Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада




Скачать 275.05 Kb.
НазваниеПрограммы для детей подготовительной к школе группы детского сада
страница1/3
Дата публикации21.02.2014
Размер275.05 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Биология > Программа
  1   2   3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

К ШКОЛЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

(седьмой год жизни)
Программа образовательной работы с группой умствен­но одаренных детей седьмого года жизни продолжает основные направления занятий, начатые с детьми шестого года жизни. Она также ориентирована на развитие умственных способностей детей и их познавательной направленности.

Как и в программе для предыдущего возраста, при отборе программного материала в первую очередь учиты­валось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Для детей подготовительной к школе группы, как и для детей старшей группы, такими средствами, прежде всего, служат наглядные модели.

В подготовительной к школе группе овладение наглядным моделированием включает в себя несколько линий.

Первая линия — это расширение диапазона моделируемых отношений, начатое в старшей группе. Наглядные модели, используемые на занятиях, отображают пространственные, временные, логические и другие отношения.

Вторая линия — развитие степени обобщённости моделируемых отношений внутри каждого их типа. В подготовительной группе дети овладевают моделями, имеющими обобщенный смысл и отображающими не единичные ситуации, а существенные черты многих объектов и ситуаций (например, круги Эйлера на занятиях по логике моделируют отношения между самыми различными предметами ).

Третья линия - изменение самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. В подготовительной группе дети уже свободно переходят от моделей, имеющих иконический характер, т. е: сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами, к моделям, представляющим собой условные изображения отношений (числовая ось, модель звукового состава слова и т. п.).

В подготовительной группе происходит интериоризация действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план. Овладение построением моделей велючает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.

В подготовительной к школе группе продолжается усвоение различных форм символизации, которое является основанием для развития творческих способностей. Во многих разделах программы детям прямо предлагаются задачи, направленные на развитие воображения.

Центральную задачу развития художественных способностей авторы видят в развитии эмоциональной отзывчи­вости на средства художественный выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

Общие рекомендации по проведению занятий с детьми подготовительной группы те же, что и по проведению занятий в старшей группе.

^ Ознакомление с пространственными
отношениями

Второй год обучения детей связан с расширением многих представлений по ориентировке в пространстве. Дети ориентируются в пространстве, выходя за рамки непосредственного знакомого пространственного окруже­ния. Поскольку сам пространственный опыт детей ограничен в силу их возраста, а также возможностями взрослых по организации такого опыта, рассмотрение вопросов ориентировки производится в основном вне непосредствен­ных практических действий детей. Однако именно такой тип обучения дает наибольший эффект в плане умственно­го развития.

Так, дети учатся с помощью карт и схем ориентиро­ваться в городе, где они живут (узнают о расположении центральных улиц, площадей, основных строений города). Затем, опираясь на умение пользоваться картами и схемами, дети приобретают возможность «посещения» других городов, знакомства с различными типами их застроек.

В подготовительной к школе группе продолжается знакомство с разными типами изображений, принятыми в картографии; знакомство с разными типами карт (физическими, политическими и т. д.). Умение понимать такие карты дает возможность детям «путешествовать» по различным регионам нашей страны, а также по другим странам нашего континента и по другим частям света.

Продолжается знакомство детей с понятием масштаба, с компасом, а также осуществляется знакомство с использованием системы координат.

Такая работа с одаренными дошкольниками приводит к существенным сдвигам в умственном развитии детей, дает широкий перенос возможностей разных форм ориентировки в другие виды их деятельности, обогащает свободные игры детей и часто приводит к возникновению таких форм пространственных представлений, которые порой недоступны и взрослым (например, умение читать` карты и пр.).

Для работы с детьми необходимо иметь карты района, в котором находится детский сад, карты города, где живут дети, планы-схемы основного транспорта в городе — метро, автобусов, трамваев — в одном и разных масштабах с имеющимися картами города. Карты нескольких других городов, где осуществлялись разные типы застройки. Физические карты нашей страны, ближнего эарубежья, Европы, мира. Стенд для укрепления этих карт. Глобус, компасы, бумагу, карандаши. Наборы картинок или фотографий с изображениями основных зданий в крупнейших городах нашей страны и других

странах.

Желательно иметь возможность осуществлять поездки по городу. Хорошо их проводить на своем транспорте с учетом возможности выхода детей на улицу и более подробного знакомства с достопримечательностями своего города.

^ Развитие элементов логического мышления
Настоящая программа предполагает дальнейшее ознакомление старших дошкольников с понятийными отношениями, обучение моделированию этих отношений, развитие логических форм мышления.

В работе по этой программе можно выделить три части.

В первой части дети продолжат знакомство с новыми, более сложными отношениями между понятиями (по сравнению с отношениями несовместимости, соподчинения и подчинения) — отношениями пересечения объемов понятый. (Моделировать эти отношения позволяют знакомые детям круги Эйлера.) Сущность и сложность этих отношений за­ключаются в том, что объем одного или нескольких видовых понятии входит в объемы двух других родовых понятии. Например, понятие «лошадь» по объему входит и в понятие «дикие звери», и в понятие «домашние звери».


С помощью кругов Эйлера эти отношения моделируются как два пересекающихся круга. Первый круг обозначает родовое понятие «дикие звери», второй круг — родовое понятие «домашние звери», в область пересечения входит видовое понятие «лошадь». (Особенности построения кругов Эйлера сохраняются.) При обучении используется та же последовательность занятий, что и при обучении детей работе с отношениями подчинения, соподчинения и несовместимости. Сначала воспитатель строит модель на основе проведенной детьми классификации наглядного или словесного материала и объясняет значение модели — пересекающимися кругами обозначены родовые поня­тия, объемы которых пересекаются, а часть видовых понятии (круги меньшего размера) относится и входит в объёмы родовых понятии.

На следующих занятиях дети после классификации наглядного материала сами будут строить модель отношений между понятиями, включающими отношения пересечения.

^ Вторая часть обучения включает задания, на которых дети будут знакомиться с другим способом графического отображения понятийных отношений при помощи «классификационного древа».

Этот тип модели имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия - точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими родовые понятия с видовыми.

Например, модель отношений между понятиями «человек», «мужчина» , «женщина» будет выглядеть так:


Усвоение этой формы модели происходит с опорой на предварительно построенную модель тех же отношений в форме кругов Эйлера. Знакомая детям модель позволит выделить отношения между понятиями, которые им предстоит отобразить посредством классификационного древа, соотнести новую форму модели со знакомой и понять структуру классификационного древа.

^ Третья часть направлена на углубление понимания детьми структур обеих форм модели и совершенствование умения использовать любую из них для решения логичес­ких задач.

В целях обучения детей пониманию отношений между понятиями по содержанию применяется разработанная и использованная ранее система схематических обозначений содержаний понятии.

Первые несколько занятий необходимо посвятить по­вторению пройденного детьми в первый год обучения, проверить успешность самостоятельного построения модели понятийных отношений в форме кругов Эйлера.

^ Развитие речи и ознакомление

с художественной литературой
В процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной к школе группе с умственно одаренными детьми продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в старшей группе.

^ Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Как и в старшей группе, произведе­ния подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности, произведениями — продуктами человеческой культуры, явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания, с одной стороны, и по некоторому соответствию содержания временам года, с другой. Эта работа в основном проводится в свободное от

занятий время во вторую половину дня. Одна из основных линий работы —развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы.

Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста. Естественно, что для детей подготовительной группы рекомендуются более сложные произведения, чем для детей старшей группы. Однако вполне допустимо повторение произведений, прочитанных в старшей группе, их обыгрывание и обсуждение. Часть произведений может быть рекомендована для чтения дома.

Так же, как и в старшей группе, особое внимание при работе с умственно одаренными детьми уделяется не усложнению содержания литературы, а пониманию и проживанию прочитанного. Это достигается, прежде всего, путем собственного выразительного чтения детьми произведений или их частей, разыгрывания в играх-драматиза­циях, обсуждения отдельных произведений.

^ Второе направление: освоение средств литературно‑речевой деятельности. Как и в старшей группе, сюда включается ознакомление детей со средствами художест­венной вы разительности; овладение лексической и грамматической культурой; развитие связной и выразительной речи. В силу того, что умственно одаренные дети отличаются, как правило, высоким уровнем развития речи, основное внимание уделяется созданию ситуаций, требую­щих от детей развернутых и выразительных рассказов (пересказ сказок, беседы, сочинение собственных произведений). Кроме того, уделяется внимание обогащению речи средствами художественной выразительности.

По этому направлению осуществляется следующая работа.

— Ознакомление детей со средствами художественной. выразительности. В старшей группе с детьми уже проводилась специальная работа по развитию умения использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные (цвет, форма, величина, материал), так и ненаглядные (грустный, веселый, добрый) свойства объектов. Кроме того, с детьми проводилась работа по ознакомлению со сравнениями, антонимами и синонимами.

В подготовительной группе продолжается и углубля­ется работа по ознакомлению детей с указанными средствами художественной выразительности. Эти средства выделяются в произведениях художественной литературы, а также используются детьми в специальных играх, упражнениях в ответах на вопросы (как часть занятий).

— Построение развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного и рассказов самого ребенка. Сюда включается пересказ прочитанного, рассказывание придуманных эпизодов знакомых сказок и сочинение собственных.

В подготовительной к школе группе особое внимание уделяется рассказыванию по представлению, без опоры на предметы (картинки, игрушки).

Сюда же включаются беседы с детьми на интересую­щие их темы; обсуждение событии, происшедших дома и в детском саду.

— Эмоционально выразительное чтение и рассказыва­ние. С одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, с другой - участие в драматизации произведений детской художественной литературы, тре­бующее от детей интонационной и мимической вырази­тельности.

В подготовительной группе детям даются для драматизации более сложные произведения, и от них требуется большая самостоятельность при организации игр-драматизаций и исполнении более сложных индивидуальных ролей.

^ Третье направление: развитие умственных способнос­тей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и воображения детей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом.

— Развитие у детей умения самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. При этом если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в основном в процессе совместной деятельности (составляли одну общую модель сказки), то в подготовительной группе эта работа осуществляется как в совместной деятельности, так и индивидуально (каж­дый ребенок составляет собственную модель). На завершающем этапе осуществляется переход к планиро­ванию пересказа сказки без помощи наглядной модели и последовательному пересказу без опоры на внешние вспомогательные средства.

— Развитие умения строить и использовать простран­ственные модели при планировании и проведении игр-дра­матизаций. В подготовительной группе от планирования игры с опорой на заместители дети переходят к планиро­ванию в умственном плане и самостоятельному распределению ролей, расстановке действующих лиц и «декораций» на игровой площадке.

— Развитие способности к реализации образов вооб­ражения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных пла­нов-моделей. По сравнению с подобными занятиями в старшей группе в подготовительной группе проходит их усложнение: вводится большее количество заместителей, заместители меняются по своим параметрам (цвет, форма, величина), увеличивается количество эпизодов в сказке.

В основном все задания на развитие воображения в подготовительной группе направлены на формирование у детей умения свободно комбинировать образы отдельных объектов и целостных сюжетов, наполнять новые образы различными деталями.

Предполагается, что по окончании занятий дети смогут сочинять достаточно оригинальные, сюжетно оформленные истории и сказки на любую тему.

— Активное использование понимания обобщенного смысла сказок в собственном творчестве. Если в старшей группе дети подходили к пониманию обобщенного смысла сказок и отдельных персонажей в знакомых произведениях, то теперь дети начинают использовать подобные обобщения в собственных сочинениях (сказки про дружбу, про хитрость и т. п.).

Большинство занятий в подготовительной группе, как и в старшей, проводится по подгруппам. Используются самые разные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещения по комнате в ходе игр-драматизаций и игровых упражнений.

Так же, как и в старшей группе, используется литературно-игровая деятельность, в процессе которой дети «проживают» ситуацию сказки, выполняя при этом различные развивающие задания. С этой целью в занятия

вводятся такие персонажи, как Баба Яга и Сказочник. занятия такого типа следует гибко изменять, чтобы они не надоедали детям, но поддерживали их интерес к литературно-художественной деятельности.

Если воспитатель не может найти указанные в программе произведения, он может заменить их другими, подходящими к основным направлениям работы с детьми и возрастным возможностям детей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconПрограммы для детей старшей группы детского сада
Программа предназначена для образовательной работы с группой умственно одаренных детей шестого года жизни. Ее использование требует...

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconКонкурс "Эмблема детского сада"
Цель конкурса – разработка эмблемы для дальнейшего её использования в качестве символики детского сада

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconПрограмма средней группы детского сада
«школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы...

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconОрганизация коррекционно-педагогического процесса в детском саду...
В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой...

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconТренинг "технология преподавания детской йоги"
На тренинге можно будет купить и заказать учебные программы для учащихся начальной и основной школы, дающие право официального преподавания...

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconПубличный доклад
Государственного бюджетного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1281

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconПоложение об областном конкурсе детского литературного творчества «Мир природы глазами детей»
Конкурс детского литературного творчества проводится Тверским областным Центром детского и семейного чтения им. А. С. Пушкина при...

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconКонспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы...
...

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconОтвет прокуратуры г. Нижнекамск ( №1935н13 от 20. 12. 2013 )
Ваше заявление по вопросу повышения размера родительской платы за посещение детьми детского сада прокуратурой города рассмотрено

Программы для детей подготовительной к школе группы детского сада iconРекомендации по профилак­тике детского травматизма
По прибытии детей к месту сбора для отправки в центр врач и медицинская сеара проводят осмотр кожных покровов детей, термометрию...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов