Правовые формы товарных и целевых кредитов




Скачать 313.09 Kb.
НазваниеПравовые формы товарных и целевых кредитов
страница1/3
Дата публикации19.12.2013
Размер313.09 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Банк > Документы
  1   2   3

Сибирский юридический вестник. 2001. № 1.





© 2001 г. С.С. Акманов

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ КРЕДИТОВ

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ





В русском языке термин «форма» означает способ существования, содержания, неотделимый от него и служащий его выражением, а также внешнее выражение, наружный вид предмета1. Такое определение понятия формы, думается, приемлемо и при исследовании правовых форм кредитных отношений в сельском хозяйстве. Это обусловлено тем, что формой реального функционирования кредита является кредитное отношение. Вне этого объективного явления как отношение кредит как экономическая категория возникнуть и существовать в реальной экономике не может.

Здесь, на мой взгляд, уместно привести высказывание К.Маркса о том, что данное отношение «хотя и составляет естественную основу кредитной системы, но вполне может развиться и до существования последней».2

При этом кредитные отношения «изменяются, преобразуются с изменением и развитием материальных средств производства, производственных сил»3, так как кредитные отношения тесно связаны с отношением собственности. Последнее, в свою очередь, обусловливают необходимость распределения финансово-кредитных ресурсов между хозяйствующими субъектами, тем самым объективно ограничивая их производственные и индивидуальные финансово-кредитные потребности. Это является основной причиной возникновения противоречия между относительно стабильными размерами объекта собственности отдельного субъекта хозяйствования и подвижным характером потребностей в кредитах в процессе сельскохозяйственного производства, а также и личного потребления. Это обстоятельство в реальных экономических условиях проявляется как противоречие между фактическим наличием товарно-материальных ценностей и денежных средств у сельскохозяйственного товаропроизводителя и складывающимися потребностями в них в данном периоде хозяйствования.

Кредит, функционирующий как экономическая категория, имеет определенные правовые формы, которые широко применяются в практической деятельности сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций (предприятий). В зависимости от форм движения (натуральная, денежная и смешанная) ссуженной стоимости (предоставляемого кредита) различают следующие виды кредита: денежный, товарный и смешанный.4

Вид кредита по организационно-правовому признаку – это конкретное проявление форм кредита.5 Денежный кредит является традиционным, общераспространенным и более прогрессивным видом кредитных отношений между хозяйствующими субъектами. Товарный же кредит представляет собой одну из наиболее древних видов кредита, так как он связан и вытекает из торговых операций. Суть товарного кредита заключается в том, что потенциальный поставщик средств производства для сельского хозяйства заинтересован в реализации своей продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям. Последние, к сожалению, не всегда обладают возможностью заплатить за технику, которая им требуется именно в начале сезонных работ. Поставщик в этом случае сельскохозяйственную технику поставляет как бы безвозмездно, но в расчете на погашение долга после реализации полученного урожая или переработанной и выпущенной продукции, как правило, в натуральной форме, но может осуществляться и в денежной форме.

Поэтому при товарном кредите отсрочка оплаты товара служит продолжением процесса реализации продукции, говоря экономическим языком, ссужается не временно высвободившаяся стоимость, а обычный товар с отсрочкой платежа. Важно отметить и то, что при товарном кредите собственность на предмет кредитного договора переходит от кредитора к заемщику, а при денежном же кредите собственность на предмет кредитного договора не переходит от кредитора к заемщику, последний получает денежные средства лишь во временное пользование.

При этом следует отметить, что товарный кредит в мировой аграрной практике является общепринятой формой кредитования. В России централизованный, поддерживаемый государством товарный кредит начали использовать в сельском хозяйстве в 1994-1995 годах. Причиной внедрения этой формы кредитования стало прекращение централизованного кредитования сельского хозяйства ввиду непогашения сельскохозяйственными предприятиями ранее полученных кредитов.

Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства закреплены в федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года.

В данном акте в качестве одного из основных направлений государственного регулирования сельского хозяйства указывается кредитование агропромышленного производства (ст. 2, 14).1 При этом особо выделяется такая форма, как краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержание запросов в агропромышленном производстве. Правоотношения по кредитованию сезонных затрат регулируются единовременными постановлениями Правительства РФ. Например, в таком качестве следует привести постановление Правительства РФ от 10 марта 1995 года № 240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году». Этим актом предусматривалось введение временного порядка оформления в 1995 году товарного кредита для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями горюче-смазочных материалов (ГСМ) на весенние полевые и уборочные работы в необходимых объемах в счет погашения задолженности федеральному бюджету предприятиями топливно-энергетического комплекса. Функциональные обязанности по реализации норм «Временного порядка оформления товарного кредита» в аграрной экономике были возложены на Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство финансов РФ, Государственную налоговую службу РФ. 6

По своей правовой сущности названное постановление Правительства РФ легализовало товарный кредит в качестве авансового платежа в счет задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса и продукции, поставляемой в федеральный продовольственный фонд сельскохозяйственными товаропроизводителями.

От безысходности сложившейся в сельском хозяйстве ситуации Министерством финансов РФ была разработана схема товарного кредитования сельского хозяйства. Суть этой схемы заключалась в том, что сельское хозяйство получало основной лимитирующий ресурс для посевной и обязывалось погасить долг перед бюджетом в конце сезона. Получался как бы своеобразный беспроцентный кредит аграрному сектору за счет доходной части бюджета, иначе говоря, за счет отсрочки поступлений платежей в доходную часть бюджета.

Правовой механизм внедрения товарного кредита в сельское хозяйство более четко и обстоятельно был отражен в постановлении Правительства РФ от 7 февраля 1996 г. №135 «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году».7 В данном документе было закреплено, что в 1996 году в качестве государственной поддержки сельскохозяйственного производства использовать поставку на условиях товарного кредита нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям, мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы, кормовой рыбы звероводческим хозяйствам, комбикормов птицефабрикам.

Было разрешено также отдельным субъектам Российской Федерации по их просьбе осуществлять поставку нефти на условиях товарного кредита для выработки на нефтеперерабатывающих предприятиях, привлекаемых на условиях конкурса, нефтепродуктов в целях обеспечения ими сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Указанным постановлением Правительства РФ №135 устанавливалось, что объемы поставок на условиях товарного кредита определяются на основании заявок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации под их гарантии возврата. При этом графики поставки должны быть согласованы с Министерством топлива и энергетики РФ и Министерством сельского хозяйства РФ. Очевидно, вопросы урегулирования правоотношений по товарному кредиту в сельском хозяйстве законодателем отнесены к компетенции отраслевых министерств и ведомств, а также и субъектов Российской Федерации.

Думается, что в сложившейся ситуации такой подход правомерен, так как отраслевые министерства должны нести функциональную ответственность за организацию деятельности подведомственных им предприятий. Наряду с ними субъекты федерации также должны нести соответствующую ответственность на подведомственной им административной территории за состояние дел в сельском хозяйстве и надлежащее продовольственное обеспечение населения на своей территории.

Конкретный организационно-правовой механизм предоставления товарного кредита сельскохозяйственным товаропроизводителям был закреплен во «Временном порядке оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 году». Этот документ был разработан в соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ от 10 марта 1195 г. №240 «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году». Вышеуказанный нормативный документ был дополнен некоторыми уточнениями, внесенными специальным актом «Об уточнении временного порядка оформления товарного кредита на поставку ГСМ сельскохозяйственным товаропроиз­водителям в 1995 году» от 1 ноября 1995 года.

Согласно «Временному порядку об оформлении товарного кредита… в 1995 году» товарный кредит предоставляется на основании заявок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах потребности в ГСМ на проведение весенних полевых и уборочных работ. Потребности эти определяются Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ в разрезе регионов по номенклатуре, количеству, стоимости и не обеспеченной оплатой за счет собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом для компенсации расходов снабженческо-сбытовой организации по поставке нефтепродуктов в счет товарного кредита сельхозтоваропроизводителями в момент получения горюче-смазочных материалов (ГСМ) оплачивается не менее десяти процентов их стоимости.

В тех случаях, когда сельскохозяйственные товаропроизводители не располагают собственными средствами для оплаты этой части ГСМ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают вопрос об ее оплате за счет средств, выделенных для создания продовольственных фондов на возвратной основе через региональные отделения продовольственной корпорации.

Установленные объемы поставок горюче-смазочных материалов, их цена и расчетный размер товарного кредита по согласованию с Минтопэнерго России Минсельхозпрод России доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ по разработанной им форме.

Товарные кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются на основе соглашений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с Министерством финансов РФ о порядке оформления и объемах товарного кредита (на условиях бюджетной ссуды с взыманием 10% годовых), на основании согласованных объемов поставок ГСМ на их территорию под гарантию средств из соответствующего бюджета.

При этом в первоочередном порядке выделяются горюче-смазочные материалы, поставляемые в счет товарного кредита сельским товаропроизводителям, заключившим договоры на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный, региональный фонды в порядке, установленном ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».1 Согласно анализируемому документу размер задолженности по товарному кредиту определяется, исходя из стоимости фактически полученных горюче-смазочных материалов, подтвержденных выданными уведомлениями, и суммы процентов за пользование товарным кредитом.

Обязательства субъектов Российской Федерации по возврату средств в федеральный бюджет возникают с даты подписания уведомлений о фактической поставке горюче-смазочных материалов. Порядок возврата задолженности сельскохозяйственных предприятий по товарному кредиту, включая проценты за пользование этим кредитом, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сроки возврата устанавливаются с учетом поступления средств от реализации продукции растениеводства, но не позднее 1 декабря текущего хозяйственного года. Таким образом, Временный порядок оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 1995 году закрепил конкретные условия и определил организационно-правовой механизм предоставления товарного кредита сельскохозяйственным товаропроизводителям посредством установления функциональных прав и обязанностей соответствующих министерств и субъектов Российской Федерации, как участников правоотношений по товарному кредиту.

Практика использования в течение 1995 года товарного кредита в деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий свидетельствует о наличии в этой сфере определенных пробелов как организационно-правового характера, так и в правовом обеспечении возврата образовавшихся задолженностей сельскохозяйственных товаропроизводителей по товарному кредиту.

Исходя из этого, в постановлении Правительства №135 от 7 февраля 1996г. «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году» предусматривалась необходимость в продолжении курса на совершенствование финансово-кредитного механизма в системе агропромышленного комплекса, достижение срочности и возвратности бюджетных и кредитных ресурсов.1

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ №135 был разработан и введен «Порядок оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы в 1996 году». Основное назначение этого документа заключается в регламентации оформления товарного кредита на поставку нефтепродуктов для обеспечения горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей на проведение весенних полевых и уборочных работ, а также мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы.

Товарный кредит в 1996 году также предоставлялся на основе соглашения между Министерством финансов РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из согласованных объемов поставок горюче-смазочных материалов и мазута на их территорию под обеспечение гарантии соответствующим бюджетом.

На основе заключенных соглашений Минсельхозпрод России и Минтопэнерго России разрабатывают и утверждают графики поставки горюче-смазочных материалов и мазута субъектам Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сахарных заводов в согласованных объемах.

Функции по организации разработки графиков поставки, регулирования и контроля за обеспечением нефтепродуктами сельскохозяйственных товаропроизводителей на условиях товарного кредита Минсельхозпрод России определил АО «Агроснаб».

Важным моментом, выделенным в данном документе, является то, что цены на нефтепродукты, поставляемые по товарному кредиту, не должны превышать среднерыночные цены на указанные ресурсы по соответствующему региону, отпускаемые другими оптовыми потребителями.

При этом акционерные нефтяные компании и другие уполномоченные поставщики организуют на основе Договоров о совместной деятельности предприятий добычу нефти, ее переработку, поставку нефтепродуктов в счет товарного кредита с применением взаимозачета их задолженности.

Правовым основанием для проведения зачета задолженности в федеральный бюджет предприятий топливно-энергетического комплекса и трубопроводного транспорта является уведомление снабженческо-сбытовых организаций о фактической поставке нефтепродуктов в действующих ценах на момент поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям и сахарным заводам, подписанное руководителем и главным бухгалтером организации и заверенное соответствующей печатью.

Министерство финансов России в соответствии с установленным порядком производит в течение бюджетного года оформление казначейского налогового освобождения предприятий топливно-энергетического комплекса, железнодорожного и трубопроводного транспорта.

В 1996 году погашение задолженности за нефтепродукты, полученные на условиях товарного кредита, осуществлялось также в соответствии с заключенными Соглашениями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Расчеты за товарный кредит осуществлялись также в форме поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд и спецпотребителям, финансируемым из федерального бюджета. В случае невозврата средств в федеральный бюджет в установленный срок Министерство финансов России имело право списывать задолженность по товарному кредиту субъектов Российской Федерации за счет всех средств, причитающихся бюджету субъекта из федерального бюджета на 1996 год.

В отличие от Временного порядка оформления товарного кредита в 1995 году порядок оформления товарного кредита, действовавший в 1996 году, рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства России применять векселя для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами в счет поставок продовольствия в федеральный и региональный продовольственные фонды.

Очевидно, Порядок оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, действовавший в 1996 году, исходя из практики предыдущего года, установил более четкий и конкретный порядок оформления уведомлений о поставке нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям, расширил способы расчетов путем использования векселей, установил максимальный уровень цен при поставке нефтепродуктов не свыше среднерыночных цен по соответствующему региону.

Последнее обстоятельство имеет важное значение в том, чтобы нефтяные компании не монополизировали процесс ценообразования на нефтепродукты, особенно в сезонный период, и не получали сверхреальные доходы от предоставления государственного товарного кредита сельскохозяйственным товаропроизводителям. Нефтяные компании по действующей схеме прикреплялись за определенными регионами, что вызвало повсеместное повышение цен на 20-30 процентов. Сельскохозяйственный товаропроизводитель фактически платил определенный процент по государственному товарному кредиту, который выразился в разнице между зафиксированными в соглашениях на товарный кредит относительными ценами «сельхозпродукция» / «ГСМ» / и реальными рыночными соотношениями цен на те же продукты.

Исходя из этого, экономисты обоснованно считают, что в отличие от государственного товарного кредита коммерческие кредиты такого типа более гибко приспособлены к потребностям села. Во-первых, они не привязаны исключительно к ГСМ, а зависят от потребностей аграрного сектора. Во-вторых, такие кредиты направлялись наиболее надежным производителям. В-третьих, в ряде случаев реальный процент по таким кредитам оказывался ниже, чем 120-130 процентов по государственным товарным кредитам.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовые формы товарных и целевых кредитов iconОрганизационно-правовые формы туристской деятельности
I. фирма и ее организационно-правовые формы деятельности

Правовые формы товарных и целевых кредитов iconОсновные направления, рекомендуемые при выборе тем выпускных квалификационных...
Анализ практики применения таможенной пошлины при ввозе отдельных товаров (на примере отдельных товарных групп или товарных позиций...

Правовые формы товарных и целевых кредитов iconЛекция №13 І. Тема: Масштабирование биотехнологических процессов....
Цель: Ознакомить студентов с принципами масштабирования и этапами биотехнологических процессов, принципиальной технологической схемой...

Правовые формы товарных и целевых кредитов iconО торгово-промышленных палатах в российской федерации
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации,...

Правовые формы товарных и целевых кредитов icon1. Предприятие – основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия
Предприятие – основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятия

Правовые формы товарных и целевых кредитов icon«история политических и правовых учений»
Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марк­систские политико-правовые...

Правовые формы товарных и целевых кредитов iconЛекция тема 8 правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Правовые формы товарных и целевых кредитов iconПонятие, сущность и содержание аудита
Организационно-правовые формы аудиторских организаций. Аудиторские профессиональные объединения

Правовые формы товарных и целевых кредитов iconВопросы к экзамену по предмету «Экономика фирмы»
Организационно – правовые формы предприятий. Общество с ограниченной ответственностью

Правовые формы товарных и целевых кредитов iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика предприятия»
Предпринимательская деятельность. Организационно-правовые формы деятельности организаций

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов