«Регуляция онтогенеза»




Скачать 378.3 Kb.
Название«Регуляция онтогенеза»
страница1/4
Дата публикации12.07.2013
Размер378.3 Kb.
ТипСамостоятельная работа
zadocs.ru > Биология > Самостоятельная работа
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХМАО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА»

«Утверждаю»_______________

Зав. кафедрой _______________

«____»________________ 200 г.

Методическая разработка

практического (лабораторного) занятия № 11 для студентов I-курса.

^ Тема занятия: «Регуляция онтогенеза».

Методическую разработку подготовил

Методическая разработка обсуждена и утверждена

на кафедральном совещании №___

«_____»_____________________200 г.

Сургут, 200 г.
Продолжительность изучения темы: «^ Регуляция онтогенеза» составляет три часа; из них занятие три часа, самостоятельная работа 1 ч.20 минут.
Место проведения занятия 533 аудитория
Цель занятия:

Цель: Изучить основные механизмы регуляции онтогенеза, критические периоды онтогенеза человека; влияние вредных факторов на плод и механизмы образования пороков развития.

^ Содержание занятия:

Хронокарта занятия:




Название этапа

Время (мин)

1.

Проверка присутствующих

1-2

2.

Вступительное слово

10-11

3.

Контроль исходных знаний

а) программ. контроль ( вводный )

б) фронтальный опрос


3-5

10-15

4.

Самостоятельная работа студентов

70-80

5.

Контроль конечных знаний

а) программ. контроль ( итоговый )


5-7

6.

Подведение итогов, просмотр тетрадей

10-12


Итого: 120 минут

( 3-х часовое занятие)

1.Проверка присутствующих.

2.Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель называет тему занятия (можно спросить студента), его цели, значение и обоснование темы. Преподаватель знакомит студентов с организацией и правилами ведения учебных тетрадей.

3.Выявление исходного уровня знаний студентов.

3.1.Вводный программированный контроль (выполняется дома). На занятии проверяется правильность ответов.

3.2.Фронтальный опрос.

Вопросы для самоподготовки

  1. Регуляционный и мозаичный тип развития, их отличия.

  2. В чем сущность дифференцировки клеток?

  3. Как происходит регуляция ранних стадий эмбрионального развития; когда начинает функционировать геном зародыша?

  4. В чем заключается действие генов в раннем развитии?

  5. Как изменяется генетическая потенция ядер клеток в процессе развития?

  6. Как осуществляется генетическая регуляция дифференци­ровки?

  7. Чем отличается взаимодействие клеток в период дробления, гаструляции, органогенеза?

  1. Какое значение имеет контакт бластомеров, к чему приво­дит их разъединение?

  2. Возможно ли развитие зародыша млекопитающих из смеси клеток двух-трех зародышей?

  1. Каковы основные формы взаимодействия клеток в периоды органогенеза?

  2. В чем сущность эмбриональной индукции, ее виды?

  3. Каковы химическая структура индукторов и механизм их действия?

  4. Какое значение имеет нервная система в регуляции онтоге­неза?

  5. В чем сущность гуморальной регуляции онтогенеза, виды регуляторов.

  6. Каковы механизмы гормональной регуляции в онтогенезе?

  7. Какое значение в эмбриогенезе имеют морфогенетические поля?

  8. Каковы возможные пути действия факторов среды, вызы­вающие нарушение эмбриогенеза?

  9. Почему эмбриопатии характеризуются более глубокими нарушениями, чем фетопатии?

  10. Как осуществляется взаимосвязь материнского организма и плода, каковы последствия ее нарушения?

  11. В чем разница между наследственными и ненаследственны­ми врожденными заболеваниями?

  12. Что такое фенокопии?

  13. Нарушения каких процессов в онтогенезе приводят к поро­кам развития?

  14. Что такое критические периоды эмбриогенеза?

  15. Что такое тератогены; их классификация, механизм действия?



Задание для студентов.
Работа 1. Регуляция развития плацентарных млекопитающих.

Перепишите табл. 1.
Работа 2. Генетическая регуляция развития организма.

Гены регулируют и контролируют развитие организма на всех этапах онтогенеза (рис. 1).

В овогенезе в цитоплазме яйцеклетки синтезируются и от­кладываются материнские РНК, которые несут информацию о белках и контролируют развитие зародыша от зиготы до стадии бластулы. Гены зародыша начинают функционировать у позво­ночных на разных стадиях дробления (например, у человека на стадии двух бластомеров), и продукты их деятельности начина­ют регулировать развитие зародыша. Таким образом, ранние этапы развития регулируются материнскими и зародышевыми генами. Начиная со стадии гаструлы у позвоночных развитие организма регулируется только продуктами деятельности соб­ственных генов зародыша.

Регуляция экспрессии генов в процессе развития организ­мов осуществляется на всех этапах синтеза белка, как по типу индукции, так и по типу репрессии, причем контроль на уровне транскрипции определяет время функционирования и характер транскрипции данного гена.

Разберите некоторые модели генетической регуляции на уровне транскрипции (рис. 2). Зарисуйте модель 1.

Таблица 1

Периоды онтогенеза

Виды регуляции



генетическая

контактное взаимодействие клеток

эмбриональ­ная индукция

морфо генети­ческие поля

нервная

гормональная (гормоны зародыша)

факторы среды

Прогенез

Эмбриогенез:

Зигота
Зародыш на ста­дии дробления Бластула

Гаструла

Зародыш на ста­дии органогенеза Зародыш в плод­ный период

^ Постэмбриональ­ный период

+
+ геном матери

+
+

+

+
+
+

+
+

+

+
+
+


+

+
+


+

+
+

+
+
+

+
+
+


+


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Регуляция онтогенеза» iconЯ. К. Бадридзе Волк. Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции
Показаны необходимые условия содержания животных в процессе постнатального онтогенеза, для формирования поведения, включая способность...

«Регуляция онтогенеза» icon«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза»
Продолжительность изучения темы: «Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» составляет три часа; из них занятие три часа,...

«Регуляция онтогенеза» iconВозрастная физиология это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности...
Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза

«Регуляция онтогенеза» iconЗакономерности роста и развития
...

«Регуляция онтогенеза» iconТесты по гинекологии для 5 курса леч ф-та Тест n 1 на тему:"регуляция...
Активность циклической аденозинмонофосфатазы (ц. Амф) не зависит от уровня половых гормонов

«Регуляция онтогенеза» iconРеферат: Биосинтез белка и его регуляция
Кодирующая система определяет первичную структуру, а вторичная и третичная структуры белковой молекулы определяются физико-химическими...

«Регуляция онтогенеза» iconТема : Личность как объект педагогической деятельности
Педагогическая сущность понятий «человек» и «личность». Соотношение этих понятий в процессе онтогенеза

«Регуляция онтогенеза» iconЛекции: Регуляция матричных синтезов
В 1961 году французские ученые Франсуа Жакоб и Жак Моно описали ставшей классической модель оперона. Эта модель была основана на...

«Регуляция онтогенеза» iconОсобенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза...
...

«Регуляция онтогенеза» iconЗаконы психического развития
Психика свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и в построении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов