Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии»




НазваниеМетодическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии»
страница1/6
Дата публикации17.07.2013
Размер0.7 Mb.
ТипМетодическое пособие
zadocs.ru > Биология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПГУ)
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИММУНОЛОГИИ
Часть 1

Инфекция и иммунитет
Н.Н. Митрофанова

В.Л. Мельников

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» составлено в соответствии с программой для студентов 2 курса по иммунологии 2010 г.

Подготовлено на кафедре микробиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней медицинского института ПГУ.

В пособии представлена методика проведения практических работ по иммунологии для студентов медицинских вузов.

Пособие рекомендовано для работы студентов на практических занятиях.

Тема 1: ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ^ ЛАБОРАТОРИЯ. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ В ИММУНОЛОГИИ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ИММУНОКОМПЕТЕНТНЫМИ КЛЕТКАМИ.
Цель: Познакомиться с предметом и задачами иммунологии, с историей развития и основными теориями иммунитета. Выучить и научиться выполнять правила противоэпидемического режима и техники безопасности в иммунологической лаборатории. Изучить объекты исследования в иммунологии.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:

  1. Предмет и задачи иммунологии

  2. История развития иммунологии.

  3. Инструктивные и конструктивные теории иммунитета.

  4. Клонально-селекционная теория Бернета

  5. Оснащение и режим работы иммунологической лаборатории

  6. Основные подходы к стандартизации лабораторного иммунологического обследования

  7. Объекты исследования в иммунологии

  8. Инбредные животные.

  9. Биологические материалы для исследований.

  10. Особенности работы с иммунокомпетентными клетками.

  11. Иммунологические методы, применяемые в эксперементальных и клинических исследованиях.


Иммунология -_____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
^ Этапы развития иммунологии

1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Теории иммунитета


Название

Автор

Основные положения

























































^ ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Лаборатория - _____________________________________________________ __________________________________________________________________
ПБА - _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования, предъявляемые к иммунологическим лабораториям:

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________
^ Основные принципы организации иммунологической лаборатории:

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________

6_________________________________________________________________
^ Участие аллергических реакций разных типов в патогенезе иммунопатологических состояний,встречающихся в различных клинических дисциплинах.


^ Тип аллергических

реакций

Диагноз

Клиническая

дисциплина










































































^ Современная иммунологическая лаборатория имеет возможность провести:

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________

6_________________________________________________________________

7_________________________________________________________________

8_________________________________________________________________

9_________________________________________________________________
^ Оборудование иммунологической лаборатории


Название

Назначение












































^ Подходы к стандартизации лабораторного иммунологического обследования
1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________
^ Стандартизация показаний к лабораторному иммунологическому обследованию включает:

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________

6_________________________________________________________________
^ Стандартизация определения лабораторных иммунологических показателей включает:

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________

6_________________________________________________________________

7_________________________________________________________________

8_________________________________________________________________

9_________________________________________________________________

10_________________________________________________________________

11________________________________________________________________

12________________________________________________________________

13_________________________________________________________________

14_________________________________________________________________

^ Стандартизация интерпретации результатов включает

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________

6_________________________________________________________________

7_________________________________________________________________

8_________________________________________________________________

9_________________________________________________________________

10_________________________________________________________________

11________________________________________________________________

12________________________________________________________________
^ Схема взаимодействия «больной-клиницист-иммунолог»

Объекты исследования в иммунологии

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________
^ Инбредные животные-____________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
^ Конгенные животные-____________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________
^ Биологические материалы для исследований

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________

6_________________________________________________________________

7_________________________________________________________________

8_________________________________________________________________

9_________________________________________________________________

10_________________________________________________________________

11________________________________________________________________

12________________________________________________________________

13_________________________________________________________________

Занятие № 2 Дата______________
Тема: ^ ИНФЕКЦИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
Цель: изучить условия развития инфекционного процесса, принципы классификации инфекционных заболеваний, факторы вирулентности и патогенности бактерий и методы их выявления.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:

  1. Понятие об инфекции. Три взаимодействующих фактора в инфекции.

  2. Пути проникновения микроба в организм. Входные ворота инфекции.

  3. Стадии развития инфекционного заболевания.

  4. Принципы классификации инфекционных заболеваний

  5. Экзогенная и эндогеннная инфекции, условия возникновения.

  6. Отличительные черты и исходы инфекционных заболеваний.

  7. Патогенность и вирулентность. Методы определения вирулентности. Способы снижения и повышения вирулентности.

  8. Факторы вирулентности.

  9. Ядовитость: токсигенность и токсичность, классификация токсинов.

  10. Особенности биологического метода диагностики инфекционных заболеваний.


Инфекция - это - ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эндогеная инфекция (аутоинфекция) - ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экзогеная инфекция - _______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадии развития инфекционного процесса

1.___________________________________________________________________2._____________________________________________________________________3._____________________________________________________________________4._____________________________________________________________________
Три звена эпидемической цепи


Патогенность - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вирулентность - ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патогенные микроорганизмы - _______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условно-патогенные микроорганизмы - _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сапрофитные микроорганизмы - _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пути повышения вирулентности микроорганизмов:

1_____________________________________________________________

2_____________________________________________________________

Пути снижения вирулентности микроорганизмов:

1_____________________________________________________________

2_____________________________________________________________
Факторы инвазивности.

Инвазивность - _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы проникновенния:

1. Активная подвижность.

Рост возбудителя брюшного тифа S.typhi на полужидком агаре.

2. Адгезивность.

^ Оценка адгезивности кишечных палочек по их способности к адсорбции на поверхности эритроцитов.

Принцип метода: к суспензии эрироцитов добавляют испытуемую культуру микроорга­низмов. После инкубации готовят мазки, окрашивают и под микроскопом определяют среднее количество бактерий, адсорбировавшихся на одном эритроците. Эритроциты в данном случае используются в качестве модели клеток восприимчивого макроорганизма.



Факторы защиты и агрессии.
1. Капсула






Мазок по Бурри-Гинсу S.pneumoniae, штамм 1

Мазок по Бурри-Гинсу S.pneumoniae, штамм 2


Вывод: (укажите какой из этих штаммов является авирулентеным и почему)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________
2. Другие факторы защиты (перечислите другие известные Вам факторы защиты) ______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________
^ Ферменты инвазивности

Фермент

Субстрат

Значение для микроорганизма















































^ Определение ферментов инвазивности у стафилококков.
1. Плазмокоагулаза.

Принцип метода: в пробирку, содержащую цитратную плазму крови кролика,вносится ис­пытуемая культура. После инкубации в термостате учитывается результат. При положи­тельном результате плазма свертывается (коагулирует).



штамм № 1 штамм № 2 '
2. Фибрннолизин.

П


ринцип метода: в пробирку с фибрином (отмытый от эритроцитов сгусток крови) вносят испытуемую культуру. После инкубации в термостате учитывается результат. При поло­жительном результате сгусток растворяется.

штамм № 1 штамм № 2
3. Гиалуронцдаза,

Принцип метода: в пробирку с гиалуроновой кислотой (ГУК) вносят испытуемую культу­ру. После инкубации в термостате добавляют реактив, вызывающий свертывание ГУК и учитывают результат. При положительном результате, вследстие расщепления ГУК сгустка не образуется.



штамм № 1 штамм № 2
4. Лецитовителлаза.
Принцип метода: _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________



штамм № 1




штамм №2


Вывод: (перечислите ферменты вирулентности каждого из изученных штаммов и укажите на практическое значение методов их определения)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Ядовитость.

Токсичность - ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность - _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эндотоксины

Эндотоксин - _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эндотоксический шок - ______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое применение эндотоксинов.

____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экзотоксины.

Экзотоксин - ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры токсигенных микроорганизмов - ___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анатоксин - _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Схема получения экзотоксина и анатоксина.

Практическое применение экзотоксинов:

1___________________________________________________________

2___________________________________________________________
Экспериментальная инфекция

Области применения:

1___________________________________________________________

2___________________________________________________________

3___________________________________________________________

4___________________________________________________________
^ Биологичесикй метод диагностики

Биологический метод диагностики - _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы биологического метода диагностики

1. Заражение животного



  1. Наблюдение за развитием заболевания

  2. Вскрытие погибшего животного

  3. Выявление возбудителя в тканях и органах погибщего животного с помощью бактерископического метода и выделение - с помощью бактериологического метода.








K.pneumoniae в органах

погибшего животного

Высев из крови и органов

погибшего животного


^ Достоинства биологического метода диагностики:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатки биологического метода диагностики: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие № 3 Дата______________
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconП лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии
Рабочая тетрадь по микробиологии, вирусологии, иммунологии. Методические материалы для самостоятельной работы студентов по микробиологии,...

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconРабочая тетрадь по медицинской биологии
Рабочая тетрадь по медицинской биологии / сост. С. П. Сапожников, Е. М. Лузикова, О. И. Московская, В. Е. Сергеева, С. А. Ястребова;...

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconРабочая тетрадь по криминалистике
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с программой курса «Криминалистика» факультета истории и права шгпи, содержит лабораторные...

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconУчебное пособие «Основы иммунологии»
Н73 Основы иммунологии. Учебное пособие. /Д. К. Новиков, И. И. Генералов, Н. В. Железняк. Витебск, вгму, 2007. 160 с

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconРабочая тетрадь по дисциплине «философия» преподаватель

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconРабочая тетрадь для лабораторных работ по предмету

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconМетодическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по дисциплине «Фармакология»
Данное методическое пособие составлено в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины фармакологии по разделу «Общая...

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconУчебно-методическое пособие
Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С. В. Васильев; Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1996. с....

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconНурсубин М. С., Валиев А. А. Программирование и офисные приложения...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников всех специальностей, изучающих предметы «Информатика», «Информатика и...

Методическое пособие «Рабочая тетрадь по иммунологии» iconУчебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006
Учебно-методическое пособие предназначено инструкторам детско-юношеского и спортивного туризма с целью повышения уровня знаний и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов