Скачать 173.36 Kb.
|
ТЕМА 7. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ УРОК 16. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 1. Основные принципы и задачи учета расчетных и кредитных операций. 2. Характеристика форм безналичных расчетов. 3. Учет расчетов с поставщиками и покупателями, разными дебиторами и кредиторами. 4. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам. 5. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям. 6. Учет расчетов с учредителями. 1. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме. Между предприятиями, учреждениями и организациями большинство расчетов проводятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), заменяющих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие). Банковская система в нашей стране состоит из центрального (Национального Банка Республики Беларусь) и коммерческих банков. Отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для расчетного и кассового обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным). Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами. Их цель - повышение эффективности использования кредитных ресурсов и усиление воздействия кредитного механизма на конечные результаты работы предприятий. Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения. 2. Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством. Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между банком или кредитными организациями и их клиентами. Порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством: в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплате вознаграждений по авторскому договору; в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов, по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Республики Беларусь, Фонд социального страхования Республики Беларусь и Государственный фонд занятости населения Республики Беларусь; в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди; в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в шестую очередь производится списание по платежным документам в порядке календарной очередности. Формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо; расчеты с использованием банковских карт; вексельная форма расчетов Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор). В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа: распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными). При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками. Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (далее - исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. 3. ^ Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками осуществляется на активно-пассивном чете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если по условию договора поставки предоплата не предусматривается, то по кредиту этого счета показывается задолженность перед поставщиком на сумма поступивших от него товарно-материальных ценностей (потребленных услуг), а по дебету – оплата долга, возникшего перед поставщиком. Если по условию договора поставки предусмотрена предоплата, то по дебету счета отражается сумма предоплаты в счет будущих поставок (долг поставщика перед покупателем), а по кредиту – стоимость поступивших товаров, продукции, услуг, работ от поставщика. В случаях, когда счет поставщика акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при их приемке обнаружена недостача или были выявлены другие расхождения в выполнении договорных обязательств, то на сумму выявленных отклонений поставщику предъявляется претензия. ^
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» организуется по каждому поставщику на основании товарно-транспортных и банковских документов. ^ Законодательством РБ предусмотрено два метода признания товаров, продукции, работ, услуг реализованными: 1) по отгрузке товаров; 2) по факту оплаты покупателем. При первом варианте объем реализации товаров отражается по мере передачи в банк платежных документов для взыскания платежей за отпущенные (отгруженные) товары. В этом случае поставщик для учета расчетов с покупателями использует активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». ^
При втором варианте объем реализации материальных ценностей отражается по мере поступления платежей от покупателей за отпущенные им товарно-материальные ценности. Поставщик для расчетов с покупателями использует счет 45 « Товары отгруженные». Продажная стоимость товаров относится в дебет счета 45 «Товары отгруженные» с кредита различных счетов, на которых учитываются товарно-материальные ценности. При поступлении платежа от покупателя дебетуется счет 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредитуется счет 90 « Доходы и расходы по текущей деятельности», субсчет 1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг». По поступившим платежам от покупателей списывается стоимость реализованных товаров, учтенных до оплаты на счете 45 «Товары отгруженные»: Д-т 90-2 К-т 45. ^ Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами осуществляется на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому предусмотрены следующие субсчета: 76-1 «Расчеты по исполнительным документам», 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 76-3 «Расчеты по претензиям», 76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам», 76-5 « Расчеты по депонированным суммам», 76-6 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», 76-7 « Расчеты, связанные с выбывающей группой» ^
4. ^ У субъекта хозяйствования независимо от формы собственности возникают расчеты с бюджетом по уплате налогов, сборов и санкций. Учет расчетов с бюджетом осуществляется на активно-пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» К этому счету предусмотрены следующие субсчета: 68-1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг», 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг», 68-3 « Расчеты по налогам и ссорам, исчисляемым из прибыли (дохода)», 68-4 «Расчеты по подоходному налогу», 68-5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». ^
5. ^ Кроме расчетов с персоналом по оплате труда, возникают расчетные взаимоотношения с работниками организации по прочим операциям (предоставленным займам, возмещению материального ущерба и др.). Расчеты с персоналом по предоставленным займам в соответствии с законодательством возникают при выдаче работникам ссуды на жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков и др. Они могут выдаваться под проценты или беспроцентно. Возникают расчетные взаимоотношения и в случае выявления в ходе инвентаризаций недостач; растрат; потерь от порчи, боя, лома товарно-материальных ценностей. Сумма выявленного ущерба сверх норм естественной убыли подлежит возмещению виновными лицами. Для расчета с персоналом по прочим операциям предназначен активный счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», который включает в себя следующие субсчета: 73-1 «Расчеты по предоставленным займам», 73-2 «Расчеты по возмещению ущерба». Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по расчетам с персоналом по прочим операциям.
Аналитический учет по счету 73 ведется по каждому дебитору. 6. ^ Все организации, создаваемые для того или иного вида хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, учреждаются либо физическими, либо юридическими лицами, либо теми и другими одновременно. По условиям учредительных документов учредители могут иметь определенные обязательства перед вновь созданной фирмой или организацией, а также пользоваться определенными правами. Учредители в соответствии с договором могут передавать вновь образованной организации основные, оборотные денежные средства, а также нематериальные активы. Кроме этого учредители в соответствии с теми же документами могут претендовать на часть прибыли, получаемой организацией. Все виды расчетов с учредителями по вкладами в уставный капитал организации и по начислению и выплате доходов учитываются на счете 75 «Расчеты с учредителями», к которому открываются субсчета: 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал», 75-2 «Расчеты по выплате дивидендов и других доходов».
Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами – собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах. Преподаватель О.В.Афанасьева 2012 год |
![]() | В связи с этим представляется целесообразным остановиться на ключевых моментах организации бухгалтерского учета и оформления расчетных... | ![]() | Особенности отражения в учете расчетных операций с использованием платежных требований |
![]() | Учет денежных средств (в т ч учет кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами; учет безналичных денежных средств и иностранной... | ![]() | Российской Федерации и нормативными документами (актами) Центрального банка РФ. Организация бухгалтерского учета денежно-расчетных... |
![]() | Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, дать... | ![]() | Указанные ресурсы формируются путем проведения банком пассивных операций, т е операций увеличения собственного капитала и операций... |
![]() | Важнейшей составной частью средств предприятия являются денежные средства. Деньги это всеобщий эквивалент. На них можно все оценить,... | ![]() | После проверки правельности записей кассовых документов кассовой книги бухгалтер приступает к обработке пко и рко |
![]() | Внешнеэкономический контракт как источник информации отражения в бух учете операций | ![]() | Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и соответствует... |