Задача автоматизации банковской деятельности 6




НазваниеЗадача автоматизации банковской деятельности 6
страница1/4
Дата публикации24.08.2013
Размер0.53 Mb.
ТипЗадача
zadocs.ru > Банк > Задача
  1   2   3   4

Банковская информатика 2

Введение 2

Особенности автоматизации банковской деятельности. 4

Задача автоматизации банковской деятельности 6

Банк как частный вид предприятия 6

Специфические вопросы информатизации банковской деятельности 9

План счетов 11

Опердень 16

Доходы и расходы банка 19

кредитная деятельность 19

кассовое обслуживание 21

депозиты юридических и физических лиц (сберкасса) 22

Депозиты физических лиц 22

Депозиты юридических лиц 23

валютная деятельность 23

ценные бумаги 24

участие в торгах в реальном времени 25

депозитарная деятельность; 25

работа с драгметаллами 26

хранение ценностей 26

пластиковые карточки 26

Межбанк 27

внутренняя бухгалтерия 27

аналитика 27

работа с филиалами 27

примерный перечень вопросов 28
^

Банковская информатика

Введение


Всякое общение, а тем более наукообразное, следует начинать с определений. Т.е. во первых словах своего курса я должен был бы определить, что же такое информатика вообще и банковская информатика в частности. Далее, как это принято во многих курсах информатики, я должен рассказать вам о развитии ВТ от машины Бэббиджа до наших дней, а также об эволюции программных средств. Но поскольку формального однозначного определения этих терминов не существует, и, с другой стороны, вы не филологи и не геологи, а значит, слышали все это уже неоднократно, может быть, еще до прихода на ВМК. Но обойтись совсем без определений и без предыстории тоже нельзя. Поэтому мы пройдемся по этим вопросам в быстром темпе с тем, чтобы отдать дань истории, и чтобы можно было говорить, не отвлекаясь на определения.

Я думаю, что мы посвятим эти вопросам наше первое занятие, а затем перейдем к чисто прикладным вопросам.

Итак, информация – это некоторые сведения о некоторых предметах или явлениях (замечательное определение, не правда ли?). Информатика – это наука о способах сбора, накопления и передачи информации. ХХ век стал не только веком автомобилей и самолетов, не только веком электроники и космоса, но и далеко не в последнюю очередь веком информации. Прогресс здесь просто фантастический. Представьте, что первый электронный компьютер ЭНИАК появился в 1945 году. И если говорить о его мощности, то, наверное, можно сказать, что он во столько же раз мощнее простых канцелярских счетов, во сколько раз он слабее современного компьютера. Первый компьютер, на которым пришлось работать мне в середине 70-х годов имел память 256Кб, занимал около 150 м2 и потреблял около 25 квт в час. Те же характеристики современного компьютера (далеко не самого мощного) 128Мб, поверхность письменного стола, 250 вт. Мне понравилось такое сравнение: «если бы авиация развивалась такими же темпами, как ВТ, мы облетали бы земной шар за несколько минут и парковали свой самолет на стоянке для автомобиля».

Без определений назову термины, принятые в ВТ. ЦП, ОП, внешняя память, монитор, клавиатура, устройства ввода/вывода информации. Надеюсь, вы представляете, о чем идет речь. С другой стороны, к тому времени, когда вы закончите университет, появятся устройства, которых мы сейчас не знаем, а многие из нынешних исчезнут. Такие устройства как трекбол и цифровой фотоаппарат я впервые увидел менее 10 лет назад, а сейчас это вполне заурядные вещи. Первые винчестеры, с которыми мы начинали работать, имели объем 10, 20, 40 Мб. Мой архив игр хранился на нескольких дискетах по 360К, т.е. занимал около 1 Мб и содержал несколько десятков игр. Современные игры уже не всегда умещаются на 1 компакт-диск, т.е. занимаю более 650 Мб.

Не буду останавливаться на семействах (клонах) процессоров, таких как IBM PC (Intel 8x86), Macintosh (Motorolla), Sun station, и различных архитектурах (RISC, CISC). Скажу только, что с точки зрения конечного пользователя на 90% типовых задач они имеют эквивалентные модели, как по мощности, так и по функциональным возможностям.

Потребность в совместном использовании информационных ресурсов, мгновенной актуализации данных привело к появлению ЛВС. И как любой качественный скачок ЛВС не только решили накопившиеся задачи, но и дали толчок ряду принципиально новых решений. Назову только клиент - серверную технологию работы современных СУБД. ЛВС позволяют достаточно большим коллективам существовать в едином информационном пространстве. Начиная от нормативно-технической и справочной информации, электронного документооборота до совместной разработки крупных проектов в режиме реального времени.

Аппетит приходит во время еды. Если я могу обмениваться информацией с коллегой из соседней комнаты, то почему же не расширить круг общения всеми заинтересованными лицами, независимо от их местонахождения. Тем более, что радио, ТВ и телефон уже продемонстрировали нам, что наша матушка Земля не так уж и велика для сигналов, распространяющихся со скоростью света. Такие запросы привели к появлению глобальных сетей и, в частности, Интернета и электронной почты. Мы получили мгновенное общение с человеком в любой точке земного шара, доступ к огромным информационным ресурсам ведущих библиотек, исследовательских центров и фирм. В перспективе – единый и общедоступный всеземной информаторий. Но в последнее время эйфория понемногу спадает и уступает место здоровому скепсису. Современная организация Интернета имеет и ряд существенных недостатков. Например:

  • с увеличением числа узлов в сети существенно затрудняется поиск необходимой информации. А сегодня свой Web-site может открыть каждый, и для этого не надо практически никаких начальных затрат. Многие провайдеры бесплатно размещают одну страничку, помогают в ее разработке. Отсутствие централизации и единой классификации информации приводит к тому, что источник и потребитель информации не могут найти друг друга.

  • Отсутствие ответственности за содержание информации может привести к дезинформации, которая в свою очередь может повлечь серьезные последствия;

  • Интернет - хулиганство создает всевозрастающие проблемы для пользователей паутины


Существенной частью современного компьютера стало программное обеспечение. Забыты времена, когда программировали в машинных командах и вводили программы с пульта машины наборами тумблеров. Забыты уже и такие долговременные носители информации как перфокарты и перфоленты, и даже пакеты магнитных дисков объемом 7,25 и 28Мб. Современное программное обеспечение можно разделить на следующие три большие категории:

  • операционные системы – обеспечивают максимально дружелюбный интерфейс и практически закрывают всю «внутреннюю кухню» общения с железом от глаз пользователя;

  • прикладное ПО общего назначения (напр., Microsoft Office, Internet Explorer и т.д.) – во многих случаях может полностью или в очень большой степени удовлетворить потребности многих пользователей. Все администраторы, независимо в какой предметной области они работают выполняют весьма схожую работу: они должны вести переписку с внешними контрагентами и партнерами (вы скажете, чтоэто функция секретаря? Безусловно, секретари вообще не связаны с предметом работы), распределять работу, проверять ее выполнение, давать данные бухгалтерии о поощрении отличившихся и наказании провинившихся. И это относится к любой фирме занимающейся торговлей или строительством космических кораблей.

Всемирно-историческое значение ИПП и их апогей - Microsoft Office

  • специализированное ПО – решает конкретные прикладные задачи, основываясь на специфике предметной области, ставящихся задач и даже квалификации персонала.


Итак, мы рассмотрели инструментарий, которым располагает современная информатика. Посмотрим теперь, для чего он может применяться.
Вся история человечества связана с развитием орудий производства. На первых этапах оно в первую очередь было направлено на облегчение механических операций (колесо, рычаги, блоки и пр.). Следующим этапом стала автоматизация (точнее механизация) часто повторяющихся механических операций и, наконец, появилась необходимость и возможность автоматизировать управленческую деятельность, начиная от документооборота и заканчивая процессом принятия решений. Потребность в этом была обусловлена нарастающим объемом информации и, соответственно, объемом сопровождающих любую производственную деятельность документов.

Качественным скачком в информатике стало появление выносных терминалов, которые можно было разместить непосредственно на рабочем месте. Это сделало вычислительную технику инструментом, доступным специалистом практически любого профиля и устранило потребность в «толмачах» – профессиональных программистах, которые непосредственно общались с компьютером, переводя запросы пользователей в термины ВТ и обратно. Следующим качественным переходом стало появление сетей (как локальных, так и глобальных), связывающих между собой компьютеры. Появилась возможность не только обрабатывать собственную информацию, но и обмениваться ею с окружающими.

Этими совершенно очевидными рассуждениями я хочу подвести вас к следующему выводу:

^ Информатика не самоценна. Ее основная задача, так же как и любого другого орудия производства, - облегчение выполнения требуемых операций, повышение их качества и сокращение сроков выполнения.

Как я уже говорил, информатика – понятие достаточно объемное и расплывчатое. Под данное нами в начале определение информации подходит в той или иной степени практически вся деятельность человека. Поэтому в рамках данного курса мы рассмотрим лишь один аспект информатики, а именно вопрос автоматизации банковской деятельности на базе использования средств вычислительной техники. Причем рассмотрим его с точки зрения постановки задачи автоматизации, как отдельных направлений работы банка, так и взаимосвязь отдельных подзадач, и комплексную автоматизацию работы банка в целом. При этом мне придется опираться на существующую практику работы российских банков, и, следовательно, уделять большое внимание предметной области.

Изучение предметной области необходимо при постановке задачи. Идеально, когда навстречу друг другу идут обе стороны: и предметники, и автоматизаторы. В реальной жизни так не получается. Наши с вами коллеги очень напоминают тех героев анекдота, которые спрашивали, нести ли веревку и мыло с собой или казенные выдадут. Здесь надо отметить, что положительным моментом нашей перестроечной неразберихи стала переквалификация специалистов. В частности, в финансовую сферу неплохо обеспеченную вычислительной техникой и зарплатным фондом споро двинулись программисты. Причем многие настолько увлеклись в процессе постановки задачи предметной областью и так хорошо ее освоили, что когда грянула перестройка, на первых или вторых ролях во многих банках оказались программисты. Достаточно, наверное, назвать фамилии братьев Мавроди и Константина Борового. В Казани в 94-95 году во главе банков программистов я не помню, но среди членов правления хоть один да был. Это дало большой положительный эффект по двум основным причинам. Во-первых, была дана «зеленая улица» приобретению и качественного железа и продвинутого программного инструментария. Во-вторых, грамотная постановка, сделанная профессионалами как в информатике, так и в банковской кухне (по крайней мере, в том виде, в котором она сложилась в реальности.
^

Особенности автоматизации банковской деятельности.


В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов.

Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

Новые технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страховым компаниям изменить взаимоотношения с клиентами и найти новые средства для извлечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, затем следуют банки, а самыми последними их принимают на вооружение страховые компании.

Задача, стоящая перед всеми финансовыми организациями, одинакова: интеграция унаследованных систем в распределенную архитектуру локальных сетей. Дэвид Стюарт, главный консультант по новым технологиям в Global Соnсерts, считает, что сегодня спрос на людей, понимающих в сетях, выше, чем когда-либо прежде. По его мнению, в наше время при устройстве па работу в банк предпочтение отдается программисту, а не кассиру.

Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения. Нужно отметить, что БС представляют из себя "лакомый кусочек" для любого производителя компьютеров и ПО. Поэтому почти все крупные компании разработчики компьютерной техники предлагают на этом рынке системы на базе своих платформ.

В качестве примеров передовых технологий, используемых в банковской деятельности. можно назвать базы данных на основе модели "клиент-сервер" (характерно использование ОС Unix и БД Огас1е): средства межсетевого взаимодействия для межбанковских расчетов; службы расчетов, целиком ориентированных на Internet, или, так называемые, виртуальные банки: банковские экспертно - аналитические системы, использующие принципы искусственного интеллекта и многое другое.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconЛекция 1 сапр(Системы автоматизированного проектирования). Основные...
Реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования[1], представляет собой организационно-техническую систему,...

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconВ чем сущность и содержание банковской инновации?
Перечислите мероприятия проводимые банком России, направленные на снижение уровня риска функционирования банковской системы

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconЗадача построение сети неперекрывающихся треугольников >24. Триангуляция Делоне
Деятельность по созданию программных продуктов и технических средств для автоматизации проектных работ имеет общее название сапр...

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине “Организация деятельности кб”
Структура современной банковской системы России. Кредитные организации, виды кредитных организаций в РФ

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconРуководство пользователя на
Виды деятельности, функции, для автоматизации которых предназначена данное приложение 2

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconПсихологические исследования творческой деятельности
Впервые формулируются некоторые психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ (на примере эксперимента),...

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconТема Автоматизация работы аптеки Актуальность внедрения автоматизированных...
Суть автоматизации заключается в замене ручного человеческого труда машинным. Основные цели автоматизации аптечной сети

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconПримерные вопросы к экзамену
Какие современные технические средства используются для автоматизации информационно-управленческой деятельности

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconТеоретическое построение Банковской системы Банковская система: понятие,...
Анализ современного состояния Банковской системы России и перспективы ее развития

Задача автоматизации банковской деятельности 6 iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Информационные технологии...
Достоинства и недостатки комплексных многопользовательских систем автоматизации бухгалтерского учета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов