План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам




Скачать 379.06 Kb.
НазваниеПлан лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам
страница1/2
Дата публикации27.06.2013
Размер379.06 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы
  1   2




Тема лекции: Стресс в жизни человека и проблемы выживаемости

План лекции:

Введение

  1. Общие понятия о стрессе

2. Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам.

3. Условия сохранения биосферы и выживаемости человечества.

Заключение
Литература:


  1. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2001.- 431 с.
  2. Ширшов А.И. Менеджмент охраны труда. Учебник. Р/Д.:»Феникс», 2000. – 384 с.


  3. Г. Селье. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс». 1979, 125 с.

  4. Стресс жизни. Сборник. – ТОО «Лейла», СПб.:1994. – 384 с.

Введение


Психофизиологическое качество личности определя­ется и психическим состоянием, которое зависит от здо­ровья человека, степени утомления, а также воздействия стресса. Применительно к проблеме безопасности труда стали говорить и о трудовом стрессе. Трудовой стресс приводит к различным, а порой даже противополож­ным результатам. Например, стресс проявляется в общем адаптационном синдроме как необходимая и по­лезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повыше­нии частоты сердцебиений, в росте артериального дав­ления, расширении кровеносных сосудов, увеличении содержания лейкоцитов в крови, т.е. в целом ряде фи­зиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успеш­ности выполнения сложных и опасных задач (действий). Поэтому сам по себе стресс является не только эф­фективной защитной реакцией человеческого организ­ма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опаснос­тей. Однако стресс положительно влияет на результаты труда и способствует преодолению возникших в процес­се труда препятствий до тех пор, пока он не превысил определенный уровень, после которого в организме развивается процесс гипермобилизации — нарушение ме­ханизма саморегуляции, ухудшение результатов деятель­ности отдельных органов, в том числе нервной системы, вплоть до срыва. Стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом. В ситуации ди­стресса понижается точность движений, неверно оцени­ваются сигналы, случайно включаются не те агрегаты. В итоге это приводит к несчастным случаям.

Поэтому в данной лекции мы должны изучить общие сведения о стрессе, определить пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам, а также условия сохранения биосферы и выживаемости человечества.

  1. ^ Общие понятия о стрессе

Ставшее в последнее время столь модным слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Энциклопедический сло­варь дает следующее толкование стресса:

«Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организ­ме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. В одном из своих выступлений в Праге Селье го­ворил: стресс — это все, что ведет к быстрому старению ор­ганизма или вызывает болезни.

С незапамятных времен человек реагирует на опасность, что вполне естественно. Эта реакция существовала и у наше­го далекого предка, существует и сегодня у современного Homo sapiens.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы под­разумеваем под словом неспецифический. Каждое предъявленное организму требование в каком-то смыс­ле своеобразно, или специфично. На морозе мы дро­жим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с по­верхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испаре­ние пота охлаждает нас. Мышечное усилие, например, бег, вверх по лестнице с максималь­ной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиения стано­вятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление, расширяются сосуды и улучшается кровоснабжение мышц.

Каждое лекарство и гормон обладают специфиче­ским действием. Мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кро­вяное давление, одновременно поднимая уровень саха­ра в крови, а гормон инсулин снижает содержание саха­ра. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и неч­то общее. Они предъявляют требование к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспо­собительные функции и тем самым восстановить нор­мальное состояние. Эти функции независимы от специ­фического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым,— это и есть сущность стресса

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значе­ния, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность по­требности в перестройке или в адаптации. Мать, кото­рой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было лож­ным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое тре­бование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекар­ства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело об­стоит именно так. Количественные биохимические из­мерения показывают, что некоторые реакции неспеци­фичны и одинаковы для всех видов воздействий.

Медицина долго не признавала существования тако­го стереотипного ответа. Казалось нелепым, что разные задачи, фактически все задачи, требуют одинакового ответа. Но если задуматься, то в повседневной жизни много аналогичных ситуаций, когда специфические яв­ления имеют в то же время общие неспецифические черты. На первый взгляд трудно найти «общий знаме­натель» для человека, стола и дерева, но все они обла­дают весом. Нет невесомых объектов. Давление на чашу весов не зависит от таких специфических свойств, как температура, цвет или форма. Точно так же стрессорный эффект предъявленных организму тре­бований не зависит от типа специфических приспо­собительных ответов на эти требования.

Разные домашние предметы — обогреватель, холо­дильник, звонок и лампа,— дающие соответственно тепло, холод, звук и свет, зависят от общего факто­ра — электроэнергии. Первобытному человеку, никог­да не слыхавшему об электричестве, трудно было бы поверить, что эти столь непохожие явления нуждаются в одном источнике энергии.

Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых опре­делений и формулировок. Поэтому полезно будет ска­зать, чем не является стресс.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие неспе­циалисты и даже отдельные ученые склонны отожде­ствлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Совсем недавно д-р Дж. Мейсон, бывший президент Амери­канского психосоматического общества и одни из наи­более известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, посвятил прекрасный очерк анализу теории стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессоров актива­цию «физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом». У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самый частый стрессор, и, конечно, такие стрессоры обычно наблюдаются у па­циентов психиатра.

Но стрессовые реакции присущи и низшим живот­ным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс нарко­за — хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелатель­ным осложнением отключения сознания.

Стресс не всегда результат повреждения. Мы уже говорили, что несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной спо­собности организма. Любая нормальная деятель­ность — игра в шахматы и даже страстное объятие — может вызвать значительный стресс, не причинив ни­какого вреда. Вредоносный или неприятный стресс на­зывают «дистресс».

Слово «стресс» пришло в английский язык из старо­французского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Первый слог постепенно исчез из-за «смазывания», или «проглатывания», подоб­но тому, как дети превращают слово «because» в «cause». Теперь слова эти имеют различное значение, несмотря на общность происхождения, так же как в литературном языке мы отличаем «because» (потому что) от «cause» (причина). Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен.

Стресса не следует избегать. Впрочем, как явствует из определения, приведенного в начале главы, это и невозможно.

В обиходной речи, когда говорят, что человек «ис­пытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, то есть жар. Обычная же теплопродук­ция — неотъемлемое свойство жизни.

Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособ­ления к постоянно меняющимся внешним воздей­ствиям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Серд­це продолжает перекачивать кровь, кишечник — пере­варивать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движения грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.

Полная свобода от стресса означает смерть. На рис. 1 показано, что стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологи­ческого стресса наиболее низок в минуты равноду­шия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное воз­буждение сопровождается возрастанием физиологиче­ского стресса (но не обязательно дистресса).

Та же самая диаграмма может быть использована для иллюстрации стресса, вызванного разными степенями возбуждения, если слова «крайне неприятно» слева заменить словами «депривация» («отсутствие раздражителей»), а слова «крайне приятно» справа словом «чрезмерно» (избыточное раздражение). Согласно нашей гипотезе, депривация и избыточное раз­дражение в равной мере сопровождаются возрастанием стресса, порою до степени дистресса.
СТРЕСС






































Крайне

Крайне

неприятно

ЛЯ

приятно

-в»-

^ КОНТИНУУМ ОПЫТА
Рис. 1. Теоретическая модель взаимоотношений между стрессом и жизненным опытом
Реакция на действие вредоносных факторов среды и обстановки (стрессоров) на организм человека был впервые изучен в 1936 г. и в последствии получил название как общий адапта­ционный синдром (OAС), или синдром биологического стресса.
На рис. 2 показаны три его фазы: 1) реакция тревоги; 2) фаза сопротивления и 3) фаза исто­щения.
Следует отметить одно обстоятельство ввиду его большого практического значения: трехфазная приро­да ОАС дала первое указание на то, что способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна. Холод, мышечные усилия, кровотечения и другие стрессоры могут быть перено­симы в течение ограниченного срока. После первона­чальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, цричем продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной при­способляемости организма и от силы стрессора. В конце концов наступает истощение.

Р и с. 2. Три фазы общего адаптационного синдрома (ОАС)

A. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу. Но сопротивление его недостаточно, и если стрессор сильный (тяжелые ожоги, край­не высокие и крайне низкие температуры), может наступить смерть.

Б. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Приз­наки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивлеия поднимается значительно выше обычного.

B. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции трево­ги, но теперь они необратимы, и индивид погибает.

Мы до сих пор точно не знаем, что именно исто­щается, но ясно, что не только запасы калорий: ведь в период сопротивления продолжается нормальный прием пищи. Поскольку наступила адаптация, а энер­гетические ресурсы поступают в неограниченном количестве, можно ожидать, что сопротивление будет продолжаться сколь угодно долго.

Вопреки ходячему мнению, мы не должны, — да и не в состоянии — избегать стресса. Но мы можем ис­пользовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую фило­софию жизни. Этому и посвящена настоящая лекция.

  1. Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам

Механизм реакции человека на стрессовый импульс очень, сложен. Но давайте все же попытаемся распутать этот клубок. Это необходимо, чтобы понять, почему мы реагируем на стрессовый импульс именно так, а не иначе; чтобы знать, как противостоять стрессу, как нужно действовать, чтобы максимально смягчить его действие.

Как человеческий организм реагирует на стресс

Каковы возможные реакции организма человека на стресс?

1. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т. е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английский термин GAS — General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.

2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая
реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

  1. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в caду или огороде, коллекционирование и т. п.).

  2. Активная релаксация (расслабление), которая повыша­ет природную адаптацию человеческого организма —как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. Вот почему в данной лекции значительное внимание будет уделено всевозможным методам и формам релаксации.

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организ­ме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физиче­ского действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состо­яние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются — вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (сло­весное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее — готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападаете и не бежите, как первобытный человек, но ваша нервная система функционирует точно так же, как у далекого предка.

Меняются времена и возникают новые стрессовые ситуа­ции. Это пришлось испытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у вас возник конфликт с на­чальником. Ситуация стандартная — вы бы рады сделать то, чего от вас хотят, но у вас ничего не получается. Вы напря­гаетесь, мобилизуете все свои внутренние резервы, большое количество энергии. В создавшейся ситуации энергия расхо­дуется как на попытку выполнить поручение, так и на пре­одоление автоматической естественной реакции на «давле­ние» свыше. Нарастают внутреннее напряжение, злость, про­является страх, учащаются сердцебиение и пульс. Иными словами, наступает СТРЕСС...

То же самое происходит и при домашних неурядицах. Ес­ли в эти мгновения вам удастся увидеть себя в зеркале, то об­ратите внимание, какая злобная гримаса исказила ваше ли­цо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы в судорож­ном напряжении — не лицо, а застывшая маска. Вам требуется все больше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию, к которому вынуждает домашний конфликт. И как результат этого — состояние стресса.

Что же происходит с человеком при стрессе? Каков меха­низм реакции тревоги?

В 1935 году американский физиолог Уолтер Кеннон впер­вые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или, вы­ражаясь математическим языком, реакция А или В.

Врачи давно уже обратили внимание на то, что люди, ча­сто находящиеся в стрессовом состоянии, в гораздо большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, — например, гриппу. Причина была установлена позже: оказывается, стресс «атакует» иммунную систему организма, повышая ее восприимчивость к инфекции.

Попробуем разобраться, почему так происходит.

Клетки и вещества, способствующие свертыванию крови,
образуют иммунную систему, которая защищает человека от
инфекций, и способствует сохранению в организме психосоматического равновесия, нарушение которого может привести к различным заболеваниям. Правда,
при хорошей иммунной защите серьезные болезни имеют небольшой шанс для инициирования — при условии, что чело­век уже перенес то или иное заболевание или же ему свое­
временно были сделаны прививки. И все же в последнее вре­мя доказано, что при стрессе на иммунитет оказывают влияние также гормоны, попадающие в систему кровообра­щения через гипоталамус. Именно оттуда поступают сигна­лы в эндокринные железы (железы внутренней секреции), содержащие и синтезирующие гормоны.

Исследования показали, что защитное и профилактиче­ское действие иммунной системы может быть подавлено стрессом и организм теряет способность защитить себя от микроорганизмов (вирусов, бактерий). Образно говоря, ши­роко распахиваются ворота для проникновения различных инфекций.

Одним из средств защиты от стресса является благоприятный микроклимат в семье или на работе. В связи с этим хочу рас­сказать об одном любопытном исследовании. Было выявлено, что у студентов, находившихся в предэкзаменационном стрессе, уровень некоторых иммунных веществ был значи­тельно снижен. И вот что интересно: у тех студентов, у кото­рых были хорошие отношения с товарищами, снижение уров­ня иммунных веществ было гораздо меньшим. Вывод напра­шивается сам: подлинно человеческие взаимоотношения оказали благоприятное воздействие на психику и в результа­те в организме не создавалась «плодородная почва для семян стресса». Это, безусловно, жизненно важно для любого из нас.

Стрессовая реакция вызывает в орга­низме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие — реакцию А или В. Наш сегодняшний «естествен­ный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях стано­вится реакция В — бегство. И это сочетание неадекватного образа жизни и биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

Какой же выход из создавшегося положения вы можете и должны найти? Выход один — прежде всего изменить образ жизни, перейти от пассивности к активности. Ведь достаточ­ная активность не позволяет вредным веществам скапливать­ся в организме. А как быть в тех ситуациях, когда вы не в со­стоянии исключить стрессовую ситуацию из своей жизни? И об этом мы уже говорили: следует научиться активно вли­ять на нее, «амортизируя» тем самым стрессовый удар. Это означает — научиться управлять стрессом вопреки естест­венной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги (А или В) является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, ис­пользуя резервные возможности организма, овладеть мето­дом сознательной и активной саморегуляции. Это позволит вам реагировать на стресс более спокойно.

Секреты ответной реакции на тревогу (А или В) раскрыл американский физиолог Уолтер Кеннон. В тайну возникно­вения стресса проник канадский физиолог Ганс Селье. Имен­но физиологи высказали предположение о возможности со­знательного ауторегуляционного вмешательства, проникно­вения человека внутрь самого себя, в собственное «я», и дали ему научное обоснование. Это были великий русский физио­лог Павлов в выдающиеся американские исследователи Уол­лес и Бенсон.

Они показали, что человек способен также регулировать некоторые природные физиологические процессы, т. е. обла­дает возможностью целенаправленно использовать свои воз­можности. Таким образом, его реакция на стрессовые раздра­жители может способствовать укреплению здоровья — как психического, так и физического. Само по себе это логично: ведь если вам «под силу» вредить собственному здоровью, то почему бы не использовать те же самые способности во благо. И тогда усилия будут направлены не только на дисрегуляцию, но, наоборот, будут использованы положительно для ауторегуляции. Об этой очень важной способности многие из вас, вероятно, даже не подозревают, и у большинства она так и остается неиспользованной. Для чего, когда и главное как ее использовать — ответы на эти вопросы вы найдете в дан­ном разделе.

Когда человек вдруг узнает, что он совсем не обязательно должен стать жертвой стресса, что он вполне может поло­житься на себя и обладает способностью защищаться, это, ес­тественно, придает ему уверенность в своих, силах и вызыва­ет желание что-то предпринять. Но для этого необходимо знать средства и методы, с помощью которых можно контро­лировать свои физиологические реакции на стрессовые им­пульсы.

Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последо­вательных фаз (согласно теории Г. Селье): 1) импульс, 2) стресс и 3) адаптация. Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация на­рушается (или вообще отсутствует), то возможно возникно­вение некоторых психосоматических заболеваний или рас­стройств.

Следовательно, если вы хотите направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс должны осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида ак­тивной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым вы можете помешать воздейст­вию стрессового импульса, задержать его или (если стрессо­вая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвра­тив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психи­ческое и мышечное напряжение.

«С точки зрения нашего современного научного понима­ния человек является исключительной системой, поскольку его отличает высшая ступень ауторегуляции», — эти слова принадлежат И. П. Павлову.

Существует несколько методов релаксации, и все они в той или иной степени напоминают релаксационные упражнения йогов. Наиболее значимыми являются следующие:

1. Комплекс упражнений аутогенной тренировки по Шульцу.

  1. Активационный релаксационный метод Махача.

  2. Прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону.

  3. Йога.

Основу этих методов составляют элементы релаксации концентрации, а также ауторегуляционные дыхательные упражнения.

Овладение релаксацией желательно начинать под руководством опытного специалиста по йоге или аутотренингу. Если же это невозможно, следует внимательно изучить соответствующие методические пособия, а затем приступать к самостоятельному выполнению упражнений до получения ощутимых результатов.

На жизненном пути вас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью вашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие жизненные события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызы­вающими стресс жизненными ситуациями и началом разви­тия различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть од­ним из многочисленных факторов нашей повседневной жиз­ни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Ученые Холмс и Pare на основе многолетних исследова­ний составили перечень наиболее часто встречающихся пере­мен в жизни, вызывающих стресс. Каждое ука­занное в этом перечне событие имеет определенную эмоцио­нальную значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в этом списке определяется на основании значимости каждого события. Это поможет вам провести аутоанализ своего личного стресса.

Преимущество этой таблицы в том, что с ее помощью каждый человек, не обладая специальными знаниями или опытом, может самостоятельно выяснить степень своей со­противляемости стрессу или, наоборот, ранимости.

Таблица эта родилась не сразу — сначала ее авторы в те­чение нескольких лет проводили ряд подготовительных на­блюдений. К примеру, в группе добровольцев обсуждались ситуации, которые в прошлом вызывали у них признаки стресса — прежде всего головные боли. В ходе этих разговоров время от времени производились различные объективные за­меры: регистрировалось напряжение мышц с помощью элек-тромиограммы (запись электрических импульсов мышц), из­мерялось количество пропускаемой крови через мышцы. По­том разговор переходил на другую, абсолютно отвлеченную тему, и обнаруживалось, что субъективные и объективные признаки стресса (в том числе и головные боли) исчезали.

Перемены в жизни, способные вызвать стресс (По Холмсу и Pare)

События в жизни Единицы

значимости

  1. Смерть супруги (супруга) 100

  2. Развод 73

  3. Разрыв с партнером 65

  4. Отбывание наказания в тюрьме 63

  5. Смерть близкого родственника 63

  6. Травма или болезнь 53

  7. Свадьба 50

  8. Перемещение по службе 47

9. Примирение с партнером (партнершей) или 45
мужем (женой)

10.Уход на пенсию 45

11.Болезнь члена семьи 44

12.Беременность партнерши 40

13.Сексуальные затруднения 39

14.Рождение ребенка 39

15. Изменение финансового положения 38

16. Смерть близкого друга 37

17. Смена места работы 36

18. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор 35
19. Получение денежной ссуды 31

20. Растущие долги 30

21. Повышение служебной ответственности 29

22. Уход сына (или дочери) из родительского дома 29

23. Раздоры с родителями мужа (или жены) 29

24. Головокружительный личный успех 28

25. Выход жены на работу (или уход с работы) 26

26. Окончание школы и поступление в институт 26

27. Изменение жилищных условий 25

28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов) 24
29. Конфликты с начальством 23

30.Изменение условий работы или рабочего времени 20

31. Перемена места жительства 20

32. Экзамены в школе (институте), квалификационная 20
аттестация на работе

  1. Смена привычного места отдыха 19

34.Изменения в отношениях с окружающими 18
(друзьями, коллегами и т. д.)

35.Нарушение сна 16

36.Изменения характера и частоты встреч с другими 15
членами семьи (или близкими родственниками)

37.Изменение привычного режима питания и коли- 15
чества потребляемой пищи (диета, отсутствие аппетита и т. д.)

38. Штраф за нарушение правил уличного движения 12
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. За­тем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которыми оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, кото­рые за последние два года происходили в вашей жизни, сред­нее арифметическое. Если какая-то ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует ум­ножить на данное количество раз.

Вычисления среднего арифметического очень просты и не требуют никаких специальных математических выкладок. Возьмем печальный и даже трагический пример: предполо­жим, что умерло два члена семьи (что поделаешь — в жизни и такое бывает!). Для составления своей суммы баллов оты­скиваете в таблице пункт 5 — смерть близкого родственника. Она оценивается 63 баллами. Умножьте это число на 2, — получится 126 баллов.

Вполне возможно, что в перечне вы найдете еще несколь­ко касающихся вас обстоятельств. Выпишите их и вновь оп­ределите сумму баллов. В результате получите выраженную в цифрах свою индивидуальную реакцию на стресс.

Итоговая сумма определяет одновременно и степень ва­шей сопротивляемости стрессу. Большое количество бал­лов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасно­сти. Следовательно, вам необходимо срочно что-то предпри­нять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сум­ма имеет и еще одно важное значение, она выражает (опять-таки в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.
Для наглядности привожу сравнительную таблицу стрессо­вых характеристик.


Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости стрессу

150- 199

Высокая

200- 299

Пороговая

300 и более

Низкая (ранимость)


Если, к примеру, ваша сумма баллов свыше 300, это озна­чает реальную опасность — вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истоще­ния.

Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать аутодиаграмму своего стресса. И тогда вы поймете, что не от­дельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие. Кроме того, полученная сумма баллов позволяет вам определить степень своей сопротивля­емости стрессу.

В жизни каждого человека случаются события, вызываю­щие сильные эмоциональные реакции. Их много, и они неиз­бежны. Если хотите, без них ваша жизнь не будет полноцен­ной. Но никогда не следует забывать о том, что одно и то же событие способно у одного человека вызвать сильный стресс, а другого совсем не затронуть. Это позволяет сделать вывод, что в первом случае душевное и психическое состояние чело­века должно вызывать опасения, а во втором случае наблю­дается стойкое психосоматическое равновесие. Последнее у многих людей может быть генетически обусловлено. Те же, у кого такая благоприятная наследственность отсутствует, мо­гут и должны повышать свои психосоматические кондиции с помощью регулярных противострессовых упражнений.

Если вы снова просмотрите перечень жизненных ситуа­ций и событий, способных вызвать стресс, то увидите, что не­которые из них являются положительными и благоприятно влияют на вашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ре­бенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни вы испытываете и другие положительные ощущения: радость (окончание школы, института, встреча с друзьями или родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т. п. Однако стрессовое напряже­ние способны вызвать как положительные, так и отрицатель­ные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные — дистресс, или просто стресс.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и станов­ления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас (сексуальное желание у мужчин, менструация и климакс у женщин). Дру­гие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно вне­запные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловлен­ные поведением человека, принятием определенных реше­ний, определенным ходом событий (развод, смена места ра­боты или места жительства и т. п.). Каждая из подобных си­туаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Вполне естественно, если вы, предвидя стрессовые жиз­ненные ситуации, предпочитаете к ним подготовиться или стараетесь принять в данный период активные противострессовые меры. И когда ожидаемое событие происходит, то бла­годаря проведенной подготовительной работе его негативное воздействие значительно уменьшается. Ведь не секрет, что довольно часто уже само по себе ожидание подобных событий вызывает у многих стресс. Мысли и чувства человека в этот период постоянно заняты только ожиданием, и в конце кон­цов он просто не в состоянии избавиться от страха и опасе­ний, они обступают его со всех сторон. В результате начина­ются ночные кошмары, как следствие этого — нарушается сон, теперь уже этот человек часто просыпается мочью в хо­лодном поту.

Такая нездоровая эмоциональность довольно часто приво­дит к преждевременному стрессу — задолго до наступления самой стрессогенной ситуации. И как результат — может на­ступить состояние безнадежности, беспомощности, которое, в свою очередь, вызывает ощущение безвыходности положе­ния. Так от ожидания у человека наступает депрессия, он преждевременно седеет, смотрит на всех, исподлобья, не мо­жет решиться на активную деятельность и уже просто ее в состоянии взять себя в руки. И когда наступает та самая серьезная жизненная ситуация, то в результате наслоений, спровоцированных ожиданием, стресс оказывает очень силь­ное отрицательное воздействие, последствия которого порой даже трудно предвидеть.

Иногда бывает и так, что терзающие душу сомнения, том­ление и гнетущее состояние продолжаются очень долго, а са­мо ожидаемое стрессогенное событие так и не происходит...

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптацион­ные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности вы и сами мо­жете в себе воспитать, и совершенствовать с помощью раз­личных упражнений.

А теперь попытаемся подвести некоторые итоги и отве­тить на вопрос: как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм?

  1. Прежде всего, необходима достаточная информация о
    возможности наступления подобных ситуаций. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая
    ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

  2. Не спешите делать преждевременные, скоропалительные выводы, не принимайте решение сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события на­чались. Не пытайтесь, в преддверии самого события, исходя
    из своих предположений, делать поспешные умозаключе­ния — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

  3. Помните, что большую часть вызывающих стресс си­туаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

  4. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы
    воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных
    условий активной сопротивляемости стрессу.

  5. По возможно­сти не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

  6. Вам необходимо понять и принять, что серьезные пере­мены, в том числе и негативные, — неотъемлемая часть жизни.

  7. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки и борьбы с ними.

  8. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных механизмов. Кроме того, созда­ются благоприятные возможности для развития способности
    к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

9. Для ослабления негативного воздействия стрессовой
ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечива­ющие вам эмоциональную и моральную поддержку.

10. Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые общественные институты: например, дошкольные учреждения, школы и интернаты для детей с серьезными отклонениями (инвалидов, слепых, глухонемых), курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов.
Установлено, что погода способна оказывать стрессовое воздействие на человека. О погоде вы говорите не просто ча­сто, а даже слишком часто, — как правило, с недовольством, жалуясь на нее: «Просто ужас, что делает со мной эта пого­да!» Когда пасмурно или идет дождь, у вас, как правило, пло­хое настроение. Но как только выглянет солнышко, настрое­ние улучшается. На погоду реагирует кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени, но к ее изменениям должен при­способиться каждый.
Способность человека справляться со стрессом довольно хорошо развита уже в раннем возрасте. Даже в 4- или 5-летнем возрасте некоторые дети легко справляются с напряженными ситуациями, в то время как другие переживают, например, боли живота, сыпь или приступы астмы. Тот, кто сильно ре­агирует на стрессовые ситуации в детстве, возможно, проне­сет эту черту через всю жизнь.

Многие болезни, связанные с напряжением, проистекают от сдерживания эмоций. Вместо того чтобы закричать, вы; сдерживаете себя. У эмоций нет другого выхода, кроме как проявить себя в одной из функций организма.

Наша физическая реакция на стресс, однако, не всегда была вредна для нашего здоровья. Человеческие существа были разумно созданы с врожденной реакцией на внешний раздражитель. Когда раздается внезапный шум или возника­ет повышенная эмоциональная ситуация, организм выраба­тывает особые гормоны, чтобы ускорить сердцебиение и уве­личить кровяное давление, напрячь мышцы. Все ваше тело подготавливается к действию. В доисторические времена вы были бы готовы броситься на захватчика или отпрыгнуть от опасного места.

Сегодня у нас неисчислимо больше внешних раздражите­лей, чем у первобытного человека: движение, метро, стерео -и оргтехника, домашние приборы. Но ни один из этих раздражителей не опасен. Естественно, никто и не предполагает, что при включении пылесоса вы броситесь в угол. Так и не предполагается, что вы будете убегать от многих, потенциально рискованных эмоциональных ситуаций — когда ставите вопрос о повышении зарплаты, участвуете в конкурсе на вакантное место, едете в автомобиле в часы пик. К несча­стью, организм все еще подготавливает вас к моментальному бегству в этих ситуациях, и вы постоянно заставляете себя идти против своих инстинктов. Так как вы не даете выхода напряжению, которое скапливается в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей головы, спины или спазмов желудка.

Зависимость болезни от стресса была широко изучена: последние десятилетия. Мы обнаружили, что чем больше изменений в жизни человека, как хороших, так и плохих, те более будет он склонен к болезни. Таблица 1 поможет исследователям измерить жизненное напряжение и обнаружить, какое количество стресса накапливается перед началом болезни. Согласно этой шкале, если вы полу­чаете в сумме 200 стрессовых единиц в срок от трех до шести месяцев, возможность заболеть составляет 3:1. Если вы набираете 300 единиц и более, ваш шанс развития физической ре­акции на стресс, который может завершиться даже нервным срывом, составляет 80%.

Стресс может вызвать нарушения любых органов или систем, но чаще выбирает следующие: желудочно- кишечную, жевательную, сердечно сосудистую, мышцы спины, кожу.

Эти симптомы – общая реакция на стресс и напряжение. Они действуют как адаптационная способность сопротивляться.

Как рекомендует выходить из стресса и противостоять стрессу сам Ганс Селье?

Основными принципами, помогающими выживать в сложных условиях жизни, Г. Селье считает следующие: заслужи любовь ближнего, сформулируй цели жизни, биологическая необходимость активности, живи полной жизнью.

Стресс неудач и рухнувших надежд особенно вреден. Человек с его высокоразвитой нервной системой чрезвычайно чувствителен к психи­ческим травмам, но есть много приемов, сводящих ра­нимость к минимуму. Вот некоторые из этих приемов:

  • Постоянно стремясь завоевать любовь, все же не заводите дружбы с бешеной собакой.

  • Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина, стреми­тесь к ней и довольствуйтесь этим.

  • Цените радость подлинной простоты жизненного уклада. Избегая всего нарочитого, показного и вычур­но - усложненного, вы заслужите расположение и лю­бовь; напыщенная искусственность вызывает непри­язнь.

  • С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкну­лись, подумайте сначала, стоит ли сражаться. Не за­бывайте, что природа учит нас тщательно выбирать между синтаксической и кататоксической тактикой в любой проблеме на уровне клетки, личности или обще­ства.

  • Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадежно-отвратительном и тягостном. Произволь­ное отвлечение — самый лучший способ уменьшить стресс. Мудрая немецкая пословица гласит: «Берите пример с солнечных часов — ведите счет лишь радост­ным дням».

  • Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетаю­щей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспо­минаний о былых успехах. Такое преднамеренное при­поминание — действенное средство восстановления ве­ры в себя, необходимой для будущих побед. Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить. Вы сами удивитесь, как это по­могает, когда все кажется беспросветным.

  • Если вам предстоит удручающе-неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не отклады­вайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь про­длит болезненный период.

  • Учтите, что люди не рождаются равными, хотя они, конечно, должны иметь равные возможности. В свобод­ном обществе продвижение человека зависит от его достижений. Всегда будут вожди и ведомые, но вожди нужны лишь до тех пор, пока они служат своим по­следователям, вызывают любовь, уважение и благодар­ность.

  • Наконец, не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже. Единственная наша общая черта — подчинение биологическим законам, которые управля­ют всеми живыми созданиями, в том числе человеком. Поэтому естественный кодекс, основанный на неспеци­фических механизмах адаптации, ближе всего подхо­дит к тому, что можно считать общим принципом.

  1. Условия сохранения биосферы и выживаемости человечества

Для выживания человеку надо немного: нормальное жильё, хорошая и достойная работа, дружная семья, привычная культурная среда, взаимопонимание с окружающим миром. Каждый нормальный человек в современных условиях может создать или получить эти условия, которые помогут ему выжить в этой жизни. Сложнее дела обстоят с отдельными странами и со всем человечеством.

Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а его ре­конструкция и преобразование.

Устойчивое развитие станет реальностью при соблюдении сле­дующих условий:

  • стабилизации численности населения;

  • сбалансированном сельском хозяйстве, не истощающем поч­венные и водные ресурсы и не загрязняющем землю и продукты питания пестицидами;

  • рециклизации, т. е. повторном использовании отходов и вы­шедших из строя вещей;

  • освоении экологически чистых источников энергии, напри­мер солнечной;

• переходе к более энерго- и ресурсосберегающему образу жизни.
Эти технологии уже разработаны, но надо их шире внедрять.

Важно, чтобы все люди поняли: губить природу и безнравственно, и экономически невыгодно. Необходимо прекратить уничтожение лесов и перейти к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающе­му потребность восстановления и сохранения природы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconПлан лекции: Введение Общие сведения об охране труда Права и гарантии...
В. И. Фильев. Охрана труда на предприятиях РФ. М.: Журнал «Управление персоналом», 1997. 160 с

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconПути повышения эффективности производства зерна в казахстане
На современном этапе функционирования агропромышленного производства в условиях формирования рыночной экономики особую важность приобретает...

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconЙога нидра – искусство снятия напряжения, практика расслабления ума и тела
Длительное пребывание в стрессе настолько нарушает работу систем организма, что функциональные нарушения в свою очередь становятся...

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconПути увеличения прибыли и повышения рентабельности предприятия
Целью данной работы является анализ финансовых результатов деятельности ОАО афхп «Сардаана» иразработка путей их повышения

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconВведение в предмет (общие понятия)
Астения, анорексия, повышение температуры тела, головные боли – симптомы, наиболее характерные для периода болезни

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconЛекция Основные понятия тмм. План лекции
Теория механизмов и машин научно-теоретичес­кая основа создания новых механизмов и машин

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconЛекции 1, 3,12: Введение: зачем знания по иммунобиологии нужны небиологам?
Лекции 1, 3,12: «Введение: зачем знания по иммунобиологии нужны небиологам?», «Врожденный иммунитет – от бактерий до человека», «Нерешенные...

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconПлан лекции : Введение Причины социального неблагополучия Социальные болезни и явления
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производства....

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconПлан лекции : Введение Экологические факторы и их влияние на здоровье...
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производства....

План лекции: Введение Общие понятия о стрессе Пути повышения устойчивости организма к стрессовым нагрузкам iconТема 1 Физиология растений наука о функциях растительного организма
Физиология растений – наука о жизнедеятельности растительного организма, которая изучает основные физиологические функции растительной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов