Вступление




НазваниеВступление
страница1/13
Дата публикации08.12.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Семинар «Йога в жизни современного человека»

  • Как быть здоровым, успешно реализоваться, ощутить полноту и понять смысл своей жизни?

  • Как восстанавливать свои энергетические запасы?

  • Как приводить в баланс свою психику?

  • Как, овладевая искусством йоги, влиять на качество своей жизни?

Уровень сложности семинара – начальный (вводный) – доступный нормальному современному человеку, на этом уровне даются азы (база) и строится крепкий фундамент эффективной практики, в первую очередь самостоятельной, и успешного освоения йогической науки. Семинар является стартовым событием для семинаров более высоких уровней, специализированных и инструкторских.

Темы семинара:

  • Сущность и принципы йоги. Ступени йоги.

  • Основы практики асан и пранаям: техника безопасности, ограничения и противопоказания, выстраивание индивидуальной программы.

  • Бандхи: Техники энергетического очищения тела

  • Настройка и мотивация на практику. Кризисные точки мотивации

  • Питание, распорядок дня и биоритмы


Оглавление


Вступление 3

Сущность и принципы йоги 6

Ступени йоги 9

Яма 9

Нияма 11

Асана 14

Принципы практики асан 14

Объединить дыхание и движение 15

Полнота дыхания 15

Планирование практики йоги 16

Компенсирующие позы 16

Эффект различных групп асан 17

Пранаяма 20

Техника полного дыхания йоги без задержек. 20

Техники пранаямы 22

Постепенность в практике пранаямы 23

Пратьяхара 24

Дхарана 25

Дхьяна 26

Самадхи 26

Свойства ума. Ниродха 26

Дукха и гуны (качества сознания) 28

Бандхи 29

Шаткармы 31

Противопоказания к занятиям 33

Настройка и мотивация на практику 34

Кризисные точки мотивации 36

Кризисные точки начала. 36

Кризисные точки в практике. 37

Важность верной мотивации. 37

Питание, распорядок дня и биоритмы 38

Список используемой литературы 42


Вступление


У человека нет точного определения трех вещей: что такое жизнь, что такое смерть, что такое здоровье. Попробуем найти ряд формулировок.

Здоровье это отсутствие нездоровья, которое может быть лишь временным. Абсолютное здоровье несовместимо с жизнью, поскольку оно означало бы полную стабильность процессов жизнеобеспечения во времени, что противоречит одному из законов термодинамики.

«Здоровье является результатом динамического равновесия между физическим, психологическим и социальным аспектами существования организма» (Ф. Kanpa).

Здоровье это переживание благополучия, которое возникает, когда наш организм функционирует определенным образом. Проблема в том, чтобы объективно описать это состояние. И я приведу еще одну классическую формулировку: здоровье это постоянство внутренней среды организма, которое в физиологии называется гомеостазом.

Еще Авиценна говорил: «Движение заменит все лекарства мира, но ни одно лекарство мира не заменит движения».

Эволюционно человек устроен так, что его вегетатика состоит из двух подсистем: активизирующей и тормозящей. Активизирующая, симпатическая, отвечает за выживание человека, гормонально обеспечивая его «топливом» для нападения, бегства, защиты активных действий. Парасимпатическая обеспечивает способность расслабления, отдыха, торможения.

Вся западная культура и цивилизация основаны на усилии. Но благодаря достижениям технологии за последнюю сотню лет усилия физические были переброшены, вытеснены в нервнопсихическое пространство человеческого бытия. Если раньше гормональное обеспечение полностью «вырабатывалось», пережигалось человеческим организмом в физическом действии, то достижения цивилизации свели эти действия почти к нулю. С одной стороны, нагрузка на нервную систему и психику увеличилась во много раз изза роста информационного потока, скученности и отрыва от природы, с другой тело вовсе престало участвовать в «переработке» этой нагрузки. К этому добавились успехи медицины и фармакопеи по уничтожению инфекций. В результате повсеместное и чудовищное развитие приобретают расстройства психосоматики, нервнопсихические заболевания. Ни по телу, ни по психике массы людей не адаптированы к действительным условиям существования. Отсюда безудержный рост наркомании, алкоголизма, психических расстройств и отклоняющегося поведения, а также пограничных состояний.

Что предлагается обществу для решения этих проблем?

Конечно же, спорт и оздоровительные занятия им. Как традиционные, так и самодеятельные. Есть особое направление тренажеры, которые имитируют бег, лазание по скалам, по деревьям, плавание, поединки все, что было свойственно доиндустриальному человеку в виде движений тела и физической нагрузки. Для успокоения и уравновешивания нервной системы и психики создано несчетное число методов, систем и школ. Но если традиционный спорт и тренажеры пытаются решить проблемы тела, то методы психотерапии пробуют «разобраться» с психикой. Появились и комбинированные методы, например Грофа, именуемые холистическим подходом.

Человечество изобретает велосипед. Индийская йога является универсальным методом адаптации как к окружающему, так и ко внутреннему миру человека. Метод йоги двояк, он подразумевает укрепление и сохранение здоровья тела, гармонизацию или интеграцию сознательной и бессознательной частей психики, причем безотносительно к условиям внешнего мира, социума.

Вернемся к здоровью. Мы установили, что специальные знания врачей пригодны только в узкой области, когда нужно установить причину и устранить заболевание. В остальном люди живут как живут. Здоровье человеку дано от рождения, запас его конечен, но человек ведет себя так, словно он вечный.

Йога дает человеку Запада то, о чем он отродясь не имел представления, но в чем крайне нуждается: способность расслабления тела и сознания.

Есть у йоги и своеобразный недостаток: овладение ею требует определенного уровня интеллектуального развития. И точных, подлинных знаний, получить которые совсем не просто, потому что любое книжное представление о йоге так же далеко от ее постижения, как фотография от реального человека.

Организм имеет рабочий диапазон гибкости мобильность формы самого тела и его частей относительно туловища, и запасной, резервный, который мы используем не так часто и в пределах которого не можем подолгу находиться. Практикуя асаны йоги, мы выходим на двигательную границу, раз за разом, выдерживая какоето время на пределе возможностей опорнодвигательного аппарата. Причем без всякого насилия над телом и психикой. Действуя грамотно, мы создаем условия для постоянного прироста гибкости, изменения ее уровня. По этому параметру наша система тело постоянно выходит на границы гомеостаза, постепенно утрачивая прежние границы адаптации и получая новые.

на определенном этапе практики йоги развитие гибкости необходимо. Когда гибкость заметно возрастает, происходит особенно в сложных асанах изменение расстояния между внутренними органами, меняется форма самих органов. То есть мы практикой одних только асан доводим «до грани фола» целый ряд значимых факторов. Организм, активизируя защиту, начинает искать болезнетворных агентов. Но их нет. Временная разбалансировка организма во время практики йоги не есть болезнь. Мы пришли к поразительному результату: оказывается, одна лишь практика асан активизирует защитные силы организма, а значит, и его иммунной системы. Причем, повторяю, все происходит без перенапряжения и изнашивания (что имеет место в спорте), на фоне полного расслабления.

Хорошо, развивая гибкость, мы активизируем путем релаксации парасимпатику. Но преобладание такой практики способно полностью «вогнать» человека в гипотонус. Если он много работает физически, то как раз нет. А вот если человек недостаточно нагружается, то для этого в Хатхайоге есть группа силовых, статических асан, которые обеспечивают любую нагрузку на любой участок тела. Для каждого человека в соответствии с его особенностями должен быть установлен в итоге индивидуальный комплекс асан йоги, который бы обеспечивал наилучший (для данной личности) уровень равновесности вегетатики, баланс энергий Иды и Пингалы.

Кроме того, во время практики асан в результате глубокого расслабления тела и сознания мы понижаем активность неокортекса, что дает возможность действовать без помех подкорковым интеграционным структурам. Это позволяет преодолеть нарушения тонического ритма тела. Поскольку тело является результатом длительной животной эволюции, то, возможно, асаны йоги действуют как архетипические формы ранних стадий онтогенеза и филогенеза. Возвращаясь к первобытной архаике тела в асанах, мы таким образом можем до какой-то степени «разгружать» через него инстинкты, реализацию которых тормозит культура.

Осталось обсудить нервнопсихические и психологические следствия регулярной практики Хатха-йоги.

Практикуя только асаны и пранаямы, человек каждый день на час-другой «выпадает» из обыденного потока повседневности, и, возвращаясь затем в привычное состояние сознания из краткого момента перехода, из зазора между состояниями, можно постепенно различить полные контуры текущей ситуации. Без необходимости отнесения волной времени на расстояние различения и понимания, как это обычно бывает. А это немало, когда получаешь возможность текущей коррекции своей линии жизни. Регулярно выходя из обычной системы координат, начинаешь видеть как бы сбоку такие детали и тенденции развития происходящего, которые обычно просто неразличимы. Скрыты, если ты в происходящем участвуешь. Надо расцепить, чтобы увидеть, и помочь сделать это может только практика йоги. Об эффектах медитации здесь еще речи нет.

Следующий момент вывод напряжений, которые спрессованы в слое «вытесненного», в «аду» нашего личного бессознательного. Все содержание этой бессознательной области психических напряжений тем или иным образом манифестировано в теле в виде многослойных следов, паттернов, отпечатков, которые всегда являются физическим компонентом эмоциональных переживаний. Методы Юнга, Райха, Фрейда, Грофа и других имеют своей целью вывести наружу, проявить, сжечь эти напряжения. То ли в виде образов, эмоционально окрашенных, то ли через тело, в виде судорог, непроизвольных движений, экстатических танцев, инстинктивного поведения с полным выключением разума. В практике асан при многократном их повторении согласно технике, с глубочайшей релаксацией и опустошением сознания, «вытесненное» начинает сбрасываться через тело, постепенно, незаметно, в гомеопатических дозах. Асаны создают свои рисунки напряжений в теле. Последовательности смены форм разделены нулевыми точками это полный сброс одного рисунка напряжений в данной форме позы перед другой формой и другим рисунком. Через эти разрывы, как сквозь клапан, «стравливается» физическая часть негативных вытесненных содержаний, а чисто эмоциональный, остаточный их компонент, видимо, отрабатывается через сны.

Кроме всего перечисленного, следствием качественной практики Хатхайоги может быть сохранение адаптации в длительных критических ситуациях.

Йога дает ясность восприятия мира и чувство рафинированного счастья, ни от чего не зависящего, это те самые переживания «мышечной радости», которые так редки в жизни человека после сорока лет.

С. Агапкин (медик, психолог, основатель специализированной студии йогатерапии): «Основная проблема бедности переживаний не в том, что нас окружает мало прекрасных, удивительных вещей. Основная проблема в том, что мозг у человека настолько слаб, что он не в состоянии это пережить. Его после каждого такого замечательного переживания «вырубает» и он впадает в состояние торможения. Йога – это процесс тренировки мозга, приведения его к состоянию, когда он действительно сможет переживать жизнь. Получается, что цель практики – не жить так, как жил до этого. То есть, внешне может ничего не измениться, человек может продолжать заниматься теми же делами, общаться с теми же людьми. Но восприятие жизни, качество жизни изменится на несколько порядков. Человек будет воспринимать происходящие с ним на несколько порядков плотнее, то есть насыщенность жизни – визуальная, аудиальная, эмоциональная – будет во много раз выше.  То есть цель – развить себя до того, чтобы тело и мозг начали воспринимать каждое мгновение в несколько раз интенсивнее. Все это, в принципе, в природе человека заложено, но просто пока еще не реализовано».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вступление iconI вступление

Вступление iconФорум Молодежи «Диалог цивилизаций YouthGlobalMind»
Вступление

Вступление iconЛ 96 содержание
Вступление глава «Особые дети» (теоретическая справка)

Вступление iconШаталова Галина Сергеевна здоровье человека: Философия, физиология,...

Вступление iconСодержание вступление часть первая
Создание меча. Историко-культурный контекст. Типы мечей

Вступление iconЛёушкин Дмитрий Турбо-Суслик Как прекратить трахать себе мозг и начать жить
Вступление

Вступление iconМоя признательность вступление
Нф-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах

Вступление iconВступление к английскому изданию
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер с англ. М.: Русслит, 1991. 96 с. (c)

Вступление iconРуководство по духовному просветлению Вступление
Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которую вы будете жить завтра

Вступление iconАди парва вступление
Поклонившись Нараяне и Наре,1 величайшему из мужей, а также богине Сарасвати,2 должно затем возгласить: победа!

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов