Скачать 1.92 Mb.
|
Архитектурное построение автоматизированной банковской системы. Вся система состоит из трех компонентов: 1) клиентской части системы; 2) объектов сервера данных; 3) процедур сервера приложений. Клиентская часть системы обеспечивает взаимодействие пользователя с системой. Никакой обработки данных в клиентской части не происходит. Ее назначение сводится к тому, чтобы принять от пользователя запрос на выполнение операции системы и необходимые для выполнения этого запроса данные. После того, как запрос реализован, клиентская часть дает пользователю возможность ознакомиться с результатами выполнения операции. Объекты сервера данных являются центральной частью системы. Здесь хранятся все данные системы и процедуры, обеспечивающие выполнение ее операций. Хранимые процедуры получают запрос от клиентской части на выполнение операций и подготавливают для нее результаты своей работы. Для выполнения некоторых специфических операций хранимые процедуры могут вызывать процедуры сервера приложений. На сервере приложений выполняются специализированные AS-процедуры, которые вызываются по запросам от процедур сервера данных. Процедуры сервера приложений обеспечивают функционирование системы безопасности и управления доступом, а также выполняют ту часть прикладных операций, для которой реализация средствами сервера данных неэффективна. AS-процедуры могут обращаться и к объектам сервера данных, если это необходимо для их работы. Клиентская часть системы. Основное назначение клиентской части системы - обеспечить взаимодействие пользователя с системой, предполагающее организацию интерфейса пользователя (отображение и обработка событий) и связь с сервером данных (Manager SQL). Интерфейс пользователя состоит из процедур отображения результатов работы системы, представленных в виде экранных форм или отчетов, а также из процедур обработки событий, возникающих в результате действий пользователя или по сообщениям сервера данных. ^ . Объекты сервера данных - это таблицы и процедуры. По своему назначению они разделяются на системные (в контексте банковской системы, а не базы данных) и прикладные. Системные объекты реализуют задачи «секретности» и управления доступом (этим правом обладает только уполномоченный оператор - так называемый «офицер безопасности»). Доступ к прикладным объектам клиентов возможен только через узкую «щель», определенную системой безопасности. Система построена так, что все функции, необходимые клиенту, реализуются через вызов хранимых процедур. Последние надежно защищены системой управления доступом, и поэтому давать разрешение пользователю на использование таблиц нет необходимости. Иначе пришлось бы заботиться о том, кому из персонала банка следует передать таблицу для выполнения определенных действий - при этом о доступе к конкретным записям («сайтам») речь не могла бы идти вообще. При вызове клиентом пользовательских процедур (объектов, представляющих для системы безопасности основной интерес) сразу же происходит обращение к серверу защиты (он реализуется как сервер приложений). При получении соответствующего разрешения выполнение процедур продолжается. В этом и заключается сущность взаимодействия клиента с сервером данных под надзором системы безопасности. Остальные процедуры (т. е. те, которые не вызываются клиентом) не связаны с системой безопасности, поскольку они защищаются средствами сервера данных. Все объекты на сервере данных создаются при инсталляции системы системным администратором. Этот процесс проходит в пакетном режиме, когда с клиента на сервер посылаются запросы на создание процедур и таблиц, а также на их заполнение. ^ Сервер приложений организуется средствами Open-Server Sybase. Он может функционировать на том же компьютере, что и сервер данных, но может быть реализован и на другом компьютере. Различают два вида процедур сервера приложений: первые из них отвечают за функционирование системы безопасности и управления доступом, вторые - выполняют ту часть прикладных операций, которая неэффективно реализуется средствами сервера данных. Независимо от назначения, все AS-процедуры вызываются только по запросам от хранимых процедур. Последние могут обращаться на сервер данных либо непосредственно к таблицам, используя запрос, динамически формируемый на AS-сервере, либо к внутренним хранимым процедурам, применяя средства Open-Client Sybase. ^ Проектирование и реализация системы позиционного и фактического учета банковских операций, детальное рассмотрение вопросов ее взаимодействия с обработкой банковских документов позволило представить технологическое построение системы в следующем виде (Рис. 2): Можно определить три составляющие системы: ^ Ядро системы. Прикладная система.
Система безопасности и управлением доступом призвана обеспечить разграничение прав пользователей системы к ее объектам (операциям и данным). Она базируется на сервере данных и использует для управления доступом к объектам БД - таблицам и процедурам - возможности сервера данных. Для проверки возможности выполнения пользовательских процедур, которые защищает система, применяется специализированный сервер защиты. Он реализован в виде сервера приложений. Основными требованиями, предъявляемыми к системе безопасности и управления доступом, являются гибкость при определении объектов доступа и удобство администрирования при управлении доступом. Поэтому была выбрана матричная система защиты, предусматривающая, что управление доступом рассматривается как с точки зрения доступа к прикладным объектам системы, так и относительно доступа к прикладным операциям системы. Для определения прав пользователя на возможность осуществлять операции и на доступ к объектам надо построить некую матрицу, узлами которой являются пересечения требований на доступ к объектам и операциям. Функциональность системы основана на базовых операциях. Предоставляя пользователю набор базовых операций, администратор системы определяет тем самым его доступ. Базовые объекты определяют объектно-ориентированный взгляд на систему. Появляется возможность управлять доступом к объектам, определяя права на их методы, которыми являются элементарные операции. Каждая базовая операция использует какой-либо из методов базового объекта (т. е. какие-либо элементарные операции). Таким образом, доступ пользователя в системе складывается из его прав на базовые операции и объекты. Для обеспечения эффективной работы администратора системы по управлению доступом вводится понятие оргштатного элемента, модуля и способов группировок базовых объектов, базовых операций и самих оргштатных элементов. Работу системы по организации обобщенных объектов и операций, построению оргштатной схемы и определению прав оргштатных элементов на объекты и операции выполняет технолог системы на основе анализа бизнес-процессов, происходящих в банке. Администратор системы назначает исполнителей оргштатных элементов из числа штатных сотрудников банка. II. Ядро системы - достаточно абстрагированный от предметной области проблемно-ориентированный инструмент. Работа механизмов ядра не зависит от функциональности системы. Ядро включает в себя: 1) систему учета банковских операций; ^ 3) транзитную систему. Система учета выполняет фактический и позиционный учет операций, а также формирует «ограничения» на лицевые счета на базе единой абстрактной модели. Система хранения документов обеспечивает формализацию и хранение документов предметной области. Транзитная система осуществляет взаимодействие системы учета с прикладной системой. Реализацию функциональности, адаптацию к изменениям предметной области обеспечивают механизмы прикладной системы, состоящей из трех компонент: компоненты поддержки документооборота и выполнения операций; компоненты справочников и классификаторов; компоненты представления системы учета в аспекте предметной области. Прикладная система обеспечивает реализацию объектов и операций предметной области, систему безопасности и управления доступом . ^ . В ее основе - абстрактная модель бухгалтерского учета с основополагающим принципом двойной записи. Основными объектами системы учета являются: конто; показатель; журнал; проводка. В терминах бухгалтерской модели конто и показатели являются абстрактными счетами учетной системы. Конто предназначен для аналитического учета однородных банковских операций с использованием механизма проводок. На внешнем (прикладном) уровне конто соответствуют лицевые счета (балансовые, внебалансовые, депо), кассовые символы, бюджетные символы и другие регистры аналитического учета. Показатель предназначен для синтетического учета, для группировки аналитики при формировании отчетности и анализа. На внешнем уровне показателям соответствуют счета I-II порядков, разделы Плана счетов ЦБ, символы отчетности различных форм. Структура показателей и конто строится на основе иерархии неограниченного уровня вложенности. Журнал - это объединение показателей, имеющих один экономический смысл. Примерами журналов могут быть главы Плана счетов ЦБ («Балансовые счета», «Внебалансовые счета», «Счета депо»), список символов кассовой отчетности, формы отчетности по Инструкции № 17 и т. д. Проводки формируют состояния конто - хранящиеся в системе обороты по дебету и кредиту, остаток. Состояния показателей рассчитываются на основе их отношения к конто. При выполнении операций над проводками фиксируются время ввода, планирования, подтверждения планирования и фактического учета. При помощи этого механизма ведется фактический и позиционный учет операций. Для реализации алгоритмов учетной системы используются процедуры и таблицы сервера данных. В состав модулей системы учета входят модули клиентской части, которые обеспечивают диалоговый режим создания и применения счетов. В основном это модули технолога системы, которые позволяют: осуществлять ведение структуры объектов учетной системы; организовывать доступ для проведения аудита ко всем счетам и проводкам системы учета независимо от их прикладного применения. Интерфейс модулей технолога представляет журналы, показатели, конто и проводки в терминах прикладной области. Форма хранения документов и форматированный документ позволяют автоматизировать обработку посредством выборки данных, которые передаются в учетную систему и в прикладную систему (для компоненты поддержки документооборота). При обработке документа транзитная система формирует обращения к учетной системе - как при выполнении операции, так и при ее откате. В этой системе присутствуют правила учета, которые определяют состав проводок и их атрибуты, а также фонд счетов, переводящий внешнее представление счетов в идентификаторы конто учетной системы. Кроме того, в транзитной системе хранится история движения документа, фиксирующая переходы документа из одной стадии обработки в другую. Транзитная система получает результаты выполнения операций учетной системой и передает их прикладной системе. III. Прикладная система Компонента поддержки документооборота - самая важная в прикладной системе. В ее состав входят: документ, картотека и портфель. В нашей статье понятие «папка» заменено на понятие «картотека». Картотеки (в отличие от папок) имеют некоторые ограничения, в частности: их количество в системе конечно; пользователи системы не могут создавать и уничтожать их; разрешенные перемещения документа из одной картотеки в другую заранее прописываются технологом системы; обращение к транзитной системе для инициирования проводок в системе учета происходит при перемещении документа из картотеки в картотеку. Картотека объединяет документы, находящиеся на одной стадии обработки (скажем, лицевые счета картотеки № 2). Портфель содержит группу документов и определяет, каким образом эти документы связаны между собой (подчеркнем, однако, что на взаимодействие прикладной системы с транзитной и учетной он не влияет). Примером портфеля может служить совокупность документов, относящихся к кредитному договору: собственно договор, соглашение о пролонгации, графики погашения платежей, платежные документы, сопровождающие его выполнение и др. Любая операция по обработке документов начинается с ввода документа в систему. Затем компонента обеспечения документооборота прикладной системы выполняет перемещение документа из одной картотеки в другую, одновременно с этим документом совершаются определенные операции. Когда в составе этих операций есть учетные, система обращается к транзитной системе, которая, в свою очередь, формирует запрос к учетной системе для формирования проводок и изменения состояния конто. У прикладной системы довольно сложная клиентская интерфейсная часть, отображающая движение документов по картотекам с учетом специфики реализуемой функциональности. ^ обеспечивают как выполнение операций над документом, так и информационный сервис по документообороту. ^ дает (независимо от документооборота) возможность доступа к системе учета в пределах, необходимых конкретной прикладной подсистеме. ^ - вспомогательная. Основное ее назначение - осуществлять учет всех остальных объектов банковской системы, т. е. тех, которые не являются ни документом, ни счетом. К этим объектам относятся анкетные данные о клиентах, классификаторы банков-корреспондентов, информация о валютах (в том числе об их курсах), сведения об условиях начисления процентов для различных банковских операций и т. д. ^ : одна отвечает за создание и поддержку объектов, другая является модулями использования объектов. ^ . Для некоторых объектов (среди них анкетные данные, курсы валют и т. д.) ведется история изменения их состояний, что требуется для правильного выполнения алгоритмов, связанных с обработкой счетов (заметим, что состояние счета или его позиция - это тоже история изменения состояний). К истории состояний объектов обращаются и в том случае, если необходимо подготовить отчетность за какой-либо период. Вторая группа модулей предназначена для использования данных об объектах программами организации интерфейса пользователя, процедурами подготовки отчетов, а также операциями обработки документов в системах обеспечения документооборота и учетных системах. Многие объекты из классификаторов и справочников являются объектами аналитического учета. Поэтому документы и счета в своих структурах хранят ссылки на эти объекты и обращаются к системе справочников и классификаторов за сервисом - и, получив значения объектов, указывают их в этих ссылках. Лекция 2. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
^ В условиях стремительного развития банковских систем, односторонний («векторный») подход к классификации не совсем оправдан, так как помимо используемых СУБД и технологических решений есть и много других параметров, не менее важных при классификации АБС. Такими параметрами могут быть, например: 1. «Базовый объект» при построении технологий обработки бизнес процессов: проводка; документ; банковский продукт. 2^ й: с жестко заданным набором определенных технологий; с возможностью работать с разными банковскими технологиями (универсальная АБС). 3. ^ : криптозащита; криптозащита и трехуровневая модель обработки данных; криптозащита, другие средства защиты. 4. Функциональная полнота: наличие системы управления рисками; наличие системы консолидированного управления финансовыми ресурсами; поддержка широкого спектра банковских продуктов; включение новейших банковских технологий («Home Banking», «Internet», «телефонного банка», видеоконференций и т. д.). 5. ^ : на основе распределенной базы данных с off-line-репликацией; на основе единой базы данных. 6. Использование встроенных средств разработки: генератора отчетности; макроязыка; генератора объектов; других CASE-средств. Возможны и другие критерии оценки. В дальнейшем при классификации автоматизированных банковских систем будет использован комплексный («матричный») метод, основанный на выборе группы критериев, определяющих множество возможных значений классификации. Совокупность значений критериев для оцениваемой АБС с помощью определенной функции преобразуются в сводный интегральный показатель - так называемый Классификатор «поколение АБС». Таким образом можно достичь наиболее полной «достоверности» классификации. При использовании «матричного» подхода разработчик-аналитик должен определить следующие параметры модели: наиболее адекватные критерии оценки; формальные взаимосвязи между этим критериями; значения выбранных критериев оценки; значения Классификатора «поколение АБС»; функции (математические или продукционные), определяющие получение интегрального показателя (в нашем случае - это показатель «поколение АБС»). В таблице 1 представлены основные классифицирующие признаки технологических поколений АБС. Технологическое поколение АБС - основной классифицирующий признак ^ II. Персональная СУБД в сетевом режиме III Менеджер записей Btrieve IV. Профессиональная СУБД V. Менеджер транзакций VI. Компонентная технология Возможно, что такой подход внесет новый импульс в систематизацию современных АБС - классификация программных продуктов, станет более сложной и разветвленной, а также будет учитывать различные характеристики и параметры. ^ Основные проектные решения в обслуживании банков |
![]() | Анализ современного состояния Банковской системы России и перспективы ее развития | ![]() | Тема проекта (работы): Структура автоматизированной банковской системы «бисквит» фирмы «бис» |
![]() | Тема проекта (работы): Структура автоматизированной банковской системы «бисквит» фирмы «бис» | ![]() | Перечислите мероприятия проводимые банком России, направленные на снижение уровня риска функционирования банковской системы |
![]() | АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т п.), включая их сочетания, и устанавливает... | ![]() | Построение лах и лфх разомкнутой системы и определение запасов устойчивости замкнутой системы 39 |
![]() | Приведите структуру автоматизированной экономической информационной системы (аэис) | ![]() | Лекция №7 Дисциплина: Автоматизированная деятельность в таможенных органах России |
![]() | Цель: Рассмотреть структуру банковской системы, функции банков, виды ценных бумаг | ![]() | Структура современной банковской системы России. Кредитные организации, виды кредитных организаций в РФ |