Скачать 268.02 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХМАО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА» «Утверждаю»_______________ Зав. кафедрой _______________ «____»________________ 200 г. Методическая разработка практического (лабораторного) занятия № 10 для студентов I-курса. Тема занятия: «Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза». ^ Методическая разработка обсуждена и утверждена на кафедральном совещании №___ «_____»_____________________200 г. Сургут, 200 г. Продолжительность изучения темы: «Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» составляет три часа; из них занятие три часа, самостоятельная работа 1 ч.20 минут. Место проведения занятия 533 аудитория ^ Цель: Знать типы постэмбрионального развития животных. Изучить периоды и особенности постнатального онтогенеза человека. Содержание занятия: Хронокарта занятия:
Итого: 120 минут ( 3-х часовое занятие) 1.Проверка присутствующих. 2.Вступительное слово преподавателя. Преподаватель называет тему занятия (можно спросить студента), его цели, значение и обоснование темы. Преподаватель знакомит студентов с организацией и правилами ведения учебных тетрадей. 3.Выявление исходного уровня знаний студентов. 3.1.Вводный программированный контроль (выполняется дома). На занятии проверяется правильность ответов. 3.2.Фронтальный опрос. Вопросы для самоподготовки
3. Каковы отличия прямого развития от развития с метаморфозом? 4. В отличительные особенности полного метаморфоза, чем он обусловлен? 5. Чем обусловлен метаморфоз амфибий? 6. Каковы периоды постнатального развития человека? 7. Какие факторы определяют развитие организма человека в постнатальный период? 8. Какие этапы онтогенеза человека входят в дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды? 9. Чем они характеризуются? 10. Назовите критические периоды постнатального развития человека; объясните, чем они обусловлены. 11. Понятие о теориях механизмах старения. Термины: Задание для студентов Работа 1. Типы развития организмов в постэмбриональном периоде. Постэмбриональный период онтогенеза начинается после выхода зародыша из зародышевых оболочек или после рождения. Он делится на три периода: дорепродуктивный (ювенильный), репродуктивный (взрослое состояние) и пострепродуктивный (имеется не у всех видов). Продолжительность указанных периодов, их временное соотношение - видоспецифичны. Основные процессы, происходящие в после зародышевом периоде онтогенеза, - это рост, формирование дефинитивных (окончательных) структур органов, половое созревание, старение. Постэмбриональный период заканчивается биологической смертью особи. При прямом развитии в ювенильном периоде формирующаяся особь обладает всеми основными чертами организации взрослого организма и отличается главным образом меньшими размерами, пропорциями тела и недоразвитием некоторых систем органов. Прямое развитие встречается у беспозвоночных, позвоночных животных и у человека. При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, отличающаяся от взрослого животного строением и образом жизни. Личиночное развитие характерно для видов, откладывающих мелкие яйцеклетки с недостаточным количеством питательных веществ для развития всех структур, характерных для особей вида. Личинки по строению больше сходны с предковыми формами, они свободно передвигаются и способны самостоятельно питаться. Развитие с метаморфозом широко распространено в животном мире: губки, сцифоидные и коралловые полипы, большинство членистоногих, многие иглокожие, асцидии, круглоротые, двоякодышащие и костистые рыбы, амфибии. Изучите на микро- и макропрепаратах развитие с полным и неполным метаморфозом у насекомых. Используя влажный препарат, изучите метаморфоз у бесхвостых амфибий на примере лягушки. Отметьте внешние признаки личинки - головастика: форму тела, ротовой аппарат, жабры, хвост, отсутствие конечностей. На влажных макропрепаратах изучите прямое развитие у рептилий и млекопитающих. Изучите табл. 1, перепишите и дополните ее примерами. Таблица 1.
Работа 2. Особенности постнатального периода онтогенеза человека. Изучите и перепишите табл. 2. Работа 3. Окончательное формирование структур некоторых органов человека в постэмбриональном периоде (табл. 3-5, приложения 1-2). После рождения человека продолжаются закладка и формирование структурно-функциональных единиц органов. Зрелость отдельных структур тела наступает асинхронно. Все органы и системы по структуре и функции становятся такими, как у взрослого организма, к 20-21 году. Перепишите табл. 3, изучите приложения 1-2 с табл. 4, 5 и схемой 1. Работа 4. Устойчивость и адаптация организма к действию факторов среды в постнатальном периоде онтогенеза человека. Изучите и зарисуйте рис. 1. ![]() Рис. 1. Устойчивость организма человека к воздействию факторов внешней среды и адаптация к ним. А - адаптация; З - заболеваемость; У – устойчивость. Таблица 2.
Таблица 3
Тестовые задания 1. Выберите несколько правильных ответов. ^
2. Выберите несколько правильных ответов. ^
3. Выберите несколько правильных ответов. ^
4. Выберите один правильный ответ. ^
5. Выберите один правильный ответ. ВСЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА ДОСТИГАЮТ СВОЕЙ ЗРЕЛОСТИ В ВОЗРАСТЕ: 1.15 лет.
6. Выберите несколько правильных ответов. ^
7. Выберите один правильный ответ. ^
8. Выберите несколько правильных ответов. ^
9. Выберите один правильный ответ. ^
10. Установите соответствие. ^
д) Л. Хейфлик. Приложение 1 Дифференцировка репродуктивной системы плода и половое созревание человека. Определение пола у млекопитающих и человека обусловлено строго хромосомами и от условий среды обычно не зависит. Первичная детерминация пола обеспечивает образование из недифференцированного зачатка гонад семенников или яичников, что в дальнейшем определяет будущее половое развитие организма, зачаток гонады у человека появляется на 4-й неделе развития и остается индифферентным до 7-й недели. Первичные половые клетки мигрируют из желточного мешка в зачаток гонады на 6-й неделе развития. Дифференцировка зачатков гонад в семенники у человека определяется генами, находящимися в коротком плече Y-хромосомы: Tdf и SRY. Ряд других генов Y-хромосомы регулируют репродукцию у мужчин. Развитие семенников зависит и от аутосомных генов, которые влияют на функцию генов Y-хромосомы. У плода с генотипом ХY образуется Н - Y антиген (белок), необходимый для образования в зачатке половой железы половых тяжей, которые во время полового созревания превращаются в половые канальцы, и начинается сперматогенез. В Х-хромосоме открыт ген DSS, который определяет развитие яичников, причем для нормальной дифференцировки необходимы две Х-хромосомы. Поскольку этот ген начинает функционировать позднее генов Y-хромосомы, у плодов с кариотипом ХY развиваются семенники. Вторичная детерминация пола, т.е. развитие половых органов (полового фенотипа) обусловлено половыми гормонами и происходит у человека в период органогенеза и в пубертатном периоде постнатальной жизни. Мужской фенотип формируется под влиянием гормона семенника тестостерона (клетки Лейдига). У людей, клетки которых не чувствительны к андрогенам, наружные половые органы и вторичные половые признаки развиваются по женскому типу (синдром нечувствительности к андрогенам). Кроме тестостерона, семенник вырабатывает антимюллеровский гормон (АМГ - клетки Сертоли), который вызывает дегенерацию мюллеровых каналов и его производные (яйцеводы, матка, часть влагалища) не развиваются. Время полового созревания (перипубертатный период) у человека включает второе детство, подростковый и часть юношеского возраста. В перипубертате выделяют:
У женщин устанавливается циклическая секреция женских половых гормонов, обусловливающая наступление овуляции. Половые различия в секреции гормонов гипоталамуса определяются в эмбриогенезе. Под влиянием кратковременной выработки большого количества андрогенов у мужских плодов «выключается» циклический центр. Уже в эмбриогенезе начинает формироваться центр полового поведения. Половое созревание определяется морфологической зрелостью и функциональной активностью нейросекреторных центров гипоталамуса, на состояние которых оказывают воздействие внутренние (особенно гормональный статус) и внешние факторы. В пубертате половые гормоны регулируют развитие половых признаков, половое поведение, обмен веществ и морфогенез. Вместе с гормоном роста гипофиза половые гормоны обусловливают спурт (скачкообразное увеличение роста). Разберите прилагаемую таблицу (табл. 4) и схему 1. Отметьте различия в возрасте появления половых признаков и ростового спурта у мальчиков и девочек. Таблица 4
Схема 1. Схема дифференцировки репродуктивной системы плода [Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П., 1997]. ![]() Приложение 2 Телосложение человека и корреляция конституции с физиологией, темпераментом, болезнями человека. Конституция (телосложение) человека - это комплекс признаков строения тела, функций и поведения, которые длительно не изменяются (см. табл. 5). Конституция человека определяется в основном генотипом, в меньшей степени - факторами среды. В настоящее время существует огромное количество классификаций конституции человека, но ни одна из них не лишена недостатков. Наиболее широко распространены несколько классификаций. Э. Кречмер выделял антропометрические типы - атлетический, астенический, пикнический. В клинико-функциональной классификации различают нормастеническое, гипостеническое и гиперстеническое телосложение. Американский психолог В. Шелдон на основании четырех тысяч наблюдений выделил системно-онтогенетические соматотипы. По преобладающему развитию систем органов человека из определенного зародышевого листка (эктодермы, энтодермы или мезодермы) он разделил людей на эктоморфный, эндоморфный и мезоморфный соматотипы. Для человека с конституцией по типу крайней эндоморфии характерно: круглая голова, большой живот, большое количество жира на плечах и бедрах, тонкие запястья и лодыжки, мышцы конечностей выражены средне, с высокой утомляемостью мышц, крупные печень, легкие, сердце; у таких людей отмечается склонность к ожирению. Крайний мезоморфный тип характеризуется преобладанием костей и мышц, массивной головой, широкими плечами и грудной клеткой, мускулистыми руками и ногами, небольшим количеством подкожного жира, развитой сердечной мышцей. Для соматотипа крайняя эктоморфия свойственны: высокий рост, худое вытянутое лицо, высокий лоб, скошенный подбородок, худая узкая грудная клетка, плоский живот, длинные, тонкие руки и ноги, мускулатура не развита, подкожный жировой слой почти отсутствует, узкое сердце, нервная система хорошо развита. Указанные соматотипы человека - это крайние формы телосложения, между которыми существуют различные промежуточные типы. Исследуя людей по разработанному им набору признаков, В. Шелдон выделил три типа темперамента людей - висцеротония, соматотония и церебротония. Многие ученые пытались установить связь между соматотипом человека и его темпераментом, степенью сопротивляемости организма, склонностью к определенным болезням и дефектам поведения. Такую связь установил и В. Шелдон. Им выявлена высокая степень корреляции между висцеротонией и эндоморфией, соматотонией и мезоморфией, церебротонией и эндоморфией. Таблица 5
Основная литература 1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М: Высшая школа, 2001. – Кн. 1. - С 276-278, 368-372, 381-409. 2. Пехов А.П. Биология и общая генетика. - М.: Изд-во РУДН. 1993. - С 210-220. Дополнительная литература 1. Газарян К. Г., Белоусов М.В. биология индивидуального развития животных. - М.: Высшая школа, 1983. 2. Гилберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1995. – Т.З. |
![]() | ... | ![]() | Показаны необходимые условия содержания животных в процессе постнатального онтогенеза, для формирования поведения, включая способность... |
![]() | Продолжительность изучения темы: «Регуляция онтогенеза» составляет три часа; из них занятие три часа, самостоятельная работа 1 ч.... | ![]() | Строение атомов химических элементов и закономерности в изменении их на примере: а элементов одного периода; б элементов одной главной... |
![]() | Акустика- это наука изучающая обьективные физические закономерности музыки, в связи с её восприятием и исполнением | ![]() | ... |
![]() | Факторы, определившие специфику русской литературы ХVIII в. Проблемы периодизации. Закономерности и принципы художественного развития.... | ![]() | Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза |
![]() | Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Третью группу образуют политико-психологические... | ![]() | Педагогическая сущность понятий «человек» и «личность». Соотношение этих понятий в процессе онтогенеза |