Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01




НазваниеМетодическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01
страница1/9
Дата публикации02.07.2013
Размер1.43 Mb.
ТипМетодическая разработка
zadocs.ru > Биология > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство здравоохранения Саратовской области
Государственное автономное образовательное учреждение СПО

«Балаковский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по разделу «Здоровый ребенок»
Междисциплинарный комплекс 02.01. ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
Специальность 060501 Сестринское дело

Курс 2

Балаково

2013 г.

Лекция №1

«Периоды детского возраста. Антенатальный период»

План лекции

  1. Введение

  2. Периоды детского возраста

  3. Особенности развития плода

  4. Развитие плода по месяцам внутриутробной жизни

  5. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода

  6. Особенности связи между матерью и плодом во время беременности

  7. Влияние процесса родов на плод

  8. Значение патронажей, их сроки и количество


Периоды детского возраста. Антенатальный период.

Организм ребенка находится в процессе роста и развития, которые непрерывны. Нельзя рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. В практической деятельности необходим индивидуальный подход как к здоровому, так и к больному ребенку с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей. Этому способствует выделение в детском возрасте отдельных периодов, между которыми нельзя провести четкой грани.

Для каждого человека окончание одного возрастного периода и начало другого индивидуально. Границей служат определенные морфологические признаки. Например, границей грудного периода является появление первого молочного зуба. Однако, в рамках сложившейся государственной системы медицинской помощи и статистической науки, границы возрастных периодов чётко ограничены.

Наиболее удобным является деление на:

  • внутриутробный (антенатальный),

  • интранатальный период

  • внеутробный (постнатальный) период.

  1. Антенатальный или внутриутробный период (270-290 дней):

  1. Герминальный период (первые 7 дгней) – от момента зачатия до момента имплантации с стенку матки. Яйцеклетка движется по маточной трубе, выделяя гормоны, которые вместе с гормонами матери подготавливают матку к имплантации. В конце этого периода зародыш представляет собой гаструлу с питательным желточным мешком.

  2. Период имплантации (до 9-х суток) – внедрение зародыша в матку.

  3. Эмбриональный период (до конца 6-7 недели внутриутробной жизни). Зародыш питается содержимым желточного мешка. Плацента отсутствует.

  4. Эмбриофетальный период (до конца 9 недели жизни) – переходный период от эмбрионального к фетальному. Продолжается 2 недели. Начало формирования плаценты. Её основная функция – барьерная.

  5. Фетальный период (с 9 недели до рождения) этот период делится на 2: ранний фетальный (до 175 дня жизни) – интенсивный рост плода и тканевая дифференцировка; поздний фетальный (со 176 дня до рождения) – менее интенсивный темп роста.

  1. ^ Интранатальный период:

  1. Продолжается от начала появления родовой деятельности до момента пережатия пуповины (до 24 часов)


Внеутробный или постнатальный период (от момента рождения до 17-18-летнего возраста):

  1. Внеутробный или постнатальный период (от момента рождения до 17-18-летнего возраста):

  1. Период новорожденности (0-28 день)

  2. Период грудного возраста (с 29 дня до 1 годда жизни)

  3. Преддошкольный период (от 1до 3 лет)

  4. Дошкольный период (от 3 до 6-7 лет)

  5. Младший школьный период (от 6-7 до 12 лет)

  6. Старший школьный период или период полового созревания (от 13 до 17-18 лет)

Особенности развития плода: беременность длится от зачатия до родов в среднем 270-290 дней. Роды начавшиеся в этот срок называются срочными.

При соединении мужской и женской половых клеток происходит слияние 23 материнских и 23 отцовских хромосом.

После оплодотворения яйцеклетка движется по маточной трубе в матку. В течение от 15 мин до 32ч деления плодного яйца не происходит. Затем из 1 клетки образуется 2, далее деление происходит каждые сутки, образуются 4,8,16 клеток.

Прежде чем попасть в матку плодное яйцо превращается в пузырь. На 7 сутки зародыш прикрепляется к стенке матки.

Питательные вещества к этому времени в нем исчерпываются и происходит имплантация эмбриона в слизистую оболочку матки: клетки врастают в слизистую, быстро делятся, разрастаются и ветвятся, внутри разветвлений постепенно формируются кровеносные сосуды.

Из зародышевого узелка формируется тело плода, а из поверхностного слоя клеток образуется детское место – плацента. Плодное яйцо, внедрившееся в стенку матки называется эмбрионом.

А период от зачатия до 8 недели - эмбриональным. В этот период формируются внезародышевые части:

  1. Околоплодный пузырь – замкнутый мешок, в котором находится плод и околоплодные воды.

  2. Околоплодные воды – появляются за счет секреции околоплодного пузыря, а в дальнейшем и почек плода, т.е. первичной мочи плода.

  3. Плацента – или детское место – образуется за счет поверхностного слоя плодного яйца, обеспечивает питание плода, снабжение его кислородом, отвечает з выведение из его организма продуктов обмена веществ. Окончательно формируется на 16-й неделе беременности

  4. Пуповина – пупочный канатик – соединяет тело ребенка с плацентой, по пуповине кровь течет от плода к плаценте и обратно, но обмена между кровью матери и плода не происходит - только обмен веществ!

^ Первый месяц внутриутробного развития:

На 1-2 неделе эмбрионального развития клетки зародышевого слоя разделяются на 2 слоя и принимают форму диска 0,25 мм в диаметре.

На 3-й неделе между 2 дисками образуется 3-й слой клеток. Из каждого слоя формируются различные органы и ткани.

Средний слой дает начало хорде – из неё образуется позвоночник, мышцы скелета, хрящи, кости, внутренние органы, сосуды, сердце, кровь, лимфа, половые железы, оболочки, выстилающие полости тела.

Наружный листок – кожные покровы , эпителий в области глаз, носа, ушей, а т.ж. из него развивается нервная система.

Внутренний листок в дальнейшем дает начало пищеварительной, дыхательной системам, печени и поджелудочной железе.

К 20 дню зародыш обособляется от внезародышевых частей. У него определяется передний (голова) и задний (нижние конечности, таз) концы.

На 3 неделе у эмбриона имеются зачатки всех основных органов и систем организма: пищеварительная трубка, поджелудочная железа, бронхи, трахея, появляются зачатки почек. На переднем конце зародыша формируется пластина – начало мозга, образуется начальная структура ВНС, сердечная трубка, клетки крови, костная система, возникает зачаток пупочной ножки – впоследствии пуповины.

На 4 неделе образуется пупочный канатик, дающий возможность зародышу плавать в околоплодных водах. Зародыш имеет крупный головной конец.

К концу первого месяца внутриутробной жизни сформированы зачатки всех органов и систем. Длина эмбриона 5-8мм, вес 2-3г, строение приобретает двустороннюю симметрию.

^ Второй месяц внутриутробного развития:

Образуются зачатки легких, происходит рост кишечника. Начинает работать сердце, развивается НС. Формируется лицо, конечности, глаза сближаются, появляется плоский нос.

На 5 неделе появляются зачатки рук и ног, на 6 – части нижних конечностей, зачатки пальцев – на 7 неделе.

На 7 неделе – зачатки зубов

На 8-й - вырисовываются губы, начинает развиваться мышечная система, формируется лицо.

С 50-го дня возникают мозговые импульсы, начинают дифференцироваться все слои больших полушарий мозга.

Длина 2,5-3 см, вес 4-5г.

^ Третий месяц внутриутробной жизни:

С 3 месяца зародыш называется плодом. В этот период формируются внутренние органы. Образовалась плацента. ЧСС 130-150 в минуту. Развивается печень, выполняющая функцию кроветворения.

На 6 неделе – появляются ЭР, на 12-16 неделе – белые кровяные тельца.

Продолжается окостенение скелета, начинают сокращаться мышцы. Зародыш двигает конечностями, поворачивает голову, открывает рот. Начинает формироваться голосообразующий аппарат. Плод делает попытки сосать и глотать, начинается процесс пищеварения.

В коне 3 месяца формируются наружные половые органы, но пол определить трудно. Интенсивно развивается НС. В ответ на раздражение – плод сжимает пальцы в кулак.

Длина 9см. вес 15-25г.

^ Четвертый месяц внутриутробного развития:

В этот период плод нанимает всю полость матки, женщина начинает ощущать активные движения плода.

Интенсивно развивается скелет и пищеварительная система. Дифференцируются внешние половые органы, пол становится различимым на УЗИ. Печень превращается в орган пищеварения, красный костный мозг – в орган кроветворения. В крови определяются все форменные элементы и резус-фактор. В кишечнике формируется меконий – первородный кал, имеющий темный цвет. Почки функционируют, выделяют мочу, за счет которой пополняются околоплодные воды. Окончательно формируется плацента. При сосании пальцев или кулака плод заглатывает околоплодные воды, которые обеспечивают деятельность пищеварительной и выделительной систем.

Происходит интенсивное развитие нервных клеток, начинают функционировать надпочечники и вилочковая железа. Кожа у плода морщинистая, сквозь неё просвечивают кровяные сосуды. Длина плода 12-17см, вес 200гр.

^ Пятый месяц внутриутробного развития:

Развивается ПЖС, кожа морщинистая, но не такая красная. Сальные железы выделяют секрет бело-серого цвета – первородную (сыровидную) смазку, которая скапливается в местах скопления сальных желез (подмышечные впадины, пах, сгибы рук и ног)- она защищает кожу от повреждений и микроорганизмов.

Через переднюю брюшную стенку женщины можно выслушивать сердцебиение плода.

Начинает функционировать кишечник, половые железы.

Продолжает формироваться ГМ, вестибулярный аппарат. На лице – появляются гримасы и улыбки. Опускаются уголки губ.

Длина 25-27см, вес около 300гр.

^ Шестой месяц внутриутробного развития:

Продолжает оформляться лицо плода: глаза сформированы, на веках есть ресницы, на голове и теле пушковые волосы, на коже – сыровидная смазка. Появляется ПЖС.

Движения плода активные, имеют место и постоянные дыхательные движения, хотя легкие не раскрыты.

Все отделы ЖКТ сформированы. Кроветворением занимаются в красный костный мозг, селезенка, вилочковая железа. На поверхности мозга формируются борозды и извилины. Плод свободно перемещается в околоплодной жидкости. Периодически плод впадает в сон, который сменяется активными движениями. Фаза медленного сна – более 50% суточного времени (у взрослых 20%)

Будущий младенец начинает реагировать на резкие световые и звуковые раздражители, тревогу матери- ведет себя беспокойно или сжимается.

Плод не является жизнеспособным. Рост 30см, вес 600-700гр.

^ Седьмой месяц внутриутробного развития:

Женщина ощущает активные, беспорядочные движения плода. Околоплодные воды достигают объема 0,7л. Положение плода неустойчивое, чаще головой вниз.

Кожа начинает разглаживаться, цвет красноватый. В легких формируются альвеолы, но легкие не расправляются. Но начинает образовываться сурфантант (вещество, которое обеспечивает раскрытие альвеол во время вдоха).

Начинают выделяться гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы. Головной мозг дифференцирует информацию от органов чувств. Плод хорошо слышит, различает внешние звуки, развивается зрительное восприятие.

Рост 35см, вес 1000-1200гр.

^ Восьмой месяц внутриутробного развития:

Плод занимает все пространство матки, движения целенаправленны, занимает положение, которое сохраняется при рождении. Наиболее часто – головой вниз – головное предлежание, спиной к левой стороне матки, иногда в поперечнике матки - поперечное положение).

Продолжают развиваться все органы и системы: альвеолы легких, окончательно формируется сердце, но ССС сохраняет черты присущие только плоду, печень приобретает дольчатое строение.

Рост 40см, вес до 1600гр.

^ Девятый месяц внутриутробного развития:

Исчезают пушковые волосы, ПЖС достаточно развит, сыровидная смазка остается только в складках и на волосистой части головы, половых органах. Хотя продолжается созревание органов и систем, организм плода является зрелым и имеет все признаки доношенности.

Возникают и совершенствуются АФО, обеспечивающие нормальные роды: 1.кости черепа мягкие податливые

2.швы черепа не сформированы

3. роднички открыты

К исходу 9 месяца начинается родовая физиологическая деятельность.

Рост плода к рождению 45-60см, вес 2500-3500 и больше.

^ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ПЛОД ВО ВРЕМЯ НУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА.

Различают мутации и тератогенные факторы. Мутации – неблагоприятные изменения наследственных структур, ведущие к возникновению врожденных заболеваний. Тератогенные факторы – любые воздействия на беременную женщину, влияющие на формирование органов и систем плода. Они делятся на внутренние и внешние.

Внешние: радиация, механические повреждения, бытовые факторы, химические вещества, инфекционные заболевания, лекарственные средства, неполноценное питание. Внутренние: мутации, наследственные заболевания, возраст родителей.

Особенно выражена чувствительность плода к временным повреждениям в первые 3 месяца в/у жизни. В этот период в связи с закладкой органов и систем могут возникнуть пороки развития и уродства, возможна гибель плода как от внешних, так и от внутренних факторов.

После 12-й недели защитные механизмы снижают чувствительность плода к неблагоприятным факторам, но все же чувствительность к ним велика. Критическими для плода являются сроки, когда повреждающий фактор воздействует на еще не сформированную систему или орган или несколько систем или органов. Для диагностики патологии развития плода в определенные сроки проводится УЗИ. С его помощью определяется предлежание, состояние здоровья плода, полноценность развития, наличие гипоксии, выявляются пороки развития органов и систем, уточняется срок беременности, пол и состояние детородных органов плода.

Дополнительные исследования проводятся по строгим показаниям (дополнительные УЗИ, амниоцентез, биопсия, анализ крови плода для оценки наследственного аппарата).

^ Воздействие неблагоприятных факторов на внутриутробном этапе:

Параметры

Период

Эмбриональный

Эмбриофетальный

Фетальный

Ранний

Поздний

Календарные рамки, нед.

1-6 неделя

7-8 неделя

9-28 неделя

29-40 неделя

Формирующиеся структуры

Органы

Плацента

Рост и дифференцировка тканей

Созревание плода

Эффект от воздействия мутагенов и тератогенов

Пороки развития или гибель эмбриона

Пороки развития плаценты и плода

Нарушение роста или/и дифференцировки тканей, преждевременное рождение плода

Преждевременное рождение плода

Реакция организма на инфекционный агент

Альтерация (Альтерация (от лат. alterare — изменять) — общее название изменения структуры клеток, тканей и органов, сопровождающееся нарушением их жизнедеятельности

Альтерация

Альтерация и соединительно-тканная пролиферация (Пролиферация (от лат. proles — отпрыск, потомство и fero — несу), 1) разрастание ткани организма путём новообразования и размножения клеток 

Альтерация, пролиферация, экссудация

Нарушения

Пороки развития

Гипоплазия или пороки развития плаценты и плода

Гипоплазия (дисплазия) тканей, гепатоз, фиброэластоз

Врожденные инфекции, заболевания плода за счет антигенной несовместимости матери и плода.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconМетодическая разработка по дисциплине «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния»
Междисциплинарный комплекс 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое...

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconМетодическая разработка для проведения практических занятий по производственному...
Количество часов: 12 Место проведения: Учебно-тренировочный комплекс. Автомобиль

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconМетодическая разработка по английскому языку по разделам «Фонетика. Грамматика» для студентов
Методическая разработка по дисциплине «Английский язык» по разделам «Фонетика. Грамматика» для студентов очного и заочного отделений...

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Информатика»
Методическая разработка предназначена для использования в качестве пособия при выполнении контрольной работы и способствует приобретению...

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconЗадачи к зачету по практике «Здоровый ребенок» 3 курс мсо задача №1
Используя центильные таблицы определите уровень и гармоничность физического развития ребенка

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconПояснительная записка Рабочая тетрадь по разделу 2 «Здоровье детей»
«Здоровье детей» мдк 01. 01 «Здоровый человек и его окружение» пм 01. «Проведение профилактических мероприятий»

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconФонетика. Звуковая организация образа
Методическая разработка предназначена как для работы на базовом, так и на профильном уровне

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconМетодическая разработка для проведения практического занятия Тема №11
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии

Методическая разработка по разделу «Здоровый ребенок» Междисциплинарный комплекс 02. 01 iconУчебно-методическая разработка для студентов лечебного факультета
Гоу впо первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов