Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства




Скачать 252.37 Kb.
НазваниеЛекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства
страница1/3
Дата публикации27.07.2013
Размер252.37 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Биология > Лекция
  1   2   3
Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства


  1. Понятие о темпераменте

  2. Понятие о характере

  3. Способности

  4. Чувства


1. Понятие о темпераменте
Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.

Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.

Темперамент человека отражается:

  • на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизведения, устойчивость внимания и скорость его переключения, подвижности мыслительных процессов и т. д.).

  • интенсивности реагирования на эмоциогенные раздражители (впечатлительности, силе эмоциональных переживаний, скорости смены эмоциональных состояний);

  • скорости и силе моторных реакций, процессов (походке, мимике, пантомимике, жестах, речи и т. д.);

  • избирательности психической деятельности и поведения (на стремлении к общению, к шумным компаниям или на склонности к уединению, на замкнутости).

Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей и свести их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Обобщенные портреты, построенные на сходстве поведения, способах выражения чувств, с глубокой древности называли типами темперамента. Наиболее ранняя из известных типологий была предложена еще врачом К. Галленом (11 в. до н. э.). Большой вклад в типологию темпераментов и составление их психологических портретов внесли Гиппократ и Кант. С тех пор темперамент привлекает внимание ученых. Можно выделить три основные теории, объясняющие сущность темперамента.

1. Гуморальная теория. Основоположниками ее были К. Гален и Гиппократ, которые связывали темперамент с соотношением соков (жидкостей) в организме – крови, желчи, черной желчи и слизи. У сангвиника в организме преобладает кровь, у флегматика – слизь, у холерика – желчь, у меланхолика – черная желчь.

2. Конституционная теория. Основоположниками ее были Э. Кречмер и Шелдон, которые строили типологию личности, исходя из различий в строении организма, соотношении разных частей тела, т. е. конституции человека.

3. Теория, разработанная И.П. Павловым, связывает темперамент человека со свойствами нервной системы: силой, подвижностью и уравновешенностью. Сочетание свойств определяет тип высшей нервной деятельности.

Различают четыре основные типа высшей нервной деятельности:

  • сильный, неуравновешенный (с преобладанием процессов возбуждения);

  • сильный, уравновешенный, подвижный;

  • сильный, уравновешенный, инертный;

  • слабый.

Эту типологию И.П. Павлов связал с типами темпераментов. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы – у холериков; сильный, уравновешенный, подвижный – у сангвиников; сильный, уравновешенный, инертный – у флегматиков; слабый – у меланхоликов. Холерический и меланхолический типы И.П. Павлов рассматривал как крайние, у которых неблагоприятные ситуации и условия жизни могут вызвать психопатические проявления: неврастению у холерика, истерию – у меланхолика. В золотой середине, по выражению И.П. Павлова, находятся сангвинический и флегматический темперамент. Их уравновешенность является проявлением здоровой, по-настоящему жизнеспособной нервной системы.

Но объяснение темперамента с позиций психологических особенностей нервной системы недостаточно. Центральная нервная система функционирует во взаимодействии с эндокринной и гуморальной системами. Гипофункция щитовидной железы, например, вызывает замедленность, монотонность и вялость. Деятельность половых желез во время полового созревания, старения заметно отражается на функциях всего организма, в том числе нервной системы, что отражается на особенностях темперамента. Немотивированные поступки подростка часто являются динамическим проявлением темперамента под влиянием полового созревания.

Тип темперамента – врожденное свойство, но оно может несколько меняться под влиянием условий жизни или изменений, происходящих в организме.

Психологический портрет типов темпераментов впервые составил И. Кант. Дальнейшие исследования уточнили эти портреты.

^ Портрет сангвиника: высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, быстро ориентирующийся в незнакомой обстановке, хорошо адаптируется, инициативен, сравнительно легко переживает неудачи, неприятности. Сангвиник очень продуктивен, если деятельность его интересует. Если он безразлично относится к предмету или деятельности, то он становится вялым, скучным. Он склонен скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений. "Доверяй, но проверяй", – принцип подхода к сангвинику, ибо в решениях ему не хватает продуманности, в интересах – постоянства, в поступках – настойчивости.

^ Портрет флегматика. У него относительно низкая нервно-психическая активность, ровная мимика, речь. Флегматик невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. Уравновешен и спокоен в делах и поступках, тщательно планирует деятельность, стремится к системе, основателен. В меру общителен. Вместе с тем, инертен, медленно переключается с одной работы на другую. "Не торопи", – таким должен быть подход к флегматику.

^ Портрет меланхолика. Низкий уровень активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. Ему свойственны астенические, легко возникающие переживания, повышенная впечатлительность, застенчивость. По-настоящему хорошо чувствует себя в привычной обстановке, в которой способен проявлять настойчивость, упорство, быть активным. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. Однако это тонко чувствующий, осмотрительный человек и преданный друг. "Не навреди", – принцип подхода к меланхолику.

^ Портрет холерика. Высокий уровень нервно-психической активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Холерик, находясь под влиянием страсти, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость. Сила его чувств – гордость, честолюбие, мстительность – не знают пределов, если он находится под влиянием страсти. Размышляет мало, действует быстро, порывисто. Склонен к резким сменам настроения, зачастую неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. Увлекшись каким-то делом, холерик расточительно расходует свои силы и истощается больше, чем следует. "Ни минуты покоя", – таков принцип подхода к холерику.

Каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Так, при хорошем воспитании и самоконтроле сангвинику свойственны отзывчивость, флегматику – выдержка и самообладание, холерику – активность, страстность в работе, меланхолику – впечатлительность. Недостатками темперамента являются: у сангвиника – поверхностность, разбросанность; у флегматика – безразличие к другим, "сухость"; у меланхолика – замкнутость, застенчивость; у холерика – импульсивность.

Следует иметь в виду, что в жизни отчетливо выраженные типы темперамента встречаются не так часто, обычно человеку свойственна та или иная их комбинация. Проявление темпераментов отчетливее выражено у молодых людей, с возрастом оно становится менее ярким, приглушенным, так как поведение человека все больше регулируется чертами характера.

В середине ХХ ст. интерес ученых и практиков к типам темперамента пробудился с новой силой, что позволило уточнить и расширить представления о влиянии темперамента на поведение и деятельность человека. Так, учеными школы Б.Ф. Теплова было обнаружено, что сила нервной системы, связанная с работоспособностью, имеет не только положительные, но и отрицательные моменты. Низкая работоспособность слабого типа компенсируется высокой чувствительностью, что позволяет более тонко реагировать на изменения окружающей среды. Неуравновешанность холерика отрицательно отражается на деятельности, требующей быстрых реакций, подвижности. Влияние темперамента на эффективность деятельности усиливается в экстремальных условиях.

Исследователи показали, что тип темперамента накладывает отпечаток на формирование навыков производственной деятельности. Так, у сангвиников двигательные навыки образуются весьма быстро, хотя вначале наблюдается хаотическая деятельность методом проб и ошибок. Сформированные навыки у сангвиников отличаются прочностью и помехоустойчивостью. У холериков двигательные навыки образуются труднее, чем у сангвиников. Посторонние помехи существенно влияют на их деятельность, иногда расстраивая ее полностью.

Флегматики обладают замедленными, но высококоординированными движениями. Благодаря их точности, согласованности, а в ряде случаев – проявлению большой настойчивости – они в значительной степени компенсируют свою инертность, показывая высокую производительность труда. У меланхоликов навыки вырабатываются с трудом и легко тормозятся. После упражнений они могут достигать удовлетворительного уровня, но только в привычной обстановке. Работа, полная неожиданностей, осложнений, им противопоказана. Описанные особенности в значительной степени проявляются не только в двигательных, но и в других видах деятельности.

Особенности темперамента в значительной степени определяют индивидуальный стиль деятельности каждого человека. Индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система приемов, способов, методов, которая складывается у личности в процессе деятельности и целесообразна для достижения успешного результата.

В процессе деятельности человек выбирает такие приемы и способы выполнения действий, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Например, на основе инертности нервных процессов возникает пунктуальность, склонность не отрываться от начатого дела, легко осуществляются плавные движения, стереотипным способам реализации задач. А на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты. Из совокупности таких непроизвольных форм реагирования складываются вполне сознательно применяемые и целенаправленные системы действий, приемов, которые характеризуют индивидуальный стиль.

Чтобы осуществлять индивидуальный подход к учащимся, необходимо знать их темперамент. Для определения темперамента человека следует обратить внимание на его активность.

В. Д. Небылицин в структуре темперамента выделяет общую, двигательную и эмоциональную активность.

^ Общая активность – это готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованию, преодолениям препятствий. Высокий уровень общей активности отличается у холериков и сангвиников, низкий – у меланхоликов и флегматиков.

^ Двигательная активность – это скорость, ритм, сила движений человека (походки, жестов, мимики), а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень двигательной активности характерен холериков и сангвиников (ходят быстро, ритмично, говорят громко и т.д.). Низкий – для меланхоликов и флегматиков (ходят плавно, речь спокойная, тихая и т. д.).

^ Эмоциональная активность – легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень эмоциональной активности характерен для сангвиников и флегматиков. Высокий – для холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, меланхолики нет. У холериков происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов нет.

Сочетание общей, двигательной и эмоциональной активности характеризует темперамент человека.

На базе темперамента формируется характер.
^ 2. Понятие о характере.
Темперамент тесно связан с характером. Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является чувственной основой характера. Так, на основе импульсивности как свойстве темперамента под влиянием воспитания может сформироваться решительность, смелость, безудержность, прямолинейность. Под влиянием жизненного пути человека впечатлительность, как свойство темперамента, может привести к болезненной ранимости, застенчивости, уязвимости или отзывчивости, чуткости или сентиментальности. Таким образом, свойства темперамента, преобразуясь в процессе формирования личности, могут перейти в черты характера. Кроме того, особенности темперамента предопределяют скорость образования тех или иных черт характера человека.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру. Характер проявляется в манере поведения человека, в способах реагирования на действия и поступки других людей, манере общения, в способах и отношениях к деятельности и т. д. Характер – и предпосылка, и результат поведения человека; обусловливая поведение, он в поведении и формируется.

В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь и последовательность устойчивых свойств и установок личности, которые и определяют качественное своеобразие поведения человека, его систему отношений к другим, к себе и деятельности, к миру вообще. Характер – это обобщенное выражение избирательной направленности личности. Форма или способ поведения является наиболее существенным выражением характера. Характер накладывает отпечаток на речевое поведение человека (императивный, заискивающий стиль речи, специфика мимики, жестов и т. д.). Взгляд человека, его поза, походка также отражают особенности характера человека. Однако, чтобы определить характер человека по внешнему виду, экспрессии, необходимо быть наблюдательным и не допускать ошибок перцепции (идеализации, проекции, снисходительности и т. д.) при интерпретации характера человека. Кроме того, следует учитывать, что за поведением скрываются мотивы человека. Если не учитывать, их мотивы поведения, то мы лишь поверхностно будем судить о характере человека суждения будут поверхностными.

В структуре характера выделяют интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные качества личности, а также такое качество личности, как убежденность. Ведущим компонентом характера является система убеждений. Убежденность определяет мотивы поведения, принципиальность, последовательность действий и поступков, требовательность к себе и другим, ответственность. Именно убежденность проявляется в выборе целей деятельности и выявляет такие черты, как инициативность, рациональность, расчетливость или противоположные качества.

Морально-волевые качества проявляются при достижении целей деятельности. Это – самостоятельность, целеустремленность, решительность, храбрость, смелость или же альтернативные им качества. Сюда же можно отнести и самообладание, уверенность в себе, трудолюбие, благородство и т. д.

^ Эмоциональный компонент характера – это интеграция эмоциональных свойств и проявлений личности. Выделяют характеры сентиментальные, страстные, эмоциональные.

Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; сентиментальные скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами; натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. К эмоциональным особенностям характера относят отзывчивость, чуткость, щедрость, доброту, уверенность в себе, уважение себя и других или наглость, грубость, безразличие и т. д.

В характер включаются и интеллектуальные особенности человека и, в первую очередь, его качества ума (оригинальность, гибкость, глубина и т. д.), стиль мышления (теоретический, практический и т. д.), которые становятся свойствами личности, выражающимися в своеобразии характера. Так, любознательность, любопытство, легкомыслие, благоразумие, наблюдательность, будучи интеллектуальными качествами, могут стать чертами характера.

Наиболее ранняя и известная типология людей предложена в начале ХХ в. немецким психологом и психиатром Э. Кречмером. Он выделил и описал три типа строения тела (конституции) человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал (без должных тогда научных оснований) с особым типом характера.

^ 1. Астенический тип: худой и тонкий человек при среднем и выше среднего росте. Тонкая кожа лица, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Женщины этого типа часто малорослы.

^ 2. Атлетический тип: сильно развитый скелет и мускулатура. Среднего или высокого роста, широкие плечи, мощная грудная клетка. Плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (голова, грудь, живот), склонность к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Среднего роста, короткая шея.

Тип строения тела, как подтверждено исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям.

В формировании характера основную роль играют наследственность, среда, социальное окружение, подражание. Истоки характера и первые признаки его стабилизации находятся в самом начале жизни в возрасте от 2 до 10 лет.

Основную роль в формировании, развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Ребенок подражает близким ему людям в поступках и поведении. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах ребенка, способы общения с ним важны для становления характера.

Раньше других закладываются такие черты, как общительность, доброта, отзывчивость и противоположные им качества: безразличие к людям, черствость, эгоистичность.

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юности – нравственная основа. К 17–19 годам характер человека можно считать в основном сложившимися.

В структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все свойства и особенности поведения, он влияет на познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление, память.

Под прямым влиянием характера находится эмоциональная жизнь, мотивация, воля и им определяется индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается устойчивостью. Одна из этих устойчивых черт – общительность и связанная с ней замкнутость. Здесь же более общие черты, в которые они входят как составляющие – экстраверсия и интроверсия, выражающие соответственно открытость или замкнутость человека к окружающему, к другим людям.

Экстраверт – это общительный человек, проявляющий всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.

Интроверт – все внимание обращает на самого себя, он сам есть центр собственных интересов.

Типичные черты характера имеют различную интенсивность у разных людей. Крайнюю интенсивность черт характера называют акцентуацией. Акцентуированные черты характера проявляются при определенных условиях. В зависимости от проявления тех или иных черт характера специалисты (К. Леонгард) выделяют ряд разновидностей или типов характерологических акцентуаций.

К основным типам акцентуации характера немецкий психиатр К. Леонгард относил у взрослых

1. ^ Гипертимный тип: чрезмерная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за несерьезного отношения к семейным и служебным обязанностям. Они энергичны, инициативны, полны оптимизма со склонностью к прожектерству, повышенной раздражительностью, трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. ^ Дистимный тип: низкая контактность, пессимизм. Домоседы, редко вступают в конфликты с окружающими. Высоко ценят тех, кто с ними дружит. Серьезны, добросовестны, обладают обостренным чувством справедливости. Отличаются пассивностью, замедленностью мышления, индивидуализмом.

3.^ Циклоидный тип: часты периодические смены настроения. В период повышенного настроения – общительны, а в пору подавленного – замкнуты. Во время душевного подъема ведут себя, как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.

4. ^ Возбудимый тип: низкая контактность в общении, замедленность реакций. Угрюмы, склонны к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В состоянии эмоционального возбуждения раздражительны, вспыльчивы, для них характерно неконтролируемое поведение.

5. ^ Застревающий тип: умеренная общительность, неразговорчивость, склонность к нравоучениям. Инициатор конфликтов. Повышенные требования к себе, к своему делу. Обостренное чувство социальной справедливости, обидчив, подозрителен, мстителен. Чрезмерная самонадеянность, четолюбие. Непомерные требования к близким, подчиненным.

6. ^ Педантичный тип: в редких конфликтах выступает пассивной стороной. Предъявляет к окружающим много формальных требований. Охотно уступает лидерство другим. Чрезмерные претензии к аккуратности. Добросовестен, надежен в деле.

7. ^ Тревожный тип: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, пессимизм. В редких конфликтах играет пассивную роль. Самокритичны, исполнительны, дружелюбны. Часто служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.

8. ^ Эмотивный тип: Общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты. Конфликты редки. Доброта, сострадательность, радость чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Чрезмерная чувствительность, слезливость, обиды носят в себе.

9. ^ Демонстративный тип: чрезмерная легкость установления контактов, жажда похвалы, стремление к лидерству, власти. Внешняя мягкость со склонностью к интригам. Высокие притязания, самоуверенность. Провоцируют сами конфликты, выступая в роли обиженных. Артистичны, способны увлечь других, неординарность мышления, поступков. Эгоистичны, лицемерны, хвастуны, учиться и работать не любят.

10. ^ Экзальтированный тип: высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Спорщики, но до открытых конфликтов дело не доводят. Привязанность и внимательность к друзьям, близким. Альтруисты, яркость, искренность чувств. Паникеры, склонность к сиюминутным перепадам настроения.

11. ^ Экстравертированный тип: высокая контактность, словоохотливость до болтливости. В редких конфликтах играют пассивную роль. В общении лидерство уступают другим, предпочитают подчиняться, готовы выслушать других, исполнительны. Отталкивающие особенности: легкомыслие, страсть к развлечениям, необдуманности поступков.

12. ^ Интровертированный тип: низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к одиночеству. Редкие конфликты только при бесцеремонном вмешательстве в их личную жизнь. Эмоционально холодны, сдержанны, принципиальны. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность.

К акцентуациям свойств характера относятся демонстративность, склонность к застреванию и возбудимость. Остальные виды акцентуаций К. Леонгард относил к особенностям темперамента, отражающим темп и глубину аффективных реакций.
3. Способности.
Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Для того, чтобы лучше разобраться в понятии "способности" рассмотрим три подхода к этому вопросу: житейский, этимологический и научный.

Житейский подход. В обыденных разговорах люди часто употребляют термин "способности" как по отношению к человеку, так и относительно различных предметов. Например, когда говорим, что "самолет способен летать", мы используем данный термин для обозначения определенного свойства, качества. Тот же смысл вкладывается, когда мы говорим кому-либо о поразивших нас способностях человека: быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа. Таким образом, в житейской, обыденной практике под способностями мы понимаем любые умения, навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

^ Этимологический подход. В толковых словарях русского языка термин "способный" чаще всего связывается с другими терминами – "одаренный", "талантливый". Из этого видно, что способность имеет разную степень выраженности и определяется через соотношение с успехом в деятельности.

^ Научный подход к понятию "способности" отличается от вышеприведенных более узким значением. В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков). При этом способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционная особенность психической деятельности индивида.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства iconПсихология
К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства,...

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства iconЛекция на тему "темперамент"
Темперамент это психическое свойство личности, характеризую­щееся динамикой протекания психических процессов

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства iconСангвиник
К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно...

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства iconЛекция 1 (26) Тема: «Темперамент»
Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной...

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства iconТемперамент
Задатки и способности у всех разные, и зависит это от нас с вами, какого ребеночка мы произвели на свет. Генетически уже заложено...

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства iconТемперамент
Задатки и способности у всех разные, и зависит это от нас с вами, какого ребеночка мы произвели на свет. Генетически уже заложено...

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства iconСеминарское занятие 16. Способности
Основные понятия: способности, задатки, склонности, талант, одаренность, гениальность, общие и специальные способности

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства iconСтислий конспект теми
Мета: поглиблення, розширення та закріплення отриманих на лекційних заняттях знань про темперамент, характер, здібності; самостійна...

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства icon8. Темперамент и его влияние на поведение участников уголовного процесса
Темперамент является «динамической» характеристикой, поскольку определяет интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей,...

Лекция: Темперамент. Характер. Способности. Чувства icon17. Способности: характеристика, виды. Одаренность и уровни способностей
Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов