Череповецкий государственный университет




Скачать 320.16 Kb.
НазваниеЧереповецкий государственный университет
страница1/3
Дата публикации10.01.2014
Размер320.16 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Биология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Физико-математический факультет

_______________________________
Кафедра биологии и общей экологии

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ПО КУРСУ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебно-методическое пособие



Череповец 2005

Рассмотрено на заседании кафедры биологии и общей экологии, протокол № 6 от 22.02.05 г.
Одобрено редакционной комиссией Физико-математического факультета ЧГУ, протокол № от г.


С о с т а в и т е л ь: И.А. Непорожняя, Н.А. Пакляшова.

Р е ц е н з е н т ы: Д.В. Афанасьев, канд. соц. наук (Корпоративный университет Северсталь); Н.Б. Афанасьева, канд. биол. наук, доцент (ЧГУ)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р: Н.П. Коломийцев, канд. биол. наук, доцент


 Череповецкий государственный университет,

2005

Введение

Изучение дисциплины Концепции современного естествознания позволяет студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям, ознакомиться с дополнительным для них неотъемлемым компонентом культуры – естествознанием.

Данный курс призван познакомить студентов с формированием концептуальной базы естественных наук в процессе их исторического развития, показать основные принципы и закономерности развития естествознания, сформировать у молодого специалиста целостное естественнонаучное представление об окружающем мире.

Предлагаемое учебно–методическое пособие подготовлено на основе курса Концепции современного естествознания, реализуемого на кафедре биологии и общей экологии ЧГУ для гуманитарных и экономических специальностей по авторским программам и предназначено для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Концепции современного естествознания.

Пособие включает в себя рассмотрение следующих тем: «Методы естественнонаучного познания», «Основные физические концепции», «Химические концепции», «Социальные аспекты экологии человека», «Человек во Вселенной», «Концепция бесконечности», «Концепции эволюции живой природы», «Уровни организации живой материи». Таким образом, учебное пособие ориентировано на формирование у будущего специалиста с высшим образованием целостного взгляда на природу, что подводит студента к концепциям ноосферы, синергетического и планетарного мышления.
Практические работы (семинары) по Концепциям современного естествознания предполагают решение следующих задач:

  1. формирование у студентов естественно – научного мировоззрения;

  2. углубление и расширение знаний студентов, полученных в процессе изучения теоретического курса;

  3. формирование умения использовать литературные источники при подготовке к занятиям;

  4. формирование умения излагать чётко и достаточно подробно сущность явлений, законов, процессов;

  5. формирование умения творчески применять полученные знания к решению практических задач;

  6. активизация познавательной деятельности студентов.

Кроме рассмотрения теоретического материала предлагаются практические работы, которые способствуют развитию практических навыков самостоятельной исследовательской работы студентов.

Практические работы (семинары) соответствуют программе курса.

Методические рекомендации студентам

Для успешного освоения курса необходимо готовиться к каждому занятию путем изучения соответствующих разделов учебной литературы. При подготовке к семинарам необходимо заранее спланировать свою работу и сделать краткий конспект каждого вопроса с указанием источника, на каждом занятии пополнять записи недостающими фактами. Научный материал при этом должен быть достоверным и интересным. Доклад требует хорошей подготовки, ориентированной на специфику восприятия устного сообщения.

В целях повышения эффективности усвоения курса «Концепции современного естествознания» необходимо сочетать полученные научные знания в практических работах, активно участвовать в обсуждении поставленных задач.
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по курсу «Концепции современного естествознания»

Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенден­ции развития.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; по­рядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодей­ствие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпо­зиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статисти­ческие закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии.

Химические процессы, реакционная способность вещества.

Внутреннее строение и история геологического развития земли; со­временные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурс­ная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая обо­лочка Земли.

Особенности биологического уровня и организации материи; прин­ципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многооб­разие живых организмов — основа организации и устойчивости биосфе­ры; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность.

Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, не­обратимость времени, самоорганизации в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.


^ Тема: Методы естественнонаучного познания

Цель: ознакомиться с основными методами научного познания, сформировать понятия научный эксперимент, научный критерий, показать эффективность использования математики в естествознании, научиться обрабатывать данные эксперимента.
Семинар № 1
Вопросы для обсуждения:

  1. Какие существуют уровни научного познания?

  2. Как соотносят эмпирический и теоретический уровни познания?

  3. Что такое научный метод, научный факт?

  4. Чем отличаются научные революции от научно-технических?

  5. Чем отличаются наблюдение, эксперимент, моделирование?

  6. Из каких этапов состоит эксперимент? Какие операции включает в себя обработка экспериментальных результатов?


РАБОТА 1. Проведение эксперимента «Исследование роста растений».

Цель: исследовать динамику роста проростков растения.

^ Оборудование: семена пшеницы или ячменя, горшочек с землей, линейка.

Зерновки пшеницы или ячменя замачивают на 1 – 2 дня до начала проклевывания. Проклюнувшиеся семена в количестве 3 – 5 штук посадить в горшочек с почвой на глубину 0,3 – 0,5 см. После появления всходов ежедневно измерять их высоту с помощью линейки. Измерение проводится в течении 5 дней. Данные измерений заносятся в таблицу, строится график кривой роста всех проростков, делается вывод.



№ проростка

Величина проростков по дням, см

1

2

3

4

5

1
















2
















3
















4


















Семинар № 2

Вопросы для обсуждения:

  1. Что изучает математика? Изобразите схему структуры современной математики. Каков научный критерий математики?

  2. Почему нельзя полностью математизировать все отрасли естествознания?


РАБОТА 1. ^ Исследование функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы

Студенты работают в парах. Многократно подсчитывается пульс (если есть возможность, то измеряется и артериальное давление) до получения стабильного результата в положении стоя и в положении сидя. Затем проводят те же измерения сра­зу после изменения положения тела и по истечении 1,3,5 и 10 минут. Таким образом оценивается быстрота восстановления частоты пульса и величины артериального давления.
^

Обработка результатов и выводы


По результатам исследования постройте графики зависимости об изменении частоты пульса (и давлении) во времени. Сделайте вывод о функциональном состоянии системы кровообращения. Обычно частота пульса достигает первоначального значения (замеренного в положения стоя и до проведения пробы) через 2 минуты. Хорошей переносимостью пробы считается учаще­ние пульса не более чем на 11 ударов, удовлетворительной — на 12-18 ударов, неудовлетворительной — на 19 ударов и более.
РАБОТА 2. ^ Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Марина

Студенты работают в парах. Подсчитывается частота пульса в состоянии покоя. Затем обследуемый выполняет 20 низких (глубоких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в течение 30 с. Непосредственно после нагрузки и вплоть до пол­ного восстановления измеряют частоту пульса.
^
Обработка результатов и выводы

По результатам исследования постройте график зависимости восстановления частоты пульса во времени. Определите, насколько участился пульс по сравнению с исходным (в процен­тах). Сделайте вывод с учетом того, что у здоровых людей состо­яние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более, чем на 50-75% и как неудовлет­ворительное — при учащении пульса более, чем на 75%. Восстановление пульса длится от 1 до 3 мин.

РАБОТА 3. ^ Определение функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге

Студенты работают в парах. Подсчитывается частота пульса в минуту в состоянии покоя. Затем в положении сидя после глу­бокого вдоха и выдоха делают вдох глубиной 80% от максималь­ного. Затем, задержав дыхание на возможно долгий срок, закрывают рот, зажимают нос пальцами. В конце вдоха включают секундомер и измеряют время задержки дыхания. Сразу же после окончания задержки дыхания определяют частоту пуль­са (за 1, 2, 3, 5 мин).

Информативность этого теста можно увеличить, если сразу после задержки дыхания измерить частоту дыхания.
^
Обработка результатов и выводы

По результатам исследования постройте график восстановления частоты пульса во времени. Сделайте вывод о функциональном состоянии системы дыха­ния с учетом среднестатистических данных, согласно которым здоровые нетренированные люди способны задерживать дыха­ние на 30-55 с, тренированные — на 60-90 с. При утомлении, перетренированности время задержки дыхания снижается. У хорошо тренированных людей дыхание не должно учащаться, так как возникшая кислородная задолженность у них погаша­ется за счет углубления, а не учащения дыхания.

Литература:

Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 112 с.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 256 с.

Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание: Учебное пособие. – М.: ИВЦ Маркетинг; Новосибирск: ЮКЭА, 2000. – 160 с.

Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 368 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.

Концепции современного естествознания/ Под ред. профессора С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания – СПб.: Союз, 2002. – 320 с.

Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

Тема: Основные физические концепции

Цель: сформировать представление о физической материи.
Семинар № 3
Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое принцип относительности?

  2. Что такое принцип дальнодействия?

  3. Что такое принцип близкодействия?

  4. Что такое принцип дополнительности?

  5. Что такое принцип неопределенности?

  6. Что такое принцип симметрии?

  7. Что такое принцип суперпозиции?

  8. Какие классы элементарных частиц известны? Что лежит в основе классификации?


Задача 1.

Перечислите виды симметрии, которыми обладают следующие объекты:

а) Молекула Н2, равносторонний треугольник, рак.

б) Молекула Н2О, квадрат, яблоко.

в) Молекула NaCI, прямоугольник, человек.
Семинар № 4
Вопросы для обсуждения:

  1. В чем заключается универсальность физических законов?

  2. Вечный двигатель мечта или реальность?

  3. В чем суть «тепловой смерти Вселенной»? Критика этой идей.

  4. Приведите примеры самоорганизации, синергетического поведения систем, известные из истории науки, истории человеческого общества.

Задача 1.

Какое свойство инфракрасных лучей используют при сушке древесины, сена, овощей?

Задача 2.

Допустим, что в атмосферу попали в равных количествах атомы радиоактивных веществ с разными периодами полураспада. Какое из них таит в себе большую биологическую опасность?

Задача 3.

Почему снег, покрытый сажей или грязью, тает быстрее, чем чистый?

Задача 4.

В каком доме теплее зимой, в деревянном или кирпичном, если толщина стен одинакова?
Литература:

Андреева Г.А., Баширова И.А., Праг В.А. Задачи с региональным и экологическим содержанием. – Вологда, 2004. – 28 с.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 256 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.

Концепции современного естествознания/ Под ред. профессора С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

Физика. Энциклопедия/ Под ред. Ю.В. Прохорова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 944 с.

Харгиттаи И., Харгиттаи М. Симметрия глазами химика. – М.: Мир, 1989. – 496 с.

Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. – М.: Мир, 1987. – 224 с.


Тема: Концепция бесконечности

Цель: расширить мировоззренческие горизонты, познакомить с эволюцией Вселенной и зарождением жизни. Рассмотреть строение Земли, получить представление о единстве и многообразии органического мира.

Семинар № 5
Вопросы для обсуждения:

  1. Разделы современной астрономии.

  2. Каковы основные этапы эволюции звезд и Галактик?

  3. Как измерить расстояние до звезды?

  4. Чем замечательно положение Солнца в Галактике? Опишите современные представления о структуре Солнца. Что такое «солнечное пятно»?

  5. Галактика Млечный Путь. Планеты Солнечной системы.

Задача 1.

Предположим, что в Млечном Пути имеется 100 миллиардов звезд, подобных Солнцу. Рассчитайте абсолютную звездную величину Галактики.

Задача 2.

Расстояние до скопления Галактик в созвездии Девы равно 8 миллионам парсек. Сколько лет назад это скопление было таким, каким мы его видим сегодня?

Семинар № 6
Вопросы для обсуждения:

  1. Теории происхождения живого.

  2. Как люди, исповедующие ту или иную религию, относятся к теориям происхождения жизни?

  3. Какова специфика географической оболочки Земли?

  4. Строение Земли.

  5. Единство и многообразие органического мира.


Литература:

Бабушкин А.Н. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2000. – 208 с.

Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Танаис ДИ-ДИК,1994.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 256 с.

Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 368 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.

Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н.Лавриненко и и Ратникова В.П. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

Концепции современного естествознания/ Под ред. профессора С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

Ларсен Р., Бромм В. Первые звезды Вселенной// В мире науки. – 2002. – С.28-35.

Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания – СПб.: Союз, 2002.

Нарликар Дж. От черных облаков к черным дырам. – М.: Энергоатомиздат, 1989. – 141 с.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебник для
вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 287 с.

Солопов У.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 232 с.

Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1998. – 336 с.

^ Тема: Химические концепции

Цель: ознакомление с критерием научности химического знания, с химическим синтезом, с представлением о месте химии в человеческой цивилизации.
Семинар № 7
Вопросы для обсуждения:

  1. Классическая и неклассическая химия.

  2. Структура современной химии.

  3. Каково практическое применение основных законов химии?

  4. Физические и химические изменения веществ, реакционная способность веществ.

  5. Химический синтез.


РАБОТА 1.

Цель: провести химические реакции в различных средах, сравнить продукты реакции.

^ Оборудование: штатив,3 пробирки, 4 пипетки,4 склянки с реактивами, поднос.

Реактивы: прерманганат калия KМnO4, сульфат калия K2SO3, серная кислота H2SO4, гидроксид калия KOH, дистиллированная вода H2O.

Одним из важных способов получения определенных продуктов реакций является контролирование среды.

Провести химические реакции между KМnO4 и K2SO3 в разных средах, написать уравнения реакций, сделать вывод о скорости протекания химических реакций и о продуктах.

  1. кислая среда

KМnO4 + K2SO3 + H2SO4 =


  1. щелочная среда

KМnO4 + K2SO3 + KOH =


  1. нейтральная среда

KМnO4 + K2SO3 + H2O =

Семинар № 8
Вопросы для обсуждения:

  1. Продуты питания как химические соединения.

  2. Химия в борьбе с болезнями.

  3. Душистые вещества, косметика и моющие средства.

  4. Химия в криминалистике.

  5. Роль химии в современной цивилизации.


Литература:

Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1987. – 392 с.

Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 368 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.

Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н.Лавриненко и и Ратникова В.П. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

Концепции современного естествознания/ Под ред. профессора С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. – М.: Знание, 1988. – 176 с.

Лейстнер Л., Буйташ П. Химия в криминалистике. – М.: Мир, 1990. – 302 с.

Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1991. – 288 с.

Химия. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. И.Л. Кнунянц. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 792 с.
^ Тема: Концепции эволюции живой природы

Уровни организации живой материи

Цель: показать основные определения понятия жизнь, раскрыть сложность и многообразие в организации живой материи, рассмотреть историю становления эволюционной биологии, основные этапы её развития, получить представление о развитии органического мира.
Семинар № 9

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое жизнь? Каковы основные свойства жизни?

  2. Какие основные уровни организации живой материи вы знаете, покажите особенности каждого из них?

  3. Какова генетическая роль нуклеиновых кислот?

  4. Когда и как расшифровали генетический код?

  5. Как устроена и как функционирует клетка?

  6. Чем различаются понятия «биоценоз» и «биогеоценоз»?

  7. Что такое «живое вещество» по Вернадскому?

  8. Что такое ноосфера и каков вклад В.И.Вернадского в разработку этой концепции?


Работа 1.

Дайте понятие экосистемы. Перечислите важнейшие компоненты экосистемы и раскройте роль каждого из них. Являются ли экосистемы открытыми системами? Обоснуйте ответ. Опишите одну из экосистем.

  1. хвойный лес,

  2. широколиственный лес,

  3. поле,

  4. луг,

  5. озеро,

  6. болото.



Работа 2.

Представьте глобальные экологические проблемы современного мира.


Название экологической проблемы

Причины её возникновения

Последствия

Меры борьбы

















































Семинар № 10


Вопросы для обсуждения:

  1. Перечислите основные условия и факторы зарождения жизни.

  2. Какие основные принципы биологической эволюции вы знаете?

  3. Что такое микро - и макроэволюция? Как они соотносятся?

  4. Основные положения синтетической теории эволюции.

  5. В чём сходство и различия теории Ч.Дарвина и синтетической теории эволюции?


Задание.

Заполните таблицу:

Название эры

Возраст

Особенности растительного мира

Особенности животного мира.


























Литература:

Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 256 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.

Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н.Лавриненко и В.П. Ратникова - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания – СПб.: Союз, 2002.

Солопов У.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 232 с

Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.

^ Тема: Человек во Вселенной

Цель: показать место человека в научной классификации живых существ, роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза, рассмотреть структуру субъективного мира человека.
Семинар № 11
Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы отличия человека от животных и как они повлияли на становление и развитие науки?

  2. Каковы дальнейшие перспективы эволюции человека?

  3. Что такое физиология? Каким образом осуществляется управление физиологическими процессами?

  4. Что такое здоровье? Какие факторы способствуют сохранению работоспособности человека на высоком уровне?

  5. Что изучает социобиология, что такое биоэтика?


Семинар № 12


  1. Понятие психики.

  2. Эмоции, чувства, интеллект.

  3. Феномен гения.

  4. Генетика человека. Проблема старения.

  5. Соотношение биологического и социального в человеке.


Литература:

Блум Ф., Лейзерсон А., Ховстедтер Л. Мозг, разум, поведение. - М.:Мир, 1988. – 248 с.

Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.

Введение в биоэтику. М.: Прогресс - Традиция, 1998.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Танаис ДИ-ДИК,1994.

Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 368 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 640 с.

Концепции современного естествознания/ Под ред. профессора С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

Солопов У.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 232 с.
^ Тема: Социальные аспекты экологии человека

Цель: выявить основные стрессогенные факторы среды, определить, часто ли организм подвергается стрессовым ситуациям, дать анализ демографической ситуации планеты.
Семинар № 13
Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое стресс? Каковы причины стресса?

  2. Как организм реагирует на стресс?

  3. Что входит в понятие демография?


РАБОТА 1. Анализ социально-демографических проблем экологии человека
Сделайте анализ демографической ситуации в современном мире. Рассмотрите таблицу и составьте свой прогноз послед­ствий такого роста населения планеты.



Год

Численность населения

1830

через 100 лет — 1930

через 30 лет — 1960

через 15 лет—1975

через 15 лет—1990

через 12 лет — 2002

через 12 лет — 2014

Около 1 млрд. человек

более 2 млрд. человек

3 млрд. человек

4 млрд. человек

более 5 млрд. человек

более 6 млрд. человек

около 8 млрд. человек



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Череповецкий государственный университет iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Череповецкий государственный университет является одним из ведущих центров развития науки, культуры и образования Северо-Запада

Череповецкий государственный университет iconМетодические рекомендации к написанию курсовых работ по дисциплине «педагогика»
Федеральное агентство по образованию гоу впо череповецкий государственный университет

Череповецкий государственный университет iconТематический план дисциплины «Психолого-педагогические технологии...
Рецензенты: Л. А. Пепик, кандидат педагогических наук, доцент (Череповецкий государственный университет)

Череповецкий государственный университет iconРоссийской федерации фгобу впо «кубанский государственный университет»...
У впо «Кубанский государственный университет» в г. Армавире при поддержке Армавирской городской думы и Армавирской межрайонной торгово-промышленной...

Череповецкий государственный университет iconО мский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Факультет международного бизнеса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 4 корпус, ул. Нефтезаводская, 11, ауд. 308

Череповецкий государственный университет iconИванов А. В. 1
...

Череповецкий государственный университет iconРеспублики Казахстан Карагандинский государственный технический университет...
Карагандинский государственный технический университет проводит региональную научно-практическую конференцию

Череповецкий государственный университет iconРоссийская Академия Наук Российский фонд фундаментальных исследований...
«мати» – Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского

Череповецкий государственный университет iconРоссийский Государственный гуманитарный университет
В 2012 году Российский Государственный гуманитарный университет (Москва) объявляет набор в магистратуру (по очной форме, на бюджетной...

Череповецкий государственный университет iconДиагностическая значимость дыхательных тестов в диагностике инфекции
Московский Государственный медико-стоматологический университет, 2Первый Московский государственный университет им. И. М. Сеченова,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов