1. Цель и задачи науки бжд




Скачать 298.7 Kb.
Название1. Цель и задачи науки бжд
страница1/3
Дата публикации22.06.2013
Размер298.7 Kb.
ТипАнализ
zadocs.ru > Биология > Анализ
  1   2   3
1 . Цель и задачи науки БЖД

БЖД – это наука о сохранении здоровья и безопасности человека и среды обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства снижения уровня опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

БЖД – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Главная задача науки о БЖД – превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Достижение основной цели БЖД сводится к созданию жизненного пространства в техносфере, лишенного опасностей и отвечающего условиям комфорта.

Наука БЖД объединяет в себе и базируется на отдельных разделах экологии, охраны труда, охраны природы, гигиены труда, ГО и ЧС.

Для развития использует такие науки как: физика, химия, биология, математику, анатомию, медицину и т.д.

Реализация целей и задач БЖД включает основные этапы научной деятельности:

1этап: идентификация опасностей источников, действующих в изучаемом жизненном пространстве;

2этап: Разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

3этап: формирование систем контроля опасности наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

4этап: применение средств и мер защиты;

5этап: организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по БЖД.

2 . «Аксиома о потенциальной опасности», опасные и вредные факторы

Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утвер­ждения, известного как «аксиома о потенциальной опасности» и подразумевающего, что любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции человеческий организм постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям: низким температурам севера, высоким температурам экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах. Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявляется через усталость, вялость, снижение работоспособности. Организм человека, систематически пребыва­ющего в таких условиях, реагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления, чреватыми травматизмом.

Потенциальная опасность как явление — это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью

факторов.

Справедливость этой аксиомы можно проследить на всех этапах развития системы "человек-среда обитания". Так, на ранних стади­ях своего развития (система "человек-природная среда (ПС)", когда отсутствовали технические средства, человек испытывал значительные воздействия опасных и вредных факторов естественного происхождения (например, повышенная и пониженная температура воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды, контакты с дикими животными и т.п.). Сейчас, (система "человек-техносфера") к естественный прибавились много­численные факторы антропогенного происхождения (например, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах и почве, ионизирующие излучения, электромагнитное поле и др.). Эта аксиома также предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего ТС и технологии) кроме позитивных свойств и результатов обладают способностью генериро­вать опасные и вредные факторы. При этом любое позитивное дейст­вие неизбежно сопровождается возникновением новой потенциальной опасности или даже группы опасностей (например, при применении электрической, атомной или лазерной энергий; автомобилей, тепло­возов или самолетов).

В результате взаимодействия человека со средой обитания на­блюдаются: 1) рост числа травмируемых и погибших, как на произ­водстве, так и в быту; 2) сокращение продолжительности жизни, особенно среди мужчин; 3) возрастание материального ущерба, как на производства, так и в быту и (или) ПС.

Таким образом, в процессе взаимодействия человека со средой обитания налицо сложная многоуровневая система "человек-среда обитания-машина-ЧС", каждый уровень которой несет свои опасные и вредные Факторы соответствующего энергетического уровня.

3 . Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности

Понижение температуры и повышение скорости воздуха может привести к переохлаждению организма. При повышении температуры воздуха возникают обратные явления. Работоспособность падает при температуре больше +30оС. Чем больше относительная влажность, тем меньше испаряется пота, тем быстрее наступает перегрев тела. Недостаточная влажность воздуха -интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек, их пересыхания и растрескивания, загрязнения болезнетворными микроорганизмами. Допустимо для человека снижение его массы на 2 – 3 % путем испарения влаги – обезвоживание организма. Обезвоживание на 6 % влечет за собой нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения; испарение влаги на 15 – 20 % приводит к смертельному исходу. Вместе с потом организм теряет минеральные соли (до 1 %). Потеря солей лишает кровь способности удерживать воду и приводит к нарушению деятельности сердечно – сосудистой системы.

Производственный микроклимат зависит от климатического пояса и сезона года, характера технологического процесса, вида используемого оборудования, размеров помещений и числа рабо­тающих, условий отопления и вентиляции.

В рабочей зоне производственных помещений должны быть созданы оптимальные и допустимые микроклиматические условия. Эффективным средством обеспечения допустимых показате­лей - микроклимата воздуха рабочей зоны является промышленная вентиляция.

4 . Освещение. Требования к системам освещения

При освещении помещений используют естественное освещение, создаваемое прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода; искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света, и совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественного освещение дополняют искусственным.

Естественное освещение подразделяют на боковое и комбинированное – сочетание верхнего и бокового освещения. ^ Искусственное освещение по конструктивному исполнению может быть двух видов – общее и комбинированное. Совокупность местного и общего освещения называют комбинированным. Применение только местного освещения на производстве не допускается, поскольку создаются резкие тени, зрение быстро утомляется, и создается опасность производственного травматизма.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на рабочее, аварийное и специальное, которое может быть охранным, дежурным, эвакуационным, бактерицидным и др.

Рабочее освещение предназначено для обеспечения нормального выполнения производственного процесса, прохода людей, движения транспорта и является обязательным для всех производственных помещений.

Аварийное освещение устраивают для продолжения работы в тех случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования может вызвать взрыв, пожар, отравление людей, нарушение технологического процесса и т.д. (5%)

Охранное освещение устанавливают вдоль границ территорий, охраняемых специальным персоналом. Наименьшая освещенность в ночное время 0,5 лк.

Эвакуационное освещение предназначено для обеспечения эвакуации людей из производственного помещения при авариях и отключении рабочего освещения; организуется в местах, опасных для прохода людей, на лестничных клетках, вдоль основных проходов производственных помещений, в которых работают более 50 человек и т.д.

Сигнальное освещение применяют для фиксации границ опасных зон; оно указывает на наличие опасности либо на безопасный путь эвакуации.

Бактерицидное облучение (освещение) создается для обеззараживания воздуха, питьевой воды, продуктов питания. Наибольшей бактерицидной способностью обладает ультрафиолетовое излучение (УФИ).

Эритемное облучение создается в производственных помещениях, где недостаточно солнечного света (северные районы, подземные сооружения). Максимальное эритемное воздействие создают электромагнитные лучи с длиной волны λ = 0,297 мкм. Они стимулируют обмен веществ, кровообращение, дыхание и другие функции организма человека.

5 . Источники негативных факторов бытовой среды

Источники и уровни различных видов опасностей естественного, антропогенного и техногенного происхождения, их эволюция. Отходы и неконтролируемый выход энергии как основные причины негативного воздействия на человека и среду обитания. Закон о неустранимости отходов и побочных воздействий производства.

Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофизические; травмирующие и вредные зоны. Вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов. Критерии безопасности. Аксиома о зонах и времени действия опасностей.

Техносфера как зона действия опасностей повышенных и высоких уровней. Демографический взрыв, урбанизация, научно-техническая революция - причины формирования техносферы. Виды техносферных зон и регионов: производственная сфера, промышленная зона, регион, городская, селитебная, транспортная и бытовая среда. Тенденции к росту энергетических уровней в современных регионах и зонах техносферы.

Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха, вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; высота, падающие предметы, производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости; повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и скорость воздуха; неправильная организация освещения, недостаток кислорода в зоне деятельности; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки.

Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные и селитебные зоны, на природную среду: выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы, энергетические поля и излучения, выбросы теплоты. Уровни первичных загрязнений атмосферного воздуха, гидросферы, почвы и литосферы объектами энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Образование смога, кислотных дождей, разрушение озонового слоя, снижение плодородия почвы и качества продуктов питания, разрушение технических сооружений и т.п. Аксиома об одновременности воздействия техногенных опасностей на человека, природную среду и техносферу.

Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды.

Причины техногенных аварий и катастроф. Взрывы, пожары и другие чрезвычайные негативные воздействия на человека и среду обитания. Первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях, масштабы воздействия.

6 . Классификация негативных факторов в системе «человек-среда обитания»

Негативные факторы, воздействующие на людей, подразделя­ются на: естественные (пыль в воздухе); антропогенные, т. е. вызванные деятельностью человека (выбросы промышленных предприятий); физические - это движущиеся машины и механизмы; подвиж­ные части оборудования, неустойчивые конструкции; острые и падающие предметы; химические - это вредные вещества, используемые в техноло­гических процессах; промышленные яды; ядохимикаты, использу­емые в сельском хозяйстве и быту;; биологииеские - это патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизне­деятельности; растения и животные; психофизиологические - это факторы, обусловленные особен­ностями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования; травмирующие - это повреждения в организме человека, вы­званные действием факторов внешней среды.

7 . Принципы нормирования опасных и вредных факторов

В основу нормирования положены принципы сохранения постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) и обеспечения его единства с окружающей средой, зависимости реакций организма от интенсивности и длительности воздействия факторов окружающей среды, пороговости в проявлении неблагоприятных эффектов, допустимости при исследовании воздействия факторов среды на организм человека и условия его жизни.

В зависимости от нормируемого фактора окружающей среды различают: предельно допустимые концентрации (ПДК), допустимые остаточные количества (ДОК), предельно допустимые уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС) и др.

Нормативы являются составной частью санитарного законодательства и основой предупредительного и текущего санитарного надзора, а также служат критерием эффективности разрабатываемых и проводимых оздоровительных мероприятий по созданию безопасных условий среды обитания.

10 . Шум. Характеристика. Воздействие на человека

Область слышимых человеком звуков ограничена двумя пороговыми кривыми: нижняя - порог слышимости, верхняя – порог болевого ощущения.

Порогом слышимости называется минимальная интенсивность звуковой волны, вызывающая ощущение звука. Интенсивность звука, при которой ухо начинает ощущать давление и боль, называется порогом болевого ощущения- 140 дБ.

По спектральному составу шумы делят на:

- широкополосный с непрерывным спектром шириной более 1 октавы

- тональный (низко-, средне- и высокочастотный шум)

По временным характеристикам шумы подразделяют на:

- постоянный, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день изменяется во времени незначительно;

- непостоянный (колеблющийся во времени, прерывистый, импульсивный).

По длительности действия:

- продолжительный;

- кратковременный.

Шум с уровнем звукового давления до 30-35 дБ – не вреден. Повышение этого уровня до 40-70 дБ – нагрузка на нервную систему. Воздействие шума уровнем свыше 75 дБ может привести к потере слуха, более 140 дБ- разрыв барабанных перепонок, более 160 дБ – смерть.

Для снижения шума могут быть применены следующее меры:

  1. снижение шума в источнике;

  2. изменение направленности излучения;

  3. рациональная планировка предприятий и цехов, акустическая обработка помещений;

  4. снижение шума на пути его распространения;

  5. применение средств индивидуальной защиты от шума.

Воздействию шума подвергается весь организм человека: он угнетает центральную нервную систему, вызывает изменение ско­рости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечнососудистых заболеваний, язвы желудка и др.

11. Электромагнитные поля. Характеристика. Воздействие на человека

Все технические системы, генерирующие, передающие и использующие электромагнитную энергию, создают в окружающей среде электромагнитные поля (ЭМП).

Электромагнитные поля радиочастот характеризуются способностью нагревать материалы, распространяться в пространстве и отражаться от границы раздела двух сред, взаимодействовать с веществом. Основными источниками ЭМП радиочастот являются радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции, термические цехи и участки.

В быту источниками ЭМП и излучений являются телевизоры, дисплеи, печи СВЧ и другие устройства.

^ Электростатическое поле – это поле неподвижных зарядов, осуществляющее взаимодействие между ними.

Воздействие ЭМП с уровнями, превышающими допустимые, могут приводить к изменениям функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, нарушению обменных процессов, изменениям в составе крови. Начальные изменения в организме обратимы. При хроническом воздействии ЭМП радиочастот изменения в организме могут прогрессировать и приводить к патологии.

Приведем наиболее известные способы и средства защиты от воздействия электромагнитных полей: время и расстояние; умень­шение параметров излучения непосредственно в самом источнике излучения; оснащение рабочего места экраном; рациональное размещение установок в рабочем помещении; установление ра­циональных режимов эксплуатации установок и работы обслу­живающего персонала; применение средств предупредительной сигнализации и средств индивидуальной защиты.

12 . Электрический ток. Характеристика. Воздействие на человека

Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний и своеобразный характер. Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действия.

Термическое действие тока проявляется ожогами отдельных участков тела, нагревом до высокой температуры органов, расположенных на пути тока, вызывая в них значительные функциональные расстройства. Электролитическое действие тока выражается в разложении органической жидкости, в т. ч. крови, в нарушении ее физико-химического состава. Механическое действие тока приводит к расслоению, разрыву тканей организма в результате электродинамического эффекта, а также мгновенного образования пара из тканевой жидкости и крови. Биологическое действие тока проявляется раздражением и возбуждением живых тканей организма, а также нарушением внутренних биологических процессов.

Поражение человека электрическим током называется электротравмой. Электротравмы условно разделяются на общие и местные. К общим относят электрический удар,кот. может привести к судорогам, остановке дыхания и сердечной деятельности. Остановка сердца связана с фибрилляцией – хаотическим сокращением отдельных волокон сердечной мышцы (фибрилл). К местным травмам относят ожоги, металлизацию кожи, механические повреждения, электроофтальмии. Металлизация кожи связана с проникновением в нее мельчайших частиц металла при его расплавлении под влиянием, чаще всего, электрической дуги.

Исход поражения человека электротоком зависит от многих факторов: силы тока и времени его прохождения через организм, характеристики тока (переменный или постоянный), пути тока в теле человека, при переменном токе – от частоты колебаний, индивидуальных свойств человека.

Допустимым считается ток, при котором человек может самостоятельно освободиться от электрической цепи. Переменный ток опаснее постоянного, однако, при высоком напряжении (более 500 В) опаснее постоянный ток.
16 . Классификация ЧС мирного времени

Источник чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).
17. Радиационно-опасные объекты. Характеристика.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цель и задачи науки бжд iconЗадачи бжд как науки сводятся к следующему
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания

1. Цель и задачи науки бжд icon1бжд – как наука. Определение, цели, структура и задачи
Поэтому объектом изучения бжд является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания»....

1. Цель и задачи науки бжд icon1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности...
Безопасность жизнедеятельности (бжд)” – обязательна для всех специальностей и направлений. Основу научных и практических знаний в...

1. Цель и задачи науки бжд iconВопросы для изучения курса бжд
Бжд – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания

1. Цель и задачи науки бжд iconВопросы к зачету по дисциплине «бжд» для студентов юридического факультета...
Единая государственная система предприятий и ликвидация чс (рсчс) и ее задачи и уровни

1. Цель и задачи науки бжд icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)

1. Цель и задачи науки бжд iconБезопасность жизнедеятельности как категория. Общие понятия и определения...
Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...

1. Цель и задачи науки бжд iconЦель и задачи IV открытого чемпионата уличных танцев «Клюква» ( далее по тексту Чемпионата)
Цель: развитие хип-хоп культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Цель и задачи науки бжд iconПрограмма IV межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь...
Цель – интеграция межведомственных ресурсов в сфере создания условий для успешной социализации молодежи

1. Цель и задачи науки бжд iconТеория и практика науки третьего тысячелетия
Цель конференции: поиск решений по актуальным проблемам современной науки и распространение научных теоретических и практических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов