Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ




НазваниеМетодические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ
страница1/19
Дата публикации24.02.2014
Размер2.44 Mb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Банк > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




Здесь мы скачиваем

1. Требования к теоретической части курсовой работы

http://www.vzfei.ru/rus/platforms/stat/us_teor.html

2.Методические рекомендации к выполнению статистических

расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ

http://www.vzfei.ru/zip-docs/platforms/stat/met.doc

Данные сквозной задачи

Таблица 0.

Данные о деятельности банков одного из регионов РФ

^ Номер
банка


Кредитные вложения, млн. руб.

Прибыль банков, млн. руб.

1

614

256

2

396

168

3

681

252

4

543

221

5

540

210

6

706

278

7

576

214

8

537

169

9

744

288

10

523

213

11

375

150

12

429

208

13

552

218

14

642

227

15

618

238

16

653

254

17

704

251

18

759

293

19

384

158

20

492

195

21

610

237

22

591

239

23

555

191

24

603

236

25

528

215

26

795

303

27

615

228

28

589

230

29

627

265

30

698

245

Итого

17679,00

6850,0



Задание 1

По исходным данным:

  1. Постройте статистический ряд распределения организаций (предприятий) по признаку – ^ Кредитные вложения, образовав 5 групп с равными интервалами.

  2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Задание 2

По исходным данным:

1. Установите наличие и характер связи между признаками ^ Кредитные вложения и прибыль банков в среднем на 1 банк методом аналитической группировки, образовав пять групп с равными интервалами по факторному признаку.

2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1. Ошибку выборки среднего размера кредитных вложений и границы, в которых будет находиться среднего размера кредитных вложений банков в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли банков с размером кредитных вложений 627,0 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики.

1.1. Предмет, методы, задачи статистики

Термин «статистика» происходит от латинского «status»,которое вошло в употребление в Германии в середине 18 века. Впервые статистику стал преподавать Готфрид Ахенваль в 1746 г.

СТАТИСТИКА – наука, которая изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений в неразрывной взаимосвязи с их качественной стороной, а также количественное выражение закономерностей развития процессов в конкретных условиях места и времени.

ПРЕДМЕТ СТАТИСТИКИ – количественная сторона массовых социально-экономических явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.

^ Особенность статистики как науки

1. Характеризует структуру социально-экономических явлений

2. Изучает явления во взаимосвязи с другими явлениями и обнаруживает причины такой взаимосвязи

3 Изучает общественные явления как в статике, так и в динамике

4. Исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические процессы и явления

5. Изучает количественную сторону в конкретных условиях места и времени, т.е. размеры явлений и тенденции их развития

Методы статистики


Закон больших чиселобъективный закон, согласно которому одновременное действие большого числа случайных факторов приводит к результату почти независимо от каждого случая.

Закономерности проявляются лишь в массе явлений при обобщении данных по большому числу единиц.

^ 1.2. Основные понятия статистической науки: стат. совокупность,

варьирующие признаки, стат. закономерность, стат. показатель.

Так как статистика имеет дело с массовыми явлениями, то основным понятием является статистическая совокупность.

Статистическая совокупность - определенное множество единиц совокупности, которые количественно отличаются друг от друга своими характеристиками, но объединены какой-либо качественной основой. Могут быть однородными и разнородными.

Иначе говоря, это совокупность объектов или явлений, изучаемых статистикой, которые имеют один или несколько общих признаков и различаются между собой по другим признакам. Так, например, при определении объема розничного товарооборота все предприятия торговли, осуществляющие продажу товаров населению, рассматриваются как единая статистическая совокупность — "розничная торговля".

Отдельные объекты или явления, образующие статистическую совокупность, называются единицами совокупности.

Например, при проведении переписи торгового оборудования единицей наблюдения является торговое предприятие, а единицей совокупности - их оборудование (прилавки, холодильные агрегаты и т.д.).

Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой посредством статистических показателей.

Статистический показатель - это количественная оценка свойства изучаемого явления.

Одной из важных категорий статистической науки является понятие признака.

Признак - это характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений.

В разных отраслях статистики изучаются разные признаки. Так, например, объектом изучения является предприятие, а его признаками - вид продукции, объем выпуска, численность работающих и т.д. Или объект - отдельный человек, а признаки - пол, возраст, национальность, рост, вес и т.д.

Таким образом, статистических признаков, т.е. свойств, качеств объектов наблюдения очень много. Все их многообразие принято делить на две большие группы: признаки качества и признаки количества.

^ Качественный признак (атрибутивный) - признак, отдельные значения которого выражаются в виде понятий, наименований.

Профессия — токарь, слесарь, технолог, учитель, врач и т.д.

^ Количественный признак - признак, определенные значения которого имеют количественные выражения.

Рост - 185, 172, 164, 158.

Вес - 105, 72, 54, 48.

Каждый объект изучения может обладать целым рядом статистических признаков, но от объекта к объекту одни признаки меняются, другие остаются неизменными. Меняющиеся признаки от одного объекта к другому принято называть варьирующими. Именно эти признаки изучаются в статистике, поскольку неизменяющийся признак изучать неинтересно. Предположим, что в вашей группе только мужчины, у всех один признак (пол — мужской) и по этому признаку больше сказать нечего. А если есть и женщины, то уже можно посчитать их процент в группе, динамику изменения численности женщин по месяцам учебного года и др.

Переходим к следующему показателю.

Вариация - это многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности наблюдения.

Вариация признака - пол - мужской, женский.

Вариация з/п - 10000, 100000, 1000000.

Отдельные значения признака называются вариантами этого признака.

Тема 2. Статистическое наблюдение.

Абсолютные и относительные величины

^ 2.1. Понятие статистического наблюдения. Требования к собираемой информации.

2.2. Основные виды, формы и способы наблюдения.

2.3. Точность наблюдения и контроль данных наблюдения.

2.4. Абсолютные и относительные величины

^ 2.1. Понятие стат. наблюдения. Требования к собираемой информации.

Статистическое наблюдениеэто начальная стадия экономико-статистического наблюдения. Она представляет собой научно организационную работу по собиранию массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц совокупности в соответствующих учетных документах. Таким образом, полученные данные представляют собой факты, которые так или иначе характеризуют явления общественной жизни.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям.

1. Наблюдаемые явления должны иметь научную и практическую ценность, выражать определенные социально-экономические типы явлений.

2. Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, так как явления находятся в постоянном изменении, развитии. В том случае, если отсутствуют полные данные, анализ и выводы могут быть ошибочными.

3. Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная всесторонняя проверка (контроль) качества собираемых фактов.

4. Для того, чтобы создать наилучшие условия для получения объективных материалов, необходима научная организация статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение осуществляется в двух формах: путём предоставления отчётности и проведения специально организованных статистических наблюдений.

^ 2.2. Основные виды, формы и способы наблюдения.

Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учётов и обследований. Примером специально организованного статистического наблюдения могут быть: перепись населения, всякого рода социологические обследования, переписи промышленного оборудования, остатки материалов и другие переписи в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и т.д.

Виды статистического наблюдения различаются по времени регистрации данных и по степени охвата единиц исследуемой совокупности.

По характеру регистрации данных во времени различают наблюдение непрерывное, или текущее, и прерывное (периодическое). Последнее, в свою очередь подразделяется на наблюдение периодическое и наблюдение единовременное.

Текущим (непрерывным) является такое наблюдение, которое ведётся систематически. При этом регистрация фактов производится по мере их свершения, например, регистрация актов гражданского состояния, учёт произведённой продукции, отпуска материалов со склада, выручки магазинов. При текущем наблюдении нельзя допускать значительного разрыва между моментом возникновения факта и моментом его регистрации.

Прерывным (периодическим) является такое наблюдение, которое повторяется через определённые промежутки времени. Например, ежегодные переписи скота, проводимые по состоянию на 1 января.

Единовременное (разовое) наблюдение проводится по мере надобности, время от времени, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится единожды. Примером могут служить социально-экономические выборочные обследования, проводимые Научно-исследовательским институтом по изучению спроса на товары народного потребления и конъюнктуры торговли.

По степени охвата единиц изучаемой совокупности различают сплошные и несплошные статистические наблюдения.

Сплошным называют такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности. Примером сплошного наблюдения может служить Всесороссийская перепись населения. Путем сплошного наблюдения осуществляется получение отчетности от предприятий и учреждений.

Несплошным называют такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, а только заранее установленная их часть, например, изучение торговых оборотов и цен на городских рынках. Основным видом несплошного наблюдения является выборочное.

^ Выборочным наблюдением называется наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке. В промышленности его используют для контроля качества продукции, в сельском хозяйстве — при выявлении продуктивности скота, в контрольных проверках — при переписи скота и других работах. В торговле с его помощью изучают эффективность новых, передовых форм торговли, спрос населения и степень его удовлетворения. Постоянно проводятся выборочные обследования бюджетов домохозяйств.

^ 2.3. Точность наблюдения и контроль данных наблюдения.

Всякое статистическое наблюдение ставит задачу получения таких данных, которые точнее бы отражали действительность. Отклонения, или разности между исчисленными показателями и действительными (истинными) величинами исследуемых явлений нашли отражение в показателях, называемых ошибками, или погрешностями. В зависимости от характера и степени влияния на конечные результаты наблюдения, а также исходя из источников и причин возникновения неточностей, допускаемых в процессе статистического наблюдения, обычно выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

^ Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи. Они подразделяются на случайные и систематические и могут быть как при сплошном, так и несплошном наблюдении.

^ Случайные ошибки — ошибки регистрации, которые могут быть допущены как опрашиваемыми в их ответах, так и регистраторами при заполнении бланков.

Систематические ошибки могут быть преднамеренными, так и непреднамеренными. Преднамеренные ошибки получаются в результате того, что опрашиваемый, зная действительное положение дела, сознательно сообщает неправильные данные. Непреднамеренные ошибки вызываются различными случайными причинами (небрежностью или невнимательностью регистратора, неисправностью измерительных приборов и т.д.).

^ Ошибки репрезентативности возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности недостаточно полно отображает состав всей изучаемой совокупности, хотя регистрация сведений по каждой отобранной для обследования единице была проведена точно. Ошибки репрезентативности могут быть случайными и систематическими.

^ Случайные ошибки возникают из-за того, что совокупность отобранных единиц наблюдения неполно воспроизводит всю совокупность в целом.

Систематические ошибки возникают вследствие нарушения принципов случайного отбора единиц изучаемой совокупности.

Для выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок может применяться счётный и логический контроль собранного материала.

^ Счётный контроль заключается в проверке точности арифметических расчётов, применявшихся при составлении отчётности или заполнении формуляров обследования.

^ Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путём их логического осмысления или путём сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу.

Указанные приемы проверки статистических данных путем счетного и логического контроля могут быть использованы при проверке как материалов специальных статистических наблюдений.

^ 2.4. Абсолютные и относительные величины

Для характеристики массовых явлений статистика использует статистические величины (показатели). Они подразделяются на абсолютные, относительные и средние.

Результаты статистических наблюдений представляют собой абсолютные величины, отражающие уровень развития какого-либо явления или процесса. Абсолютные величины обозначаются X, а их общее количество в статистической совокупности N.

Абсолютные величины всегда имеют свою единицу измерения (размерность), присущую изучаемому явлению. Широко распространены следующие виды единиц измерения:

  • натуральные, подразделяющиеся на простые (например, штуки, тонны, метры) и сложные (составные), представляющие собой комбинацию двух разноименных величин (например, киловатт-час);

  • условно-натуральные (например, алкогольные напитки учитываются в декалитрах 100% спирта, а различные виды топлива соизмеряют по условному топливу с теплотворной способностью 7000 ккал/кг или 29,3 МДж/кг );

  • стоимостные, позволяющие соизмерить в денежной форме товары, которые нельзя соизмерить в натуральной форме (доллары США, рубли и т.д.).

Количество единиц с одинаковым значением признака обозначается f и называется частота. Суммируя число всех единиц с одинаковыми значениями признака, получаем N.

Анализируя абсолютные величины, например, статистические данные о торговле, необходимо сопоставлять эти данные во времени и пространстве, исследовать закономерности их изменения и развития, изучать структуру совокупностей. С помощью абсолютных величин эти задачи не выполнимы, в этом случае необходимо использовать относительные величины.

^ Относительная величинаэто результат деления (сравнения) двух абсолютных величин. В числителе дроби стоит величина, которую сравнивают, а в знаменателе – величина, с которой сравнивают (база сравнения).

Например, если явка студентов сегодня на лекцию составила 80 чел., а на предыдущую лекцию пришло 50 чел., то относительная величина покажет, что явка увеличилась в 80/50 = 1,6 раза, при этом базой сравнения является явка студентов на предыдущую лекцию. Полученная относительная величина выражена в виде коэффициента, который показывает, во сколько раз сравниваемая величина больше базисной. В данном примере база сравнения принята за единицу. В случае если основание принимается за 100, относительная величина выражается в процентах (%), если за 1000 – в промилле (‰).

Выбор той или иной формы относительной величины зависит от ее абсолютного значения:

  • если сравниваемая величина больше базы сравнения, то выбирают форму коэффициента (как в вышеприведенном примере - выражается в "разах");

  • если сравниваемые величины примерно близки по значению, то относительную величину выражают в процентах (%);

  • если сравниваемая величина значительно больше по значению базы сравнения, то относительную величину выражают в промилле (‰).

Различают следующие виды относительных величин, для краткости именуемые в дальнейшем индексами:

  • динамики;

  • структуры;

  • координации;

  • сравнения;

  • интенсивности.

Индекс динамики показывает изменение явления во времени и представляет собой отношение значений изучаемого явления в отчетный (анализируемый) период (момент) времени к базисному (предыдущему). Данный индекс определяется по формуле

(2.4.1.)

где цифры означают: 1 – отчетный или анализируемый период, 0 – прошлый или базисный период.

Критериальным значением индекса динамики служит единица (или 100%), то есть если он больше 1, то имеет место рост (увеличение) явления во времени, а если равен 1 – стабильность, ну а если меньше 1 – наблюдается спад (уменьшение) явления.

Еще одно название индекса динамики – коэффициент (темп) роста, вычитая из которого единицу (100%), получают темп изменения (темп прироста) с критериальным значением 0, который определяется по формуле



Если T>0, то имеет место рост явления; Т=0 – стабильность, Т<0 – спад.

В рассмотренном выше примере про явку студентов был рассчитан именно индекс динамики, показавший, что явка студентов увеличилась в 1,6 раза или на 60%.

Разновидностями индекса динамики являются индексы планового задания и выполнения плана, рассчитываемые для планирования различных величин и контроля их выполнения.

Индекс планового заданияэто отношение планового значения изучаемого показателя к базисному. Он определяется по формуле

(2.4.2.)

где X’ – планируемое значение; Xо – базисное значение признака.

Для определения процента выполнения плана необходимо рассчитать индекс выполнения плана, то есть отношение наблюдаемого значения признака к плановому (оптимальному, максимально возможному) значению по формуле

(2.4.3.)

Индекс структуры (доля)это отношение какой-либо части объекта (совокупности) ко всему объекту. Он определяется по формуле

(2.4.4.)

Например, если в группе из 50 студентов 40 человек женского пола, то их доля составит d = 40/50 = 0,8 или 80%.

Индекс координацииэто отношение какой-либо части объекта к другой его части, принятой за основу (базу сравнения). Он определяется по формуле

(2.4.5.)

Например, если в группе из 50 студентов 40 человек женского пола, значит 10 человек - мужского, тогда индекс координации лиц женского пола составит 40/10 = 4, то есть лиц женского пола в 4 раза больше в группе, чем мужского.

Индекс сравненияэто сравнение (соотношение) разных объектов по одинаковым признакам. Он определяется по формуле

(2.4.6.)

где А, Б – сравниваемые объекты.

Например, если в одной аудитории присутствует 50 студентов, а в соседней 20, то индекс сравнения составит 50/20 = 2,5, то есть в одной аудитории в 2,5 раза больше находится студентов, чем в другой.

Индекс интенсивностиэто соотношение разных признаков одного объекта между собой. Он определяется по формуле

(2.4.7.)

где X – один признак объекта; Y – другой признак этого же объекта.
Например, показатели выработки продукции в единицу рабочего времени, затрат на единицу продукции, цены единицы продукции и т.д.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Беденко Н. Н. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Н. Н. Беденко. – Тверь: ООО «Пирамида ххi»,...

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых...
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. – М.: Издательство...

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению...
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические указания по оформлению контрольных работ, курсовых работ,...
Настоящие методические указания подготовлены на основе следующих нормативно-технических документов

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по выполнению письменных работ по специальностям...
Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено для студен­тов Калужского областного колледжа культуры и искусств (именуемое далее...

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические указания «Правила оформления курсовых, дипломных проектов...
...

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов выпускных курсов психологического факультета, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ iconРешением Ученого совета
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, являющихся научными руководителями при выполнении студентами курсовых,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов