Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23




НазваниеМетодические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23
страница1/5
Дата публикации01.08.2013
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4   5
Ф.7.11-19


Рысбаева Г.С., Нарымбаева З.К., Саденова М.К.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

ПО МИКРОБИОЛОГИИ И ВИРУСОЛОГИИ




Шымкент, 2009 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АУЕЗОВА

Кафедра «Биотехнология»

Методические указания к лабораторным занятиям

по микробиологии и вирусологии
для студентов специальности 050701 - Биотехнология
Форма обучения: очная и заочная

ШЫМКЕНТ, 2009 г.

УДК 577.1

ББК 28.072

М 23


^

Составители: Рысбаева Г.С., Нарымбаева З.К., Саденова М.К.


Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине

«микробиология и вирусология». - Шымкент: ЮКГУ им. М.Ауезова,

2009.- 52 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины Микробиология и вирусология и включает все необходимые сведения по выполнению лабораторных занятий курса.

Методические указания предназначены для студентов специальности

050701 –Биотехнология.

Рецензенты: Аханов У.К - к.с-х. н., ст.преп-ль кафедры Биотехнологии

Ескараев Н.М. - к.б. н., доцент кафедры « Биология»

МКТУ им. Х.А.Ясави


Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры Биотехнология

(протокол № 5 от «24» 10 2009 г.) и
методической комиссией Агропромышленного факультета

(протокол № 3 от «28» 10 2009 г. )

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом ЮКГУ им. М. Ауезова, протокол № ___ от «____» ______________ 2009 г.
Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова, 2009 г.

Содержание





Темы лабораторных работ

стр

Введение



Правила работы в микробиологической лаборатории



1.Методы микроскопического исследования микроорганизмов.

Устройство микроскопа


2. Питательные среды. Стерилизация питательных сред и посуды



3. Морфология микроорганизмов и методы ее изучения



4. Строение бактерий и дрожжей



5. Культивирование микроорганизмов



6. Накопительные чистые культуры.



7. Контроль за ростом. Антимикробные факторы. Микробы-антагонисты.


8. Микрофлора продуктов микробного синтеза



Список рекомендуемой литературы




Введение
На современном уровне развития естественных наук тре­буются глубокие знания микробиологических процессов, лежа­щих в основе многих биотехнологических производств и слу­жащих гарантией зашиты окружающей среды от антропоген­ного воздействии.

Помимо приобретения теоретических знаний по микро­биологии будущим специалистам необходимы лабораторно-практические занятия, являющиеся, по сути, небольшими научно-исследовательскими работами.

Каждая лабораторная работа содер­жит краткое обоснование цели исследования, описание техни­ки и методики постановки опыта, анализа полученных резуль­татов, а также перечень необходимых материалов и оборудова­ния для проведения эксперимента.

Предлагаемая форма изложения заставляет студента ду­мать, позволяет самостоятельно воспроизводить и наблюдать в лабораторных условиях микробиологические процессы, иду­щие в природе.

Цель преподавания курса: познакомить студентов с основными закономерностями физиологии роста и принципами культивирование микроорганизмов и вирусов и познакомить студентов с особенностями наиболее значимых для биотехнологии прокариот и эукариот; показать общебиологическое значение достижений в области микробиологии и вирусологии, осветить роль микроорганизмов в развитии биотехнологии, пищевой промышленности.

Студент должен знать: основные свойства микроорганизмов, их классификацию, роль в природе и жизни человека, возможности использования микробов в производство биологически активных веществ, о царстве вирусов, их использовании в производстве противовирусных вакцин. использовать литературу в области микробиологии и вирусологии; поддерживать производственные культуры микроорганизмов; следить за их жизнедеятельностью на различных этапах технологического процесса; производить санитарно- микробиологический контроль в лабораториях и на производстве.

Цель лабораторных занятий – углубление и расширение знаний в процессе выполнения конкретных практических задач, овладение навыками эксперимен-тирования, приобретение умений анализировать полученные экспериментальные результаты. После получения допуска на проведение работы студентами проводятся лабораторные работы, после выполнения которых студенты должны обработать полученные результаты. Результаты по выполнению студентами работы оформляются в виде таблиц, приведенных в конце работы и в виде сформулированных выводов. В конце каждой работы имеются контрольные вопросы, необходимые студентам для самоконтроля и защиты работы.

^ Правила работы в микробиологической лаборатории

Работа в микробиологической лаборатории требует строгого соблюдения специальных правил, что определяется двумя основными положениями.

Первое - в микробиологической практике используют, главным образом, чистые культуры микроорганизмов, т. е. популяции микроорганизмов одного вида, часто являющихся потомством одной клетки.

Поскольку в воздухе, на поверхности окружающих нас предметов, на одежде, руках, волосах всегда имеется большое количество разнообразной микрофлоры, то для обеспечение стерильности исследований и избежание загрязнения культур работа должна проводиться с соблюдением правил асептики.

Второе - при исследованиях с не идентифицированными микроорганизмами, при их выделении из объектов окружающей среды и техногенных потоков, могут быть выделены патогенные и условно патогенные микроорганизмы.

Кроме того, клетки как сапрофитных, так и патогенных микроорганизмов могут являться аллергенами для определенных индивидуумов. Таким образом, для получения достоверных результатов исследований, для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих необходимо соблюдение определенных правил.

Подготовка помещения для проведения микробиологических работ включает мокрую уборку и тщательную вентиляцию с последующим облучением ультрафиолетовыми лучами бактерицидных ламп. Поверхность стола, где непосредственно проводится работа с культурами микроорганизмов, следует дезинфицировать путем притирания 3% раствором хлорамина или 70% раствором изопропилового или этилового спиртов.

Подготовку лаборатории к занятиям проводит лаборант; студенты, выполняя задания, должны соблюдать следующие правила.

1. Каждый студент в микробиологической лаборатории работает на постоянном
месте, выполняя задания индивидуально.

  1. На рабочем месте не должно быть посторонних предметов (в том числе
    портфелей и сумок).

  2. Студент должен работать только в чистых халатах, волосы должны быть
    подобраны, не падать на плечи.




  1. При работе с культурами микроорганизмов необходимо соблюдать все правила
    микробиологической техники. На пробирках, колбах, чашках Петри, матрацах
    должна быть сделана надпись, содержащая родовые и видовые названия
    культуры, дату засева, фамилию студента и номер группы.

  2. Все предметы, использованные при работе с живыми культурами, должны быть

обеззаражены либо обжиганием в пламени горелки (петли, иглы), либо погружены в дезинфицирующий раствор (предметные и покровные стекла, пипетки, шпатели).

  1. Все засеянные пробирки, чашки помешаются в термостат или сдаются
    лаборанту. Отработанный материал (пробирки, чашки Петри) также помещается в
    определенные емкости по указанию лаборанта для их дальнейшего
    обеззараживания.

  2. В лаборатории запрещается курение, прием пищи, лишнее хождение по
    лаборатории.

8. В конце занятия студент должен привести в порядок рабочее место, вымыть руки.
Необходимо иметь индивидуальное полотенце, салфетки для вытирания рук.
Каждый студент ведет журнал лабораторных работ, являющийся документом,
позволяющим контролировать правильность полученных данных. Записи
проводятся в определенной последовательности и должны содержать следующее:

  1. Номер работы. Ее название. Дата постановки и окончания опыта.

  2. Объект исследования.

  3. Условия проведения опыта, включая методы анализов.

  4. Полученные результаты и выводы -из них.

При изучении морфологии культур делаются их зарисовки при определенных увеличениях микроскопа, что указывается в тетради; цифровые данные обобщают в таблицах, графиках, диаграммах.

^ Лабораторная работа №1
Методы микроскопического исследования микроорганизмов.

Устройство микроскопа
Цель работы: изучение устройства микроскопа, изучение различных видов микроскопии, ознакомление с техникой микроскопирования.
Несмотря на то, что за последнее время достигнуты большие успехи в области изучения морфологии микроорганизмов благодаря использованию электронного микроскопа, световой микроскоп не утратил своего значения. Современный биологический микроскоп позволяет получить увеличение в 2000-2500 раз и легко установить ряд морфологических особенностей микроорганизма.

Наименьшее расстояние, при котором две соседние точки видны под микроскопом раздельно, называют его разрешающей способностью.

Увеличение разрешающей способности достигается двумя путями:

  1. использованием объектива с большей числовой апертурой (она выградуирована на каждом объективе). Наибольшую числовую апертуру имеют иммерсионные объективы (МИ-90 или ОИ-90)6 которыми наиболее часто исследуют морфологию микроорганизмов.

  2. Уменьшением длины волны света, которым освещается препарат. В таком случае исследования проводят в ультрафиолетовом свете, для этого имеются специальные УФ – микроскопы. Наименьшие частицы, которые можно хорошо рассмотреть под световым микроскопом, должны по размерам быть больше 1/3 длины волны света. Это значит, что под современным световым микроскопом можно рассмотреть строение таких микроорганизмов, которые имеют величину не менее 0,2-0,3 мкм.

С помощью биологического микроскопа можно детально рассмотреть главным образом фиксированные и окрашенные микроорганизмы. В живом состоянии они прозрачны и плохо видны в проходящем свете.

Для изучения микроорганизмов в живом виде применяют ряд дополнительных приборов к микроскопу.

^ Фазово-контрастная микроскопия

Для фазово-контрастной микроскопии применяют специальное фазово-контрастное устройство, позволяющее видеть контрастное изображение живых микроорганизмов. Устройство состоит из набора фазовых объектов, обозначенных «О». Метод основан на том, что отдельные участки исследуемой клетки отличаются по показателю преломления, поэтому свет, проходящий через них, распространяется с разной скоростью, что выражается в различной яркости изображения отдельных участков. Вследствие этого изображение получается контрастным.

^ Микроскопия в темном поле

Для микроскопии в темном поле используют специальный конденсатор, который пропускает только краевые лучи источника света, косо направленные. В результате поле зрения оказывается темным, а объект, освещенный рассеянным светом – светлым.

Для микроскопирования в темном поле на верхнюю поверхность конденсатора наносят каплю иммерсионного масла, а на него накладывают покровное стекло с объектом (образование воздуха не должно быть). На покровное стекло в свою очередь наносят каплю масла. Нанеся масло на обе поверхности препарата, достигают однородность среды для проходящих лучей с одинаковым коэффициентом преломления 7. Это позволяет видеть объект более четко.

При использовании темного поля удается рассмотреть такие детали в строении микроорганизма, которые совершенно не видны в проходящем свете.

^ Люминесцентная микроскопия

Такой метод микроскопической техники основан на том, что объект или вещество, освещаемые коротковолновым светом (ультрафиолетовым, синим), начинает светится. Тот случай, когда объект сам содержит химические вещества, способные флюоресцировать при освещении их коротковолновым светом, называют первичной люминесценцией.

Однако чаще используют явление вторичной люминесценции, при которой происходит свечение объекта после его обработки специальными красителями – флюрохромами. Такими являются акридиновый желтый, акридиновый оранжевый, аурофосфин и др.

Для люминесцентной микроскопии используют обычный микроскоп с набором светофильтратов и источником ультрафиолетового света. Первый фильтр, пропускающий длинноволновую часть спектра, помещают перед источником света, а второй – в окуляр микроскопа, пропускающий только люминесцентное свечение препарата. Для приготовления препарата каплю жидкости с раствора красителя – флюрохрама и покрывают покровным стеклом.

^ Освещение по Келеру

Для полного использования оптических возможностей современных биологических микроскопов необходимо установить освещение препарата в соответствии с принципом Келера. Принцип Келера заключается в том, что при установке освещения апертуры осветителя, конденсатора и объектива должны быть равны между собой. Числовое значение апертуры определяется по формуле: где Nар – числовое значение апертуры, n – показатель преломления среды, а – апертурный угол (угол между оптической осью объектива и наиболее сильно отклоняющимися лучами, попадающими в объектив).

    1. Осветить ОИ-19 или ОИ-9 устанавливают перед микроскопом с помощью соединительной планки, чем обеспечивается нормальное расстояние от осветителя до микроскопа. Осветитель включают через трансформатор в сеть. Поворачивая корпус осветителя, световой поток направляют в центр плоского зеркала микроскопа.

    2. Конденсатор микроскопа поднимают в верхнее положение и полностью закрывают его диафрагму.

    3. Полевую диафрагму осветителя прикрывают, оставляя отверстие диаметром 1,0-1,2 см.

    4. Перемещая патрон лампы осветителя вдоль оси, проектируют нить лампы по центру зеркала микроскопа, добиваясь наиболее четкого изображения нити. При этом на зеркало помещают кусочек белой бумаги, на которой хорошо видна нить лампы.

    5. Зеркалом микроскопа проектируют световой поток в поле зрения микроскопа. При необходимости яркость свечения нити лампочки осветителя уменьшают реостатом трансформатора.

    6. На предметный столик микроскопа помещают препарат и пользуясь объективом малого увеличения, фиксируют оптику микроскопа на объект.

    7. Перемещением конденсатора добиваются резкого изображения диафрагмы осветителя в поле зрения микроскопа.

    8. Поворотом зеркала центрируют изображение диафрагмы осветителя в поле зрения микроскопа.

    9. Вынимают окуляр и, глядят в тубус микроскопа, открывают диафрагму конденсора настолько, чтобы изображение диафрагмы было равно кружку задней линзы объектива.

При работе с объективом малого увеличения поле зрения микроскопа будет освещено не полностью в виду несоответствия апертуры конденсора и объектива.

При использовании сильных объективов с числовым значением апертуры больше единицы (1) настройка освещения согласно принципу Келера обеспечивает максимальную разрешающую способность оптики микроскопа.

При работе с объективами масляной иммерсии (Nар-1.25-1.3) рекомендуется на препарат наносить каплю иммерсионного масла (n=1.515), а линзу конденсора иммергировать водой (n=1.333). Микроскоп - оптический прибор для получения увеличенных изображений малых объектов, невидимых невооруженным глазом. Микроскоп состоит из двух частей: оптической системы, создающей изображение, и механической части, обеспечивающей крепление и перемещение элементов оптической системы и объекта см. рис. 1.

Рис.1 Схема микроскопа

  1. Основание штатива

  2. штатив

  3. тубус, соединяющий части оптической системы - объектив и окуляр

  4. револьвер для закрепления и смены объективов

  5. кронштейн для крепления и перемещения конденсора

  6. предметный столик- для закрепления изучаемого объекта и его
    перемещения

  7. винт грубой фокусировки

  8. винт точной фокусировки

9. объектив
10.окуляр

11.конденсор 12.зеркало

Оптическая система состоит из трех частей: осветительного аппарата, объектива и окуляра.

Осветительный аппарат представлен конденсором с ирисовой диафрагмой и зеркалом, конденсор располагается в кольце под столиком микроскопа и состоит из двух или трех линз, вставленных в цилиндрическую оправу. Конденсор служит для наилучшего освещения изучаемого препарата. В нижней части конденсора находится ирисовая диафрагма, которая регулирует диаметр пучка света, идущего от зеркала в конденсор.

Под конденсором находится подвижно соединенная со штативом микроскопа вилка с зеркалом одна сторона которого плоская а другая вогнутая, с помощью зеркала луч от источника направляется в конденсор. Плоская сторона зеркала используется при работе с объективами, имеющими большие увеличения: 60х, 90х; вогнутой стороной зеркала используется при работе с объективами имеющими увеличения: 8х, 20х, 40х…

Объектив представляет собой наиболее важную часть оптической системы, он состоит из нескольких линз, вправленных в металлическую гильзу. Объектив дает обратное изображение объекта, при этом он выявляет (разрешает) структуры, недоступные невооруженному глазу. На практике обычно работают с объективами, увеличивающими в 8, 40, реже в 90раз. Разрешающая способность объектива 8х равна приблизительно 1,5 мкм, объектива 40х – 0,5 и объектива 90х – около 0,25 – 0,3 мкм.

Большое значение при работе с микроскопом имеет рабочее расстояния от нижней (фронтальной) линзы объектива до объекта (до верхней поверхности предметного столика). У объективов с 8- кратным увеличением это расстояние равно 9,2 мм с 40- кратным – 0,6 мм. Повысить разрешающую способность объектива можно, увеличив его апертуру, для чего пространство между фронтальной линзой и препаратом заполняется иммерсионной жидкостью, показатель преломления которой близок к коэффициенту преломления стекла. В качестве иммерсионной жидкости используется кедровое масло, глицерин, вода, и пр. Окуляр устроен значительно проще объектива. Некоторые окуляры состоят лишь из двух линз и диафрагмы, вставленных в цилиндрическую оправу. Верхняя (окулярная) линза служит для наблюдения, нижняя (колектир) играет вспомогательную роль, фокусируя изображение построенное объективом. Диафрагма окуляра определяет границы поля зрения. Тубус, или труба, представляет собой полый цилиндр, на нижнем конце которого укреплен так называемый револьвер – вращающий диск с гнездами, имеющий отверстие с резьбой для ввинчивания объективов.

Предметный столик имеет в центре отверстие, в которое входит верхняя часть конденсора. Препарат закрепляют двумя пружинящими клеммами, вставленными в отверстие столика.

Грубая фокусировка осуществляется с помощью микрометрического винта, точная фокусировка – микрометрическим винтом. Вращать вины следует плавно, без рывков и применение силы.
Материалы и оборудование:

Готовые препараты микроорганизмов, микроскоп, иммерсионное масло.
Ход работы:

Рассмотрите под иммерсионным объективом препарат фиксированных и окрашенных бактерий в такой последовательности:

1. Поставьте на стол микроскоп и найдите наилучшее освещение;

2. Поместите на предметный столик фиксированный препарат и закрепите его зажимами.

3. Рассмотрите препарат при сухих объективов и отыщите лучшее место для детального исследования;

4. Поднимите тубус микроскопа, поставьте иммерсионный объектив и нанесите каплю иммерсионного масла на препарат;

5. Погрузите в иммерсионное масло в нижнюю фронтальную линзу иммерсионного объектива, смотря на препарат сбоку;

6. Глядя в окуляр, медленно поднимите тубус микроскопа до появления в поле зрения изучаемого объекта;

7. Уточните фокус микроскопическим винтом;

8. Изучите и зарисуйте препарат;

9. Поднимите тубус и удалите иммерсионное масло.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconП лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии
Рабочая тетрадь по микробиологии, вирусологии, иммунологии. Методические материалы для самостоятельной работы студентов по микробиологии,...

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconРабочая программа дисциплины
Форма обучения: очная, заочная и заочная на базе среднего профессионального образования (по профилю)

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconМетодические указания к лабораторным работам по Геотехнике І для...
Методические указания к лабораторным работам по Геотехнике І для студентов специальности 050729 «Строительство» г. Алматы, Казгаса,...

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconМетодические указания к лабораторным и практическим занятиям для...
...

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Системы...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине: «Системы автоматизированного проектирования» для студентов автомеханического...

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconУчебно-тематический план занятий (очная форма обучения) Содержание...
Приложения 1 Сводные таблицы (заочная и очно-заочная формы обучения): семестр изучения, аудиторная работа, самостоятельная работа,...

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Программирование...
...

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconМетодические указания к лабораторным и практическим занятиям по дисциплине «Газоснабжение»
«Газоснабжение» для студентов специальностей 290700, 100700 очной и заочной форм обучения

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная...
Методические указания по курсу «Социальная экология и устойчивое развитие» предназначены для студентов специальности «Экология»....

Методические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и вирусологии для студентов специальности 050701 Биотехнология Форма обучения: очная и заочная шымкент, 2009 г. Удк 577. 1 Ббк 28. 072 М 23 iconКеба В. И. Тахтина Т. В. Методические указания по написанию дипломной...
Методические указания по написанию дипломной работы для студентов специальности 080111 «Маркетинг» Магнитогорск: гоу впо «мгту»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов