Архитектурное построение автоматизированной банковской системы




НазваниеАрхитектурное построение автоматизированной банковской системы
страница1/16
Дата публикации06.04.2014
Размер1.92 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Архитектурное построение автоматизированной банковской системы.

Вся система состоит из трех компонентов:

1) клиентской части системы;

2) объектов сервера данных;

3) процедур сервера приложений.

Клиентская часть системы обеспечивает взаимодействие пользователя с системой. Никакой обработки данных в клиентской части не происходит. Ее назначение сводится к тому, чтобы принять от пользователя запрос на выполнение операции системы и необходимые для выполнения этого запроса данные. После того, как запрос реализован, клиентская часть дает пользователю возможность ознакомиться с результатами выполнения операции.

Объекты сервера данных являются центральной частью системы. Здесь хранятся все данные системы и процедуры, обеспечивающие выполнение ее операций. Хранимые процедуры получают запрос от клиентской части на выполнение операций и подготавливают для нее результаты своей работы. Для выполнения некоторых специфических операций хранимые процедуры могут вызывать процедуры сервера приложений.

На сервере приложений выполняются специализированные AS-процедуры, которые вызываются по запросам от процедур сервера данных.

Процедуры сервера приложений обеспечивают функционирование системы безопасности и управления доступом, а также выполняют ту часть прикладных операций, для которой реализация средствами сервера данных неэффективна. AS-процедуры могут обращаться и к объектам сервера данных, если это необходимо для их работы.

Клиентская часть системы. Основное назначение клиентской части системы - обеспечить взаимодействие пользователя с системой, предполагающее организацию интерфейса пользователя (отображение и обработка событий) и связь с сервером данных (Manager SQL).

Интерфейс пользователя состоит из процедур отображения результатов работы системы, представленных в виде экранных форм или отчетов, а также из процедур обработки событий, возникающих в результате действий пользователя или по сообщениям сервера данных.

^ Объекты сервера данных. Объекты сервера данных - это таблицы и процедуры. По своему назначению они разделяются на системные (в контексте банковской системы, а не базы данных) и прикладные.

Системные объекты реализуют задачи «секретности» и управления доступом (этим правом обладает только уполномоченный оператор - так называемый «офицер безопасности»).

Доступ к прикладным объектам клиентов возможен только через узкую «щель», определенную системой безопасности. Система построена так, что все функции, необходимые клиенту, реализуются через вызов хранимых процедур. Последние надежно защищены системой управления доступом, и поэтому давать разрешение пользователю на использование таблиц нет необходимости. Иначе пришлось бы заботиться о том, кому из персонала банка следует передать таблицу для выполнения определенных действий - при этом о доступе к конкретным записям («сайтам») речь не могла бы идти вообще.

При вызове клиентом пользовательских процедур (объектов, представляющих для системы безопасности основной интерес) сразу же происходит обращение к серверу защиты (он реализуется как сервер приложений). При получении соответствующего разрешения выполнение процедур продолжается. В этом и заключается сущность взаимодействия клиента с сервером данных под надзором системы безопасности. Остальные процедуры (т. е. те, которые не вызываются клиентом) не связаны с системой безопасности, поскольку они защищаются средствами сервера данных.

Все объекты на сервере данных создаются при инсталляции системы системным администратором. Этот процесс проходит в пакетном режиме, когда с клиента на сервер посылаются запросы на создание процедур и таблиц, а также на их заполнение.

^ Процедуры сервера приложений. Сервер приложений организуется средствами Open-Server Sybase. Он может функционировать на том же компьютере, что и сервер данных, но может быть реализован и на другом компьютере. Различают два вида процедур сервера приложений: первые из них отвечают за функционирование системы безопасности и управления доступом, вторые - выполняют ту часть прикладных операций, которая неэффективно реализуется средствами сервера данных.

Независимо от назначения, все AS-процедуры вызываются только по запросам от хранимых процедур. Последние могут обращаться на сервер данных либо непосредственно к таблицам, используя запрос, динамически формируемый на AS-сервере, либо к внутренним хранимым процедурам, применяя средства Open-Client Sybase.

^ 3. Технологическое построение автоматизированной банковской системы

Проектирование и реализация системы позиционного и фактического учета банковских операций, детальное рассмотрение вопросов ее взаимодействия с обработкой банковских документов позволило представить технологическое построение системы в следующем виде (Рис. 2):

Можно определить три составляющие системы:

^ Система безопасности и управления доступом.

Ядро системы.

Прикладная система.

  1. Система безопасности и управления доступом обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа, являясь обособленной системой (ей все равно, какую прикладную систему защищать). Все остальные системы при разработке регистрируют в системе безопасности свои объекты, а потом процедуры прикладных систем разрабатываются с учетом требований безопасности (в основном эти процедуры представляют собой вызов в определенных местах прикладных процедур соответствующих им процедур системы безопасности).

Система безопасности и управлением доступом призвана обеспечить разграничение прав пользователей системы к ее объектам (операциям и данным). Она базируется на сервере данных и использует для управления доступом к объектам БД - таблицам и процедурам - возможности сервера данных. Для проверки возможности выполнения пользовательских процедур, которые защищает система, применяется специализированный сервер защиты. Он реализован в виде сервера приложений.

Основными требованиями, предъявляемыми к системе безопасности и управления доступом, являются гибкость при определении объектов доступа и удобство администрирования при управлении доступом. Поэтому была выбрана матричная система защиты, предусматривающая, что управление доступом рассматривается как с точки зрения доступа к прикладным объектам системы, так и относительно доступа к прикладным операциям системы.

Для определения прав пользователя на возможность осуществлять операции и на доступ к объектам надо построить некую матрицу, узлами которой являются пересечения требований на доступ к объектам и операциям.

Функциональность системы основана на базовых операциях. Предоставляя пользователю набор базовых операций, администратор системы определяет тем самым его доступ. Базовые объекты определяют объектно-ориентированный взгляд на систему. Появляется возможность управлять доступом к объектам, определяя права на их методы, которыми являются элементарные операции. Каждая базовая операция использует какой-либо из методов базового объекта (т. е. какие-либо элементарные операции). Таким образом, доступ пользователя в системе складывается из его прав на базовые операции и объекты.

Для обеспечения эффективной работы администратора системы по управлению доступом вводится понятие оргштатного элемента, модуля и способов группировок базовых объектов, базовых операций и самих оргштатных элементов. Работу системы по организации обобщенных объектов и операций, построению оргштатной схемы и определению прав оргштатных элементов на объекты и операции выполняет технолог системы на основе анализа бизнес-процессов, происходящих в банке. Администратор системы назначает исполнителей оргштатных элементов из числа штатных сотрудников банка.

II. Ядро системы - достаточно абстрагированный от предметной области проблемно-ориентированный инструмент. Работа механизмов ядра не зависит от функциональности системы. Ядро включает в себя:

1) систему учета банковских операций;

^ 2) систему хранения документов;

3) транзитную систему.

Система учета выполняет фактический и позиционный учет операций, а также формирует «ограничения» на лицевые счета на базе единой абстрактной модели.

Система хранения документов обеспечивает формализацию и хранение документов предметной области.

Транзитная система осуществляет взаимодействие системы учета с прикладной системой.

Реализацию функциональности, адаптацию к изменениям предметной области обеспечивают механизмы прикладной системы, состоящей из трех компонент:

компоненты поддержки документооборота и выполнения операций;

компоненты справочников и классификаторов;

компоненты представления системы учета в аспекте предметной области.

Прикладная система обеспечивает реализацию объектов и операций предметной области, систему безопасности и управления доступом .

^ Центральное место в ядре системы занимает учетная система. В ее основе - абстрактная модель бухгалтерского учета с основополагающим принципом двойной записи. Основными объектами системы учета являются:

конто;

показатель;

журнал;

проводка.

В терминах бухгалтерской модели конто и показатели являются абстрактными счетами учетной системы.

Конто предназначен для аналитического учета однородных банковских операций с использованием механизма проводок. На внешнем (прикладном) уровне конто соответствуют лицевые счета (балансовые, внебалансовые, депо), кассовые символы, бюджетные символы и другие регистры аналитического учета.

Показатель предназначен для синтетического учета, для группировки аналитики при формировании отчетности и анализа. На внешнем уровне показателям соответствуют счета I-II порядков, разделы Плана счетов ЦБ, символы отчетности различных форм.

Структура показателей и конто строится на основе иерархии неограниченного уровня вложенности.

Журнал - это объединение показателей, имеющих один экономический смысл.

Примерами журналов могут быть главы Плана счетов ЦБ («Балансовые счета», «Внебалансовые счета», «Счета депо»), список символов кассовой отчетности, формы отчетности по Инструкции № 17 и т. д. Проводки формируют состояния конто - хранящиеся в системе обороты по дебету и кредиту, остаток. Состояния показателей рассчитываются на основе их отношения к конто.

При выполнении операций над проводками фиксируются время ввода, планирования, подтверждения планирования и фактического учета. При помощи этого механизма ведется фактический и позиционный учет операций.

Для реализации алгоритмов учетной системы используются процедуры и таблицы сервера данных. В состав модулей системы учета входят модули клиентской части, которые обеспечивают диалоговый режим создания и применения счетов. В основном это модули технолога системы, которые позволяют:

осуществлять ведение структуры объектов учетной системы;

организовывать доступ для проведения аудита ко всем счетам и проводкам системы учета независимо от их прикладного применения.

Интерфейс модулей технолога представляет журналы, показатели, конто и проводки в терминах прикладной области.

Форма хранения документов и форматированный документ позволяют автоматизировать обработку посредством выборки данных, которые передаются в учетную систему и в прикладную систему (для компоненты поддержки документооборота).

При обработке документа транзитная система формирует обращения к учетной системе - как при выполнении операции, так и при ее откате. В этой системе присутствуют правила учета, которые определяют состав проводок и их атрибуты, а также фонд счетов, переводящий внешнее представление счетов в идентификаторы конто учетной системы. Кроме того, в транзитной системе хранится история движения документа, фиксирующая переходы документа из одной стадии обработки в другую. Транзитная система получает результаты выполнения операций учетной системой и передает их прикладной системе.

III. Прикладная система

Компонента поддержки документооборота - самая важная в прикладной системе. В ее состав входят: документ, картотека и портфель.

В нашей статье понятие «папка» заменено на понятие «картотека». Картотеки (в отличие от папок) имеют некоторые ограничения, в частности:

их количество в системе конечно;

пользователи системы не могут создавать и уничтожать их;

разрешенные перемещения документа из одной картотеки в другую заранее прописываются технологом системы;

обращение к транзитной системе для инициирования проводок в системе учета происходит при перемещении документа из картотеки в картотеку.

Картотека объединяет документы, находящиеся на одной стадии обработки (скажем, лицевые счета картотеки № 2).

Портфель содержит группу документов и определяет, каким образом эти документы связаны между собой (подчеркнем, однако, что на взаимодействие прикладной системы с транзитной и учетной он не влияет). Примером портфеля может служить совокупность документов, относящихся к кредитному договору: собственно договор, соглашение о пролонгации, графики погашения платежей, платежные документы, сопровождающие его выполнение и др.

Любая операция по обработке документов начинается с ввода документа в систему. Затем компонента обеспечения документооборота прикладной системы выполняет перемещение документа из одной картотеки в другую, одновременно с этим документом совершаются определенные операции. Когда в составе этих операций есть учетные, система обращается к транзитной системе, которая, в свою очередь, формирует запрос к учетной системе для формирования проводок и изменения состояния конто.

У прикладной системы довольно сложная клиентская интерфейсная часть, отображающая движение документов по картотекам с учетом специфики реализуемой функциональности.

^ Модули клиентской части и процедуры сервера данных обеспечивают как выполнение операций над документом, так и информационный сервис по документообороту.

^ Компонента представления учетной системы дает (независимо от документооборота) возможность доступа к системе учета в пределах, необходимых конкретной прикладной подсистеме.

^ Компонента справочников и классификаторов - вспомогательная. Основное ее назначение - осуществлять учет всех остальных объектов банковской системы, т. е. тех, которые не являются ни документом, ни счетом. К этим объектам относятся анкетные данные о клиентах, классификаторы банков-корреспондентов, информация о валютах (в том числе об их курсах), сведения об условиях начисления процентов для различных банковских операций и т. д.

^ Для каждого из объектов банковской системы предусмотрены по две группы программных модулей: одна отвечает за создание и поддержку объектов, другая является модулями использования объектов.

^ Первая группа модулей обеспечивает ввод данных об объектах в систему, их сохранение, модификацию и удаление. Для некоторых объектов (среди них анкетные данные, курсы валют и т. д.) ведется история изменения их состояний, что требуется для правильного выполнения алгоритмов, связанных с обработкой счетов (заметим, что состояние счета или его позиция - это тоже история изменения состояний). К истории состояний объектов обращаются и в том случае, если необходимо подготовить отчетность за какой-либо период.

Вторая группа модулей предназначена для использования данных об объектах программами организации интерфейса пользователя, процедурами подготовки отчетов, а также операциями обработки документов в системах обеспечения документооборота и учетных системах. Многие объекты из классификаторов и справочников являются объектами аналитического учета. Поэтому документы и счета в своих структурах хранят ссылки на эти объекты и обращаются к системе справочников и классификаторов за сервисом - и, получив значения объектов, указывают их в этих ссылках.
Лекция 2. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Классификация современных автоматизированных банковских систем

  2. Принципы построения автоматизированных банковских систем

  3. Цели автоматизации работ с банковскими продуктами

  4. Способы реализации требований к АБС, призванной обеспечивать автоматизацию работ с банковскими продуктами


^ 1. Классификация современных автоматизированных банковских систем

В условиях стремительного развития банковских систем, односторонний («векторный») подход к классификации не совсем оправдан, так как помимо используемых СУБД и технологических решений есть и много других параметров, не менее важных при классификации АБС.

Такими параметрами могут быть, например:

1. «Базовый объект» при построении технологий обработки бизнес процессов: проводка; документ; банковский продукт.

2^ . Уровень реализации банковских технологий: с жестко заданным набором определенных технологий; с возможностью работать с разными банковскими технологиями (универсальная АБС).

3. ^ Уровень защиты информации: криптозащита; криптозащита и трехуровневая модель обработки данных; криптозащита, другие средства защиты.

4. Функциональная полнота: наличие системы управления рисками; наличие системы консолидированного управления финансовыми ресурсами; поддержка широкого спектра банковских продуктов; включение новейших банковских технологий («Home Banking», «Internet», «телефонного банка», видеоконференций и т. д.).

5. ^ Работа с филиалами и удаленными площадками: на основе распределенной базы данных с off-line-репликацией; на основе единой базы данных.

6. Использование встроенных средств разработки: генератора отчетности; макроязыка; генератора объектов; других CASE-средств. Возможны и другие критерии оценки.

В дальнейшем при классификации автоматизированных банковских систем будет использован комплексный («матричный») метод, основанный на выборе группы критериев, определяющих множество возможных значений классификации. Совокупность значений критериев для оцениваемой АБС с помощью определенной функции преобразуются в сводный интегральный показатель - так называемый Классификатор «поколение АБС». Таким образом можно достичь наиболее полной «достоверности» классификации. При использовании «матричного» подхода разработчик-аналитик должен определить следующие параметры модели:

наиболее адекватные критерии оценки;

формальные взаимосвязи между этим критериями;

значения выбранных критериев оценки;

значения Классификатора «поколение АБС»;

функции (математические или продукционные), определяющие получение интегрального показателя (в нашем случае - это показатель «поколение АБС»).

В таблице 1 представлены основные классифицирующие признаки технологических поколений АБС.

Технологическое поколение АБС - основной классифицирующий признак

^ I. Персональная СУБД в автономном режиме

II. Персональная СУБД в сетевом режиме

III Менеджер записей Btrieve

IV. Профессиональная СУБД

V. Менеджер транзакций

VI. Компонентная технология

Возможно, что такой подход внесет новый импульс в систематизацию современных АБС - классификация программных продуктов, станет более сложной и разветвленной, а также будет учитывать различные характеристики и параметры.

^ Основные задачи автоматизированной банковской системы.

Основные проектные решения в обслуживании банков

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconТеоретическое построение Банковской системы Банковская система: понятие,...
Анализ современного состояния Банковской системы России и перспективы ее развития

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconСанкт-Петербургский государственный политехнический университет Инженерно-экономический...
Тема проекта (работы): Структура автоматизированной банковской системы «бисквит» фирмы «бис»

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconСанкт-Петербургский государственный политехнический университет Инженерно-экономический...
Тема проекта (работы): Структура автоматизированной банковской системы «бисквит» фирмы «бис»

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconВ чем сущность и содержание банковской инновации?
Перечислите мероприятия проводимые банком России, направленные на снижение уровня риска функционирования банковской системы

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconКомплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание...
АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т п.), включая их сочетания, и устанавливает...

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconВ. И. Гаркушенко теория автоматического управления
Построение лах и лфх разомкнутой системы и определение запасов устойчивости замкнутой системы 39

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconДисциплина «Проектирование информационных систем»
Приведите структуру автоматизированной экономической информационной системы (аэис)

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconТема: Виды обеспечения и инфраструктура единой автоматизированной информационной системы
Лекция №7 Дисциплина: Автоматизированная деятельность в таможенных органах России

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconЗанятие 21 банковская система. Ценные бумаги.
Цель: Рассмотреть структуру банковской системы, функции банков, виды ценных бумаг

Архитектурное построение автоматизированной банковской системы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине “Организация деятельности кб”
Структура современной банковской системы России. Кредитные организации, виды кредитных организаций в РФ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов