Скачать 128.18 Kb.
|
Барышский колледж – филиал Ульяновского государственного технического университета Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология» для специальностей 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промыш-ленного оборудования технического профиля. Барыш 2012
Введение. Данное руководство по проведению лабораторных работ по биологии предназначено для обучающихся Барышского колледжа –филиала УлГТУ, изучающих общеобразовательные дисциплины. По программе предусмотрено 5 обязательных лабораторных работ, выполняемых в разделах «Учение о клетке», «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «Основы экологии». Работы выполняются в соответствии с методическими рекомендациями к их проведению. Прежде чем приступить к выполнению лабораторных работ, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием лабораторных работ, правилами техники безопасности, правилами оформления лабораторных работ. ^ 1. При изготовлении микропрепаратов работая с иглой, предметным и покровным стеклами необходимо соблюдать осторожность. При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ватой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать. 2. При работе с комнатными растениями не трогать руками листья ядовитых растений и колючки кактусов. Уколовшись, с помощью пинцета нужно вынуть колючки и протереть руку ватой, смоченной спиртом. Правила оформления лабораторных работ по биологии. 1. Каждая работа должна иметь свой титульный лист, оформленный согласно требованиям стандарта колледжа. 2. Листы для отчетов должны иметь рамку. 3. Описание работ должно проводиться в следующей последователь-ности: тема, цель занятия, оборудование, ход выполнения работы. 4. В ходе выполнения форма записи должна соответствовать предложенному заданию. Это может быть схема, таблица, график, текстовая запись, рисунок и т.д. 5. В конце работы должен быть сделан вывод, подводящий итоги выполнения лабораторной работы. Он должен соответствовать заявленной цели занятия. 3 ^ Тема: Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. Цель занятия: научиться работать с микроскопом и изготавливать микропрепараты, познакомиться с многообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функцию и убедиться в принципиальном единстве их строения. Время: 2 часа. Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты, предметные и покровные стекла, пробка, лезвие, иглы препаровальные, луковица, лист каланхоэ, разбавленный раствор йода, пипетки, вода, фильтровальная бумага, 5% раствор хлорида натрия. ^ Микроскоп должен быть установлен на столе таким образом, чтобы тубусодержатель был обращен к исследователю. Установленный в начале работы на столе микроскоп не следует перемещать с одного места на другое или сдвигать с места, т.к. при перемещении нарушают-ся условия освещения. Глядя сбоку на зеркало, необходимо направить его к источнику света. Затем, глядя в окуляр, слегка повернуть зеркало в ту или иную сторону и добиться максимального освещения. После помещения микропрепарата на предметной столик глядя сбоку на объектив, опустить его винтом почти до поверхности препарата, но не касайтесь его. Опускать объектив нужно очень осторожно, чтобы не повредить линзы объектива и не испортить препарат. Затем, глядя в окуляр, очень медленно поднимать объектив винтом до появления четкого изображе-ния препарата. ^
4 Каковы особенности строения клеток лука?
^ Тема: Решение генетических задач и составление родословных. Цель занятия: проверить умение решать генетические задачи и составлять генеалогическое древо семьи. Время: 2 часа Оборудование: карточки. Методические рекомендации: При составлении родословной женщина обозначается кружочком, а мужчина – квадратиком. Если человек умер, то кружочек или квадратик закрашиваются. Необходимо отмечать в родословной наличие наследственных заболеваний. В качестве образца составления генеалогического древа можно использовать родословную английской королевы Виктории. ![]() 5 Ход выполнения работы: 1. Решите задачи и составьте схемы родословных этих семей: 1.1. Женщина с не рыжими волосами, мать и отец которой имеют не рыжие, а брат- рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет тоже рыжие, а отец- не рыжие волосы. От этого брака родились мальчик с не рыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы у всех упомянутых лиц. Признак не сцеплен с полом. Не рыжие волосы- доминантный признак. 1.2. Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первой аллели, вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второму признаку. Каковы вероятные генотипы детей? Признаки не сцеплены с полом. 3. По предварительно полученным данным составьте родословную своей семьи, проследив в ней наследственные заболевания. ^ Тема: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. Цель занятия: показать статистические закономерности модификационной изменчивости на примере использования математических методов в биологии. Время: 2 часа. Оборудование: линейка, карандаш, калькулятор. Методические рекомендации: Для изменения необходимо брать не более 1-3 листьев с одного растения. Изменения проводить на растении, не обрывая листьев. Не выбирать наиболее длинные или наиболее короткие листья, а измерять любые. ^ :
6
^ Тема: Критерии вида. Приспособленность организмов к различным средам обитания.. Цель занятия: убедиться на практике в том, что виды реально существуют и являются результатом исторического развития; установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора. Время: 2 часа 7 Оборудование: коллекция плодов и семян, комнатные растения, таблицы, рисунки, печатный материал. ^ Запись результатов наблюдений фиксируйте в текстовых таблицах. Работая с комнатными растениями, относитесь к ним бережно. Помните о том, что это живой организм. ^ 1.Используя материал учебника, заполните таблицу:
2. Рассмотрите предложенные плоды и семена различных растений и определите характер их приспособленности к распространению. Оформите результаты наблюдений в виде таблицы.
3.Рассмотрите различные виды комнатных растений и выясните характер их приспособленности к среде с недостаточным количеством влаги и к среде с избыточным количеством влаги. 4.Выясните различный характер приспособленности к передвижению на примере водных животных (плавунцов, улиток, водомерок). 5.Рассмотрите строение клювов галапагосских вьюрков (страница 14 учебника) и определите приспособленность каждого вида к определенному типу питания. 6.Назовите раннецветущие растения (подснежники). В чем причина их раннего зацветания? 7.Используя знания, полученные при изучении раздела «Эволюционное учение» и ваши наблюдения, обоснуйте, почему любая приспособленность организма к условиям среды не может быть абсолютной. 8 ^ Тема: Естественные и искусственные экосистемы. Цель занятия: на конкретных примерах рассмотреть особенности естественных и искусственных экосистем и их составляющих и факторы, влияющие на смену биогеоценозов. Время: 2 часа. Оборудование: таблицы Методические рекомендации: При выполнении заданий пользуйтесь учебником «Общая биология» под редакцией Ю.И.Полянского. ^
таблицу: «Сравнение биогеоценозов пресного водоема и широколиственного леса»
2. Ответьте на вопрос письменно: При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов), истребляющих куропаток и тетеревов, последние в лесу вымирают; при уничтожении волков вымирают олени. Чем это объяснить? 3. Составьте схему цепи питания, характерную для болот, зная, что ее компонентами являются: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж. 4. Известно, что чрезвычайно прожорлив и плодовит, но дает маленький прирост массы; с другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и др.) потребляют в большом количестве личинок комаров, двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных. Почему ученые относят ерша при его чрезвычайном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб? 5. Компонентами экосистемы аквариума могут быть: водоросли и высшие водные растения; простейшие- инфузории; дафнии, моллюски; рыбы; бактерии; грибы. Изобразите схему обмена веществ и потока энергии в данной экосистеме. Объясните, почему исключение из этой экосистемы моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению ее равновесия. 6. В чем отличие природных биогеоценозов от искусственных? Литература Основная:
Дополнительная:
10 Оглавление
11 |
![]() | Методические рекомендации разработаны старшим преподавателем кафедры судовождения и энергетики судов иф онма мазур Т. Н. в соответствии... | ![]() | Барышский колледж – филиал Ульяновского государственного технического университета |
![]() | Целью проведения лабораторных работ является подтверждение, закрепление теоретического материала и приобретение навыков по сборке... | ![]() | ... |
![]() | Методические указания к выполнению лабораторных работы по дисциплине «Гидравлика» /Салова Т. Ю., Гнездилова Е. Н. Сп.: Изд-во спбгау,... | ![]() | Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ |
![]() | Методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов Октябрьского нефтяного колледжа | ![]() | Данное пособие представляет собой краткое руководство по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и при выполнении... |
![]() | Синтез управляющих автоматов с программируемой логикой: Методические указания к циклу лабораторных работ по дисциплине «Цифровые... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |