Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства»




НазваниеЛекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства»
страница1/6
Дата публикации08.07.2013
Размер0.65 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4   5   6



ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 1
Лекция № 2 (17)

Тема: «Эмоции и чувства»
План:

  1. Общее понятие об эмоциях и чувствах.

  2. Физиологические основы эмоций. Внешнее проявление.

  3. Функции эмоций и их роль в жизни человека.

  4. Виды и формы проявления эмоций.

  5. Психологические теории эмоций.

  6. Развитие эмоций. Эмоции и личность.


1. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенные отношения. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают, безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.

Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к окружающему миру и самому себе.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия «чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого?

Дело в том, что эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Но наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, - это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Эмоции (от лат. emoveo — волную, возбуждаю) – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, которые отражают в форме непосредственного временного переживания (удовольствия, радости, страха и др.) значимости для жизнедеятельности индивида явлений и ситуаций, которые действуют на него.

Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

^ Эмоциональный процесс включает в себя три основных компонента:

Эмоциональные возбужденияопределяет мобилизационные изменения в организме.

Знак эмоций. Положительная эмоция возникает, когда события позитивно влияют на человека; отрицательная – когда они оцениваются негативно.

Степень контроля эмоций. Следует различать два этапа сильного эмоционального возбуждения: аффекты (гнев, страх, радость), в которых еще сохраняется ориентация и контроль; и крайнее возбуждение (паника, ужас, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Чувство – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, которое отражает значение этих явлений соответственно к его потребностям и мотивам.

Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувства состоит в том, что они совершенствуются и развиваясь образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимся к духовным ценностям и идеалам.

Одно и то же чувство может реализоваться в разных эмоциях. Например, чувство любви нередко включает эмоции радости, грусти, гнева. В одном и том же чувстве часто объединяются, переходят одно в другое с разным знаком (позитивные и негативные эмоции). Этим объясняется такая особенность чувств, как амбивалентность.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у одного и того же народа.

Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. В онтогенезе чувства проявляются значительно позднее, чем эмоции; они формируются с развитием индивидуального сознания, под влиянием воспитательного воздействия семьи, искусства, школы.
^ 2. Физиологические основы эмоций.

Все эмоции (радость, тревога, страх и др.) всегда возникают под влиянием действий на нервную систему человека внешних и внутренних раздражителей. Во время возникновения эмоций нервное возбуждение расширяется на вегетативные центры и вызывает изменения в жизнедеятельности организма. Эмоции с их реакциями виде изменения в деятельности внутренних органов, различных движений и др. возникают благодаря механизмам как безусловного, так и условного рефлексов.

Таки эмоции, как страдания от голода, жажды, боли, эмоции удовольствия, страха, с типичными защитными рефлексами, а также эмоции гнева с его оборонительным рефлексом наступательного характера и др., возникают постоянно и обязательно с соответствующими состояниями организма и в соответствующих внешних условиях. Эти реакции биологически необходимы, имеют жизненно важное значение, и являются наследственными формами рефлекторных реакций. Однако механизм реакций даже простых эмоций у человека значительно сложнее, разнообразнее, чем у животных.

Условно-рефлекторное возникновение эмоциональных реакций связано с многочисленными безусловными раздражителями, с которыми животные или человек встречается в своем индивидуальном опыте. В условных рефлексах, которые возникают на основе безусловных рефлексов, движение нервного возбуждения возможен как от подкорки к коре, так и в обратном направлении – от коры к подкорковому центру.

Раздражение подкорковых образований, особенно таламуса и гипоталамуса, приводит к изменениям внешнего проявления эмоциональных состояний.

Сложные переживания человека связаны с образованием систем временных нервных связей, с формированием, поддержкой и изменением динамических стереотипов. Изменение одного стереотипа другим нередко сопровождается конфликтом между старыми и новыми стереотипами, который проявляется в борьбе разных переживаний человека.

Эмоции имеют свои биохимические основы. Проведенные эксперименты с психоактивными фармакологическими препаратами (фенамин, адреналин и др.) показали, что эти препараты по-разному влияют на гипоталамус и, изменяя его динамическое равновесие с вегетативной нервной системой, обуславливают у человека разные эмоциональные состояния (воодушевление, успокоение, депрессия, тоска и др.).

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. В экспериментах Д.Олдса с вживлением электродов в определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они стремились. Эти участки получили название центров удовольствия. Раздражение других участков вызвало отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что они были названы центров страдания.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникать не только при непосредственном воздействии внешней среды, но и могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств – интеллектуальных, моральных, эстетических.

Разнообразные внешние проявления эмоций можно условно поделить на выразительные или экспрессивные, движения мимики и изменения в деятельности внутренних органов или висцеральные (внутренние). Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровяных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его всегда считали вместилищем души, органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.

Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым, выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности.

Наиболее наглядно отражены чувства в мимике. Подтверждением, этому может служить поговорка «лицо – зеркало души».

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль здесь играет интонация.
^ 3. Функции эмоций и их роль в жизни человека.

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживании, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т.е. чувства выполняют еще и прединформационную или сигнальную функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной или стимулирующей функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С.Л. Рубинштейн указывал, что «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т.е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. По утверждению Ч.Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Существует и коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций (см. рис). Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57 % испытуемых), затем отвращение (48 %) и удивление (34 %).

В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнять его желание. Эмоции могут влиять на все системы индивида, на субъект в целом.




  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconЭмоции и чувства
Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания,...

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconГравитация
Противодействовать этому бессмысленно и означает идти против логики Вселенной. Наша задача помогать или в крайнем случае не мешать...

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconЛичность, индивидуальность, телесные аспекты, практики саморазвития, сфера №1
Понятно, что все 12 областей тела, соответствующие им социально-психологические процессы и направления, энергетические сферы, а также...

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconФламенко для меня это образ жизни, чувство и уникальная манера самовыражения
Внутренний голос подсказывает мне, что я родилась и живу, чтобы танцевать фламенко. Эмоции, охватывающие меня на сцене, открывают...

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconПусть Божий мир судит ваши мысли и чувства
Иначе говоря, если Божий мир будет играть роль арбитра, или рефери, в нашем сердце, мыслях и чувствах, то нас не захлестнут негативные...

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconТема институциональные рамки неоклассики лекция № пределы применимости неоклассического подхода
Лекция № нормы: результат рационального выбора или абсолютный детерминант действия?

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconЛекция Происхождение и структура марксизма-ленинизма
Следовательно, можно сказать: каково мировоззрение, какова идеология, таковы и сами люди, их мысли, чувства, поступки

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconЛекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства
...

Лекция №2 (17) Тема: «Эмоции и чувства» iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов