Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности




НазваниеТема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности
страница1/10
Дата публикации02.07.2013
Размер1.09 Mb.
ТипРешение
zadocs.ru > Биология > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Авакумова Надежда Юрьевна

Тема 1.1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности


Цели изучения темы

  • oзнакомиться с основными понятиями безопасности жизнедеятельности, с целью и основной задачей БЖД.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:

  • основные опасности окружающего мира;

  • основные правила безопасной жизни.

Ключевой термин

Ключевой термин: жизнедеятельность.

Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.

^ Второстепенные термины

  • безопасность жизнедеятельности;

  • окружающая среда.

Структурная схема терминов



В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека: остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели в различных жизненных ситуациях.

Увеличивается количество различного рода катастроф как природного, так и техногенного характера. При этом количество катастроф, связанных с деятельностью человека, превышает природные в несколько раз.

Поэтому ранее изучавшиеся в вузах и техникумах отдельно дисциплины "Гражданская оборона", "Охрана труда" и "Охрана окружающей среды" объединили в один предмет – "Безопасность жизнедеятельности".

^ Безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровья и работоспособность.

Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность: игра, учение, труд.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой.

^ Окружающая среда – это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.

С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.

Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних – "синдром компьютерного зрения"), происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых "дыр" и т.д.

Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.

Опасности, создаваемые человеком, весьма разнообразны. Войны, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье – эти и другие пороки человеческого общества являются социальными опасностями.

Таким образом, опасности окружающего нас мира условно разделены на три четко выраженные группы: природные, техногенные, социальные.

Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия – причины.

Некоторые опасности не зависят от деятельности человека, появляются внезапно, не оставляя времени на раздумья, на спасение (аварии на транспорте, взрывы, землетрясения, ураганы и т.д.).

Для конца двадцатого века и начала двадцать первого характерно нарастание как экологических, так и иных катастроф. Поэтому людям надо прислушиваться к мнению ученых и организаций, заранее прогнозирующих различного рода бедствия и катастрофы.

Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:

  1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

  2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.

  3. При необходимости быстро и грамотно действовать.

Главная задача возникшего научного направления "Безопасность жизнедеятельности" – анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.

Как наука БЖД находится в стадии формирования. Опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, охраны окружающей среды, на достижения в профилактической медицине, основывается на законах и подзаконных актах.

Общие направления деятельности в области БЖД должны соответствовать программе действий "Повестка в 21 век" (Материалы всемирного форума в Рио-де-Жанейро, 1992 года). В программе указано, что единственный способ обеспечить безопасное будущее – это совместное решение проблемы развития экономики и сохранения окружающей среды.

Для этого необходим комплексный подход:

  • всемирная экономия ресурсов;

  • разработка и внедрение безопасных и экономичных технологий;

  • просвещение и подготовка кадров в области.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", что помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения и безопасно осуществлять свои профессиональные функции.

Задачи науки БЖД сводятся к идентификации опасностей техносферы, разработке и использованию средств защиты от опасностей, их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере, обучению работающих и населения основам защиты от опасностей, разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Цель БЖД как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.

Основные понятия в курсе "Безопасности жизнедеятельности":

Авария – происшествие в технической системе, не приводящее к гибели людей, хотя восстановление технических средств часто не возможно или нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, которое сопровождается гибелью людей или пропажей их без вести.

Биосфера – оболочка Земли, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, с целью удовлетворения своих материальных и социально-экономических потребностей.

Опасность – явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

^ Вредный фактор – негативное воздействие на человека, приводящие к ухудшению самочувствия или заболеваниям (шум, вибрация, запыленность воздуха, не достаточная освещенность и т.д.).

^ Травмоопасный фактор – негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу (электрический ток, взрыв и т.д.).

Выводы по теме

Научные и практические знания, изложенные в дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу.
^

Вопросы для самоконтроля


  1. Что такое процесс жизнедеятельности?

  2. На какие четко выделенные группы разделены опасности окружающего нас мира? Приведите пример.

  3. Что такое потенциальные опасности, и в каких случаях они могут стать явными? Приведите пример.

  4. Что такое техногенная катастрофа? Приведите примеры возможных техногенных катастроф в Вашем городе.

  5. Назовите основные правила безопасности жизнедеятельности. Приведите пример.

  6. Какова главная задача науки "Безопасность жизнедеятельности"?

  7. Какие существуют способы решения проблемы развития экономики при одновременном сохранении окружающей среды?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconПримерные вопросы к зачету по дисциплине «Безопасности жизнедеятельности»
...

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconТемы рефератов по «безопасности жизнедеятельности» Человек основной...
Мировой и отечественный опыт обеспечения безопасности жизнедеятельности в среде обитания

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconБезопасность жизнедеятельности на производстве
Опасные и вредные производственные факторы, их оценочные показатели, способы и средства обеспечения безопасности в подсистемах «человек»,...

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconЛекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности,...
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С. В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2001 г

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconПрактикум по безопасности жизнедеятельности
Практикум по безопасности жизнедеятельности: /С. А. Бережной, Ю. И. Седов, Н. С. Любимова и др.; Под ред. С. А. Бережного. Тверь:...

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconБезопасность жизнедеятельности как категория. Общие понятия и определения...
Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconВопросы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
Факторы, формирующие условия жизнедеятельности. Основное содержание общественно-политических, социальных, экологических, техногенных...

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconИтоговая аттестация выпускников основной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
...

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности icon1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности...
Безопасность жизнедеятельности (бжд)” – обязательна для всех специальностей и направлений. Основу научных и практических знаний в...

Тема Общие вопросы безопасности жизнедеятельности iconРоссийской Федерации Воронежская государственная технологическая...
Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов