Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности




Скачать 166.15 Kb.
НазваниеЛекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности
Дата публикации21.08.2013
Размер166.15 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Биология > Лекция
Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального


  1. Биологическая подструктура личности.

  2. Психологическая подструктура личности.

  3. Жизненный путь личности



1. Биологическая подструктура личности.

Субъектом исследования психологии является человек как носитель сознания, самосознания, как личность. Для психологического анализа личности следует разграничивать понятия "личность", "индивидуальность", "индивид", "человек".

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способный создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе деятельности.

Индивид – это отдельный представитель человеческого общества.

Индивидуальность – своеобразное, неповторимое сочетание особенностей индивида.

Личность – субъект активной деятельности, преобразователь внешнего мира и себя самого, носитель сознания и самосознания. Выделение ребенком своего Я из не-Я – есть основной критерий начала формирования и самосознания личности. Сознание при этом понимается не как пассивное созерцание, а как активное качество, дающее человеку возможность преобразовывать мир. Л.С. Рубинштейн отмечал, что изучение психического облика личности, включает три основных вопроса. Первый – чего хочет, что для него привлекательно, к чему человек стремится? Это вопрос о направленности, установках, интересах, идеалах, потребностях. Второй – а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как индивид их реализует и использует, нужно знать, что он есть…

Согласно концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова, многообразие свойств и особенностей личности можно объединить в четыре подструктуры. Первая (низшая) биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные половые свойства психики, свойства высшей нервной деятельности. Вторая подструктура – психологическая включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные процессы ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли. Третья подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, т. е. социальный опыт личности. Высшим уровнем личности является направленность, синтезирующая все три предыдущих уровня и включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Выделение этих подструктур относительно условно. Следует отметить, что все элементы структуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как уже отмечалось, к биологической подструктуре личности относятся половозрастные свойства нервной системы, патология строения организма. Б.Г. Ананьев отмечал, что интеграция биологически обусловленных свойств представлена в темпераменте и задатках, которые также входят в структуру личности.

В обыденном сознании людей господствует представление, что половая принадлежность дана человеку чисто биологически. Безусловно, при отсутствии биологически заданных программ развития половая социализация просто бы не имела предмета, но реализация программ невозможна вне социализации, которая определяет как само развитие, так и психосексуальную дифференциацию. Половозрастные закономерности формирования личности проявляются в интериоризации существующих в культуре полоролевых стереотипов, проявляющихся в поведении людей. В обобщенной форме эти стереотипы представлены категориями "женственность – мужественность", "зависимость – независимость". Мужчина – сильный, независимый, активный, рациональный, агрессивный, ориентированный на индивидуальные достижения. Женщина – слабая, эмоциональная, зависимая, ориентированная на других. Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Исходя из своих представлений о качествах характера для мужчин и женщин, родители (воспитатели) зачастую, сами того не сознавая, поощряют проявление именно этих специфических черт.

Полоролевое воспитание осложняется тем, что практически все, с кем ребенок больше всего проводит время, – это женщины (воспитатели, врачи, учителя). В итоге мальчики и девочки знают о мужском поведении мало, но испытывают сильное давление со стороны взрослых в направлении формирования полоспецифического поведения. В сочетании с недостатком полоролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчики, например, вынуждены строить свою половую идентичность на негативном основании – не быть похожим на девочек, не участвовать в женских играх. При этом часто ребенок имеет мало возможностей проявить свою мужественность (двигательную активность, самостоятельность, агрессивность и т. д.). Взрослые не поощряют мужские проявления (нельзя драться), но наказывают за женские (нельзя плакать).

Начиная с 1980-х гг. появилось много работ, посвященных изучению гендерных различий не только на поведенческом уровне, но и на уровне ценностных ориентаций, познавательной деятельности и т. д., которые подтверждают влияние половых различий на проявление личности.

Проявления личности во многом зависит от возраста человека. Моментом зарождения личности является осознание ребенком своего "Я", активно противостоящего "не - Я", которое проявляется в использовании местоимений "я сам", "мой". В общении, сотрудничестве со взрослыми происходит развитие самосознания ребенка, быстрое и в то же время неравномерное развитие различных психических функций, появляется интерес к людям, общительность, подражание, начинают формироваться нравственное поведение и самооценка. Адекватность оценочных суждений определяется оценочной деятельностью родителей, воспитателей в различных видах деятельности. Дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Формируются как общие, так и специальные способности к изобразительной, вокальной, хореографической и другим видам деятельности. Развиваются личностные свойства, которые проявляются в общении, познании, деятельности, формируется готовность к школе. Школьный онтогенез охватывает периоды: младший школьный возраст – 6–10 лет, младший подростковый – 11–13 лет, старший подростковый – 14–15 лет, юношеский – 16–18 лет. Каждый из них имеет свои особенности.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, уравновешен, мало заботится о своей внешности. К 11 годам меняется поведение, ребенок становится импульсивным, наблюдается частая смена настроения. Идет развитие волевой сферы. Авторитарность со стороны родителей, взрослых порождает замкнутость, неискренность, агрессивность. В то же время, доверительные отношения между родителями и подростком развивают у него самоуважение, чувства достоинства, эмоционального комфорта.

В 12-13 лет импульсивность у подростков частично сглаживается. Он становится более инициативным, начинает заботиться о своей внешности. Бурно развивается сознание и самосознание, растет интерес к себе, появляется самокритичность, меняется отношение к родителям.

Продолжение полового созревания вызывает колебания настроения. Дисгармония физического и психического облика в этот период проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается как напряженный и конфликтный. Подростковый кризис – один из самых сложных кризисов развития личности. Вообще кризисы определяются изменением системы мотивов – их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых. Для подростка перестройка на системы мотивов проявляется в ориентации на мнение сверстников, а не родителей, на самооценку, склонность сопоставлять себя с другими. Для 15 летнего возраста характерен максимализм самостоятельности. Очень важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Главная особенность юношеского возраста – осознание индивидуальности, неповторимости. Усиливается потребность в общении и одновременно повышается избирательность. Огромную роль в формировании личности в этот период играет дружба. Важным фактором формирования личности является необходимость самоопределения, когда формируется жизненная смелость и независимость, ответственность за себя и других.

Итак, каждый возрастной период играет определенную роль в формировании и проявлении личности. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.

К биопсихологической подструктуре личности К.К. Платонов относит также свойства нервной системы: скорость, уравновешанность, силу нервных процессов. Сила нервной системы определяется способностью выдерживать большие и сильные нагрузки. Слабая нервная система таких нагрузок не выдерживает. Уравновешенность нервной системы - это баланс нервных процессов возбуждения и торможения. Скорость - временный показатель смены нервных процессов (возбуждения и торможения и наоборот). Сочетание свойств нервной системы дает различные типы высшей нервной деятельности (ВНД). И.П. Павлов выделил около 24 типов, но наиболее часто встречаются четыре типа: сильный – неуравновешенный; сильный – уравновешенный – подвижный; сильный – уравновешенный – инертный; слабый. При этом существует прямая связь между типом ВНД и темпераментом.

Таким образом, биологическая подструктура личности является одним из условий, факторов и механизмов формирования и проявления личности.


^ 2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). Следует отметить, что все познавательные процессы неразрывно связаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности.

Познание воздействий окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивных процессов (ощущение и восприятие), мнемических (процессы памяти), интеллектуальных (мышление и воображение). Все эти процессы относятся к познавательным психическим процессам.

Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими предметами, явлениями, вещами.

Структура приема информации состоит из следующих этапов:
Р ОЧ  НИ  ГМ  ОЩ  ЦВ  (ЭП)  ОП  (М)  (ОС).
Рассмотрим функционирование этой структуры. Раздражитель (^ Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате, возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который затем сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М), происходит осмысление понимания информации (ОС).

Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и другим.

Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.

Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако, ощущение – только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение.

Психический образ формируется на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция – это процесс обработки сенсорной информации.

Выделение двух стадий обработки информации – сенсорных и перцептивных процессов – во многом является абстрактным, их часто трудно отделить друг от друга.
^ 2.3.3. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

Жизненный путь – индивидуальная история личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев "субъективная картина жизненного пути строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах". Специфика жизненного пути состоит в его исторической природе, понимаемой как включенность жизни человека в исторический процесс. По этому поводу

С.Л. Рубинштейн пишет: "Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам пишет историю". И чтобы понять свой жизненный путь, человек должен рассмотреть и ответить на вопросы: "Кем я бы был? Что я сделал? Кем я стал?"

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, чтобы сделать что-либо значительное, нужно иметь внутренние возможности для этого. Однако, эти возможности и потенции глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того, как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, он через них растет и формируется.

Когда мы видим, как много самого себя вложил человек в то, что он сделал, мы чувствуем, что за делом стоит человек, личность которого представляет собой интерес. Таким образом, "в деятельности человека, в его делах практических и теоретических, – отмечает С.Л. Рубинштейн, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется". В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Первой и наиболее крупной по своему теоретическому потенциалу была постановка проблемы жизненного пути Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

  • исследование объективных условий жизни, основных событий жизни и поведения в этих условиях (биолого-биографический аспект);

  • изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека (историко-психологический аспект);

  • исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности (психолого-социальный аспект).

Движущей силой развития личности является, по мнению Ш. Бюлер, врожденное стремление к самоосуществлению, самоисполнению – реализация "самого себя". Понятие самоосуществление близко по смыслу к понятию самореализации. Но самореализация является лишь началом самоосуществления.

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.

Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) считается периодом предществующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

Вторая (от 16–20 до 25–30 лет) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т. е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

^ Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

^ Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.

^ Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец.

Все циклы жизненного пути взаимосвязаны. Факт начала деятельности имеет фундаментальное значение для жизненного пути личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев, развитие человека от рождения до зрелости совпадает со сменой воспитания, образования и обучения формирующейся личности и перспективно ориентировано на подготовку человека к самостоятельной жизни. В генетическом отношении эта подготовительная фаза очень важна, так как воспитание есть основная форма социального управления процессом формирования личности, субъекта познания и поведения. "В этот период формируется и готовность человека к самостоятельному труду, самоуправлению".

Наиболее детально разработанная и признанная в психологии периодизация жизненных циклов принадлежит Э. Эриксону, который выделяет в жизненном пути личности восемь стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом, который является поворотным моментом в жизни, возникающим в результате достижения определенного уровня психического развития и изменения отношений с окружающими людьми и миром. Вследствие этого человек приобретает нечто новое, характерное для данного цикла развития личности. Сами эти личностные новообразования возникают не на пустом месте, их появление подготовлено на предшествующих стадиях развития личности.

Формируясь, личность приобретает не только достоинства, но и недостатки. В своей концепции личностного развития Э. Эриксон описывает лишь крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они встречаются редко, но зато вмещают возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

В соответствии с теорией Э. Эриксона, основы личностного развития закладываются на первой стадии (стадии доверия – недоверия), которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период развивается социальное взаимодействие, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Степень доверия зависит от проявляемой к ребенку заботы, ласки, внимания к его потребностям и т. д. Отсутствие любовной заботы, должного внимания и ухода вырабатывают недоверие, боязливость и подозрительность. Доверие-недоверие ребенок несет с собой в другие стадии развития, и на последующих стадиях ребенок может преодолевать первоначальную недоверчивость, но может и потерять доверие к другим.

^ Вторая стадия (автономии стыда) длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период на основе развития моторных и психических способностей развивается самостоятельность ребенка. Он все стремится делать сам, проявляет активность. Главный позитивный результат развития на этой стадии – достижение чувства независимости. Но жизненная активность может быть и небезупречной, в результате чего ребенок сталкивается с неодобрением со стороны окружающих. Слишком строгий или непоследовательный внешний контроль заставляет ребенка усомниться в значимости своей личности, формируют застенчивость, сомнение в своих силах и чувство стыда.

^ Третья стадия (инициативы – вины) начинается примерно в четыре года (до 6 лет). В этот период у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Интенсивно развивается познавательная активность ребенка, любознательность. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию инициативы. Но если родители показывают ребенку, что его инициатива, любознательность нежелательна и вредна, игры бестолковы, вопросы назойливы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины и покорность в следующие стадии.

^ Четвертая стадия (трудолюбие или чувство неполноценности) длится примерно с шести до одиннадцати лет. В этот период ребенок включается в систематическую организованную деятельность, которую осуществляет самостоятельно. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание, заслужить одобрение, осуществляя учебную, трудовую деятельность. У него развивается трудолюбие. Но если у ребенка не формируется трудолюбие, то уровень развития навыков учебной, трудовой деятельности ниже, чем у других, низкий статус в ситуациях совместной деятельности способствует появлению чувства неадекватности, некомпетентности и неполноценности.

^ Пятая стадия (идентификация личности или ролевая неопределенность). При переходе на пятую стадию (12–18 лет) подросток созревает физиологически и психически, у него формируются новые взгляды на мир, новый подход к жизни и себе. Идет активный поиск себя, проигрывание различных ролей. В поисках личной идентичности человек решает, что является для него важным, вырабатывает нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан с осознанием собственной ценности и компетентности, развитием планов на будущее. Если человек успешно справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Неспособность к идентификации может привести к статусной неопределенности, путанице ролей, неуверенности в себе, проблемам в самоопределении.

^ Шестая стадия (близость–изоляция) начинается в 20 и завершается к 45 годам. Под близостью Э. Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом человеке, устанавливать доверительные отношения, любить. Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно человек прошел другие стадии. Социальные условия могут облегчить или затруднить достижение близости. Но если человек не достигает близости, уделом его становится одиночество – такое состояние человека, при котором ему не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Седьмая стадия (общечеловечность – самопоглощенность). Эта стадия охватывает период от 45 до 60 лет. Общечеловечностью Э. Эриксон называет способность человека интересоваться другими людьми, задумываться над жизнью грядущих поколений. Человек испытывает гордость за своих детей, удовлетворенность полноценной и разнообразной жизнью, он творчески работает над собой. Этот период отличается высокой продуктивностью в самых разных областях. Тот же, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается на самом себе, главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт.

^ Восьмая стадия (полнота жизни–отчаяние) переживается во время старения, после 60 лет. Это стадия достижения человеком цельности, ощущения им полноты и полезности прожитой жизни и осознание того, что жизнь прошла не зря. Смерть неизбежна, но не страшна. Если человек не удовлетворен прожитой жизнью, осознает бессмысленность своего существования, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии.

Б.Г. Ананьев отмечал, что стремление выразить вехи жизненного пути личности в хронологических датах оправдано. Каждая фаза жизненного пути: подготовительная, старт, кульминация, финиш – характеризуют изменение субъекта деятельности, личности. Однако, условность средних величин кульминации не требует доказательств. Снижение продуктивности деятельности ученого, художника, инженера, писателя и т. д. может быть временным, и после снижения или творческого упадка наступает новый подъем, новая кульминация. Кроме того, существует определенная зависимость кульминации от старта, а старта от воспитания личности. В такой же мере можно предположить наличие связи между кульминацией и финишем.

Жизненная периодизация личности и ее жизненные структуры зависимы от самой личности, от ее возможностей и смысла жизни. Смысл жизни – это обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни, т. е. концепция жизни человека.

Осуществление личностью своих жизненных планов, задач является самоактуализацией личности. Самоактуализация – это "полное использование талантов, способностей, возможностей и т. д." – отмечает А. Маслоу. Он писал: "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято". Он называет характеристики самоактуализировавшейся личности:

  • более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения к ней;

  • принятие себя, других, природы;

  • спонтанность, простота, естественность;

  • центрированность на задаче ( в отличие от центрированности на себе);

  • автономия, независимость от культуры и среды;

  • постоянная свежесть оценки;

  • чувство сопричастности, единения с другими;

  • более глубокие межличностные отношения;

  • различие средств и целей, добра и зла;

  • философское, невраждебное чувство юмора;

  • демократическая структура характера.

Самоактуализация, как отмечает А. Маслоу, – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным.

Самоактуализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности и вместе с тем определяет ее.

Многие авторы считают, что самоактуализирующаяся личность – это человек, имеющий свободу творить себя и свою жизнь, превращая в праздник, в увлекательную игру самую рутинную деятельность. Э. Фромм определил свободу как способность совершать сознательный выбор. Одним из шагов к свободе является умение любить. Многие люди не знают, не понимают, что мы не можем любить других, пока не полюбим себя. А полюбить себя – это принять себя со всеми слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзиям, что любить можно только за совершенство, поэтому любовь заменяется властью над человеком, стремлением исправлять других.

Таким образом, позитивный жизненный путь имеет стремящаяся к самоактуализации личность, для которой характерна вера в себя, в свое Я, адекватная самооценка своих качеств, высокий уровень самоуправления своими действиями и поступками. Началом пути к самоактуализации является развитие способности к самопознанию, самоуважению и уверенности в себе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности iconЛекция личность. Развитие личности
...

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности iconЛекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности
Усвоить соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности iconЛичность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность»....
Понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». – Структура личности. – Типологии личности. – Нарушения личности

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности iconНа вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в...
Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид...

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности iconИндивид, личность, индивидуальность. Становление личности в филогенезе....
Ьев, А. Г. Асмолов). Этнопсихологические аспекты построения картины мира. (М. Коул, С. Скрибнер). Теория лингвистической относительности...

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности icon1. Человек, индивид, личность

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности iconЧеловек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой...
На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека. В качестве «частных определений» человека, имеющих...

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности icon2 взаимодействие биологического и костного вещества: состав воздуха,...
Взаимодействие биологического и костного вещества: состав воздуха, воды, происхождение почвы, их биологическая регуляция

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности iconПрактическое занятие №7по теме «Личность как система». Вопросы
Личность как субъект и как объект социальных отношений. Структура личности. Социальные типы личности

Лекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и социального Биологическая подструктура личности iconЛекция 7
Следовательно, в социологии с её подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов