1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими




Название1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими
страница1/11
Дата публикации09.08.2013
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами.

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабаты­вающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье".

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

^ Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

  1. Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

  2. Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

  3. Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

  1. ^ Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

  2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

  3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

4. Статистические (медико-статистические) методы.

2. Связь гигиены с другими дисциплинами.

В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.

В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.

В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

  1. ^ Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней...".

^ Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу ^ Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году ^ А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был ^ Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, -гигиене питания.
^ 20. Основные источники и загрязнители атмосфер­ного воздуха населенных мест. Меры по охране атмосферного воздуха от загрязнений.

Основные источники и загрязнители атмосферного воздуха населенных мест:

-автомобильный транспорт;

-производство электрич. и тепловой энергии на тепловых электростанциях;

-черная металлургия;

-цветная металлургия;

-угольная промышленность;

-добыча нефти и ее переработка;

-химическая промыденность.

Меры по охране атмосферного воздуха от загрязнений.

1) ^ Технологические мероприятия. Заключаются в совершенствовании
технологий с целью уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу.
К технологическим мероприятиям можно осуществлять по следующим на­
правлениям:

  1. Замена токсичных веществ, использующихся в производствен­ном цикле, на менее токсичные.

  2. Замена сухих методов работы мокрыми.

  3. Герметизация и автоматизация производственного процесса.

  4. Создание замкнутых технологических циклов, безотходных про­изводств и тд.

2) Санитарно-технические мероприятия - организация очистки про­
мышленных выбросов на очистных сооружениях. Очистка может осуществ­
ляться следующими методами:

- . 1. Использование сухих механических, пылеулавливателей (пылеотстойная камера, циклон и др.)

  1. Использование фильтров (матерчатые, бумажные, масляные фильтры, электрофильтры и др)

  2. Мокрая газоочистка (гравийный фильтр, полый скруббер) и дру­гие методы..

3) Планировочные мероприятия. Заключаются в правильном взаимо­
расположении промышленных и жилых зон.

1. Удаление жилых и промышленных зон друг от друга с созданием санитарно-защитных зон (разрывов), которые лучше озеленять газоустойчивыми растениями. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от предприятия и обычно составляет от 50 до 1000 мет­ров.

2. Взаимное расположение предприятий и жилых зон с учетом на­правления преобладающих ветров.

4) Установление предельно допустимых концентраций (ПДК).


^ 21. Важнейшие примеси,загрязняющие атмосф воздух вредное влияние на здоровье населения

1. Пыль

Пыль может вызывать атрофические заболевания, заболевания легких -силикозы (вызываются пьшью, содержащей двуокись кремния), гнойничковые заболевания кожи, заболевания глаз (конъюнктивиты и др.), снижение имму­нитета и др.

^ 2. Сажа

Сажа содержит большое количество канцерогенных веществ, болезнь трубочистов - рак кожи.

3.. Сернистый газ (диоксид серы, сернистый ангидрид)

302,

Образуется при сгорании любого вида топлива. Особенно много серни­стого газа образуется при сгорании каменного угля. Сернистый ангидрид ток­сичен. Во влажном воздухе сернистый ангидрид присоединяет воду с образо­ванием сернистой кислоты. Из сернистой кислоты образуется серная кисло­та. Серная кислота воздействует на слизистые оболочки (дыхательной систе­мы, ЖКТ), разрушает их, что способствует возникновению инфекционных заболеваний. Кроме того большое количество сернистого газа в воздухе мо­жет приводить к нарушению окислительно-восстановительных процессов, ферментативной активности, нарушению высшей нервной деятельности и др. Сернистый газ 1убительно действует на зеленые растения..

^ 4. Оксиды азота

Всегда выделяются при сгорании топлива (особенно автомобильного) и получении азотистой кислоты Т.е. наибольшее количество оксидов азота в воздухе отмечается в районах химических комбинатов и автомагистралей.

Из оксидов азота может образовываться азотная кислота, которая небла­гоприятно воздействуют на дыхательные пути, миокард. Изменения со сторо­ны миокарда бывают значительно выражены даже при небольших концен­трациях азотной кислоты и ее солей. Высокая концентрация оксидов азота в атмосфере часто бывает причиной кислотных дождей (с рН до 4 и ниже). Высокая кислотность дождей снижает урожайность. Выпадая у озер, ки­слотные дожди повышают кислотность озерной воды, вызывает уменьшение количества ценных сортов рыбы и др.

^ 5. Угарный газ (СО)

Образуется при сгорании любого топлива, при работе автомобильных двигателей. Угарный газ может быть причиной острого отравления.

Попадая в кровь, угарный газ образует комплекс с гемоглобином -карбоксигемоглобин. Сродство СО к гемоглобину в сотни раз выше чем у ки­слорода. Из-за связывания гемоглобина угарным газом возникает гипоксия в связи с нарушением транспорта кислорода кровью. При связывании полови­ны всего гемоглобина крови угарным газом (при 50 % карбоксигемоглобина от всего количества гемоглобина) происходит тяжелое отравление с возмож­ным летальным исходом.

Существует возможность хронического отравления угарным газом, свя­занного с постоянным вдыханием его в повышенных концентрациях и посто­янным присутствием в крови карбоксигемоглобина (у курильщиков, инспекторов ГАИ, регулировщиков). При этом могут возникать астеновегетативный синдром, бессонница, головные боли, ухудшение памяти, снижение быст­роты рефлекторных реакций и др.

^ 24. Погода и климат, влияние на организм. Метеотропные реакции.

Погода - это совокупность физических свойств приземного слоя атмо­сферы за относительно короткий промежуток времени. Выделяют погоду мо­мента, погоду часа, погоду суток и тд.

Действие погоды на организм человека можно разделить на

  1. Прямое

  2. Косвенное.

^ Прямое действие - это непосредственное воздействие температуры и влажности на организм, которые могут выражаться в тепловом ударе, гипер­термии, обморожении и тд. Прямое действие может проявляться обострением хронических заболеваний, туберкулеза, кишечных инфекций и др.

Большее внимание уделяется косвенному влиянию, которое обусловле­но апериодическим изменением погодных условий. Эти изменения вступают в резонанс с обычными присущими человеку физиологическими ритмами. Че­ловек в основном приспособился к смене дня и ночи, времен года. Что же касается апериодичных, резких изменений, то они оказывают неблагоприят­ное действие. Особенно это касается метеолабильных или метеочувствитель­ных людей и проявляется в так называемых метеотропных реакциях.

У большинства метеочувствительных людей они про­являются ухудшением общего самочувствия, нарушениями сна, чувством тре­воги, головными болями, снижением работоспособности, быстрой утомляемо­стью, резкими скачками АД, ощущениями боли в сердце и др.

Выделяют 3 степени тяжести метеотропных реакций:

  1. ^ Легкая степень - характеризуется жалобами общего характера - недомо­гание, усталость, снижение работоспособности, нарушения сна и тд.

  2. Средняя степень - гемодинамические сдвиги, появление симптоматики, характерной для основного хронического заболевания

  3. ^ Тяжелая степень - тяжелые нарушения мозгового кровообращения, гипер­тонические кризы, обострения ИБС, астматические приступы и тд.

Профилактика метеотропных реакций может быть повседневной, сезон­ной и срочной.

^ Повседневная профилактика подразумевает общие неснецифические ме­роприятия - закаливание, занятия физкультурой, пребывание на свежем воз­духе и тд.

Сезонная профилактика проводится весной и осенью, когда наблюдают- '• ся так называемые сезонные нарушения биологических ритмов и подразуме­вает применение лекарственных средств, витаминов.

^ Срочная профилактика проводится непосредственно перед изменением погоды (на основании данных специализированного медицинского прогноза погоды) и заключается в использовании лекарственных препаратов для пре­дотвращения обострения хронических заболеваний у данного больного.
^ 27. Физиолого-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления.

Физиологическое значение воды.

Человек примерно на две трети состоит из воды, которая в основном распределяется между клеточным содержимым, межклеточной жидкостью, кровью, лимфой, различными секретами желез и др.

Вода играет исключительно важную роль в организме человека:

  • Является средой, в которой протекают все физико-химические про­цессы.

  • Участвует в процессах окисления, гидролиза и др.

  • Необходима для растворения различных веществ в организме.

  • Выполняет транспортную, выделительную функцию.

  • Участвует в терморегуляции.

При обычной температуре и влажности воздуха суточный водный баланс здорового взрослого человека составляет примерно 2,2-2,8 л. Выделение воды осуществляется следующими путями:

  • с мочой - 1,5 л

  • с потом - 400-600 мл

  • с выдыхаемым воздухом - 350-400 мл

  • с калом - 100-150 мл

Эти потери воды компенсируются:

  • человек в сутки выпивает примерно 1,5 л воды

  • получает с пищей - 600-900 мл

  • в результате окислительных процессов в организме в сутки обра­зуется 300-400 мл воды.

Естественно, что суточный объем потребления и выделения воды может достаточно широко варьировать в зависимости от температуры окружающей среды, от интенсивности физической работы, привычек конкретного человека и тд.

Потребность в воде субъективно выражается в чувстве жажды, кото­рое возникает при недостаточном поступлении воды в организм.

Гигиеническое значение воды.

Кроме удовлетворения физиологической потребности вода нужна че­ловеку для санитарно-гигиенических, бытовых нужд. С этой точки зре­ния вода необходима для:

1) Личной гигиены человека (поддержания чистоты тела, одежды и тд).

  1. Приготовления пищи.

  2. Поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, осо­бенно в лечебных учреждениях.

  3. Централизованного отопления.

  4. Поливки улиц и зеленых насаждений.

  5. Организации массовых оздоровительных мероприятий (плавательных бассейнов)

Кроме того необходимо отметить, что вода в большом количестве потребляется в промышленности.

^ Нормы водопотребления.

Общее потребление воды человеком складывается из воды, идущей на удовлетворение физиологической потребности (питьевая вода) и воды на хо­зяйственные и санитарные нужды. При этом необходимо отметить, что при обычных условиях потребность в питьевой воде составляет незначительную часть от общего потребления воды.

Количество потребляемой населением воды зависит от типа водоснабже­ния (централизованный или децентрализованный) и благоустройства населен­ного пункта (наличие в квартирах ванн, централизованного горячего водо­снабжения и тд).

^ Степень благоустройства районов

Норма водопотребления

(л/сутки на 1 человека)

Деревня или другой населенный пункт без канализации

40-60

Застройка зданиями с водопроводом и канализацией

125-160

То же, с ваннами и местным водо­снабжением

160-230

То же, с централизованным горячим водоснабжением

230-350

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Гигиена с основами экологии человека. Военная гигиена»
Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconВопросы к экзамену по дисциплине «гигиена»
Гигиена как наука. Современная дифференциация гигиены. Связь с другими науками. Методы гигиены. Понятие "Здо­ровье". Первичная, вторичная,...

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconВопросы для зачета по социологии
Социология как наука: понятие, предпосылки возникновения, предмет и объект, структура социологического знания, методы и функции,...

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconОмская государственная медицинская академия
Гигиена как наука. Цель, задачи, объект, предмет, методы, дифференциация гигиены, основные понятия. Место гигиены в системе медицинских...

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconДемография как отрасль знаний о населении
...

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconВопросы по зоогигиене для студентов факультета ветеринарной медицины...
Предмет «Гигиена животных», основные задачи и связь с другими науками. Роль гигиены в решении задач Программы социально-экономического...

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconЛекция Тема Предмет и задачи биотехнологии, основные этапы развития науки
Биотехнология как наука, предмет, объекты и основные цели. Этапы развития биотехнологии. Связь биотехнологии с биологическими, химическими,...

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconПеречень экзаменационных вопросов итогового контроля по дисциплине...
Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности...

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconВопросы к зачету по дисциплине
Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран. Связь с другими науками

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими iconОбщая рецептура и общая фармакология
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов