Тема аудит коммерческих организаций




НазваниеТема аудит коммерческих организаций
страница1/5
Дата публикации08.08.2013
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема АУДИТ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Особенности содержания и организации аудита в финансово-кредитных предприятиях

2. Специфические направления аудиторских проверок в торговых организациях

3. Особенности аудита на малом предприятии
1. Особенности содержания и организации аудита в финансово-кредитных предприятиях

При проведении аудита кредитных организаций (бан­ковских/консолидированных групп) и подготовке ауди­торского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций (банковских/консоли­дированных групп) необходимо руководствоваться феде­ральными правилами (стандартами) аудиторской деятель­ности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федераль­ных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

По итогам деятельности кредитных организаций за год аудиторские организации проводят аудиторскую проверку с целью выражения мнения о достоверности следующих публикуемых форм годового отчета, кредитных организа­ций: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, данных о движении денежных средств, а также информа­ции об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, составлен­ных в соответствии с Указанием Банка России от 14 апреля 2003 г. № 1270-У «О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп».

Для обеспечения возможности выразить мнение о досто­верности публикуемых форм годового отчета кредитных организаций аудиторские организации вправе требовать от аудируемых лиц представления всех форм годового отчета.

По итогам деятельности банковских (консолидирован­ных) групп за год аудиторские организации проводят ауди­торскую проверку с целью выражения мнения о достовер­ности форм публикуемой отчетности группы, а также информации о составе участников группы, уровне доста­точности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам. Аудиторские организации составляют аудиторское заклю­чение по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредит­ных организаций (банковских/консолидированных групп) в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Мнение аудиторской организа­ции о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти должно быть выражено в одной из следующих форм.

1. Если аудиторской организацией подтверждена досто­верность отчетности и должно быть выражено безогово­рочно положительное мнение, то оформляют текст следу­ющего содержания:

По мнению аудиторской организации, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, дан­ные о движении денежных средств и информация об уровне доста­точности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (консолидированный бухгалтерский баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и информация о составе участников группы, уровне достаточности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам) отражают достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение кредитной организации (банковской/консолидированной группы) (указыва­ется наименование кредитной организации или головной кредит­ной организации банковской/консолидированной группы, аудит которой проводился) по состоянию на 1 января 20(ХХ) г.

2. Если в аудиторском заключении содержатся факты, не влияющие на аудиторское мнение, но к которым, по мне­нию аудиторской организации, необходимо привлечь вни­мание пользователей, то мнение аудиторской организации, приведенное выше, должно быть дополнено текстом следу­ющего содержания:

Констатируя достоверность отчетности кредитной организа­ции, обращаем внима­ние на то, что (далее кратко излагается информация, к которой необходимо привлечь внимание пользователей, в том числе и в части соблюдения принципа непрерывности деятельности ауди­руемого лица).

3. Если аудиторская организация не может по каким-либо обстоятельствам выразить безоговорочно положитель­ное мнение о достоверности отчетности и в соответствии с суждением аудиторской организации данные обстоятель­ства оказывают либо могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности, то составляется такой доку­мент:

По мнению аудиторской организации, за исключением обстоятельств, изложенных ниже, бухгал­терский баланс, отчет о прибылях и убытках, данные о движении денежных средств и информация об уровне достаточности капи­тала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (консолидированный бухгалтерский баланс, консолиди­рованный отчет о прибылях и убытках и информация о составе участников группы, уровне достаточности капитала и величине сформированных группой резервов на возможные потери по ссу­дам и иным активам) отражают достоверно во всех существен­ных отношениях финансовое положение кредитной организации (банковской/консолидированной группы) (указывается наиме­нование кредитной организации или головной кредитной органи­зации банковской (консолидированной) группы, аудит которой проводился) по состоянию на 1 января 20(ХХ) г.

Обстоятельства, за исключением которых подтверждена достоверность отчетности, включают: (далее кратко излагаются обстоятельства).

4. Если аудиторская организация отказалась от выраже­ния мнения, то пишут:

Вследствие существенности обстоятельств, указанных ниже, аудиторская организация (указывается наименование) не в состо­янии выразить мнение о достоверности бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, данных о движении денежных средств и информации об уровне достаточности капитала, вели­чине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (консолидированного бухгалтерского баланса, консолидированного отчета о прибылях и убытках и информации о составе участ­ников группы, уровне достаточности капитала и величине сфор­мированных группой резервов на возможные потери по ссудам и иным активам) (указывается наименование кредитной органи­зации или головной кредитной организации банковской (консоли­дированной) группы, аудит которой проводился) и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Обстоятельствами, препятствующими выражению мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, являются:
(далее кратко излагаются обстоятельства).

5. Если аудиторская организация выразила отрицатель­ное мнение, то составляется такой документ:

По мнению аудиторской организации (указывается наимено­вание), вследствие влияния обстоятельств, указанных ниже, бух­галтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, данные о движе­нии денежных средств и информация об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (консолидированный бухгалтерский баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и информа­ция о составе участников группы, уровне достаточности капи­тала и величине сформированных группой резервов на возмож­ные потери по ссудам и иным активам) недостоверно отражают финансовое положение кредитной организации (банковской/кон­солидированной группы) (указывается наименование кредитной организации или головной кредитной организации банковской/ консолидированной группы, аудит которой проводился) по состо­янию на 1 января 20(ХХ) г.

Обстоятельствами, обусловившими выражение отрицатель­ного мнения, являются: (далее кратко излагаются обстоятельства).

Аналогичным текстом выражения аудиторской органи­зацией мнения о достоверности финансовой (бухгалтер­ской) отчетности должно сопровождаться опубликование публикуемых форм отчетности кредитной организации (годовой консолидированной отчетности банковской/кон­солидированной группы) в открытой печати.

Кроме того, публикация должна содержать следующую информацию: наименование аудиторской организации; номер, дату предоставления и срок действия лицензии; наи­менование органа, ее выдавшего; фамилию, имя, отчество руководителя аудиторской организации, а также фамилию, имя, отчество, должность лица, заверившего публикуемую отчетность, с указанием номера и даты документа, под­тверждающего его полномочия.

Данные разъяснения могут быть использованы и инди­видуальными аудиторами при проведении инициативного аудита кредитных организаций (банковских/консолидиро­ванных групп).

Аудиторским организациям и индивидуальным аудито­рам следует использовать данные разъяснения в практиче­ской работе до вступления в силу федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности об особенностях аудита кредитных организаций и банковских (консолиди­рованных) групп.
^ 2. Специфические направления аудиторских проверок в торговых организациях

Цель аудита торговых организаций определена Федеральным правилом (стандартом) ауди­торской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита». Целью аудиторской деятельности является кон­кретная задача, на решение которой направлена деятель­ность аудитора. Она определяется законодательством РФ, системой нормативного регулирования аудиторской дея­тельности, договорными обязательствами аудитора и кли­ента. Целью собственно аудита коммерческих организаций согласно Закону № 307-ФЗ в Российской Федерации явля­ется выражение мнения о достоверности финансовой (бух­галтерской) отчетности аудируемой торговой организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета зако­нодательству РФ.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказатель­ства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета торговой органи­зации документам и требованиям нормативных актов, регу­лирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подго­товки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономиче­ского субъекта тем сведениям, которыми располагает ауди­торская организация о деятельности торговой организации.

Согласно стандартам аудиторской деятельности ауди­торская организация, осуществляющая аудит, должна спланировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с проверяемой организацией. Планирование состоит в разработке аудиторской органи­зацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объ­ема, графиков и сроков проведения аудита, а также в раз­работке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Основной целью аудита товарных операций на предпри­ятиях торговли является выражение мнения о достовер­ности отражения в бухгалтерском учете и состояние вну­треннего контроля за наличием, состоянием и движением товаров на проверяемом торговом предприятии. На основа­нии этой оценки составляется программа аудита, в которой намечаются основные направления проверки.

При аудите реализации и прочего выбытия товаров задачами аудитора являются: проверка выполнения целей бухгалтерского учета и налогообложения; подтвержде­ние правильности отражения операций по приобретению и выбытию товаров в бухгалтерской отчетности предпри­ятия.

При проведении аудиторской проверки учета товарных операций целесообразно применять следующие методы аудиторских доказательств, предусмотренных Федераль­ным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства»:

  • инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежной наличности;

  • устный опрос персонала и руководства экономиче­ского субъекта;

  • проверка документов;

  • проверка арифметических расчетов.

На основном этапе аудита проводится натуральная и документальная проверка. Производятся подсчет, взве­шивание, обмеривание, поиск документов, подтверждаю­щих данные бухгалтерского учета о наличии имуществен­ных прав, и составляются сличительные ведомости.

Методом устного опроса сотрудников предприятия аудитор при проверке учета реализации товаров должен выяснить следующие вопросы:

1) кому предоставлено право подписи денежных доку­ментов в качестве руководителя и главного бухгалтера предприятия;

  1. за наличный или безналичный расчет осуществля­ется продажа товаров;

  2. имеются ли на предприятии контрольно-кассовые машины;

  3. ведутся ли журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж;

  4. установлены ли руководителем предприятия комис­сия и сроки инвентаризации товарно-материальных ценно­стей приказом по предприятию.

С помощью перечисленных вопросов аудитор опреде­ляет состояние внутреннего контроля, дает предваритель­ную оценку соблюдения на предприятии кассовой дис­циплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных кон­трольных процедур, определяет специфические черты веде­ния учета на предприятии.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в документах. Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономи­ческого субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. Аудитор проверяет некоторые первичные документы, отра­жение данных первичных документов в регистрах синтети­ческого и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответ­ствующие хозяйственные операции правильно или непра­вильно отражены в бухгалтерском учете.

В ходе контроля за соблюдением законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия наруше­ний, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей осуществляется проверка финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия, служебных действий должностных лиц, документов, записей.

Одной из задач аудита и контроля является снижение вероятности ухудшения экономических показателей. В этой связи аудиторы обязаны выявлять зарождающиеся отрица­тельные тенденции, которые могут повлиять на эффектив­ность хозяйственной деятельности организаций торговли. Следовательно, лица, осуществляющие аудит, проверяют все участки хозяйственно-финансовой деятельности орга­низации.

При проверке договоров, которые заключаются рознич­ными торговыми организациями с предприятиями оптовой торговли или непосредственно с изготовителями продукции, устанавливают по каждому договору наличие всех реквизи­тов, подписей должностных лиц, которые должны проверять соответствие заключенных договоров действующим положе­ниям. Отпуск или отгрузка товаров торговым организациям сопровождается оформлением документов поставщиком. Виды, форма таких документов, порядок и сроки их пред­ставления покупателю устанавливаются условиями заклю­ченного договора. Основными документами при таких операциях являются товаротранспортные накладные, счета-фактуры, спецификации и др. Поэтому аудитор проверяет регистрацию поступивших счетов и соответствие их заклю­ченным договорам. Вообще, в розничной торговле особенно велико количество товарных документов, вероятность нару­шений в которых наибольшая. Подавляющую массу этих документов целесообразно проверять выборочно. По резуль­татам проверки составляют рабочий документ аудитора «Проверка сопроводительных документов поставщиков».

При проверке документации особое внимание уделяется первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые составляются в орга­низации при приемке и реализации товара.

Аудитор устанавливает:

  • соответствие применяемых в организации форм пер­вичной учетной документации унифицированным формам;

  • наличие в документах, не являющихся унифициро­ванными (типовыми) или специализированными, обяза­тельных реквизитов;

правильность заполнения обязательных реквизитов; правильность внесения исправлений в документы; наличие подчисток и помарок в документах; правильность таксировки документов; правильность отражения документов в учетных реги­страх.

Аудитор проверяет составление следующих документов:

а) акт о приемке товаров (оформляется приемка това­ров по количеству, качеству, массе и комплектности);

б) акт о приемке товаров, поступивших без счета постав­щика;

в) акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика;

г) акт закупки товарно-материальных ценностей и др.

Документы, вызывающие сомнение у аудитора, проверя­ются с особой тщательностью. Ксерокопии таких докумен­тов могут быть приложены к рабочему документу «Про­верка первичных учетных документов».

Контролируя соблюдение правил количественной и качественной приемки товаров, проверяют правильность и своевременность оформления актов на количественные и качественные расхождения. Сличая реквизиты на сопро­водительных документах с записями в отчетах матери­ально-ответственных лиц, устанавливают своевременность и правильность оприходования поступивших товаров. В процессе проверки аудитору целесообразно провести встречную проверку счетов-фактур и отгрузочных доку­ментов поставщиков, сопоставляя их с записями в опера­тивных и учетных регистрах. Своевременность оприходо­вания поступивших товаров проверяют также по данным книги учета выданных доверенностей. Особое внимание аудитор обращает на доверенности, по которым нет отме­ток о получении товара. Для выявления фактов несвоевре­менного и неполного оприходования поступающих товаров аудитор также сверяет счета поставщиков с отчетами мате­риально-ответственных лиц.

Действительность получения товаров устанавливают путем опроса лиц, получивших доверенности, и сверки операций с поставщиками. При проверке убеждаются, нет ли случаев неоприходования товаров по отчетам мате­риально-ответственных лиц. Чтобы убедиться в полноте оприходования товаров в соответствии с оплатой, аудитор выборочно сопоставляет оплаченные счета с данными опри­ходования товаров по отчетам материально-ответствен­ных лиц. Данные результатов проверки заносят в рабочий документ аудитора «Проверка полноты и своевременности оприходования товаров по документам поставщика и мате­риально-ответственных лиц». На этом же этапе проведения аудиторской проверки анализируют полноту и своевре­менность оприходования товаров на момент проведения инвентаризации. При проверке аудитор обращает внима­ние на даты поступления товара, поскольку бывают случаи, когда в приходных документах исправляют даты по товару, поступившему до инвентаризации на послеинвентаризационные, чтобы скрыть недостачу.

При проверке результатов ранее проведенных инвен­таризаций аудитор обращает внимание на следующие моменты. По инвентаризационным описям проверяет состав инвентаризационных комиссий с точки зрения их полноты и компетентности. Особое внимание аудитор обра­щает на то, чтобы один и тот же работник не назначался председателем комиссии два раза подряд. Необходимость тщательного анализа состава инвентаризационных комис­сий обусловлена тем, что от него в значительной степени зависит качество инвентаризации. Далее аудитор прове­ряет: наличие и содержание расписок, полученных от мате­риально-ответственного лица до начала каждой инвентари­зации; оформление каждой страницы инвентаризационной описи; правильное и полное наименование каждого товара, другие данные, необходимые для проверки цен; указано ли прописью число порядковых номеров товарно-матери­альных ценностей и общий итог количества натуральных показателей; указана ли общая стоимость товаров; подпи­сана ли каждая страница всеми членами комиссии. Аудитор также проверяет, нет ли в описях подчисток, исправлений количества товаров и их цены, не заверенных подписями всех членов комиссии. Кроме того, проверяется наличие на последней странице инвентаризационной описи отметок о проверке цен, таксировки и подсчетов итогов за подпи­сями лиц, проводивших эти проверки.

Полученный результат сравнивается с данными прове­ряемой описи, и делаются соответствующие выводы.
^ 3. Особенности аудита на малом предприятии

Аудит малых предприятий проводится с применением всех правил проведения аудиторских проверок, но с учетом специфики малых предприятий. В частности, необходимо учитывать следующие моменты:

а) ограничение и отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

б) преобладающее влияние владельца и (или) менедж­мента на все стороны деятельности малых предприятий;

в) слабость систем внутреннего контроля, а также воз­можность руководителя обходить средства контроля.

Аудиторские проверки малых предприятий обычно характеризуются повышенной степенью риска. Для этого есть немало объективных причин, поэтому при проведении аудита на малом предприятии необходимо уделять самое пристальное внимание следующим потенциальным факто­рам риска:

  • нерегулярность ведения бухгалтерских записей;

  • большая вероятность преднамеренных и непреднаме­ренных ошибок в учете за счет человеческого фактора;

  • повышенный риск искажения отчетности;

  • неточность понимания задач аудита;

  • неточность понимания требований к восстановлению учета;

  • неточность понимания требований к исправлению ошибок;

  • отсутствие внутреннего контроля в связи с ограни­ченным числом учетных работников;

  • непосредственный контакт сотрудников, ведущих учет, с материальными ценностями;

  • использование наличных денег в расчетах с партне­рами;

  • возможное использование нелегальных налоговых схем;

  • возможность использования различных методов сокрытия выручки;

  • формальное и (или) неправильное проведение кон­трольных процедур, в первую очередь инвентаризаций.

Указанные выше факторы риска диктуют необходимость тщательного планирования и документирования аудита малых предприятий. На стадии планирования и понима­ния бизнеса клиента особое значение приобретает такая процедура, как устный и письменный опрос руководителей и работников бухгалтерии.

Такого рода действия позволяют получить письмен­ные разъяснения от руководства проверяемого субъекта по характеру осуществляемых хозяйственных операций, ведению учета, распределению ответственности за пред­ставленные отчетные документы.

При проведении аудита на малом предприятии в первую очередь проверяют правильность постановки и ведения бухгалтерского и налогового учета, правильность исчис­ления налоговой базы, расчеты по налогам и сборам. Это позволяет более полно оценить налоговые риски, которые в отдельных случаях могут поставить под угрозу непрерыв­ность деятельности аудируемого лица.

В случаях, когда целью аудита является выдача офици­ального аудиторского заключения, проверка должна прово­диться в полном соответствии с правилами и стандартами аудиторской деятельности без исключений и изъятий.

Аудит малого предприятия отличается от аудита круп­ного субъекта более упрощенной документацией и менее сложным характером аудита. Это позволяет использовать для проведения аудита меньшее количество сотрудни­ков, что существенно сокращает трудозатраты и, соответ­ственно, расходы клиента на аудит.

Малые предприятия зачастую занимают узкую нишу на рынке и предлагают ограниченный ассортимент товаров или услуг. Их деятельность обычно ограничивается локаль­ными рынками и осуществляется на ограниченном количе­стве объектов. Такое положение вещей позволяет аудитору быстрее разобраться в специфике деятельности малого предприятия, его системе учета и документооборота, чем это возможно в случае с более крупным предприятием.

Документирование аудиторских процедур в ходе про­верки на малом предприятии также обычно не вызывает особых сложностей. Возможно применение довольно широ­кого спектра аудиторских процедур, поскольку их объем обычно невелик и выполнение не занимает много времени.

При проведении аудита на малом предприятии не стоит избегать аналитических процедур. Их применение может значительно сэкономить время за счет сокращения потреб­ности в проведении других процедур проверки по суще­ству. Аналитические процедуры обычно позволяют полу­чить приемлемые аудиторские доказательства. К тому же на многих малых предприятиях совокупность данных бух­галтерского учета часто бывает незначительной и легко поддается анализу.

Разумеется, аналитические процедуры неэффективны и часто невозможны при применении системы ручного учета у клиента. Впрочем, в последние годы ручной учет даже на малых предприятиях встречается все реже и реже. Другой проблемой при осуществлении аналитических про­цедур может стать тот факт, что малые предприятия зача­стую не располагают промежуточной или ежемесячной финансовой информацией, которая может использоваться в аналитических процедурах на стадии планирования.

В качестве альтернативы аналитическим процедурам аудиторы могут по возможности провести обзорную крат­кую проверку Главной книги, оборотно-сальдовых ведомо­стей по счетам или других предоставленных клиентом бух­галтерских данных.

Во многих случаях аудитор может столкнуться с отсут­ствием надлежащей документации. Малые предприятия обычно не склонны перегружать себя «бумажной работой», следовательно, вероятность обнаружить детально прорабо­танное положение по персоналу, коллективный договор, маркетинговую политику или положение о защите инфор­мации очень невелика. Зачастую на предприятиях отсут­ствуют даже такие необходимые документы, как, например, учетная политика, штатное расписание, график отпусков и т.п. Тогда аудиторам приходится запрашивать большую часть необходимой информации у собственника и (или) руководителя.

В случае, если аудитор решает использовать при про­верке аудиторскую выборку, следует учесть, что на малых предприятиях действуют те же самые принципы, что и на крупных хозяйствующих субъектах. Выборка должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивалась ее репрезентативность по отношению ко всей тестируемой популяции.

На малых предприятиях особенно часто можно приме­нить проверку 100% совокупности операций. Это происхо­дит в случае, когда вся совокупность представлена неболь­шим числом индивидуально значимых операций.

Другим вариантом может стать сортировка всех опера­ций по сумме по убыванию и их последовательное тести­рование до тех пор, пока общая сумма непроверенных опе­раций не окажется ниже уровня существенности. Часто эти два метода оказываются более эффективными и занимают меньше времени, чем подготовка и тестирование операций с применением выборки.

Очень важным при аудите малого предприятия явля­ется выявление связанных сторон. Между малым предпри­ятием и собственником-менеджером, а также между малым предприятием и субъектами, связанными с собственни­ком-менеджером, часто совершаются существенные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересован­ность.

В связи с неверными представлениями руководства субъекта по поводу полноты раскрываемой информации у аудитора может возникнуть необходимость разъяснить проблему и провести ликбез с руководителем и главным бухгалтером компании.

Проводя аудит малых предприятий, аудитор обязан составлять соответствующую аудиторскую документацию, т.е. письменно отражать ход и результат выполняемых аудиторских процедур, фиксировать полученные аудитор­ские доказательства, а также надлежащим образом оформ­лять все рабочие документы аудитора.

На базовом уровне аудиторская документация аудита на малом предприятии помогает аудитору при планирова­нии и выполнении аудита, поскольку документирование:

  • облегчает контроль и анализ работ, выполненных ассистентами;

  • позволяет осуществлять оценку полученных аудитор­ских доказательств;

  • облегчает формирование выводов до завершения составления аудиторского отчета;

  • обеспечивает возможность последующего контроля качества аудита.

Помимо прочего, аудиторская документация облегчает планирование аудита на следующий отчетный период. Немаловажное значение имеет то, что аудиторская доку­ментация часто способствует повышению качества аудита с точки зрения качества аудиторских выводов. Обоснован­ность выводов, как правило, выше, когда аудитор тратит время на документирование важных вопросов и оснований для аудиторского заключения.

Аудитор малого предприятия в рабочей документации должен отразить как минимум:

  • процесс планирования аудита;

  • программу аудита с изложением характера, сроков и объема аудиторских процедур;

  • результаты аудиторских процедур;

  • выводы, сделанные на основании полученных ауди­торских доказательств;

  • выводы по всем существенным аспектам, требующим профессионального суждения аудитора.

На малых предприятиях, так же как и на крупных, при­менимы все основные виды аудита. Законодательных огра­ничений здесь нет, естественным ограничителем выступает лишь здравый смысл руководства.

Аудит малого предприятия проводится в рамках дей­ствующих аудиторских стандартов. В настоящее время в Российской Федерации нет отдельного стандарта, регули­рующего аудит малых предприятий. Для такого рода про­верок применяется общий порядок аудита. Тем не менее, имеется ряд специфических особенностей аудита малых предприятий. В частности, необходимо иметь в виду ряд специфических факторов риска, присущих таким хозяй­ствующим субъектам.

При аудите на малом предприятии проверяющему необ­ходимо руководствоваться стандартами аудиторской дея­тельности, что и для остальных организаций.

В международной практике ситуация несколько иная. Здесь существует отдельное Положение о международной аудиторской практике (ПМАП) 1005 «Особенности аудита малых предприятий», основной целью которого является рассмотрение основных характеристик малых предпри­ятий и определение степени их воздействия на применение международных стандартов аудита.

Данное Положение содержит:

  • базовые критерии для отнесения компаний к катего­рии малых предприятий;

  • методические указания по применению международ­ных стандартов аудита в процессе аудита малых предпри­ятий;

  • рекомендации по проведению аудита в тех случаях, когда аудитор оказывает малому предприятию услуги в области бухгалтерского учета.

В разделе «Характеристики малых предприятий» отме­чено, что малым предприятием может считаться любая компания, право собственности и управление которой сконцентрировано в руках узкого круга лиц (или же одного лица) и которая соответствует как минимум одному из сле­дующих критериев:

  1. ограниченное число источников дохода;

  2. упрощенная система ведения бухгалтерского учета;

3) ограниченные средства внутреннего контроля в соче­тании с наличием у руководства возможности действовать в обход таких средств контроля.

Также в указанном разделе говорится, что аудит малого предприятия может документироваться в упрощенной форме.

В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использова­ния систем компьютерной обработки данных. Если в такой компании применяется один компьютер с упрощенной программой учета, у одного бухгалтера или ограничен­ного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произ­вольным образом менять программную оболочку и базы

данных, вносить в систему операции «задним числом», про­водить операции, не получившие одобрения или утвержде­ния в установленном порядке.

Преобладающее влияние владельца и (или) руково­дителя на все стороны деятельности малого предприятия может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достовер­ность бухгалтерской отчетности.

С одной стороны, персональный контроль руководи­теля может способствовать повышению надежности учета в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невоз­можны. С другой стороны, преобладающее влияние руко­водителя может способствовать нарушению общеустанов­ленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамерен­ных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

Как и в случае аудита любых экономических субъек­тов, в ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности субъекта, изучать его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В ходе аудита рекоменду­ется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как «низкой», если нет явных доказательств про­тивоположного. Такая рекомендация содержится и в рос­сийских, и в зарубежных стандартах.

Таким образом, особенности аудита малых предприятий принимаются во внимание при проведении аудита и по рос­сийским, и по международным стандартам аудита. Разница заключается в том, что в международной практике эти осо­бенности сведены в один стандарт, а в российской практике аналогичного стандарта нет. Российским аудиторам при­ходится руководствоваться стандартами, общими для всех (малых, средних и крупных) организаций, а при планиро­вании и проведении аудита малых предприятий полагаться на международный опыт, внутрифирменные стандарты и здравый смысл.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема аудит коммерческих организаций iconВопросы для Государственного междисциплинарного экзамена по специальности«Бухгалтерский...
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Роль и значение Положений по бухгалтерскому учету (пбу)

Тема аудит коммерческих организаций iconКафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»

Тема аудит коммерческих организаций iconКафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»

Тема аудит коммерческих организаций iconВопросы по аудиту
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специализация – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях

Тема аудит коммерческих организаций iconМетодические указания по подготовке к Итоговой государственной аттестации....
...

Тема аудит коммерческих организаций iconМетодические указания по подготовке к Итоговой государственной аттестации....
...

Тема аудит коммерческих организаций iconУправления
...

Тема аудит коммерческих организаций iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Международный учет и аудит»
Мажажихов А. А. Международный учет и аудит: Учебно-методический комплекс. Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальностям...

Тема аудит коммерческих организаций iconТема Основы организации бухгалтерского учета в коммерческих банках
Основой организации бухгалтерского учета в коммерческих банках является Положение Центрального банка Российской Федерации «О правилах...

Тема аудит коммерческих организаций iconКонспект лекций по курсу «Специализация организации социокультурной...
«Специализация организации социокультурной деятельности в развлекательно коммерческих учреждениях»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов