Скачать 91.27 Kb.
|
Проверочные тесты по экологии Тест №1. Предмет. Основные понятия и направления в экологии 1..Экология – это наука, занимающаяся: а) взаимоотношением живых организмов между собой; б) взаимоотношением живых организмов между собой и со средой их обитания; в) изучением функционирования экосистем. . 2. Основные отрасли экологии: А - биоэкология, Б - геоэкология, В - социальная экология, Г - экология человека отличаются друг от друга: а) предметом исследования; б) объектом исследования; в) методикой исследования. 3. Понятия «экосистема» и «биогеоценоз». а) не тождественные понятия; б) тождественные понятия; в) это понятия из разных отраслей экологии. 4. Вставьте недостающие понятия: экология раскрывает структуру и закономерности эволюции биосферы в целом, изучая взаимосвязи по цепочке:……- популяция-……. – биоценоз - биогеоценоз-….. 5. Экологическая ниша – это то же, что и среда обитания: а) да; б) нет; в) это понятия из разных отраслей экологии 6. Стабильность и устойчивость экосистем: а) не тождественные понятия; б) тождественные понятия; в) это понятия из разных отраслей экологии. 7. Экологическое равновесие- это: а.) сохранение системы в качественно определенном состоянии в течение определенного времен и с сохранением соотношения экологических компонентов: энергии, воды, воздуха, растений, животных, почв; б.) сохранение количества видов в экосистеме; в.) сохранение определенной численности видов; г.) неизменность абиотических условий; 8. Экология, опираясь на концепцию уровней организации, образующих иерархически организованную структуру жизни изучает системы: а) выше уровня биосферы; б) выше уровня сообщества; в) выше уровня организма. 9. Назовите основные признаки, соответствующие А - конкурентным, Б - нейтральным, В – когда один вид существует за счёт другого: а - отношения между разными популяциями, которые совместно обитают в пределах одного биоценоза, на одной территории неблагоприятно влияют друг на друга; б – паразитизм; в – сожительство партнёров без вреда друг другу. 10. Энергетические процессы в экосистемах могут приводить: а) к увеличению уровня энтропии; б) снижению уровня энтропии; в) или к увеличению, или к снижению уровня энтропии. Тест №2. Основные законы экологии. 1.Взаимозаменяемость экологических факторов позволяет: а) компенсировать недостаток одного фактора усилением другого; б) вступать отдельным видам в экосистеме в кооперативные отношения; в) способность экосистем сохранять свою структуру и функциональные свойства при воздействии внешних факторов. 2. Толерантность – это способность организмов: а.) выдерживать изменения условий среды; б.) приспосабливаться к новым условиям; в.) образовывать локальные формы; г.) приспосабливаться к строго определенным условиям среды; д) выносливость вида к воздействию на него тех или иных факторов среды. 3. Закон конкурентного исключения определяет взаимодействие: а) между отдельными организмами и окружающей средой; б) между особями одной популяции; в) между двумя видами, занимающими одну экологическую нишу. 4. Являются ли законы Б. Коммонера строго научными законами: а) да; б) нет; в) это понятия из разных отраслей экологии. 5. Основной закон экологии определяет: а) направленность развития экосистем; б) взаимоотношения в системе «организм-окружающая среда»; в) взаимоотношения между популяциями. 6. Расставьте последовательно основных действующих участников биологического круговорота: автотрофы, консументы, редуценты, гетеротрофы, отходы, продуценты, деструкторы. 7. При использовании человеческим обществом природных ресурсов, Правило 10 %: а) действует; б) не действует; в) частично действует. 8. Что надо сделать, чтобы замкнуть ресурсно-технологический цикл: а) создание новых веществ; б) сокращение населения; в) сохранение биоразнообразия; г) создание новых видов редуцентов; д) безотходное производство. 9. Биологический круговорот и ресурсно-технологический цикл: а) не тождественные понятия; б) тождественные понятия; в) это понятия из разных отраслей экологии. 10. Круговорот токсических элементов и радионуклидов отличается от круговорота различных природных веществ: а) да; б) нет. в) не в полной мере. Тест №3. Учение о биосфере и концепция ноосферы. 1. Какие определения биосферы более объективны: а) совокупность всех живых организмов на Земле; б) сфера господства разума; в) сфера единства живого и неживого; г) сфера разумного взаимодействия человека и природы. 2. Эволюция биосферы связана с ее усложнением, что выражается в: а) увеличении разнообразия живых существ; б) возрастании организованности живого; в) увеличении количества живых существ; г) расширении сферы распространения живого; д) переходе биосферы в ноосферу; г) расширении границ биосферы. 3. Основоположником учения о биосфере является: а) Зюсс; б) Вернадский; в) Гумбольдт; г) Геккель; д) Тэнсли. 4. В биосфере основным типом миграции атомов является: а) химическая: б) биогенная; в) физическая; г) механическая. 5. Биосфера включает в себя все нижеперечисленные природные среды, кроме: а) гидросферы; б) верхней части атмосферы; в) верхней части литосферы; г) нижней части атмосферы. 6). Элементарной структурной единицей биосферного уровня организации жизни на Земле является : а) организм; б) сообщество организмов; в) популяция; г) биогеоценоз; д) экосистема. 7) Основой энергетического функционирования биосферы является: а) атомная энергия; б) солнечная энергия; в) энергия земных недр; г) биогеохимическая энергия; д) ветровая энергия. 8. Регулятором действенной энергии биосферы является: а) литосфера; б) гидросфера; в) атмосфера; г) живое вещество; д) человечество. 9. Ноосфера по В.И. Вернадскому сформировалась на Земле: а) в результате воздействия или отражения божественного разума; б) в результате взаимодействия живого и неживого вещества; в) в результате разумного общепланетарного взаимодействия человека и природы. 10. Ограничивающими факторами перехода биосферы в ноосферу может быть: а) биосфера развивается по природным, а Ноосфера по социальным законам; б) человечество не полностью познало законы функционирования природы и общества; в) несоизмеримость скорости эволюции природы и человеческого общества; г) для построения ноосферы необходимо использование космического пространства. Тест №4. Экологические кризисы и проблемы. 1. Экологические кризисы и катастрофы: а) не тождественные понятия; б) тождественные понятия; в) это понятия из разных отраслей экологии. 2. Какие причины экологического кризиса являются наиболее важными: а.) религиозные; б.) экономические; в.) научно-технические; г.) демографические. 3.Современный глобальный экологический кризис можно назвать кризисом редуцентов, потому что: а) вымирают крупные животные; б) в окружающей природной среде происходит накопление отходов неприродного характера; в) увеличивается количество и масштабы стихийных бедствий. 4. Отношение «человек – биосфера» является проблемой: а) глобальной; б) региональной; в) локальной. 5. Проблема отходов является: а) глобальной; б) региональной; в) локальной. 6. Суть экологического ограничения экономики в том, что: а) в экономике действует правило 10 %; б) экологические проблемы сдерживают рост экономики; в) экономика и экология используют разные законы; г) причина экологического ограничения имеет социальный характер. 7. Глобальное потепление может быть обусловлено: а) сокращением озонового слоя; б) увеличением количества живого вещества биосферы; в) увеличением количества окиси углерода в атмосфере; г) сокращением биоразнообразия 8. Назовите основные глобальные проблемы: а) проблема «озоновых дыр»; б) глобальное потепление; в) сокращение биоразнообразия; г) трансграничные переносы загрязняющих веществ. 9. К глобальным экологическим проблемам не относятся из нижеперечисленных. а) истощение озонового слоя; б) парниковый эффект; в) загрязнение международных вод; г) демографическая проблема; д) сокращение биоразнообразия.
Тест №5. Введение в социальную экологию и экологию человека. 1. Понятия «экосистема» и «социоэкосистема» взаимосвязаны между собой или различаются: а) да; б) нет. 2.Социальная экология и экология человека различаются потому что: а) различен объект исследования; б) в экологии человека человек рассматривается с биологических позиций; в) социальная экология является частью экологии человека.
а) алармистское направление в экологии; б) оптимистическое направление в экологии; в) биосфероцентристское направление в экологии; г) социоцентристское направление в экологии. 4. Концепция устойчивого развития может быть реализована только при: а) экономии природных ресурсов; б) при резком сокращении загрязнения окружающей среды; в) при рациональном использовании природных ресурсов, которых должно хватить не только нынешнему, но и будущим поколениям.
6. Основные принципы гармоничного взаимодействия человека и природы это: а.) энергосбережение; б.) регулирование численности населения; в.) ресурсосбережение; г.) природопользование с учетом законов экологии; д.) глобальный социальный прогресс;
а) закон толерантности; б) концепция лимитирующих факторов; в) закон лимитирующих факторов Ю. Либиха; г) соответствия природы и общества; д) правило 10 %.
^ 1. Система мониторинга природной среды – это: а) систематическое наблюдение, анализ, оценка состояния и изменений окружающей среды; б) систематическое наблюдение, анализ и оценка состояния и изменений в системе «общество-природа»; в) систематическое наблюдение, анализ и оценка состояния и изменений в популяциях. 2. Экологическая безопасность, это когда: а) экологическое состояние территории оптимальное и не требует воздействия внешних и внутренних факторов; б) экологическая ситуация территории выходит за пределы допустимых параметров; в) экологическое состояние требует неотлагаемого воздействия внешних и внутренних факторов. 3 Экозащитная техника и технологии применяются для: а) борьбы с вредителями сельского хозяйства; б) уменьшения зон действия травмирующих факторов; в) с перенаселением живыми организмами тех или иных территорий. 4.. Основополагающими принципами международного экологического сотрудничества являются: а) приоритет каждого государства в использовании и охране его собственных природных ресурсов; б) примат международного права в этом деле; в) использование природных ресурсов только в интересах нынешних поколений. ^ 1.Деградация земель в Волгоградской области обусловлена следующими причинами, кроме: а) часто повторяющимися засухами и суховеями; б) сильные пыльные бури; в) водная и ветровая эрозия; г) интенсивное развитие промышленности; д) высокая распаханность земель сельскохозяйственного назначения. 2. Повторяемость засух в Волгоградской области составляет: а) не более одной засухи в десять лет; б) не более одной засухи в сто лет; в) две засухи за десять лет. 3. Ведущими источниками загрязнения атмосферы в г. Волгограде являются: а) воздушный транспорт; б) теплоэлектроцентрали; в) химические предприятия; г) металлургические предприятия; д) автомобильный транспорт. 4. Природными парками в Волгоградской области являются все, кроме: а) Нижнехопёрского; б) Донского; в) Эльтонского; г) Жигулёвского; д) Щербаковского. 5. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха фтористым водородом является: а) АО «Волгоградский тракторный завод»; б) ООО «Волжский абразивный завод»; в) АО «Волгоградский алюминий»; г) АО «Пивовар». 6. Несмотря на значительное сокращение объёмов производства за последние 15-20 лет существенного улучшения качества природных вод : а) не произошло; б) произошло; в) осталось прежним. 7. Наибольший уровень атмосферного загрязнения в г. Волгограде характерен для: а) южной промышленной зоны; б) центральной части города; в) северной промышленной зоны; г) западной части города. 8. Основными экологическими проблемами Волгоградской области являются все нижеперечисленные, кроме: а) загрязнение атмосферы; б) загрязнение поверхностных вод; в) деградация почвенного покрова; г) деградация озонового слоя; д) сокращение биоразнообразия. 9. Процессы опустынивания являются в Волгоградской области: а) широко распространёнными; б) частично распространёнными; в) не типичными. 10. Субмеридиональное вытянутое положение г. Волгограда: а) способствует накоплению загрязняющих веществ в пределах городской черты; б) способствует «продуванию» города; в) не оказывает особого влияния на экологическую ситуацию в городе. |
![]() | Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует... | ![]() | ... |
![]() | Экология наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой | ![]() | Предмет, задачи, структура и методы прикладной экологии. Место прикладной экологии в системе наук. Экологизация |
![]() | Понятие экологии, предмет, объект исследования. Охрана окружающей природной среды | ![]() | Понятие и предмет экологии. Структура современной экологии. Компоненты биосферы, биогеоценоз |
![]() | Биологическое разнообразие планеты. Типы биоразнообразия. Причины сокращения биоразнообразия на планете | ![]() | |
![]() | Основные термины и понятия биогеографии: фауна и флора, растительность (растительный покров) и животное население, биом, биоценоз... | ![]() | Центр экологической информации Научной библиотеки (ауд. 1237) предлагает студентам –дипломникам 2012 года и всем заинтересованным... |