«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза»




Скачать 268.02 Kb.
Название«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза»
Дата публикации20.07.2013
Размер268.02 Kb.
ТипЗакон
zadocs.ru > Биология > Закон
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХМАО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА»

«Утверждаю»_______________

Зав. кафедрой _______________

«____»________________ 200 г.


Методическая разработка

практического (лабораторного) занятия № 10 для студентов I-курса.

Тема занятия: «Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза».

^ Методическую разработку подготовил

Методическая разработка обсуждена и утверждена

на кафедральном совещании №___

«_____»_____________________200 г.

Сургут, 200 г.

Продолжительность изучения темы: «Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» составляет три часа; из них занятие три часа, самостоятельная работа 1 ч.20 минут.

Место проведения занятия 533 аудитория
^ Цель занятия:

Цель: Знать типы постэмбрионального развития животных. Изучить периоды и особенности постнатального онтогенеза че­ловека.
Содержание занятия:
Хронокарта занятия:




Название этапа

Время (мин)

1.

Проверка присутствующих

1-2

2.

Вступительное слово

10-11

3.

Контроль исходных знаний

а) программ. контроль ( вводный )

б) фронтальный опрос


3-5

10-15

4.

Самостоятельная работа студентов

70-80

5.

Контроль конечных знаний

а) программ. контроль ( итоговый )


5-7

6.

Подведение итогов, просмотр тетрадей

10-12


Итого: 120 минут

( 3-х часовое занятие)
1.Проверка присутствующих.

2.Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель называет тему занятия (можно спросить студента), его цели, значение и обоснование темы. Преподаватель знакомит студентов с организацией и правилами ведения учебных тетрадей.

3.Выявление исходного уровня знаний студентов.

3.1.Вводный программированный контроль (выполняется дома). На занятии проверяется правильность ответов.

3.2.Фронтальный опрос.
Вопросы для самоподготовки

  1. Что такое постэмбриональное развитие?

  2. Каковы типы постэмбрионального развития?

3. Каковы отличия прямого развития от развития с метамор­фозом?

4. В отличительные особенности полного метаморфоза, чем он обусловлен?

5. Чем обусловлен метаморфоз амфибий?

6. Каковы периоды постнатального развития человека?

7. Какие факторы определяют развитие организма человека в постнатальный период?

8. Какие этапы онтогенеза человека входят в дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды?

9. Чем они характеризуются?

10. Назовите критические периоды постнатального развития человека; объясните, чем они обусловлены.

11. Понятие о теориях механизмах старения.
Термины:
Задание для студентов

Работа 1. Типы развития организмов в постэмбриональном пе­риоде.

Постэмбриональный период онтогенеза начинается после выхода зародыша из зародышевых оболочек или после рожде­ния. Он делится на три периода: дорепродуктивный (ювенильный), репродуктивный (взрослое состояние) и пострепродук­тивный (имеется не у всех видов). Продолжительность указан­ных периодов, их временное соотношение - видоспецифичны. Основные процессы, происходящие в после зародышевом пе­риоде онтогенеза, - это рост, формирование дефинитивных (окончательных) структур органов, половое созревание, старе­ние. Постэмбриональный период заканчивается биологиче­ской смертью особи.

При прямом развитии в ювенильном периоде формирую­щаяся особь обладает всеми основными чертами организации взрослого организма и отличается главным образом меньшими размерами, пропорциями тела и недоразвитием некоторых сис­тем органов. Прямое развитие встречается у беспозвоночных, позвоночных животных и у человека.

При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, от­личающаяся от взрослого животного строением и образом жизни. Личиночное развитие характерно для видов, откладываю­щих мелкие яйцеклетки с недостаточным количеством пита­тельных веществ для развития всех структур, характерных для особей вида. Личинки по строению больше сходны с предковыми формами, они свободно передвигаются и способны само­стоятельно питаться. Развитие с метаморфозом широко рас­пространено в животном мире: губки, сцифоидные и коралло­вые полипы, большинство членистоногих, многие иглокожие, асцидии, круглоротые, двоякодышащие и костистые рыбы, амфибии.

Изучите на микро- и макропрепаратах развитие с полным и неполным метаморфозом у насекомых.

Используя влажный препарат, изучите метаморфоз у бесхво­стых амфибий на примере лягушки. Отметьте внешние призна­ки личинки - головастика: форму тела, ротовой аппарат, жаб­ры, хвост, отсутствие конечностей.

На влажных макропрепаратах изучите прямое развитие у рептилий и млекопитающих.

Изучите табл. 1, перепишите и дополните ее примерами.

Таблица 1.

Тип развития

Молодая особь

Примеры

Форма тела

Пропорции тела

Наличие органов взрослого организма

Личиночные органы

Половая система

^ Прямое

Метаморфоз: 1) неполный

2) полный

Как у взрослого

Как у взрослого


Отличная от взрослого


Отличная от взрослого
Как у взрослого


Отличная от взрослого

Имеются


Не имеется некоторых органов и систем (например, отсутствуют крылья, органы дыхания и др.)

Имеются не все органы, отличаются по строению и функции от взрослых особей

Отсутствуют


Отсутствуют

Имеются

Недоразвита


Отсутствует или недоразвита

Отсутствует





Работа 2. Особенности постнатального периода онтогенеза человека.

Изучите и перепишите табл. 2.
Работа 3. Окончательное формирование структур некото­рых органов человека в постэмбриональном периоде (табл. 3-5, приложения 1-2).

После рождения человека продолжаются закладка и форми­рование структурно-функциональных единиц органов. Зре­лость отдельных структур тела наступает асинхронно. Все орга­ны и системы по структуре и функции становятся такими, как у взрослого организма, к 20-21 году.

Перепишите табл. 3, изучите приложения 1-2 с табл. 4, 5 и схемой 1.
Работа 4. Устойчивость и адаптация организма к действию факторов среды в постнатальном периоде онтогенеза человека.

Изучите и зарисуйте рис. 1.



Рис. 1. Устойчивость организма человека к воздействию факторов внешней среды и адаптация к ним.

А - адаптация; З - заболеваемость; У – устойчивость.

Таблица 2.

Периоды

Основные процессы

Адаптационные возможности организма


Риск развития заболеваний

1. Новорожденности - до 1 мес.


2. Младенческий (грудной) - до 1 года

3. Раннее детст­во - до 4 лет

4. Первое детст­во - 4-7 лет
5. Второе детство

(предпубертат­ный)-7-12 лет


6. Подростковый

(пубертатный) - 12 - 15-16 лет


7. Юношеский период (постпу­бертатный) - 15-16 лет -18-21 год
8. Первая зрелость - 18-21 год - 35 лет
9. Вторая зрелость – до 55-60 лет


10. Пожилой воз­раст - до 75 лет


11. Старческий
возраст – до 90 лет

12. Долгожитель­ство – свыше 90 лет



Первый этап приспособления к менее (благоприятным условиям внешней сре­ды, чем в материнском организме: нестерильным условиям, более низкой температуре. Отпадает пуповина. Ребе­нок начинает сосать грудь матери (4 сут - молозиво, затем молоко), что требует затраты сил и сопровождается потерей массы тела на 150-200 г. На­чинается легочное дыхание. Устанав­ливается внеутробное кровообраще­ние; боталлов проток и овальное отвер­стие между предсердиями зарастают. Изменяются функции отдельных орга­нов. Устанавливаются собственные су­точные биоритмы.

Интенсивный рост и развитие длина тела увеличивается в 1,5 раза, масса - в 3 раза. Роднички закрываются, появля­ются изгибы позвоночника. Головной мозг бурно растет и развива­ется, вырабатываются многочисленные условные связи, формируется вторая сигнальная система, развиваются ста­тические функции. Интенсивное пси­хоэмоциональное развитие. Речь скла­дывается из отдельных слогов и слов.

Собственных пищеварительных фер­ментов вырабатывается меньше, чем у взрослого. Прорезываются молочные зубы.

Пассивный иммунитет постепенно ос­лабевает, приобретенный слабо выра­жен.
Продолжается рост и развитие ребенка, однако интенсивность роста снижает­ся. Прорезываются все 20 зубов. Осо­бенно быстро развивается интеллект. Речь включает много слов, говорит предложениями.
Первый ростовой скачок. Прорезыва­ются большие коренные зубы. Появля­ются половые различия в строении ске­лета, отложении жира, формировании психики.
Усиленный рост, особенно мышечной системы. Заканчивается развитие пече­ни, дыхательной системы. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Повышается секреция половых гормо­нов. Начало развития вторичных поло­вых признаков (у девочек раньше).

Ростовой скачок. Заканчивается формирование кровеносной и ряда органов пищеварительной и других систем. Все молочные зубы заменяются на посто­янные.

Интенсивное половое созревание: уси­ливается выработка половых гормонов, формируются половые особенности тела, заканчивается развитие вторич­ных половых признаков, у девочек по­является менархе, у мальчиков - пол­люции.

Половое созревание характеризуется радикальными биохимическими, гор­мональными, физиологическими, мор­фологическими, нервно-психологиче­скими перестройками организма.
К концу периода прекращается рост тела. Заканчивается формирование всех систем органов. Завершается по­ловое созревание. У юношей появляет­ся оволосение лица. Происходит ин­тенсивное развитие интеллекта.

Развитие взрослого организма. Устойчивый гомеостаз. Способность к вос­произведению полноценного потомст­ва.

Физиологические изменения органов, обмена веществ, предшествующие инволюции. Замедление скорости ответных реакций. Снижение выработки гормонов, особенно половых. Прояв­ление заметных признаков старения организма в конце периода. Постепен­ное угасание репродуктивной функции.
Постепенная инволюция органов и тканей организма. Скорость старения у разных систем органов неодинакова. Дряблость кожи. Ограничение подвиж­ности в суставах, снижение массы и то­нуса мышц. Часто ожирение или резкое снижение массы тела. Снижение физи­ческой активности. Повышенная утомляемость.
Инволюция всех систем. Снижение слуха, остроты зрения, памяти, воли, эмоций, психических реакций.
Биологический феномен, обусловлен­ный комплексом различных факторов, как биологических (наследственность, тип телосложения), так и социальных (традиции правильного поведения в стрессовых ситуациях), активным обра­зом жизни и рациональным питанием.


Снижены ввиду незрелости иммунной системы и недостаточной зрелости, нервной и других систем. Иммунитет пассивный за счет антител, полученных из материнского организма через плаценту и с молозивом. Нуждается в уходе и защите матери.

^ Критический период


Снижены ввиду бурного роста, морфологической не­законченности строения и функционального несовер­шенства систем органов.

Повышаются постепенно
Повышаются постепенно


Снижены
^ Критический период

Могут быть снижены
Максимальные


Постепенно снижаются вследствие снижения функции иммунной и других систем.
Критический период
Слабые устойчивость и адаптации к факторам среды.

Снижены

Снижены


Неспецифические инфекции, перегревание, переохлаждение, патология различных органов и систем, особенно пищеварительной, вследствие недостаточности собственных ферментов. Повышена вероятность смерти.


Рахит

Склонность к судорогам и другим нарушениям нервной системы.


Расстройства питания и пищеварения.

Повышен риск паразитарных и неинфекционных заболеваний.
Часто – острые инфекции: корь, коклюш, ветряная оспа и др.


Увеличивается возможность инфицирования турбекулезом.

Учащается травматизм. Патология сердечно-сосудистой и других систем.

Возможно проявление наследственных заболеваний. Повышен риск ненаследственных болезней, нарушение обмена веществ (ожирение или истощение). Пубертатные поведенческие кризы, агрессивность.

Нарушение функций различных органов и систем вследствие несбалансированного роста тела и развития систем органов (особенно в связи с акселерацией). Психоневрозы.

Снижен


Повышается риск развития соматических и психических болезней. Учащение возникновения опухолей. Может быть климактерический синдром, психические расстройства.

Увеличение частоты развития возрастных болезней: атеросклероза, диабета, подагры и др. Психоневрозы.

Могут быть старческое слабоумие, депрессии.


Таблица 3

Орган

Возраст, годы

Сердце

Легкие

Зубы постоянные

Слюнные железы

Желудок

Печень

Тонкая кишка (ферменты, количество)

Поджелудочная железа (ферменты, количество)

Почки

Поджелудочная железа (В-клетки, инсулин)

Надпочечники

Семенники

Яичники

Головной мозг

18-21

8-12

6-13

7-8

15

10

5-7, рост до 13-16

18-20

20

10

14-20

17-21

16-20

20-21


Тестовые задания

1. Выберите несколько правильных ответов.

^ ПРИ ПРЯМОМ РАЗВИТИИ ПРОИСХОДИТ:

  1. Рост молодой особи.

  2. Редукция личиночных органов.

  3. Формирование окончательных структур органов.

  4. Изменение пропорций тела особи.

2. Выберите несколько правильных ответов.

^ ПРИ РАЗВИТИИ С ПОЛНЫМ МЕТАМОРФОЗОМ У МО­ЛОДОЙ ОСОБИ:

  1. Форма тела, как у взрослого.

  2. Форма тела, отличная от взрослого.

  3. Личиночные органы имеются.

  4. Половая система отсутствует.

3. Выберите несколько правильных ответов.

^ СТАДИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НЕПОЛНОГО МЕТА­МОРФОЗА ЧЛЕНИСТОНОГИХ:

  1. Куколка.

  2. Нимфа.

  3. Имаго.

  4. Личинка.

4. Выберите один правильный ответ.

^ СМЕНА ЗУБОВ У ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ В ВОЗРАСТЕ:

  1. 4 лет.

  2. 7 лет.

  3. 13 лет.

  4. 16 лет.

5. Выберите один правильный ответ.

ВСЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА ДОСТИГАЮТ СВОЕЙ ЗРЕЛОСТИ В ВОЗРАСТЕ:

1.15 лет.

  1. 18 лет.

  2. 20-21 год.

  3. 25 лет.

6. Выберите несколько правильных ответов.

^ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КОНТРОЛИРУЮТ ГОРМОНЫ:

  1. Соматотропин.

  2. Половые.

  3. Паратгормон.

  4. Тироксин.

7. Выберите один правильный ответ.

^ САМАЯ ВЫСОКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ФАК­ТОРАМ СРЕДЫ В ПЕРИОДЫ:

  1. Детский.

  2. Подростковый.

  3. Репродуктивный.

  4. Пострепродуктивный.

8. Выберите несколько правильных ответов.

^ В ПОСТНАТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕ­КА КРИТИЧЕСКИМИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРИОДЫ:

  1. Новорожденности.

  2. Младенческий.

  3. Подростковый.

  4. Юношеский.

9. Выберите один правильный ответ.

^ МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ОСНОВНОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

  1. Образом жизни.

  2. Питанием.

  3. Генотипом.

  4. Условиями среды.

10. Установите соответствие.

^ ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ:

  1. Перенапряжение нервной системы. а) И.И. Мечников;

  2. Интоксикация организма. б) А.А. Богомолец;

  3. Накопление мутаций соматических в) Л. Сцилард;
    клеток. г) И.П. Павлов;

д) Л. Хейфлик.
Приложение 1

Дифференцировка репродуктивной системы плода и половое созревание человека.

Определение пола у млекопитающих и человека обусловлено строго хромосомами и от условий среды обычно не зависит. Пер­вичная детерминация пола обеспечивает образование из недиф­ференцированного зачатка гонад семенников или яичников, что в дальнейшем определяет будущее половое развитие организма, зачаток гонады у человека появляется на 4-й неделе развития и остается индифферентным до 7-й недели. Первичные половые клетки мигрируют из желточного мешка в зачаток гонады на 6-й неделе развития. Дифференцировка зачатков гонад в семенники у человека определяется генами, находящимися в коротком плече Y-хромосомы: Tdf и SRY. Ряд других генов Y-хромосомы регули­руют репродукцию у мужчин. Развитие семенников зависит и от аутосомных генов, которые влияют на функцию генов Y-хромо­сомы. У плода с генотипом ХY образуется Н - Y антиген (белок), необходимый для образования в зачатке половой железы половых тяжей, которые во время полового созревания превращаются в половые канальцы, и начинается сперматогенез.

В Х-хромосоме открыт ген DSS, который определяет разви­тие яичников, причем для нормальной дифференцировки не­обходимы две Х-хромосомы. Поскольку этот ген начинает функционировать позднее генов Y-хромосомы, у плодов с кариотипом ХY развиваются семенники.

Вторичная детерминация пола, т.е. развитие половых орга­нов (полового фенотипа) обусловлено половыми гормонами и происходит у человека в период органогенеза и в пубертатном периоде постнатальной жизни. Мужской фенотип формирует­ся под влиянием гормона семенника тестостерона (клетки Лейдига). У людей, клетки которых не чувствительны к андрогенам, наружные половые органы и вторичные половые призна­ки развиваются по женскому типу (синдром нечувствительно­сти к андрогенам). Кроме тестостерона, семенник вырабатыва­ет антимюллеровский гормон (АМГ - клетки Сертоли), кото­рый вызывает дегенерацию мюллеровых каналов и его произ­водные (яйцеводы, матка, часть влагалища) не развиваются.

Время полового созревания (перипубертатный период) у че­ловека включает второе детство, подростковый и часть юноше­ского возраста. В перипубертате выделяют:

  1. Раннюю (пубертатную - adrenarche) фазу, которая обусловлена усилением секреции андрогенов корой надпочечни­ков. Начальное половое созревание происходит у девочек в 6-7 лет, у мальчиков в 7-8 лет. Это фаза видоспецифична для человека.

  2. Собственно пубертатная фаза (gonadarche). Главное собы­тие - созревание системы репродуктивного гомеостаза: гипота­ламус - гипофиз - гонады, звенья которой функционируют по
    принципу обратной связи (или «плюс-минус» взаимодействие).

У женщин устанавливается циклическая секреция женских половых гормонов, обусловливающая наступление овуляции. Половые различия в секреции гормонов гипоталамуса опреде­ляются в эмбриогенезе. Под влиянием кратковременной выра­ботки большого количества андрогенов у мужских плодов «вы­ключается» циклический центр. Уже в эмбриогенезе начинает формироваться центр полового поведения. Половое созревание определяется морфологической зрелостью и функциональной активностью нейросекреторных центров гипоталамуса, на со­стояние которых оказывают воздействие внутренние (особенно гормональный статус) и внешние факторы. В пубертате поло­вые гормоны регулируют развитие половых признаков, половое поведение, обмен веществ и морфогенез. Вместе с гормоном роста гипофиза половые гормоны обусловливают спурт (скач­кообразное увеличение роста).

Разберите прилагаемую таблицу (табл. 4) и схему 1. Отметь­те различия в возрасте появления половых признаков и росто­вого спурта у мальчиков и девочек.
Таблица 4

Половые признаки

Возраст появления признаков (лет)

начало развития признака

окончание разви­тия признака

пубертатный скачок роста (спурт)

ДЕВОЧКИ

Развитие молочных желез

Менструации

Появление волос на лобке
МАЛЬЧИКИ

Яичко

Пенис

Появление волос на лобке



8-13

10,5-15,5

11

9,5-13,5

10,5-14,5

12


12-18

В климатическом периоде

14

13,5-17

12,5-16,5

15


9,5-14,5

10,5-16 -

13,5-17


Схема 1. Схема дифференцировки репродуктивной системы плода [Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П., 1997].


Приложение 2

Телосложение человека и корреляция конституции с физиологией, темпераментом, болезнями человека.

Конституция (телосложение) человека - это комплекс призна­ков строения тела, функций и поведения, которые длительно не изменяются (см. табл. 5). Конституция человека определя­ется в основном генотипом, в меньшей степени - факторами среды. В настоящее время существует огромное количество классификаций конституции человека, но ни одна из них не лишена недостатков. Наиболее широко распространены не­сколько классификаций.

Э. Кречмер выделял антропометрические типы - атлетиче­ский, астенический, пикнический. В клинико-функциональной классификации различают нормастеническое, гипостеническое и гиперстеническое телосложение. Американский психолог В. Шелдон на основании четырех тысяч наблюдений выделил системно-онтогенетические соматотипы. По преобладающему развитию систем органов человека из определенного зароды­шевого листка (эктодермы, энтодермы или мезодермы) он раз­делил людей на эктоморфный, эндоморфный и мезоморфный со­матотипы. Для человека с конституцией по типу крайней эндоморфии характерно: круглая голова, большой живот, большое количество жира на плечах и бедрах, тонкие запястья и лодыж­ки, мышцы конечностей выражены средне, с высокой утомляе­мостью мышц, крупные печень, легкие, сердце; у таких людей отмечается склонность к ожирению. Крайний мезоморфный тип характеризуется преобладанием костей и мышц, массивной го­ловой, широкими плечами и грудной клеткой, мускулистыми руками и ногами, небольшим количеством подкожного жира, развитой сердечной мышцей. Для соматотипа крайняя эктоморфия свойственны: высокий рост, худое вытянутое лицо, высо­кий лоб, скошенный подбородок, худая узкая грудная клетка, плоский живот, длинные, тонкие руки и ноги, мускулатура не развита, подкожный жировой слой почти отсутствует, узкое сердце, нервная система хорошо развита. Указанные соматоти­пы человека - это крайние формы телосложения, между кото­рыми существуют различные промежуточные типы.

Исследуя людей по разработанному им набору признаков, В. Шелдон выделил три типа темперамента людей - висцеротония, соматотония и церебротония. Многие ученые пытались установить связь между соматотипом человека и его темпера­ментом, степенью сопротивляемости организма, склонностью к определенным болезням и дефектам поведения. Такую связь установил и В. Шелдон. Им выявлена высокая степень корре­ляции между висцеротонией и эндоморфией, соматотонией и мезоморфией, церебротонией и эндоморфией.
Таблица 5

Соматотип


Крайний эндоморфный

Крайний мезоморфный

Крайний эктоморфный

^ Тип темперамента
Признаки,

характеризующие

темперамент

Склонность к

профессиональной деятельности

Склонность к заболеваниям

Висцеротония
Расслабленность в

осанке и движениях.

Любовь к комфорту.
Жажда похвалы и

одобрения.

Легкость в общении и выражении

чувств; висцеротоническая экстраверсия.

Общительность и

мягкость в состоянии опьянения.
Тяга к людям в тяжелую минуту.
Ориентация к детству и семейным

взаимоотношениям.
Ремесленничество, торговля.


Диабет, рак, депрессия, истерия

Соматотония
Уверенность в осанке и движениях.

Любовь к приключениям

Эмоциональная

черствость.

Экстраверсия в

поступках, но

скрытность в чувствах и эмоциях;

соматотоническая

экстраверсия
Агрессивность и

настойчивость в

состоянии опьянения.
Тяга к действию в

тяжелую минуту
Ориентация к

юношеской деятельности

Военные, спортсмены, медики,

инженеры.
Инфаркт миокарда, маниакально-

депрессивный

психоз, паранойя.

Церебротония
Заторможенность в движениях, скованность в осанке.

Необщительность,

социальная заторможенность.


Скрытность, эмоциональная сдержанность.
Церебротоническая интроверсия.
Устойчивость к

действию алкоголя и других депрессантов.

Тяга к одиночеству в тяжелую минуту.
Ориентация к

поздним периодам жизни.

Физики, химики,

Ученые.


Туберкулез, тревога, шизофрения, фобии.



Основная литература

1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М: Высшая школа, 2001. – Кн. 1. - С 276-278, 368-372, 381-409. 2. Пехов А.П. Биология и общая генетика. - М.: Изд-во РУДН. 1993. - С 210-220.
Дополнительная литература

1. Газарян К. Г., Белоусов М.В. биология индивидуального развития животных. - М.: Высшая школа, 1983.

2. Гилберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1995. – Т.З.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconЗакономерности роста и развития
...

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconЯ. К. Бадридзе Волк. Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции
Показаны необходимые условия содержания животных в процессе постнатального онтогенеза, для формирования поведения, включая способность...

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» icon«Регуляция онтогенеза»
Продолжительность изучения темы: «Регуляция онтогенеза» составляет три часа; из них занятие три часа, самостоятельная работа 1 ч....

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconЗакон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева...
Строение атомов химических элементов и закономерности в изменении их на примере: а элементов одного периода; б элементов одной главной...

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconВопрос Акустические закономерности музыкального искусства
Акустика- это наука изучающая обьективные физические закономерности музыки, в связи с её восприятием и исполнением

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconЗакономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на...
...

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconЛитература Петровской эпохи (первая четверть XVIII века): в литературе...
Факторы, определившие специфику русской литературы ХVIII в. Проблемы периодизации. Закономерности и принципы художественного развития....

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconВозрастная физиология это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности...
Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconБилет 1 Предмет, объект и закономерности политологии
Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Третью группу образуют политико-психологические...

«Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза» iconТема : Личность как объект педагогической деятельности
Педагогическая сущность понятий «человек» и «личность». Соотношение этих понятий в процессе онтогенеза

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов