Личность и индивидуальность функции личности




Скачать 428.41 Kb.
НазваниеЛичность и индивидуальность функции личности
страница1/4
Дата публикации12.07.2013
Размер428.41 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4




ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Функции личности.

Целое имеет части. Часть осуществляет функцию, обеспечивающую существование целого. В этом случае принято говорить о части как о функциональной системе внутри целою. Один и тот же орган может выполнять разные функции. Рука человека может выполнять исследовательские, защитные и другие функции. Мозг имеет множество функций, связанных с кодированием и переработкой информации. Функция памяти состоит в сохранение опыта, функция мышления - в ориентировке и умственном экспериментировании. Функция личности состоит в обеспечении выживания индивидуума во взаимодействии с членами своего сообщества.

У любою существа, живущею в сообществе себе подобных возникает два направления выживания: в отношении к природе и в отношении к себе подобным. При этом у него формируются поведения, смысл и цели которого определяются сообществом и детерминируются им, обеспечивая эффективность выживания. Сигналы опасности, пищи, выраженные в крике одной особи имеют значения для всех членов сюда. Существование и выживание животною в значительной степени зависит от понимания им смысла этих криков, которое обусловлено функционированием стада и местом этой особи в ее структуре. С другой стороны, выживание стадного животного зависит от того, в какой степени оно согласует свое поведение с правилами, которые существуют в этом сообществе. Представим на минуту положение обезьяны, которая решила начать трапезу раньше вожака. Нарушение иерархии приема пищи немедленно вызовет агрессию любой обезьяны, чувствительной к нарушению иерархии, не говоря уж о самом вожаке и скажется на благополучии этой особи. К боли от голода эго животное получит существенную прибавку в виде боли от укусов и тумаков, которые она получит.

Любое существо повышает свой шанс на выживание, научаясь тому, как следует выживать. Вследствие социального научения происходит "социализация" индивида, в результате которой оно научается выживать относительно своего стада. Поведение животного приходит в соответствие с требованиями сообщества, и оно увеличивает свои шансы на выживание.

Если у животного этот фактор выживания путем согласования своего поведения с требования сообщества может и не быть главным, то у человека он становится )лавным в силу тесноты связи жизни отдельной особи в целое сообщество. Человек должен научиться вести себя в соответствии с требованиями общества. Если принять, что приспособление человека к обществу является основным условием его выживания, то личность как рази обеспечивает это выживанием обществе, детерминируя поведение в соответствии с требованиями этого общества, концентрированным выраженном которых является культура.

Личность может быть определена как психическое образование, программирующее поведение человека в соответствии с требованиями культуры данного сообщества. Если социализация усвоение норм, принципов, верований, правил поведения данной культуры, то можно сказать, что функция личности состоит в обеспечении поведения, выработанного в социализации.

Человек одновременно является личностью, индивидуальностью, родителем, солдатом или директором. В каждом случае речь идет об определенной функции, которую он выполняет в качестве объекта, обозначенного с помощью перечисленных выше слов.

К пониманию личности следует подходить с поведенческой точки зрения с учетом известных закономерностях поведения. Личность можно понимать как способность совершать определенное поведение, согласующееся с сообществом. Поведенческий подход наиболее плодотворен, так как нам известны основные закономерности и структура поведения. Эти сложившиеся, наиболее устойчивые и повторяющиеся поведения можно рассматривать как свойства личности. Их принято именовать чертами личности.
^ Рассмотрим черты личности как виды поведения.

Черта как программа поведения

Человек обнаруживает свои свойства в определенных видах поведения. Слова, обозначающие черты личности, такие как правдивость, мужество, решительность, прежде всего характеризуют поведение человека в определенных типичных социальных ситуациях, которые требует именно этих поведений. Для этого больше подходят прилагательные в виде поведенческих признаков: правдивый, мужественный, решительный. Склонность человека субстантивировать признаки приводят к образованию существительных, таких как правдивость, мужество, решительность, которые становятся наименованиями черт личности.

Кроме личностных черт поведения, существуют и черты характера и темперамента. Темперамент виден в том, как мы работаем. Один делает все быстро; другой - медленно и основательно, тщательно обдумывает задачу и потом действует наверняка; третий сразу же берется за задачу, как бросается в омут, и уже после того, как он к ней приступил, осматривается и координирует свои действия с учетом обстоятельств. Характер проявляется в устойчивых особенностях поведения. Один сдержан в общении, другой - открыт, один - занят своими мыслями, а другой - мыслями других. Эти черты отличаются от личностных черт, связанных с требованиями общества, такими как, например, правдивость или аккуратность. Общество также не требует от человека, чтобы он был интровертом или экстравертом, не одобряет ею и не порицает за замкнутость или общительность. Эти черты также отличаются степенью врожденности. Темперамент в большей степени врожден, чем характер, а личностные черты полностью являются следствием социализации.

В основе черты лежит устойчивый шаблон поведения. Поскольку черта - поведение, то различия прежде всего проявляются как особенности поведения, обусловленные их программами. Именно эти программы и являются основой каждой черты, личностной, характера темперамента. Познать черту значит познать как реализуются эти программы и каковы их последствия. В этом смысле черты могут быть полезными и вредными, в зависимости от того, как на них реагируют другие нелюди. Полезным чертам соответствует положительная реакция, а вредным наоборот.
^ Классификация свойств личности

Любая вещь классифицируется в соответствии с ее свойствами. В словаре любого языка большое число слов обозначают свойства человека.

Словесное обозначение свойств отдельного человека позволяет людям понимать друг друга и строить свои отношения. Когда о человеке говорят, что он смелый или трусливый, трудолюбивый или лентяй, добрый или злой, то слушающий эти слова представляет, как эти люди должны будут вести себя в определенных ситуациях и он может принимать более обоснованное решение о том, кооперироваться с ним или нет. Большинство свойств личности, обозначенные словами, помогают характеризовать другого, лучше его понять, что важно в жизни.
^ Патогенные черты личности

Особое значение приобретают черты, программирующие поведение, которое в конечном счете ведет к заболеванию. Такие черты как обжорство или гневливость и злопамятство неминуемо приведут к болезням. В первом случае к болезням переедания, а во втором - к сердечно сосудистым или к иммунным заболеваниям. Черты личности, связанные с психосоматическими отношениями между эмоциями и состоянием органов приводят к нежелательным изменениям обмена веществ. Любое переживание вызывает соматический отклик. Гневливость, например, способствует по пустякам частому выделению норадреналина и повышению свертываемости крови. Если же гнев выполняет объективную функцию приспособления, например, борьбе с противником, то ее не следует квалифицировать как патогенную черту. Эта же черта становится патогенной, если гнев возникает не адекватно, становится хроническим и не контролируемым. Когда же состояние гнева не осознается и становится постоянным, тогда человек может страдать гипертонической болезнью.

Поскольку личность программирует поведение человека в связи с социальными ситуациями, то могут возникать черты, порождающие болезнь. Если, например, на ситуацию неудачи или обиды личность будет реагировать "пищеварительно", то такой тип реагирования со временем может вызвать язвенную болезнь. Личность с такой чертой может быть названа язвенной АЛЧНОСТЬЮ и источник её болезни лежит не в слабости слизистой желудка, а в способе реагирования на социальные ситуации, которым эта личность научилась ранее. Если же на социальные ситуации личность будет вызывать сужение артернол сердечной мышцы, то можно говорить о коронарной личности. Особый тип личности характерен для дискинезии желчных путей, для вегето-сосудистой дистонии, для лиц, страдающих колитом. Таким образом, становится понятно, что психосоматические заболевания обусловлены строением личности. В этих случаях черты характера проявляются как личностные черты и соматические реакции становятся следствием социального взаимодействия человека. Это важно знать врачу.

Мы сейчас не ведем речь о том, каким образом могут появиться у человека эти патогенные черты личности. Они продукт научения, сущность которого мы изложили в предыдущей лекции. Знание законов научения позволяет врачу понять, каким образом человек непроизвольно научается быть язвенной или коронарной личностью. Задача врача понимать, когда и как это происходило и при возможности предотвратить последствия этого патогенного научения и остановить болезненное развитие личности.

Следует иметь в виду, что язвенная личность не обязательно болеет язвенной болезнью. Зато любой, страдающий язвенной болезнью обязательно - язвенная личность. Образование патогенных черт происходит намного раньше, чем эти черты вызовут болезнь. И это обстоятельство возлагает особые требования к семейному врачу, который как раз должен быть в состоянии скорректировать неблагоприятное развитие личности в семье.
^ Черты изменчивы

Для любой черты характерен некоторый стереотип поведения. Стереотипы могут меняться. Самый необщительный человек в определенных обстоятельствах становится общительным. Бывают обстоятельства, что правдивый солжет, трусливый проявит отвагу и мужество. Это разнообразие поведений как раз обусловлено научением, которое обусловливает появление различных черт личности. С опытом черты изменяются, становятся более выраженными и поэтому легко воспринимаются другими.
^ Значение ситуации

Поведение определяется не только чертами, по и ситуацией. Многое зависит от обстоятельств, в которых находится человек. Черта - некая программа поведения, которая включается в типичных для этой черты обстоятельствах и не более. Правдивый человек в ситуации угрозы отказывается врать, в то время, как лживый защищается с помощью лжи. Высказывание правды или лжи само по себе, без связи с ситуацией не характеризует эту черту. Некто, любящий прихвастнуть, часто не рассматривается как лжец. Следовательно, психолог должен принимать во внимание не только свойства самого поведения, но и ситуацию, в которой это поведение случается. Следовательно ситуацию следует рассматривать как фактор поведения и соответственно как составляющую личностной черты.

Ситуация выступает, с одной стороны, как стимул, вызывающий данное поведение, а с другой - средой, местом, в котором совершается поведение. Причем важно принимать во внимание, что в результате поведения сама ситуация меняется.

Это еще не все. В одной и той же ситуации люди ведут себя по разному, в зависимости от личностных черт. Ситуация обиды может у одно? о вызвать агрессию, а у язвенника отделение кислого сока и иные язвенные реакции, а у коронарной личности обида может переживаться как боль в области сердца. Эти реакции большей частью происходят бессознательно, автоматически. Поэтому болезненные проявления не осознаются, не зависят от сознания, но осознаются только симптомы, боль, например.

Симптомы являются тоже поведением. Поэтому врачу нужно постоянно принимать во внимание, с одной стороны, бессознательность поведения, порождающего симптомы, а с другой стимулы, вызывающие данное поведение. Ему следует знать как устроены типичные программы этого поведения. Ведь то, что происходит с поведением, зависит от того как эта программа реализуется в определенной ситуации.
^ Черта и привычка

Поскольку черта - программа поведения, то она может быть хорошо пли плохо отработана. Мы знаем, что закрепившееся целостное поведение составляет привычку. В этом смысле черту можно рассматривать как привычку в определенных ситуациях действовать определенным образом. В этом смысле достаточно одиозно звучит высказывание, которое я однажды произнес в аудитории врачей: "язвенная или коронарная болезнь продукт действия дурных привычек". Они были раздражены, так как это высказывание разрушало их представление о том, что язвенная болезнь возникает или от действия вредных веществ, неправильного питания, стресса, или от "врожденной слабости слизистой желудка".
^ Черты и сознание

Черты работают привычно и автоматически, так как включаются ситуацией и часто помимо нашего желания. Это означает только то, в определенной ситуации программа черты берет управление поведением человека на себя. Это происходит как бы само собою, а наше сознание почти не контролирует это поведение. Осознается только ситуация и некоторые эмоции, которые включают поведение. Язвенник может обидеться, но ему невдомек, что обида включает ею пищеварение. Он замечает только то, что с появлением симптомов в желудке, обида уменьшается или исчезает вовсе. Но бывает, что он не чувствует обиды, если она быстро конвертируется в физиологическую реакцию. Это приспособленце было бы эффективным, если в это время желудок больного не был пустым. Однако, эта необидчивость - дорогая цена, которую он платит за внешнее спокойствие.

Черты только отчасти регулируются сознанием. Если мы правдивы. то автоматически склонны быть правдивыми. Но если ситуация такова, что правдивость может навредить близкому вам человеку, включается сознание и корректирует действие правдивости. Врач может солгать в интересах пациента и не будет чувствовать угрызений совести и не думает о себе, что он лжец.

Человек, как правило, не осознает свои патогенные черты. То, что у язвенного больного социальные ситуации вызывают приступ болезни может быть и не осознанным. "Я скоро сдаю новый спектакль. Мне наверное придется опять лечь в больницу по поводу моей язвы" - сказал однажды мой пациент. Но ему самому не понять какая эмоция у него вызывает язвенную реакцию. Для этого требуется врач, сведущий в психоанализе эмоций.
^ Не существует абстрактных черт

Программа поведения, составляющая черту, обычно находятся в "выключенном состоянии" и .тишь только ситуация или сознательное решение может ее "включить", привести в действие.

Мы можем очень грубо ошибиться, если некоторую черту человека будем рассматривать в отрыве от тех типичных ситуаций, в которых она проявляется. Поэтому любая черта - это устойчивая форма поведения, которая должна нами всегда связываться с определенной типичной ситуацией. Знание этих типичных ситуаций является необходимым условием понимания другого человека. Тот, кто может в большинстве своих жизненных ситуаций проявить отвагу и самоотверженность, не становится трусливым оттого, что, например, боится зубоврачебною кресла.

Язвенный больной может неожиданно выздороветь, если ситуация изменится так, что не будут появляться те эмоции, которые в нем вызывают болезненные реакции. Так, во время войны на фронте язвенные больные, к их собственному изумлению, оказались практически здоровы, и их ожидания, что они, вместо того, чтобы воевать, будут лежать в госпиталях, не подтвердились. Но зато. когда война кончилась и они вернулись домой заболели. Они заболели именно потому, что дома у них возникли и стали повторяться те же ситуации, на которые они ранее реагировали болезненно. Знание ситуаций болезненных реакций организма человека необходимо. Раньше врачи иногда больным назначали путешествие для смены обстановки и это часто срабатывало.
^ Ошибки в понимании людей

Мы обычно склонны недооценивать значение ситуации и переоценивать черты характера. О других людях мы чаще всего думаем как о неизменных сущностях, обладающих раз и навсегда определенными чертами. Если человек солгал или достаточно часто лжет, то мы приписываем ему свойство, обозначаемое словом "лжец". Мы считаем, что он вечно будет лжецом, так на нас оказывают сильное воздействие значения слов, с помощью которого именуются черты.

С момента выполнения акта наименования нам начинает казаться, что данный человек обладает неизменной и постоянной чертой, которая определяет наше отношение к нему. Фетишизация слова, с помощью которою мы обозначаем подобный устойчивый шаблон поведения, приводит к тому, что наше отношение к человеку становится ригидно устойчивым и часто конфликтным

Можно сказать,. что устойчивыми являются слова и значения черт, а сами черты более изменчивы, чем устойчивы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Личность и индивидуальность функции личности iconЛичность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность»....
Понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». – Структура личности. – Типологии личности. – Нарушения личности

Личность и индивидуальность функции личности iconЛекция личность. Развитие личности
...

Личность и индивидуальность функции личности iconЛекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и...
Субъектом исследования психологии является человек как носитель сознания, самосознания, как личность. Для психологического анализа...

Личность и индивидуальность функции личности iconЛекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности
Усвоить соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»

Личность и индивидуальность функции личности iconИндивид, личность, индивидуальность. Становление личности в филогенезе....
Ьев, А. Г. Асмолов). Этнопсихологические аспекты построения картины мира. (М. Коул, С. Скрибнер). Теория лингвистической относительности...

Личность и индивидуальность функции личности iconПрактическое занятие №7по теме «Личность как система». Вопросы
Личность как субъект и как объект социальных отношений. Структура личности. Социальные типы личности

Личность и индивидуальность функции личности iconЛичность, индивидуальность, телесные аспекты, практики саморазвития, сфера №1
Понятно, что все 12 областей тела, соответствующие им социально-психологические процессы и направления, энергетические сферы, а также...

Личность и индивидуальность функции личности iconПроблема влияния популярной личности на подростков. (Как влияет популярная...
Популярные личности обладают огромным влиянием на подростков, которые верят их легендам, считают, что именно так можно преуспеть...

Личность и индивидуальность функции личности iconЧеловек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой...
На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека. В качестве «частных определений» человека, имеющих...

Личность и индивидуальность функции личности iconJames Fadiman "Personality & Personal Growth"
Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов