П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии




НазваниеП лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии
страница1/12
Дата публикации08.08.2013
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по микробиологии,
вирусологии, иммунологии


Студент _____________________________________________

Группа № __________ Факультет ______________________

Преподаватель _______________________________________

Курск – 2012

Рабочая тетрадь по микробиологии, вирусологии, иммунологии. Методические материалы для самостоятельной работы студентов по микробиологии, вирусологии, иммунологии // П.В. Калуцкий, Л.Г. Климова, Н.Н. Ефремова. – Курск, 2010. – 62 с.


План практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии


1. Бактериологическая лаборатория. Морфология бактерий. Микроскопический метод исследования.

2. Сложные методы окраски.

3. Структура бактериальной клетки

4. Морфология микроскопических грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий.

5. Итог по разделу «История микробиологии. Морфология микробов».

6. Физиология микробов. Питательные среды. Культивирование бактерий аэробов и анаэробов. Методы выделения чистых культур бактерий.

7. Выделение чистых культур бактерий (продолжение). Методы стерилизации.

8. Выделение чистых культур бактерий (окончание). Изучение ферментативных свойств бактерий. Санитарно-бактериологическое исследование воды и воздуха. Нормальная микрофлора организма человека.

9. Санитарно-бактериологическое исследование воды и воздуха (окончание). Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Нормальная микрофлора организма человека.

10. Итог по разделу «Физиология микробов».

11. Инфекция. Экспериментальный метод исследования.

12. Иммунитет. Факторы врождённого иммунитета. Антигены.

13. Антитела. Реакции иммунитета: реакция нейтрализация токсинов антитоксинами, реакция преципитации, реакция агглютинации.

14. Реакция иммунного лизиса (иммунного бактериолиза, иммунного гемолиза). Реакция связывания комплемента. Реакции с мечеными компонентами: иммунофлюоресценция (РИФ), иммуноферментный анализ (ИФА), иммуноблоттинг, радиоиммунный анализ (РИА), иммунная электронная микроскопия (ИЭМ).

15. Медицинские биологические препараты для диагностики, профилактики и терапии инфекционных болезней.

16. Итог по разделу «Инфекция и иммунитет».

17. Химиотерапия и антибиотики. Бактериофагия.

18. Антибиотики (окончание). Генетика микробов, генная инженерия, биотехнология.

19. Общая характеристика возбудителей кишечных инфекций. Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов.

20. Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, бактериальной дизентерии, эшерихиозов.

21. Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, дизентерии, эшерихиозов. Микробиологическая диагностика пищевых токсикоинфекций сальмонеллёзной этиологии (сальмонеллёзных гастроэнтеритов) и внутрибольничных сальмонеллёзов.

22. Микробиологический диагноз брюшного тифа, паратифов, коли-инфекции (окончание). Микробиологический диагноз холеры. Микробиологический диагноз кампилобактериозов и хеликобактерной инфекции.

23. Микробиологический диагноз холеры (окончание). Итог по разделу «Возбудители кишечных инфекций».

24. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками.

25. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками (продолжение), грамотрицательными палочковидными микроорганизмами и анаэробными микроорганизмами.

26. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций, заболеваний, вызванных грамотрицательными палочковидными микроорганизмами (продолжение), дифтерии.

27. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций, дифтерии (окончание). Микробиологическая диагностика коклюша, гемофильной инфекции, легионеллёза, туберкулёза, лепры, актиномикоза.

28. Итог по разделу «Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками, грамотрицательными палочковидными и анаэробными микроорганизмами. Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша, гемофильной инфекции, легионеллёза, туберкулёза, лепры, актиномикоза».

29. Микробиологический диагноз зоонозных инфекций - чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы.

30. Микробиологическая диагностика чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы (окончание). Микробиологическая диагностика спирохетозов.

31. Микробиологическая диагностика микозов, риккетсиозов, хламидиозов и микоплазмозов.

32. Морфология и физиология вирусов. Методы культивирования и обнаружения вирусов. Возбудители гриппа.

33. Возбудители острых респираторных заболеваний (ОРЗ), герпетической инфекции.

34. Возбудители энтеровирусных (полиомелита, Коксаки, ЕСНО), нейровирусных (бешенства, вирусных энцефалитов) инфекций.

35. Возбудители вирусных гепатитов. Возбудители геморрагической лихорадки с почечным синдромом, лихорадок Марбург, Эбола.

36. Возбудители ВИЧ-инфекции. Онкогенные вирусы. Возбудители медленных вирусных инфекций. Прионы.

37. Итог по практическим навыкам и умениям.
Примечание. Отработки пропущенных занятий проводятся 2 раза в неделю по плану кафедры. Студент должен записаться на отработку, не позднее, чем за 1 день до отработки у лаборантов в журнале проведения отработок. В течение недели студент может отработать не более 1 занятия.
^

Правила для студентов,

работающих на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии


Работа на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии и в бактериологической лаборатории требует строгого соблюдения специальных правил, так как исследования проводятся с использованием культур патогенных микроорганизмов и заразного материала от больных и экспериментальных животных. Соблюдение этих правил необходимо для обеспечения как личной безопасности, так и безопасности окружающих.

1. Студенты должны приходить на кафедру в халатах, шапочках, иметь сменную обувь. Категорически запрещается работать в учебных лабораториях без халатов и шапочек, выпускать из-под спецодежды волосы, воротнички, курить, принимать напитки и пищу, пользоваться мобильной связью.


2. Каждый студент имеет постоянное рабочее место в лаборатории. Из личных вещей студента на рабочем месте допускается наличие только рабочей тетради, в которой делаются записи и зарисовки. Ничего лишнего (в том числе учебников и других книг) на рабочем столе не должно быть.

3. С собой нужно иметь: тетрадь для ведения дневника работы, тетрадь для тестовых заданий, цветные карандаши. Не разрешается вести записи красными чернилами или пастой.

4. До начала работы необходимо проверить рабочее место, состояние микроскопа, о недостатках сообщить дежурным студентам и преподавателю.

5. Работать аккуратно, экономно расходовать материалы и реактивы, по окончании работы гасить спиртовку. Необходимо проявлять максимальное внимание ко всем этапам работы с культурами и заражёнными микробами животными. Во время проведения посевов и приготовления мазков не разговаривать и не ходить по лаборатории. Все пробирки и чашки с посевами должны быть промаркированы. В случае загрязнения заразным материалом поверхности стола и других предметов, кожи рук и лица - обработать дезинфицирующим раствором и немедленно сообщить о случившемся преподавателю. Использованные пипетки, предметные и покровные стекла, шпатели, ватные тампоны необходимо помещать в сосуды с дезинфицирующим раствором (пипетки – при полном погружении). Пинцеты, бактериальные петли, иглы после работы с исследуемым материалом необходимо прожигать в пламени горелки.

6. В конце занятия привести в порядок рабочее место. Все предметы на рабочем столе разместить в том порядке, в каком они были до работы. Отработанный материал (культуры, микробный материал и др.) поместить в бикс для обеззараживания путём автоклавирования. Микроскоп привести в порядок и поместить в шкаф. Вылить в специальную ёмкость воду из лотков, обработать при необходимости руки дезинфицирующим раствором и вымыть их с мылом.
С правилами техники безопасности Инструктаж провёл

ознакомлен и обязуюсь выполнять _______________________

______________________________ «__ »_____________ 201 г.

Занятие № 1 Дата_____________

^ Тема: Бактериологическая лаборатория. Морфология бактерий. Микроскопический метод
исследования.


Самостоятельная работа студента на практическом занятии

^ Место микробов среди других живых существ



















^ Изучение морфологии микроорганизмов
_____________ ________________ ________________




Окраска __________ Окраска ___________ Окраска __________
______________ _____________ ________________



Окраска ___________ Окраска ___________ Окраска ____________

Занятие № 2 Дата_____________

Тема: Сложные методы окраски.
Задания для выполнения в процессе самоподготовки
Напишите этапы окраски по Граму в модификации Синёва: _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

этапы окраски по Цилю-Нильсену: ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Самостоятельная работа студента на практическом занятии

Отношение бактерий к окраске по Граму

Грамположительные

Грамотрицательные

Кокки






Палочки






Извитые формы






Другие формы бактерий





^ Освоение метода окраски по Граму

Цель опыта: ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Материал: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

^ Ход опыта: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Результат:

_________________ ____________________




Вывод: _____________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Окраска ___________ Окраска ______________
^ Освоение метода окраски по Цилю-Нильсену

Цель опыта: ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Материал: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

^ Ход опыта: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Результат:

_________________ __________________




Вывод: _____________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


Окраска ___________ Окраска ______________
Занятие № 3 Дата_____________

^ Тема: Структура бактериальной клетки.
Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Заполните таблицу: Структура бактериальной клетки

Органоид

Функция

^ Метод выявления

Постоянные элементы

Клеточная стенка









Цитоплазматическая мембрана





Нуклеоид








Рибосомы








Мезосомы








Цитоплазма








^ Непостоянные элементы

Пили








Жгутики








Капсула








Спора








Плазмиды








Включения










Напишите по-латыни названия видов патогенных микробов:

а) образующих споры: _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

б) образующих капсулу в организме (капсулообразующие):_______________________________ ________________________________________________________________________________________

в) капсульные: ______________________________________________________________

в) имеющих цитоплазматические включения: __________________________________________

^ Самостоятельная работа студента на практическом занятии

Изучение спор бактерий Изучение капсулы бактерий
_______________ ________________ _______________


Окраска ___________ Окраска ___________ Окраска ___________

^ Изучение включений Изучение жгутиков бактерий
_________________ _______________ Изучение подвижности бактерий:

обозначить подвижный и неподвижный микроорганизм.




Окраска ____________ Окраска __________


Занятие № 4 Дата_____________

^ Тема: Морфология микроскопических грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм,
риккетсий, хламидий.

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Напишите по-латыни названия патогенных представителей:

а) грибов: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

б) актиномицетов: _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

в) спирохет: ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

г) микоплазм: _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

д) риккетсий: _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

е) хламидий: ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
^ Самостоятельная работа студента на практическом занятии

Морфология грибов

______________ __________________



Окраска _________ Люминесцентная Фазово-контрастная

микроскопия микроскопия
_____________ _______________ ______________


^ Морфология актиномицетов

________________________ ____________________



Окраска _____________ Окраска ____________

Чем отличается строение актиномицетов в чистой культуре и в органе и в чём причины этих отличий: ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Морфология спирохет

________________ ______________




Окраска ______________ Окраска _____________


^ Морфология Морфология Морфология

микоплазм риккетсий хламидий

_______________ _______________ _______________



Окраска ___________ Окраска ____________ Окраска _____________

Занятие № 5 Дата_____________
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии iconГосударственное автономное образовательное учреждение спо со
Вы можете воспользоваться: атласом по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии и тетрадями для практических занятий

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии iconКраткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии...
Рудаков Н. В. Краткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Часть Частная микробиология и вирусология:...

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии iconЛекция № История развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Предмет, методы, задачи

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии iconЭкзаменационные вопросы по микробиологии Общая часть
Место микробиологии и иммунологии в современной медицине. Роль микробиологии и иммунологии в подготовке врачей-клиницистов и врачей...

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии iconРпга реакция прямой гемагглютиннации
Предмет, задачи и основные этапы развития медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии iconЭкзаменационные вопросы по микробиологии и иммунологии для студентов III
Значение медицинской микробиологии и иммунологии в практической деятельности врача-стоматолога

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии icon1. Значение медицинской микробиологии в деятельности врача. Достижения...
Ике врача. Для того чтобы правильно поставить диагноз инфекционного заболевания, необходимо хорошо знать морфологию микробов, их...

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии icon1 Место микробиологии и иммунологии в современной медици­не. Роль...
Место микробиологии и иммунологии в современной медици­не. Роль микробиологии и иммунологии в подготовке врачей-клиницистов и врачей...

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии icon1 Место микробиологии и иммунологии в современной медици­не. Роль...
Место микробиологии и иммунологии в современной медици­не. Роль микробиологии и иммунологии в подготовке врачей-клиницистов и врачей...

П лан практических занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии iconМетодические указания к лабораторным занятиям по микробиологии и...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины Микробиология и вирусология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов