Лекция Эстетика как философская наука




НазваниеЛекция Эстетика как философская наука
страница1/10
Дата публикации01.08.2013
Размер1.35 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Лекция 1. Эстетика как философская наука…………………………………….4

Лекция 2. Эстетические представления народов Древнего Востока….………8

Лекция 3. Античная эстетическая мысль………………………………………11

Лекция 4. Эстетика средневековья…………………………………………….15

Лекция 5. Эстетические учения эпохи Возрождения………………………...20

Лекция 6. Эстетика нового времени…………………………………………..29

Лекция 7. Эстетические идеи немецкой классической философии…..…….36 

Лекция 8. Неклассические концепции западноевропейской эстетики….….41

Лекция 9. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории ХХ века…………………………….…………………………………………….46

Лекция 10. Морфология искусства……………………………………………55

Лекция 11. Пути эстетики и искусства конца ХХ века ……….…………….71

Введение

Возможность соприкосновения человеческой судьбы с красотой – одна из самых удивительных возможностей, способных открыть подлинную радость общения с миром, грандиозность существования. Однако этот предоставляемый бытием шанс нередко остается невостребованным, упущенным. И жизнь становится обыденно-серой, монотонной, непритягательной. Почему так происходит?

Поведение природных существ предопределено структурой их организма. Так, всякое животное рождается на свет уже будучи наделенным набором инстинктов, которые обеспечивают приспособленность к среде обитания. Поведение животных жестко запрограммировано, в них заложен «смысл» их собственной жизни.

У человека нет этой врожденной поведенческой определенности в силу того, что каждый индивид заключает в себе возможность безграничного (как позитивного, так и негативного) развития. Именно этим объясняется неисчерпаемое множество типов индивидуального поведения, непредсказуемость каждой личности. Как заметил Монтень, между двумя представителями человеческого рода сходства меньше, чем между двумя животными.

Иными словами, когда индивид рождается, он сразу попадает в неопределенную для себя ситуацию. Несмотря на богатейшие задатки, его гены не подсказывают, как себя вести, к чему стремиться, чего избегать, что в этом мире любить, что ненавидеть, как отличить подлинную красоту от ложной и т.д. Гены молчат о самом главном, приспосабливаясь к любому варианту поведения. Как распорядится человек своими возможностями? Вспыхнет ли в его сознании свет красоты? Сумеет ли он противостоять давлению уродливого, низменного?

Именно сила притяжения прекрасного, и, в то же время, желание человека преодолеть разрушительное воздействие низменного, стали одной из важнейших причин появления особой науки о красоте.

Чтобы понять возрастающую актуальность эстетической проблематики, необходимо обратить внимание на целый ряд особенностей техногенного развития. Современное общество столкнулось с самой опасной тенденцией за всю историю существования человечества: противоречием между глобальностью научно-технического взлета и ограниченностью человеческого сознания, что может привести к всеобщей катастрофе.

К началу XX века был накоплен колоссальный духовный и научно-технический опыт. Широкое признание получили идеи гуманизма, добра, справедливости и красоты. Были изобличены все формы зла и сформировалась целая духовная вселенная, культивирующая красоту.

Но мировое сообщество не стало мудрее, гармоничнее и гуманнее. Наоборот. Цивилизация XX века оказалась вовлеченной в самые массовые преступления, тиражируя низменные типы существования. Многочисленные уродливые социальные потрясения, крайние проявления бессмысленной жестокости на протяжении XX века разрушили веру в человека, оптимистический образ личности. Ведь именно в этот период были уничтожены миллионы людей. Стирались с лица земли, казалось бы незыблемые столпы вековых культурных ценностей.

Одна из самых заметных тенденций прошедшего столетия связана с обострением трагического мироощущения. Даже в экономически стабильных странах неуклонно растет число самоубийств, миллионы людей страдают различными формами депрессии. Переживание личностной гармонии становится хрупким, зыбким, довольно редким состоянием, к которому все труднее пробиться в потоке общечеловеческого хаоса.

Размышления о случайности, неопределенности, хаотичности человеческого бытия, нарастание скептицизма по отношению к поиску надежных смысловых ориентиров и открытию подлинной красоты становятся доминирующим мотивом культуры

Отчего столь трагично движение человека во времени и пространстве? Возможно ли преодоление нарастающих тревожных- симптомов в человеческой жизни? И, главное, на каких путях обретается устойчивая гармония?

Самая распространенная душевная болезнь – выпадение из мира красоты. Дело в том, что довольно часто человек ищет счастья с помощью овладения внешним пространством, добиваясь богатства, власти, славы, физиологических удовольствий. И на этом пути он может достигнуть определенных высот. Однако преодолеть устойчивое беспокойство, тревогу не в состоянии, ибо слишком велика вера в безграничную силу денег, власти и в результате утрачен глубинный контакт с сакральной основой бытия – Красотою.

И в этом смысле эстетика как наука о красоте, о неисчерпаемом богатстве и парадоксальности ее проявлений в мировой культуре может стать важнейшим фактором гуманизации личности. И, таким образом, главная задача эстетики заключается в том, чтобы раскрыть всеобъемлющую феноменальность прекрасного, обосновать пути гармонизации человека с целью его укоренения в мире неизбывной красоты и творчества. Как заметил Ф.М. Достоевский, «эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим же человеком для самосовершенствования».

^ Лекция 1. Эстетика как философская наука

         Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

^ Предмет эстетики

Он сложился в процессе многовекового развития эстетической мысли, на основе обобщения практики эстетического отношения людей к продуктам их деятельности,  к произведениям искусства, к природе, к самому человеку.         Многие вопросы, которые сегодня исследует эстетика, занимали человечество с давних пор; их ставили перед собой еще древние греки, а до греков над ними задумывались мыслители Египта, Вавилона, Индии, Китая.

Однако название науки — эстетика, — было введено в оборот лишь в середине XVIII века немецким философом Баумгартеном. До него вопросы эстетики рассматривались в пределах общих философских концепций как их органическая часть. И только этот немецкий просветитель выделил эстетику в рамках философии как самостоятельную дисциплину, занимающую место рядом с другими философскими дисциплинами — логикой, этикой, гносеологией и так далее. Баумгартен производил термин “эстетика“ от древнегреческого слова, которое означает “касающийся чувственного“. Соответственно эстетика у него – наука о чувственном восприятии.     Предмет эстетики, а значит и содержание этого понятия, с тех пор постоянно менялись. Сегодня предметом этой науки являются: во-первых, природа эстетического, то есть наиболее общие характеристики, стороны, присущие различным эстетическим объектам действительности; во-вторых, природа отражения этих явлений в сознании человека, в эстетических потребностях, восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях; в-третьих, природа эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей.

^ Сущность и специфика эстетического отношения к миру

Эстетическое отношение – это духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном стремлении к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним.

Эстетические объекты возникают в процессе общественно-исторической практики: первоначально стихийно, а затем в соответствии со складывающимися эстетическими чувствами, потребностями, представлениями, в целом эстетическим сознанием людей. Руководствуясь им, человек формирует «вещество» природы по законам эстетической деятельности. В результате созданные им предметы, например, орудия труда, предстают как единство природной и социальной сторон, - единство, которое, будучи  эстетической ценностью, способно удовлетворять не только материальные, утилитарные, но и духовные потребности людей.

При этом один и  тот же объект в одном отношении может оказаться эстетически ценным, например, красивым, а в другом – эстетически антиценным. Например, человек как объект эстетического отношения может обладать красивым голосом и некрасивой внешностью. Кроме того, один и тот же эстетический объект может оказаться и ценным и антиценным в одном и том же отношении, но в разное время. То, что эстетический объект обладает относительной эстетической значимостью, свидетельствует и полярный характер основных эстетических категорий (прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического).

^ Проблемное поле и методологическая база эстетики

Один из современных подходов к рассмотрению предмета эстетики как науки состоит в том, что проблемное поле эстетики — это не особая сфера явлений, а весь мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, все явления, взятые в свете той задачи, которые решает данная наука.     Основные вопросы этой науки — это природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства. Эстетика как наука выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

Прежде всего, это касается положения о том, что эстетические явления нужно рассматривать в их конечном качестве, целостно. Ведь именно в целостном, конечном качестве проявляется единство объективной и субъективной обусловленности эстетических явлений.

         Реализация этого методологического принципа начинается со вскрытия генетических корней эстетических явлений. Генетическая точка зрения — исходный методологический принцип эстетики. Она объясняет, как эстетические явления (например, искусство) обусловливаются действительностью, а также и своеобразием авторской личности. Генетическая точка зрения — основной методологический принцип эстетики, благодаря которому учитывается субъектно-объектный характер эстетических явлений.        

^ Структура эстетической теории

Эстетические отношения человека к действительности весьма многообразны и разносторонни, но особенно ярко они проявляются в искусстве. Искусство является предметом и так называемых искусствоведческих наук (литературоведения, музыковедения, истории и теории изобразительного искусства, театроведения и тому подобное). Искусствоведение состоит из различных наук (история и теория отдельных видов искусства). Комплекс теорий отдельных видов искусства и теоретических знаний, относящихся к искусству, некоторые эстетики называют общей теорией искусства и отличают ее от собственно эстетики.

         Искусствоведческие отрасли науки выполняют по отношению к эстетике функцию вспомогательных научных дисциплин. Однако вспомогательные дисциплины эстетики этим не исчерпываются. Такими же вспомогательными научными дисциплинами по отношению к ней являются, например, социология искусства, психология искусства, гносеология, семантика и так далее. Эстетика использует выводы множества научных дисциплин, не будучи им тождественна. Поэтому ввиду обобщающего характера эстетику называют философской наукой.

         Конкретная взаимосвязь эстетики и искусства наглядно проявляется в художественной критике. Эстетика является теоретической опорой критики; помогает ей верно понимать проблематику творчества и выдвигать аспекты, согласующиеся со смыслом искусства для человека и общества. На основе своих выводов и принципов, на основе установленных закономерностей эстетика дает критике возможность создавать критерии оценки, оценивать творчество с точки зрения актуальных требований, связанных с развитием общественных и ценностных аспектов.

^ Лекция 2. Эстетические представления народов Древнего Востока

Традиционализм древневосточных культур

Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческой формации привел к образованию ряда мощных цивилизаций Востока с высоким уровнем материальной и духовной культуры.

К специфике развития древневосточных культур относится такая черта, как глубокий традиционализм. Те или иные рано сложившиеся идеи и представления иногда жили в культурах Востока многие столетия и даже тысячелетия. На протяжении долгого времени существования древних культур Востока развитие касалось отдельных нюансов тех или иных представлений, а основа их оставалась неизменной.

^ Древний Египет

Египтяне добились больших успехов в области астрономии, математики, инженерно-строительных науках, медицине, истории, географии. Раннее изобретение письменности способствовало появлению оригинальных образцов высокохудожественной древнеегипетской словесности.   Развитие искусства и его почетное место в египетской культуре создавало  основу для появления первых эстетических суждений, зафиксированных в письменных источниках. Последние свидетельствуют, что у древних египтян было высоко развито чувство красоты, прекрасного (нефер). Слово “нефер“ вошло в официальный титул фараонов.

Древний Египет считается родиной световой религии и эстетики света. Обожествленный солнечный свет почитался высшим благом и высшей красотой у древних египтян. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре. Сущность божественной красоты нередко сводилась к сиянию.

Еще один аспект прекрасного, присущий практически всем древневосточным культурам – высокая эстетическая оценка драгоценных металлов. Золото, серебро, электр, лазурит в понимании египтян были прекраснейшими из материалов. На основе представлений древних египтян о красоте и прекрасном формировался цветовой канон египтян. Он включал простые цвета: белый, красный, зеленый. Но особо высоко ценили египтяне цвета золота и лазурита. “Золотое“ нередко выступало в качестве синонима “прекрасного“.

Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Здесь канон стал важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Канон играл важную роль в работе древнеегипетских мастеров, направлял их творческую энергию. Художественный эффект в каноническом искусстве достигался за счет незначительного варьирования форм внутри канонической схемы.

Египтяне ценили математику и применяли ее законы практически во всех областях своей деятельности. Для изобразительного искусства они разработали систему гармонического пропорционирования изображения. Модулем этой системы было числовое выражение “золотого сечения“ — число 1,618... Поскольку пропорциональные соотношения носили универсальный характер, распространяясь на многие области науки, философии и искусства, и воспринимались самими египтянами как отражение гармоничного строения мироздания, они считались священными.

^ Древний Китай

Китайская эстетическая мысль впервые ясно обозначилась у философов VI — III веков до н. э. Эстетические понятия и термины, как и основные положения эстетической теории, вырабатывались в древнем Китае на почве философского осмысления закономерностей природы и общества.

         Среди многочисленных школ и направлений особое место принадлежало даосизму и конфуцианству. Эти два учения и в древности играли ведущую роль и оказали определяющее влияние на все последующее развитие китайской культуры. Как даосизм, так и конфуцианство были озабочены поисками общественного идеала, однако направление их поисков было совершенно различно.

Центральной частью даосизма являлось учение о мире. Все остальное — учение об обществе и государстве, теория познания, теория искусства (в ее древнем виде) — исходили из учения о мире. В центре конфуцианской философии был человек в его общественных связях, человек как основа незыблемого спокойствия и порядка, идеальный член общества. Иными словами, в конфуцианстве, мы всегда имеем дело с этико-эстетическим идеалом, в то время как для даосизма нет ничего прекраснее космоса и природы, а общество и человек настолько прекрасны, насколько способны уподобиться красоте объективного мира.

         Эстетические воззрения Конфуция и его последователей складывались в русле их социально-политической теории.  Сам термин “прекрасное“ (мэй) у Конфуция выступает синонимом “доброе“ или же значит просто внешне красивое. В целом эстетический идеал Конфуция является синтетическим единством прекрасного, доброго и полезного.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Эстетика как философская наука icon1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю...
Эстетика – это философская дисциплина, которая изучает специфическое, ценностное отношение человека к миру с позиции красоты. Эстетика...

Лекция Эстетика как философская наука iconТема философия как феномен культуры тема философская мысль Древнего Востока
Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия

Лекция Эстетика как философская наука iconЛекция №1 социология как наука
Лекция № социальные институты. Социология организаций

Лекция Эстетика как философская наука iconТо изучала проблемы поэтики, общефил-е вопросы природы красоты (Аристотель)
...

Лекция Эстетика как философская наука iconПланы лекционных занятий Лекция Специальная педагогика и психология...
Лекция Специальная педагогика и психология как наука. Основные категории специальной педагогики и психологии

Лекция Эстетика как философская наука iconЛекция №1 Валеология – наука о здоровом образе жизни Современные...
Психология (греч psuche -душа + logos наука) наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности

Лекция Эстетика как философская наука iconБорев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд
Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд., допол,- смоленск: Русич, 1997. — 576 с.: ил

Лекция Эстетика как философская наука iconБорев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд
Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд., допол,- смоленск: Русич, 1997. 640 с.: ил

Лекция Эстетика как философская наука iconЭстетика киномузыки
Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании...

Лекция Эстетика как философская наука iconЛекция Познание как философская проблема (введение в гносеологию)...
Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека, ведь чтобы успешно функционировать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов