Свои интересы на производстве




НазваниеСвои интересы на производстве
страница1/4
Дата публикации08.08.2013
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ФОНД РАБОЧЕЙ АКАДЕМИИ

Ю.Л. Рысев
КАК  РАБОЧЕМУ РЕАЛИЗОВАТЬ

СВОИ ИНТЕРЕСЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕ


Санкт-Петербург

2006
ББК 67.405

УДК 351.83

Р93
Рысев Ю.Л. Как рабочему реализовать свои интересы на производстве. Санкт-Петербург, Изд. Фонда Рабочей Академии и ООО «Творческий Центр «Победа», 2006, 60 с.
Р93

В настоящей брошюре, подготовленной докером-механизатором, членом Портовой организации Российского профсоюза докеров морского порта Санкт-Петербурга Ю.Л. Рысевым, изложены насущные проблемы рабочих и раскрыты их интересы в современном производстве. Освещены способы реализации интересов рабочих с учётом опыта других профессиональных союзов в нашей стране и за рубежом.

Брошюра предназначена для членов профессиональных союзов и работников, вступающих или готовящихся к вступлению в профсоюз, для работодателей, их представителей и всех читателей, интересующихся актуальными проблемами социально-трудовых отношений рабочих и работодателей на современном производстве.

Федерация профсоюзов России и Фонд Рабочей Академии благодарят Портовый комитет Российского профсоюза докеров морского порта Санкт-Петербурга за большую помощь в подготовке настоящей брошюры.

ISBN 5-221-00017-2



^ I.  НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОЧИХ
В СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ


Заработная плата

Самый насущный вопрос трудовых отношений — это заработная плата. В современном капиталистическом производстве повышение заработной платы рабочих невозможно без объединенных усилий всего коллектива работников. Для защиты интересов рабочих по проблемам заработной платы, норм труда, условий и охраны труда, сохранения рабочих мест, бытовых условий на производстве необходимо объединение работников в союзы по профессиям. Сохранение и повышение заработной платы рабочих не противоречит долговременным интересам работодателей в современном капиталистическом производстве России.

К сожалению, работодатель, в большинстве своем, не хочет стимулировать производительность труда рабочих через повышение заработной платы, а как раз наоборот, старается как можно меньше заплатить рабочим, как можно меньше вкладывать в развитие производства, как можно больше содрать с тех, кто оплачивает производимые товары и услуги, пытаясь любым путем увеличить свою прибыль. А ведь нормальное развитие производства и, соответственно, рост прибыли обеспечиваются именно увеличением производительности труда рабочих, путем повышения уровня реального содержания заработной платы, введением на производстве новых технологий, расширением производства путем увеличения его объемов. За счет всего этого уменьшается себестоимость продукции или оказываемых услуг. Производство становится более привлекательным для клиентов или заказчиков, следовательно, увеличивается его конкурентоспособность, растет прибыль предприятия.

Неправ тот из рабочих, кто наивно полагает, что если он будет хорошо работать, то хозяин заметит его старания и индивидуально повысит ему заработную плату. Сколько ни ломай шапку перед работодателем, как ни заискивай перед ним, зарплату он тебе по собственной инициативе не повысит никогда. А, скорее всего, перестанет с тобой здороваться, проходя мимо. За больший объем выполненной работы тебе, конечно, может и заплатят. Например, перевыполнишь норму на 100%, тебе прибавят к зарплате 50%, перевыполнишь на 200%, тебе прибавят 75%, и так далее. Работодателю это очень выгодно, так как растет доля его прибыли в общем доходе. Но вот если ты в результате столь интенсивной работы сломаешься или заболеешь, то тебя выкинут вон, так как больной и немощный ты работодателю не нужен.

Зарплата рабочего — это цена его рабочей силы. Таким образом, рабочие продают свою рабочую силу, а собственник предприятия ее покупает. Кто в данном случае устанавливает на нее цену, продавец или покупатель? Я думаю, всем понятно, что устанавливать цену должен продавец! Что будет, если в магазине устанавливать цены будут покупатели? Много тогда наторгует продавец? Наверное, понесет значительные убытки и станет бедным! Так и во взаимоотношениях рабочих и работодателей рабочие должны устанавливать цену на свой товар — рабочую силу, но никак не покупатель — работодатель!

Причем на рынке цены на товары примерно везде одинаковые. Попробуй кто-то из продавцов на рынке установить цену ниже, чем все остальные! Что сделают с ним другие продавцы, которым сбивают цену на их товар? Я думаю, что, наверное, такого будут бить! В нашем же случае работодатель стремится всеми силами удешевить цену рабочей силы, изыскать более дешевую, нанимая на работу неквалифицированных работников за пониженную оплату труда. Воспрепятствовать этому можно только организованными, солидарными действиями, через Союзы работников по профессиям — то есть профсоюзы, а в одиночку ничего не добьешься!

Увеличить заработную плату (повысить цену на свою рабочую силу), можно тоже, только коллективно выставляя требования к хозяину. Главную роль в этом играют также профсоюзы и Коллективный договор, заключаемый через представителей работников от профсоюза. Ведь работники и являются, по сути, работодателями. Они продают свою рабочую силу, отдают свой труд, свою работу и, естественно, хотят получать за использование своей рабочей силы достойную зарплату. А вот работодатель в современном понимании как раз и есть работовзятель. То есть собственник, который владеет средствами производства, пользуется трудом работников, берет их труд для увеличения своей прибыли.

Можно рассмотреть, каким образом защищается и отстаивается главный интерес работников — повышение уровня реального содержания заработной платы — Портовой организацией Российского профсоюза докеров морского порта Санкт-Петербурга. В 2004 году в порту Санкт-Петербурга, в трех стивидорных компаниях, а именно ЗАО «ПерСтиКо», ЗАО «ВСК» и ЗАО «ЧСК» разгорелся коллективный трудовой спор. Работники требовали повышения заработной платы. Зарплата за предыдущие два года не индексировалась. В результате инфляция отъела из зарплаты у рабочих порядка 40%. Если два года назад, например, на 100 рублей можно было купить батон, литр молока, полкило докторской колбасы и пачку чая, то спустя два года от колбасы придется отказаться, да и молока купишь не литр, а только поллитра.

По поводу повышения зарплаты профсоюз проводил официальные переговоры. Эти переговоры начинались еще при старом собственнике, но за время проведения переговоров компании продали другим хозяевам. Ни на какие компромиссы «новые» идти не хотели, и рабочим пришлось начать коллективные действия, так называемую «итальянскую забастовку» при строгом выполнении норм труда, принятых в компаниях, отказе от сверхурочных работ и работы в выходные дни.

Почти полтора месяца продолжалось противостояние между докерами и администрацией. Только за первые две недели забастовки на станции Новый порт скопилось более 600 вагонов, все железнодорожные пути к порту были блокированы, собственники порта стали терять клиентов и нести значительные убытки. В конце концов удалось выработать компромиссное соглашение, которое гарантировало определенный уровень заработной платы. Но это соглашение работало только в отсутствие большого грузопотока и срабатывало не всегда. Если работы было достаточно, то рабочие и сами могли заработать данный уровень зарплаты. Поэтому переговоры по повышению уровня реального содержания заработной платы были отложены на более поздний срок, а точнее на конец 2004 года. В конце года эти переговоры возобновились. И хотя сам механизм повышения уровня реального содержания заработной платы выработать тогда не удалось (переговоры снова были отложены на декабрь 2005 года), но удалось повысить заработную плату с февраля 2005 года на 15% для докеров и на 20% для всех остальных категорий работников, у которых уровень зарплаты ниже.

В декабре 2005 года начались переговоры в рамках совместной комиссии по выработке соответствующего механизма. В эту комиссию со стороны работников был представлен проект механизма повышения уровня реального содержания заработной платы работников на основе прироста производительности труда. Ежегодная индексация заработной платы, как предусматривалось в этом проекте, должна производиться в обязательном порядке, а вот надбавка сверх индексации зависит от того, каков прирост производительности труда по сравнению с базовым периодом.

К сожалению, работодатели ЗАО «ПерСтиКо», «ВСК» и «ЧСК» не захотели рассматривать этот проект механизма повышения уровня реального содержания заработной платы и представили на рассмотрение в комиссию свой проект. В проекте работодателей повышение уровня реального содержания заработной платы поставлено в зависимость от наличия прироста чистой прибыли в группе компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Если прирост чистой прибыли по сравнению с базовым годом есть, то и повышение уровня реального содержания заработной платы работников возможно, а вот если прибыль не увеличилась в расчетном году, то не только индексации, но и прибавки к зарплате не будет.

Кроме этого, работодатели вставили в проект этого положения еще одно условие. Сравниваются средние величины заработной платы работников девятнадцати компаний, входящих в группу компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», в базовом и расчетном году. Формула уровня рентабельности работника, где в знаменателе показатель чистой прибыли, а в числителе среднесписочная численность Организаций, очень напоминает экономическую формулу К.Маркса из его работы «Капитал». Похоже, что взята она именно оттуда, только в несколько измененном виде. У Маркса в числителе прибавочная стоимость, а в знаменателе переменный капитал, то есть та же численность работников, только умноженная на заработную плату. Это формула степени эксплуатации рабочих. Следовательно, наш работодатель считает, что если эксплуатация не выросла, то есть если индекс рентабельности рабочего по сравнению с базовым периодом меньше или равен нулю, то и зарплату повышать не надо.

Таким образом, мы видим, что проект работодателей не направлен на повышение реальной заработной платы, а как раз нацелен на то, чтобы заблокировать механизм повышения уровня реального содержания заработной платы работников.

Причем сам же работодатель по просьбе представителей работников в комиссии представил расчет по своему проекту механизма на 2005 год по сравнению с 2004 годом. Из этого расчета следует, что прирост чистой прибыли в 2005 году есть, и довольно значительный, а вот по индексу рентабельности работника (прибыль, деленная на численность работников) индексация за 2005 год не положена! Этим расчетом работодатель и подтвердил, что данный механизм волюнтаристский, то есть целиком зависящий от так называемой «доброй воли» или произвола работодателя!

Кроме того, работодатель заявил, что если работники примут этот проект на весь срок действия Коллективного договора, то он заработную плату за 2005 год проиндексирует, несмотря на расчет.

Естественно, ни работникам, ни Портовому комитету докеров как законному представителю работников подобные условия были не приемлемы. Поэтому работники предложили закрыть совместную комиссию и переговоры продолжить в рамках согласительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора. Это и было сделано. Работники в трех стивидорных компаниях начали подготовку ко второму этапу забастовочных действий. Тогда в рамках согласительной комиссии работодатель пошел на другой вариант развития событий. Он предложил принять его положение в качестве эксперимента сроком на один год, и если через год стороны не предъявят к этому положению взаимные претензии, то продлить его действие на следующий договорный период. При этом продлевается действие соглашения о премировании работников и производится индексация заработной платы работников группы компаний ОАО «Морской порт СПб» за 2005 год по индексу инфляции в Санкт-Петербурге. Вариант, приемлемый для работников, но компромиссный. Ведь необходимо отчетливо понимать, что положение, которое предлагается стороне работников (хотя бы даже и на годовой период), обязательной индексации не предполагает. Насколько хватит у работодателя желания индексировать заработную плату работников впоследствии, никто не может и предполагать.

Вполне возможен и такой вариант, что работодатель через год проиндексирует зарплату работников, чтобы показать, что механизм, предложенный им, работает. И Портовому комитету можно будет договориться с работодателем еще на один год действия Положения при условии проведения индексации зарплаты. И так далее.

Опыт свидетельствует, что нельзя отдавать карт-бланш на изменение уровня реального содержания заработной платы работников полностью в руки администрации, полагаясь на ее волю. Да и вообще заработная плата — это цена рабочей силы и устанавливать ее должны продавцы рабочей силы — работники.

Если менеджеры компании сумеют решить проблему грузопотоков в стивидорных компаниях, если грузооборот будет расти, будут модернизироваться и расти производственные мощности компаний, вводиться новые технологические линии, будет расти и чистая прибыль компаний при росте заработной платы работников. Пока же вместо заявленного в прессе и на телевидении стороной работодателя роста производственных мощностей и увеличения грузопотоков мы видим как раз обратную картину. В двух стивидорных компаниях спад грузооборота — это в «ПерСтиКо» и «ЧСК». В «ПерСтиКо» загрузка непостоянная, нестабильная уже довольно продолжительный период времени. Сейчас администрация пытается решить проблему традиционно, а именно привлечь ручной груз — мясо в коробках. Это, несомненно, здоровья работникам не прибавит. Труд этот очень тяжелый, требующий неимоверных физических нагрузок. Как правило, оплачивается он по тарифу, на этом грузе норма в четыре раза превышает медицински обоснованную. То есть заработать не в ущерб своему здоровью на этом грузе невозможно.

Среди стивидорных компаний большого порта Санкт-Петербурга, принадлежащих другим собственникам, есть и положительные примеры хозяйствования, и адекватного отношения к своим работникам со стороны работодателя.

Так, в одной из компаний, где есть наш профсоюз, Коллективный договор включает в себя механизм повышения уровня реального содержания заработной платы. Он построен на основе роста производительности труда работников. В результате зарплата докеров за прошедший год при росте производительности труда на 35% выросла более, чем на 20%, что значительно перекрыло индекс инфляции. Реальная зарплата выросла у всех работников. Причем генеральный директор из соображений стимулирования высокопроизводительного труда предложил увеличить зарплату на величину даже большую, чем та, которая получилась при расчете по Положению о повышении уровня реального содержания заработной платы работников! Естественно, что работники приложат дополнительные усилия, чтобы производительность труда увеличивалась и в дальнейшем. Компания вышла на европейский уровень переработки контейнерных грузов и успешно на этом уровне конкурирует с другими профильными предприятиями.

Хотелось бы надеяться, что и представители наших акционеров будут внедрять в своих компаниях положительный, а не отрицательный для работников опыт других коммерческих организаций. Тогда будет расти и прибыль акционеров, и заработная плата работников. Повысится стабильность работы предприятий группы ОАО «Морской порт СПб». Необходимо будет и в дальнейшем коллективно побуждать работодателя к позитивным шагам в этом направлении.

^ Условия труда

Каковы же условия труда рабочих в современном производстве? Эту проблему можно рассмотреть на примере условий труда докеров-механизаторов в морском порту Санкт-Петербурга. Заработная плата докеров напрямую зависит от перевыполнения норм труда, так как она складывается из минимального гарантированного заработка (часовой тарифной ставки докера), а приработок зависит от того, на сколько процентов рабочие перевыполняют норму труда на данном виде груза. Также и премия рабочих зависит от перевыполнения планового задания за определенный период. Таким образом, видно, что рабочие заведомо поставлены работодателем в условия, при которых, чтобы заработать трудовую копейку, рабочий вынужден перевыполнять нормы труда в несколько раз.

К такой погоне за заработной платой толкают растущая инфляция, повышение цен и отставание зарплаты от уровня этой самой инфляции. Работая без перерывов и перевыполняя нормы, сверхурочно и в выходные, рабочие, как правило, со временем начинают работать больше на лекарства и не замечают, как постепенно становятся инвалидами. Вследствие такой интенсивной работы увеличивается и возможность получения травм. Ведь работу с такой интенсивностью, естественно, нельзя выполнять, не нарушая инструкции по технике безопасности, не подвергая риску свое здоровье и жизнь. Кроме того, список вредных факторов по профессии докер-механизатор занимает огромное количество страниц. Это тяжесть и напряженность трудового процесса, задымленность и запыленность воздуха рабочей зоны, шум, локальная и общая вибрация, неблагоприятная климатическая среда, воздействие химических и биологических факторов: недостаточная освещенность, блеклость, электромагнитные поля, трехсменный режим работы и другие вредные для организма человека факторы.

Все эти вопросы условий труда рабочих необходимо регулировать, естественно, улучшая их, путем заключения Коллективного договора.

Пятнадцать лет назад Профсоюзная организация докеров тогда еще Ленинградского морского торгового порта основательно взялась за решение долгое время никем до этого не решавшегося вопроса об установлении нормы выработки на ручных грузах не свыше 24 тонн. И добилась закрепления этой нормы в коллективном договоре. Это было тогда большим достижением. Ведь до 1991 года каждому докеру на ручных грузах приходилось переваливать за смену существенно больше. В то время шло очень много мешкового груза, это — сахар-сырец, рис, какао-бобы, кофе, цемент, дальстроевские грузы, овощи в ящиках, шерсть в кипах, мочевина и др.

Профсоюзная организация докеров уже в то время стала поднимать вопросы о лечении и сохранении здоровья докеров, о выплате компенсаций за нанесенный ущерб здоровью. В 1991 году удалось включить в первое «Коллективное соглашение докеров и администрации порта на 1992 год» пункты об установлении дополнительных перерывов на погрузочно-разгрузочных работах в зимнее время и при работе в холодильных камерах рефрижераторных судов. Также в соответствии с этим соглашением администрация оказывала рабочим материальную помощь в размере 20% тарифной ставки докера-механизатора при уходе в отпуск как компенсацию для восстановления здоровья.

Признания наличия у докеров профессиональных заболеваний Профсоюзу докеров удалось добиться лишь в 1996 году. С тех пор и по настоящее время более 160 докеров разных стивидорных компаний порта с помощью профсоюза оформили заболевания, полученные в результате работы в порту, как профессиональные. На сегодня в России установление профзаболеваний особенно важно, так как государство через фонд социального страхования постепенно снимает с себя обязательства по сохранению здоровья своих граждан.

Рабочие, страдающие профзаболеваниями, но не оформившие их как профессиональные, становятся инвалидами по так называемым «общим» заболеваниям и им приходится особенно туго. В настоящее время только те, кто оформил профзаболевание, получают ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения с предоставлением бесплатной путевки, а также компенсации за приобретение необходимых медикаментов и за частичную утрату трудоспособности, которые индексируются в связи с инфляцией.

За последнее время в порту складывается тенденция «омолаживания» инвалидов. Одна из причин — то, что 24 тонны на человека на ручнике слишком большая нагрузка. Согласно «Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006–05» допустимой средней физической нагрузкой при перемещении груза на расстояние до 1 метра для мужчин признается нагрузка до 5 тонн, а нагрузка свыше 7 тонн относится к высшему вредному классу условий труда по показателям тяжести трудового процесса.

Как видим, ныне действующая в порту норма труда, более чем в 3 раза превышает максимальную величину, предусмотренную гигиеническими критериями условий труда. Абсолютно ясно, что норматив в 24 тонны совершенно не обеспечивает условия труда такой степени вредности, которую организм может компенсировать без инвалидного исхода!

Материалы ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствуют о том, что труд докеров–механизаторов, занятых переработкой вручную тарно-штучных и рефрижераторных грузов, переработкой минеральных удобрений и иных навалочных грузов, а также труд докеров-механизаторов — крановщиков относится к вредному классу 3-ей степени. А труд докеров-механизаторов — водителей автотехники, сигнальщиков и стропальщиков относится к вредному классу условий труда 2-ой степени.

Труд, относящийся по классу вредности к вредному (тяжелому) труду, характеризуется наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и его потомства.

Вредный труд 1-ой степени вредности вызывает функциональные изменения в организме рабочего, приводящие к большей длительности восстановления нормального состояния организма, превышающей продолжительность перерыва между сменами и поэтому к увеличению риска повреждения здоровья.

Вредный труд 2-ой степени вызывает стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости. Это проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности теми болезнями, которые затрагивают состояние наиболее уязвимых органов и систем организма работника, а также в появлении признаков профессиональных заболеваний, возникающих чаще через 15 и более лет работы в тяжелых и вредных условиях труда.

Вредный труд 3-ей степени, как правило, вызывает развитие профессиональных болезней с потерей профессиональной трудоспособности в период трудовой деятельности рабочего, рост хронической профессионально обусловленной патологии.

Специалисты Научно-исследовательского института медицины труда Российской академии наук, участвовавшие в проведении аттестации рабочих мест докеров-механизаторов, еще в 2000 году сделали в своем отчете определенные выводы: «произведенные комплексные физиолого-эргономические исследования труда докеров-механизаторов позволяют сделать вывод: предельный грузооборот за смену как временная норма не должен превышать 18 тонн. При этом в целях оптимизации и оздоровления труда докеров-механизаторов необходимо решать следующие вопросы: разработка рационального режима труда и отдыха, позволяющего с физиолого-эргономических позиций оптимально распределять уровни физических нагрузок, равных 18 тоннам, в течение всей рабочей смены; необходимо решать вопросы по механизации процесса погрузки и разгрузки груза для снижения сменного грузооборота вручную до 12 тонн».

Кроме этого, необходимо добиваться ограничения сверхурочной работы и работы в выходные дни. Допускать это можно только в крайних случаях и за достойную оплату труда. Рабочий должен выходить на работу здоровым и отдохнувшим, а домой приходить не изможденным и усталым. Только тогда сократятся потери рабочего времени из-за болезней, снизятся травматизм и профзаболевания. Работодателя необходимо побуждать к снижению физической нагрузки и созданию нормальных, безопасных условий труда на производстве. Если он хочет увеличить производительность труда на ручных грузах, пусть привлекает пакетированные грузы или меняет технологию обработки таких грузов на более современную. Мы живем в XXI веке, а пока еще работаем методами середины XX-го века!

Подобная задача облегчения условий труда докеров по плечу только сильной профсоюзной организации, которая существует на сегодняшний день в порту и должна расширяться и развиваться.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Свои интересы на производстве iconХарактеристика основных ахов
Азотная кислота используется при производстве минеральных удобрений, травлении металлов, производстве взрывчатых веществ, лаков,...

Свои интересы на производстве iconКак безопасно выгуливать собаку
В других действуют так называемые "догхантеры", охотники на собак, идейные живодеры, зачастую оправдывающие свои поступки заботой...

Свои интересы на производстве iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность»
Оцесса необходимо не только сформировать систематические знания о мире политики, выборов в прошлом и настоящем, но и обучиться политическому...

Свои интересы на производстве iconСтатья 14, в случае если гражданин аккредитующего государства (россиянин)...
Выпуск Пограничного информационного листа, поддерживается органами власти Украины и РФ. (Территориальная привязка, данного текста,...

Свои интересы на производстве iconЧто относится к глобальным проблемам человечества?
Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно...

Свои интересы на производстве iconБезопасность жизнедеятельности на производстве
Опасные и вредные производственные факторы, их оценочные показатели, способы и средства обеспечения безопасности в подсистемах «человек»,...

Свои интересы на производстве iconПреференции и убытки для сельского хозяйства России в случае вступления в вто
Апк, делало тщетные попытки вступления в вто. На тот момент это могло бы спасти приоритетные сектора нашей, переживающей коллапс,...

Свои интересы на производстве iconРадикальные консерваторы-патриоты
С развитием нового среднего класса всё больше людей стали ездить за границу и понимать, что там такие же люди как мы – не звери,...

Свои интересы на производстве iconПлан Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство....
Государство – это специфическая политико-территориальная организация классового общества с особой публичной властью в виде специального...

Свои интересы на производстве iconПлан Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство....
Государство – это специфическая политико-территориальная организация классового общества с особой публичной властью в виде специального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов