням стегна; з виносом прямих ніг уперед; на носках; із закиданням гомілки; рівномірний біг; біг на швидкість; 2 клас: біг: з утриманням правильної постави; зі зміною напрямку; з подоланням перешкод; «гімнастичний» м’який біг на носках. 3 клас: біг: зі зміною довжини і частоти кроків та напрямку руху; «змійкою»; по діагоналі; з подоланням перешкод;

4 клас: ходьба і біг «протиходом» і «змійкою»; стройовий крок; Різновиди бігу

^ Бег гимнастический выполняется на нос­ках (реже с переходом на всю ступню) в различных ва­риантах: с продвижением боком в сторону, спиной впе­ред, с поворотами и т. п. В художественной гимнастике бег еще более разнообразен.

^ Танцевальный бег отличается танцевальным характером и разнообразной эмоциональной окраской движений.

Высокий бег — с сильным толчком вверх и быстрым сгибанием маховой ноги вперед с некоторой задержкой в фазе полета, отличается бодрым, живым характером.

^ Мягкий бег — легкий, с носка, направ­ление толчка — вперед; отсутствует вертикальное коле­бание центра тяжести, что обусловливает плавное по­ступательное движение в виде мягкого скольжения.

^ Острый бег — отличается резким, отрывистым сги­банием маховой ноги вперед с небольшим отрывом ступ­ни от иола. Чеканность и острота движений придают ему жизнерадостную эмоциональную окраску.

^ Пере­катный бег — с двойным перекатом ступни и неболь­шими колебаниями тела по вертикали, характерен большой эластичностью и мягкостью движений.

IIружинный бег — отличается сильным толчком, направ­ленным вверх, и полным выпрямлением тела в безопор­ной фазе.

Широкий бег — длинными шагами со сги­банием маховой ноги, высоким подниманием колена и отведением толчковой ноги назад (почти выпад), с короткими резкими толчками и продолжительной фазой полета, что выражает динамичность, устремлен­ность  и силу.

Програми з фізичного виховання школярів передбачають вив­чення техніки бігу та використання його для розвитку витривалості й швидкості. Біг з подоланням перешкод вивчається як вправа, яка має прикладне значення. Треба також мати на увазі, що біг є складо­вою частиною спортивних ігор, акробатичних та гімнастичних стриб­ків тощо.

Уже з раннього шкільного віку необхідно виховувати в школярів потребу систематичних самостійних занять бігом поряд із виконанням різноманітних фізичних вправ. При залученні до бігу вже з перших класів діти, підлітки, дівчата та юнаки поступово під контролем педа­гога підійдуть і до загартовування організму, і до спроможності вико­нувати велику фізичну роботу, і до вміння долати труднощі, пов'язані з утомою, яка збільшується при виконанні фізичних вправ, а також здо­будуть багато інших цінних якостей та навичок.

Молодший шкільний вік є важливішим періодом формування пра­вильної рухової навички в бігу. Якщо в 6—7-літньому віці в дітей у тех­ніці бігу можна спостерігати появу всіх елементів бігового кроку, які в подальшому суттєво зміняться, то з 8 років починається формування рухів у бігу з більш складнішою руховою структурою, яка формується до 10-річного віку. Удосконалювання біодинаміки бігового кроку (ско­рочення довготривалості опори та збільшення концентрації зусиль при амортизації й підштовхуванні) дозволяє дітям бігати швидше. Цілеспря­моване застосування фізичних вправ у цьому віці сприяє формуванню більш удосконаленої структури рухів у бігу. Стихійне ж утворення такої структури може призвести до формування неправильних рухових нави­чок. У дітей, які не мали в цьому віці занять під керівництвом спеціаліс­та, спостерігається багато помилок у техніці бігу: великий нахил тулуба вперед, неправильний виніс махової ноги та постановка її стопорним рухом з п'ятки або відштовхування від опори ступнею з розгорнутим назовні носком, додаткові рухи голови, надмірні поперечні коливання, неправильна робота рук.

Навчання цілісним вправам у цьому віковому періоді має більший успіх, ніж розучування по елементах. Тому біг — основний засіб навчан­ня, але біг з виконанням рухових установок-завдань, біг у певних умо­вах, гра з бігом. Важливішим аспектом у навчанні є збереження природ­ності руху дітей.

Навчання рухових дій у відомому ступені спирається на властиву людині, а особливо дитині, здатність до наслідування. Тому знайомство з рухами доцільно розпочати з показу та супровідного пояснення. Ство­ренню правильного уявлення про розучувані вправи сприяє образне по­яснення чи розповідь.

Застосування прийомів наочного сприйняття, заснованих на вико­ристанні регуляторів напрямку та обмежувані рухів, мають особливо важливе значення у цей період, тому що аналітичні здібності молод­ших школярів розвинені недостатньо. У молодших класах особливої ролі набуває ігровий метод навчання. Основний його зміст — рухливі ігри та ігрові завдання.

В процессе обучения бегу учитель должен обеспечить выполне­ние двух задач: научить детей правильно бегать и использовать бег как средство гигиенического воздействия на организм.

На уроках дети должны научиться бегать мягко, в чередова­нии с ходьбой, друг за другом и навстречу друг другу, с хорошей осанкой, на носках, меняя темп, в одном направлении и с изме­нением направления, с преодолением простейших препятствий, с различной длиной шагов, прямолинейно, с высокого старта и ритмично дышать.

При обучении бегу детей следует ознакомить с общепринятыми в легкой атлетике определениями—«толчковая нога», «маховая нога». Это нужно для того, чтобы во время занятий можно было давать необходимые указания, пользуясь соответствующими тер­минами.

Толчковой называется нога, которая соприкасается с землей, маховой — та, которая уже оттолкнулась от земли.

Основы правильной техники бега следующие: тело бегуна слег­ка наклонено вперед (вертикальное положение или излишний на­клон туловища неблагоприятны); голова и туловище держатся на одной линии, плечи не поднимаются; толчковая нога ставится на внешнюю сторону носковой части стопы и в момент отталкивания полностью выпрямляется; маховая нога сгибается в коленном су­ставе, бедро движется вперед-вверх и достигает наибольшей высо­ты в момент толчка другой ноги; согнутые в локтях (до 90°) руки двигаются в том же темпе, что и ноги, скрестно (правая рука и ле­вая нога); кисти не напряжены, пальцы полусогнуты.

С учащимися I класса бег чаще всего применяется в играх, где дети непринужденно, свободно бегают в пределах своих умений и возможностей. Вместе с тем начиная с I класса необходимо чередовать ходьбу и бег, приучая детей к выполнению движений" в разном темпе. Учащиеся I класса, как правило, вначале не справляются с дыханием по заданию. Дыхание у них произвольное. Поэтому надо внимательно следить за тем, чтобы при беге дети дышали через нос и не задерживали1 дыхания.

На уроках следует обращать внимание на ритмичный бег. Рит­мичность бега лучше всего достигается тогда, когда учитель ста­новится впереди колонны и ведет бег в нужном темпе и ритме, предупредив учащихся о том, что они должны бежать друг за другом, не обгоняя и не отставая. Значительное время отводится бегу учащихся группами (вна­чале по два — четыре человека, потом по восемь — пятнадцать' человек).

В первое время дети бегают, держась за руки, на расстояние 15—20 м в одном направлении. Затем проводятся перебежки груп­пами навстречу друг другу, с переноской и перекладыванием предметов (мячи, кубики, мешочки с желудями и др.).

Чтобы быстрее научить детей свободному, мягкому бегу, следует много внимания уделять бегу на носках. Вначале бег проводит­ся в одном направлении, а потом в разных.

Со II класса можно проводить бег наперегонки в группах и парах, не выделяя победителей. Заботясь о прямолинейности бега, учитель во II классе проводит упражнения в ходьбе и беге по «коридорчику» шириной 30 см, обозначенному линиями или лентами.

Во время бега надо обращать внимание на поднимание бедра вперед-вверх, на постановку ноги с носка, параллельное положе­ние стоп. Специально подводящими упражнениями будут: ходьба и бег на месте у высокой опоры, с подниманием бедра маховой ноги и выпрямлением опорной, бег прыжковыми шагами (по не­размеченному и размеченному отрезку).

Ритм движения рук должен соответствовать ритму движения ног. В качестве подводящих следует давать упражнения для рук в положении стоя на месте, вначале в медленном, а потом и в быстром темпе.

С учащимися III класса проводится бег с ускорением. Для этого дорожка делится на три-четыре отрезка по 10—15 м. Пер­вый отрезок ученики {группами по три-четыре человека) пробегают в относительно медленном темпе, второй — быстрее, третий — еще быстрее, после чего переходят на быструю, а потом на мед­ленную ходьбу.

По мере усвоения детьми основных элементов правильного бега и приобретения в этом умений некоторых навыков необ­ходимо проводить бег в чередовании с ходьбой и с преодолением препятствий (набивные мячи, скакалки, положенные на полу, земле, веревочки, натянутые на стойках, «ров» шириной до 80 см, барьерчик высотой 30—40 см и др.). Вначале препятствия долж­ны быть однородными (например, мячи), а затем они могут быть и в виде полосы различных препятствий. Длина таких полос не должна превышать расстояний, предусмотренных программой для чередования ходьбы и бега (СО—150 м).

Упражнения с бегом

  1. Свободный, непринужденный бег во вре­мя игр.

  2. Перебежки небольшими группами (по пять-шесть человек) по прямой на расстояние до 15 м.

3. Перебежки группами по восемь—десять человек по «коридорчикам» шириной 80—40 см («коридорчики» обозначены линиями или веревками).

  1. Бег по «кочкам» или размеченным участкам дорожки (шири­
    на разметки 60—80 см).

  2. Бег в чередовании с ходьбой до 50 ж; например: 15-и — ходьба, 20 м — бег, 15 м — ходьба с постепенным замедлением.

  3. Бег широким шагом.

  4. Бег на носках.

  5. Бег в «коридорчике» шириной 40—30 см.

  6. Бег на носках в «коридорчике».

  1. Бег по размеченному линиями участку, Расстояние между линиями 70—100 см.

  1. Бег через линии в «коридорчике».

  1. Бег с различными положениями рук (на пояс, к плечам, в стороны, согнуты в локтях).

  2. Бег с изменением направления, обегая расставленные пред­меты.

  1. Бег в чередовании с ходьбой до 100 м.

  2. Бег с высоким подниманием бедра.

  3. Бег с высоким подниманием бедра в «коридорчике».

  1. Бег в «коридорчике», размеченном линиями (расстояние между линиями 80—ПО си),

  2. Бег с прыжками через условные рвы, расположенные после каждых четырех-пяти шагов.

  3. Бег с прыжками через набивные мячи, положенные после каждых трех-четырех шагов.

  4. Бег с ускорением; например: 10 м бежать медленно, затем 15 м быстрее и следующие 15 м в полную силу, после чего перейти на быструю ходьбу с постепенным замедлением.

  1. Бег на скорость до 40 м.

  2. Бег в чередовании с ходьбой до 150 м.

  1. Бег с преодолением препятствий «шагом»: набивных мячей; веревочки, натянутой на стойках; «рва» шириной 70—80 см.

  1. Высокий старт.

  2. Бег с высокого старта.

  3. Бег на скорость до 50 м.

  4. Бег на местности «под гору», «на гору»..

  5. Бег в чередовании с ходьбой до 200 м.

  6. Бег в чередовании с ходьбой на местности до 200 м.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconМетодика навчання акробатичних вправ у 1 класі. Методика навчання акробатичних вправ у 2 класі
Акробатические упражнения входят в программу всех клас­сов. Эти упражнения способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, гибкости,...

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconВизначення культури, її сутність
Адаптаційна функція культури в системах: "суспільство природа" "індивід суспільство"

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconРегламентирует виды инструктажей, порядок проведения и оформления,...
Принципи організації та види навчання з питань охорони праці. Навчання з питань охорони праці посадових осіб

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconРобоча програма, методичні вказівки та індивідуальні завдання до...
«Вища математика» (розділ «Функції комплексної змінної та інтег­ральні перетворення») для студентів напряму 050202- автоматизація...

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconМетодика преподавания права как педагогическая наука. Методика обучения праву
«Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе»....

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ icon1. Загальне поняття про методику. Методика викладання як наука
Методика отделилась от теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней...

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconСтатут устав
Розділ права та обов'язки підприємства. 4 Раздел права и обязанности предприятия

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconЛабораторне заняття № «Виси, сіди, упори, випади» (розділ „Гімнастика”)
Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconДисциплина: Теория и методика преподавания технологии и предпринимательства
Методика обучения технологии и предпринимательству как отрасль педагогических наук

Методика навчання ходьби, бігу, стрибків на уроках фізичної культури розділ „ iconТеория и методика
Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов