Скачать 1.21 Mb.
|
1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами. Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека. Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье". Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария". Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии. ^ хорошо раскрывается в ее определении. Задачи гигиены. Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления:
Методы гигиены: Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:
4. Статистические (медико-статистические) методы. 2. Связь гигиены с другими дисциплинами. В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями гигиены тесно связана с эпидемиологией. В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др. В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физика, химия, биохимия и др. Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.
Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал необходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от болезней...". ^ говорил о необходимости включения гигиены в медицинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача". Великому хирургу ^ принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной". Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении. Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре судебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. В 1871 году ^ была создана первая в России самостоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для последующего развития отечественной гигиены. В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был ^ Эрисман представял общественное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, -гигиене питания. ^ Основные источники и загрязнители атмосферного воздуха населенных мест: -автомобильный транспорт; -производство электрич. и тепловой энергии на тепловых электростанциях; -черная металлургия; -цветная металлургия; -угольная промышленность; -добыча нефти и ее переработка; -химическая промыденность. Меры по охране атмосферного воздуха от загрязнений. 1) ^ Заключаются в совершенствовании технологий с целью уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу. К технологическим мероприятиям можно осуществлять по следующим на правлениям:
2) Санитарно-технические мероприятия - организация очистки про мышленных выбросов на очистных сооружениях. Очистка может осуществ ляться следующими методами: - . 1. Использование сухих механических, пылеулавливателей (пылеотстойная камера, циклон и др.)
3) Планировочные мероприятия. Заключаются в правильном взаимо расположении промышленных и жилых зон. 1. Удаление жилых и промышленных зон друг от друга с созданием санитарно-защитных зон (разрывов), которые лучше озеленять газоустойчивыми растениями. Ширина санитарно-защитной зоны зависит от предприятия и обычно составляет от 50 до 1000 метров. 2. Взаимное расположение предприятий и жилых зон с учетом направления преобладающих ветров. 4) Установление предельно допустимых концентраций (ПДК). ^ 1. Пыль Пыль может вызывать атрофические заболевания, заболевания легких -силикозы (вызываются пьшью, содержащей двуокись кремния), гнойничковые заболевания кожи, заболевания глаз (конъюнктивиты и др.), снижение иммунитета и др. ^ Сажа содержит большое количество канцерогенных веществ, болезнь трубочистов - рак кожи. 3.. Сернистый газ (диоксид серы, сернистый ангидрид) 302, Образуется при сгорании любого вида топлива. Особенно много сернистого газа образуется при сгорании каменного угля. Сернистый ангидрид токсичен. Во влажном воздухе сернистый ангидрид присоединяет воду с образованием сернистой кислоты. Из сернистой кислоты образуется серная кислота. Серная кислота воздействует на слизистые оболочки (дыхательной системы, ЖКТ), разрушает их, что способствует возникновению инфекционных заболеваний. Кроме того большое количество сернистого газа в воздухе может приводить к нарушению окислительно-восстановительных процессов, ферментативной активности, нарушению высшей нервной деятельности и др. Сернистый газ 1убительно действует на зеленые растения.. ^ Всегда выделяются при сгорании топлива (особенно автомобильного) и получении азотистой кислоты Т.е. наибольшее количество оксидов азота в воздухе отмечается в районах химических комбинатов и автомагистралей. Из оксидов азота может образовываться азотная кислота, которая неблагоприятно воздействуют на дыхательные пути, миокард. Изменения со стороны миокарда бывают значительно выражены даже при небольших концентрациях азотной кислоты и ее солей. Высокая концентрация оксидов азота в атмосфере часто бывает причиной кислотных дождей (с рН до 4 и ниже). Высокая кислотность дождей снижает урожайность. Выпадая у озер, кислотные дожди повышают кислотность озерной воды, вызывает уменьшение количества ценных сортов рыбы и др. ^ Образуется при сгорании любого топлива, при работе автомобильных двигателей. Угарный газ может быть причиной острого отравления. Попадая в кровь, угарный газ образует комплекс с гемоглобином -карбоксигемоглобин. Сродство СО к гемоглобину в сотни раз выше чем у кислорода. Из-за связывания гемоглобина угарным газом возникает гипоксия в связи с нарушением транспорта кислорода кровью. При связывании половины всего гемоглобина крови угарным газом (при 50 % карбоксигемоглобина от всего количества гемоглобина) происходит тяжелое отравление с возможным летальным исходом. Существует возможность хронического отравления угарным газом, связанного с постоянным вдыханием его в повышенных концентрациях и постоянным присутствием в крови карбоксигемоглобина (у курильщиков, инспекторов ГАИ, регулировщиков). При этом могут возникать астеновегетативный синдром, бессонница, головные боли, ухудшение памяти, снижение быстроты рефлекторных реакций и др. ^ Погода - это совокупность физических свойств приземного слоя атмосферы за относительно короткий промежуток времени. Выделяют погоду момента, погоду часа, погоду суток и тд. Действие погоды на организм человека можно разделить на
^ - это непосредственное воздействие температуры и влажности на организм, которые могут выражаться в тепловом ударе, гипертермии, обморожении и тд. Прямое действие может проявляться обострением хронических заболеваний, туберкулеза, кишечных инфекций и др. Большее внимание уделяется косвенному влиянию, которое обусловлено апериодическим изменением погодных условий. Эти изменения вступают в резонанс с обычными присущими человеку физиологическими ритмами. Человек в основном приспособился к смене дня и ночи, времен года. Что же касается апериодичных, резких изменений, то они оказывают неблагоприятное действие. Особенно это касается метеолабильных или метеочувствительных людей и проявляется в так называемых метеотропных реакциях. У большинства метеочувствительных людей они проявляются ухудшением общего самочувствия, нарушениями сна, чувством тревоги, головными болями, снижением работоспособности, быстрой утомляемостью, резкими скачками АД, ощущениями боли в сердце и др. Выделяют 3 степени тяжести метеотропных реакций:
Профилактика метеотропных реакций может быть повседневной, сезонной и срочной. ^ подразумевает общие неснецифические мероприятия - закаливание, занятия физкультурой, пребывание на свежем воздухе и тд. Сезонная профилактика проводится весной и осенью, когда наблюдают- '• ся так называемые сезонные нарушения биологических ритмов и подразумевает применение лекарственных средств, витаминов. ^ проводится непосредственно перед изменением погоды (на основании данных специализированного медицинского прогноза погоды) и заключается в использовании лекарственных препаратов для предотвращения обострения хронических заболеваний у данного больного. ^ Физиологическое значение воды. Человек примерно на две трети состоит из воды, которая в основном распределяется между клеточным содержимым, межклеточной жидкостью, кровью, лимфой, различными секретами желез и др. Вода играет исключительно важную роль в организме человека:
При обычной температуре и влажности воздуха суточный водный баланс здорового взрослого человека составляет примерно 2,2-2,8 л. Выделение воды осуществляется следующими путями:
Эти потери воды компенсируются:
Естественно, что суточный объем потребления и выделения воды может достаточно широко варьировать в зависимости от температуры окружающей среды, от интенсивности физической работы, привычек конкретного человека и тд. Потребность в воде субъективно выражается в чувстве жажды, которое возникает при недостаточном поступлении воды в организм. Гигиеническое значение воды. Кроме удовлетворения физиологической потребности вода нужна человеку для санитарно-гигиенических, бытовых нужд. С этой точки зрения вода необходима для: 1) Личной гигиены человека (поддержания чистоты тела, одежды и тд).
Кроме того необходимо отметить, что вода в большом количестве потребляется в промышленности. ^ Общее потребление воды человеком складывается из воды, идущей на удовлетворение физиологической потребности (питьевая вода) и воды на хозяйственные и санитарные нужды. При этом необходимо отметить, что при обычных условиях потребность в питьевой воде составляет незначительную часть от общего потребления воды. Количество потребляемой населением воды зависит от типа водоснабжения (централизованный или децентрализованный) и благоустройства населенного пункта (наличие в квартирах ванн, централизованного горячего водоснабжения и тд).
|
![]() | Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками | ![]() | Гигиена как наука. Современная дифференциация гигиены. Связь с другими науками. Методы гигиены. Понятие "Здоровье". Первичная, вторичная,... |
![]() | Социология как наука: понятие, предпосылки возникновения, предмет и объект, структура социологического знания, методы и функции,... | ![]() | Гигиена как наука. Цель, задачи, объект, предмет, методы, дифференциация гигиены, основные понятия. Место гигиены в системе медицинских... |
![]() | ... | ![]() | Предмет «Гигиена животных», основные задачи и связь с другими науками. Роль гигиены в решении задач Программы социально-экономического... |
![]() | Биотехнология как наука, предмет, объекты и основные цели. Этапы развития биотехнологии. Связь биотехнологии с биологическими, химическими,... | ![]() | Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности... |
![]() | Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран. Связь с другими науками | ![]() | ... |